Проповеди | Концентрированное Евангелие 2 (Гал. 2:17-21)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос – служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божьего, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
 
     Приходилось ли вам говорить или делать что-нибудь, не подумав? Например, вам задали неожиданный вопрос, и вы брякнули первое, что пришло в голову, а потом ходите и думаете: Ну что я такое сказал? Почему я такой бестолковый? Надо же было совсем по-другому ответить! У меня такое случается регулярно, поэтому я стараюсь меньше говорить. Но все равно, невозможно ходить и не спотыкаться. Особенно неприятно за необдуманные слова в проповеди. Поэтому я заранее пишу полный текст, а потом перечитываю, взвешивая каждое слово.
     Если поискать в Библии людей, которые говорили и делали что-то сгоряча, первым, конечно, вспомнится апостол Петр. С ним такое было не раз. Например, подошли к нему собиратели дидрахм: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» «Да», – говорит Петр, вполне уверенный, что ответил правильно, а потом идет ко Христу и узнает, что все, оказывается, далеко не так однозначно. На последней вечере он уверенно заявил: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобой, не отрекусь от Тебя». А когда несколько часов спустя к нему подошла девочка служанка, он начал «клясться и божиться», что не знает Иисуса. 
     И вот здесь, в Антиохии, Петр тоже поступил, не подумав. Его снова застали врасплох. Опять он оказался между двух огней, попал между молотом и наковальней. Притом что сам по себе он был человек незлобивый, добросердечный, но как-то постоянно умудрялся влезать в такие ситуации. В Антиохии образовалась первая церковь из язычников. Множество неевреев обратились ко Христу. Наставлять их в новой вере стали замечательные люди: Варнава и чуть позже Павел. Чему они их учили? Они проповедовали Христа. Спаситель был главным предметом их учения.
     Почему я так уверенно об этом говорю? Вот небольшой отрывок из книги Деяний: «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до… Антиохии... Были же некоторые из них киприоты и киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили эллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух об этом до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем… Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Целый год собирались они с церковью и учили немалое число людей, и в Антиохии впервые стали называть учеников христианами» (Деян. 11:19-26).
     Во-первых, киприоты и киринейцы благовествовали в Антиохии Господа Иисуса. Во-вторых, пришедший Варнава «убеждал всех держаться Господа искренним сердцем». Какого Господа? Конечно, Господа Иисуса. В-третьих, в Антиохии учеников стали называть христианами (то есть, последователями или почитателями Христа). Так их назвали посторонние люди. О чем это говорит? О том, что Христос у них всегда был на устах. Они повсюду говорили о Христе и поэтому их немного с иронией стали называть христианами, христопоклонниками. О, братья и сестры, как было бы здорово, если бы и мы стали известны тем, что ни о чем, кроме Христа, не хотим говорить!
     И вот, туда в Антиохию однажды пожаловал апостол Петр. Конечно же, его приняли с радостью. И, конечно же, будучи настоящим христианином, он ответил своим новым братьям и сестрам полной взаимностью. Он садился с ними за один стол, он приходил к ним в дома, он не видел никаких препятствий для общения с этими бывшими язычниками. Моисеев закон запрещал сообщаться с неевреями, но Петр понимал, что теперь это ничего не значит, и чувствовал себя в Антиохии вполне свободно.
     А затем через некоторое время туда же пришли другие члены иерусалимской церкви, которые были немощны в совести, но сильны в спорах. Петр знал, что они продолжают соблюдать Моисеев закон, что они сами не станут есть вместе с язычниками, и его осудят, если увидят с ними за одним столом. Потом обязательно расскажут в церкви, поднимется ропот. Ведь совсем недавно он уже слышал в свой адрес обвинение: «Ты ходил к людям необрезанным и ел с ними» (Деян. 11:3). И Петр пошел по пути наименьшего сопротивления. Он решил не подливать масла в огонь, не раздувать скандал, не провоцировать немощных, не давать повода ищущим повода. И начал «таиться и устраняться, опасаясь обрезанных». Его застали врасплох. Он не успел как следует все обдумать. В опасных ситуациях многие люди действуют рефлекторно. Порой утопающие хватаются за соломинку. Вот и Петр сделал то, что подсказал ему инстинкт самосохранения. Но он не понимал, какие последствия это может вызвать. Поэтому Павел взялся эти последствия разъяснить.
 
Возвращаясь к закону, мы объявляем себя грешниками, а Христа – служителем греха.
«Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос – служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником».
 
     Давайте попробуем проследить за мыслью Павла. Эта мысль касается не только Его и Петра, но и всех нас.
     Понимаешь ли ты, Петр, – словно говорит Павел, – какую идею ты своим поведением подал всем окружающим? Ты дал им понять, что мы с тобой грешники! Ты здесь пробыл уже столько дней и никакого закона не соблюдал. А теперь вдруг опомнился и снова вернулся к Ветхому Завету! Значит, ты все это время грешил, умышленно нарушал Божий закон! Так ты еще здесь недолго, а мы с Варнавой тут уже целый год, и тоже никакого закона не соблюдали. Значит, ты подтверждаешь, что не только ты, но и мы все отступили от закона!
     Раньше мы считали грешниками язычников, а теперь сами оказались такими. Если ты вначале отказался от Моисеева закона, а теперь снова возвращаешься к этому закону, то ты этим подтверждаешь, что ты законопреступник. «Если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником». Все, кто тебя видит, теперь думают, что когда ты ел с язычниками, то нарушал закон, совершал грех. 
     Но знаешь, что самое страшное? Не то, что мы с тобой оказались грешниками, но что Христос оказался служителем греха! Это ведь из-за Христа мы отказались от Моисея. Теперь получается, что Христос подтолкнул нас к нарушению закона! Мы сосредоточились на Нем, перестали обращать внимание на закон и стали преступниками! Получается, это Христос во всем виноват!
     И эту логическую цепочку Павел завершает своим самым категоричным высказыванием, к которому прибегал в самых крайних случаях: «Никак!» В греческом языке это крайняя форма отрицания. Примерно как наши выражения: Ни в коем случае! Никогда в жизни! Ни за что на свете! Никоим образом! Все что угодно, но только не это! 
 
     Но несмотря на эту категоричность, а также многие другие ясные заявления, что на христиан Моисеев закон не распространяется, все равно многие верующие смотрят на этот закон с сомнением. А вдруг он не отменился? А что если он все еще нужен? Нам нужно осознать следующее:
     1. Каждый раз, пытаясь исполнять Моисеев закон, мы подписываем себе приговор, объявляем себя преступниками. Потому что мы не исполняем закон во всей его полноте. Если уж исполнять, так все. Значит, нужно и обрезание, и кошерную пищу, и не бриться, и все омовения. Взялся за гуж – не говори, что не дюж! А раз всего не исполняешь, значит, преступник!
     2. Каждый раз, пытаясь исполнять Моисеев закон, мы унижаем Христа. Мы показываем, что Его заслуг недостаточно. Что Его вмененной нам праведности не хватает. Что Его смерть на кресте не полностью оправдывает нас. Что Его благодать не может нас спасти, и к ней еще обязательно нужен Моисеев закон. Павел пишет об этом: «Не отвергаю благодати Божией, а если законом оправдание, то Христос напрасно умер».
     3. Каждый раз, пытаясь исполнять Моисеев закон, мы называем Христа тем, кем Его называли враги: служителем греха, виновником нашего отступления. Ведь Христос отвлекает нас от закона. Уделяя слишком много внимания Христу, мы перестаем уделять внимание закону. «Никто не может служить двум господам», – сказал Он Сам. 
     Кстати говоря, я не раз видел тому подтверждение в законнических церквах. Чем больше церковь сосредоточена на правилах и законах, чем чаще она обращается Ветхому Завету, тем меньше там места остается для Христа. Порой о Спасителе там вообще не говорят. За все двухчасовое богослужение даже слово «Христос» может не прозвучать. Если исполнять закон, то Христос не нужен.
     И тем не менее, многие христиане сомневаются: не согрешают ли они, отказываясь от закона? Если мы перестали исполнять закон, то не стали ли мы от этого грешниками? Павел провозглашает: Нет! Мы не стали грешниками! Почему? Потому что закон не распространяется на умерших! А мы умерли.
 
Мы умерли для закона.
«Законом я умер для закона… Я сораспялся Христу».
 
     Подробнее об этой удивительной истине Павел рассуждает в седьмой главе Послания к римлянам. Он пишет там: «Разве вы не знаете, братья (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Поэтому, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейкою; если же умрет муж, она свободна от закона и не будет прелюбодейкою, выйдя за другого мужа. Так и вы, братья мои, умерли для закона телом Христовым» (Рим. 7:1-4).
     Белорусский закон предъявляет достаточно много требований к гражданам республики. Например, каждый мужчина должен находиться на воинском учете. Каждый обязан иметь паспорт. Каждый должен являться в милицию или суд по первому требованию. Каждый должен участвовать в финансировании государства путем уплаты налогов, сборов, пошлин и т.п. Но стоит человеку умереть – все, закон на него уже не распространяется. Он вычеркивается из всех списков, снимается со всех учетов и освобождается от всех обязанностей.
     Когда мы присоединились ко Христу, мы стали Его частью. А Христос официально мертв. Ему был вынесен смертный приговор и Его смерть была легальным образом зафиксирована. Он мертв для этого мира, для всех его законов. А вместе с Ним мертвы и мы, у нас, можно сказать, есть справка. 
 
     В истории не раз случались казусы, когда живого человека признавали мертвыми. Вот один такой пример:
     ««Я — живой призрак», — жалуется 63-летний румынский повар Константин Релиу. 16 марта суд отверг его доводы и признал умершим. Релиу узнал о своей смерти в январе, когда прилетел в Бухарест из Турции. Проблемы начались, как только он вышел из самолета. Его отвели в кабинет начальника пограничной полиции аэропорта. Офицер включил компьютер, показал на экран и сказал: «Смотрите: Константин Релиу объявлен мертвым по настоянию супруги». Согласно информации в базе данных, он умер пятнадцать лет назад.
     У пограничников были все основания подозревать, что Константин пытается въехать в страну по чужим документам. Они допрашивали его больше шести часов и не верили ни одному его слову. Их убедили только цифры: расстояние между его глазами оказалось таким же, как на старой фотографии в паспорте. Только после этого его согласились отпустить.
     Константин поселился с престарелой матерью в деревне недалеко от Бырлада, и конца его злоключениям не видно. «Официально я мертв, хотя и жив. У меня нет заработка, и я не могу ничего делать, потому что считаюсь умершим», — жалуется он. Искать выход из юридической трясины приходится самому: покойникам адвокаты не полагаются».
     Так вот, верующие во Христа, согласно Моисееву закону, официально признаны умершими. Именно это означают слова Павла: «Законом я умер для закона». То есть, «согласно закону, я считаюсь мертвым». Поэтому у закона ко мне претензий быть не может.
     Слушатели Павла могли на это задать каверзный вопрос: Так что, если мы теперь свободны от Божьего закона, так, получается можно грешить? Ну действительно, если теперь ничего не запрещено, значит, все разрешено? На это Павел отвечает: Разрешено, но не получится. Ведь теперь в нашем теле живем не только мы. 
 
Теперь в нас живет Христос.
«Уже не я живу, но живет во мне Христос».
 
     Давным-давно была популярна песня в исполнении Эдиты Пьехи: «В нашем доме поселился замечательный сосед». Это песня про соседа музыканта, который все время играет, и от этого у всех в доме хорошее настроение. Так вот, мы можем сказать о себе: «В нашем теле поселился замечательный сосед». Отказавшись от закона, мы не отправились в свободное плавание, не стали жить в угоду самим себе, мы связали свою жизнь со Христом. Это Он освободил нас от закона и теперь живет в нас и действует через нас. 
     Это великая истина Нового Завета. Грех уходит из нашей жизни не благодаря заповедям, не нашими усилиями, не ценой суровой борьбы. Грех уходит из нашей жизни под влиянием Иисуса Христа, Который живет в нас и устраняет все зло. 
     Представьте, что вы арендуете дом. Хозяин при заселении дал вам длинный список обязанностей: когда и как нужно убирать в комнатах, производить ремонт, мыть окна, менять постель. И вы список-то взяли, но он настолько большой и трудный, что исполнить его невозможно. И вы так прожили год и поняли, что если хозяин придет, так тут же вас выселит, потому что вы не исполнили и десятой части всех требований. Такова жизнь под законом.
     Но вот, представьте, что хозяин пришел и увидел, что вы совершенно не справились с большей частью требований, а то, что смогли сделать, сделали плохо и некачественно. Однако вместо того чтобы вас выселить, хозяин говорит: Вы не справляетесь с моими требованиями, но я не буду вас выселять. Я вместо этого подселю к вам своего сына. Он будет жить вместе с вами. Комнат много, места хватит. Но он будет вас стимулировать и мотивировать.
     И вот, вы начали жить вместе. Вопреки опасениям, молодой человек оказался прекрасным компаньоном. Он ненавязчив, несебялюбив. Он совершенно вас не ущемляет, с ним всегда легко, спокойно и радостно. И он очень положительно на вас влияет. Когда нужно убирать, он первым берется за уборку, и вы лишь помогаете ему. И любое дело он умеет организовать так, что лучше и веселее участвовать вместе с ним, а не валяться у себя на диване. Конечно, вы человек. Иногда бываете не в настроении, иногда вредничаете. Но чем больше вы с ним живете, тем больше становитесь похожими на него, тем светлее и организованнее ваша жизнь. Он прекрасный лидер и вам приятно ему подчиняться и подражать.
     Вот это и есть христианская жизнь. Это не жизнь по списку заповедей, это Христос, живущий в нас. Апостол Павел не раз писал об этом удивительном феномене – жизни Божьего Сына в нас. «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» (2 Кор. 13:5). «Какое богатство славы в тайне этой для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:27). «Если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8:10).
 
     Ладно, – могли бы выдвинуть последнее возражение слушатели Павла, – Христос живет в нас, но ведь и мы тоже живем! У нас есть плоть, которая тянет нас в грех! Что с нею делать? И на это Павел дает последний величайший ответ, который окончательно расставляет все по своим местам.
 
Мы живем верой в Божьего Сына
«А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божьего, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».
 
     Здесь очень важно правильно понимать слово «вера». Для многих наших современников «вера» – это просто убежденность. Например, верить в Бога значит быть убежденным, что Он существует. В этом смысле каждый человек во что-то верит. Одни верят в инопланетян, другие в плоскую землю, третьи в переселение душ. Но это не та вера, о которой говорит Библия.
     Хочу поделиться одной исторической справкой, которую я услышал на лекции по истории Нового Завета. Согласно этой лекции, богословская терминология Нового Завета была позаимствована из реальной жизни того времени. Те слова, которые мы теперь считаем чисто религиозными, в то время были в обиходе среди обычных людей.
     В частности, в том обществе были богатые и бедные люди. Богатым были нужны рабочие руки, а бедным были нужны покровители. И вот, между богатыми и бедными заключались договоры или заветы. Согласно такому завету, богатый человек брал на себя роль покровителя. Он назывался «господином» или «господом» (по-гречески, кириос – κύριός). Господин защищал своих подданных от разных опасностей, обеспечивал их жильем, пищей, одеждой и своим благорасположением. Все это называлось «благодать» (по-гречески, харис – χάρις). А от подданных требовалась «вера», то есть «верноподданность» (по-гречески, пистис – πίστις).
     Именно в этом смысле – верноподданности – и следует понимать слово «вера». Мы не просто верим, что Бог существует. Мы не просто верим, что Иисус – это Христос и Божий Сын. И не просто верим, что Он умер за грехи человечества. Мы выказываем Ему свою верноподданность. Мы присягаем Ему на верность. Мы вступаем с Ним в завет как с нашим Господином – и на этом основании получаем от Него благодать.
     Именно об этом пишет Павел: «Что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божьего». Я живу в подчинении, – говорит он, – я стал верноподданным Божьего Сына. Я перестал быть рабом закона, но я тут же стал рабом Христа. Я освободился от одного, чтобы покориться другому. Раньше я был обязан делать то, чего требовал Моисеев закон. Теперь я этого не обязан, но у меня появились другие обязательства. Теперь я «подзаконен Христу» (1 Кор. 9:21).
 
     Почему же апостол Павел решился на такой шаг – стать верноподданным Иисуса Христа? Ведь после этого его жизнь сильно изменилась к худшему. Раньше он был уважаемым человеком, теперь его стали презирать. Раньше он был облечен властью, теперь всем себя поработил. Раньше ни в чем не нуждался, теперь был в голоде и жажде, в труде и изнурении, на стуже и в наготе. Раньше его всюду приветствовали, теперь отовсюду гнали. На такую жизнь его обрек его Господин – Иисус Христос. Это Он послал его на вражескую территорию и заранее сообщил о бесконечных страданиях, унижениях, переживаниях и мученической смерти. Почему же Павел сменил свою прежнюю благополучную жизнь на жалкое существование?
     Он объясняет это сразу же после слов о вере: «Живу верою в Сына Божьего, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». Павел говорит: Я стал верноподданным Божьего Сына, потому что Он возлюбил меня и отдал Себя на смерть вместо меня. Я Его люблю, потому что Он полюбил меня. Я живу для Него, потому что Он умер за меня. Я все терплю ради Него, потому что Он претерпел намного больше ради меня. Глядя на Него, я не могу иначе. Думая о Нем, я не могу по-другому.
Распятый Христос пленил Павла. Жертвенная любовь Божьего Сына настолько ярко озарила его сердце, что в его глазах померкло все: закон и грех, жизнь и смерть, настоящее и будущее, судьбы мира и собственное «я». Все заполнил Христос, Который до того полюбил Павла, что отдал Себя на крест за него. Вот это и есть христианская жизнь. Многие ли люди, называющие себя христианами, понимают это? Многие ли живут так? Живете ли так вы?
 
Применение
 
     Порвите с Моисеевым законом
     Многие граждане нашей страны эмигрировали в Америку. Теперь они ездят по американским дорогам и каждый день нарушают белорусские Правила Дорожного Движения.
     Например:
- Они поворачивают направо на красный сигнал светофора.
- Они могут садиться за руль «выпивши». До одной промилле – никаких проблем.
- Сплошную линию можно пересекать, если это не создает проблем встречному потоку.
     Нарушают ли они правила? Если бы они были в Беларуси, их за такие выходки лишили бы прав и дали громадный штраф. Но они не в Беларуси.
     Нарушаем ли мы Моисеев закон? Если бы мы были в древнем Израиле, нас побили бы камнями. Но мы не в древнем Израиле. Мы во Христе. А в Нем действуют совсем другие законы и другие принципы. Нам не нужно соблюдать белорусские правила, если мы в Америке. И нам не нужно соблюдать Моисеев закон, если мы во Христе.
 
     Вступите в завет со Христом
     Если вы еще не вступили в завет с Иисусом Христом, то сделайте это скорее. И здесь я говорю не о водном крещении. Вступить в завет со Христом значит признать Его своим повелителем и покровителем, а себя – Его верноподданным. Именно это означает исповедовать Иисуса Господом. Это значит решить жить не для себя, а для Него. Преследовать не свои цели, а те, которые поставил Он. В каждой ситуации, при каждом решении, в каждом вопросе думать: чего хочет от меня мой Господь? 
     Если вы к этому не готовы, то открыто скажите, чтобы вас исключили из церкви. Можете ходить сюда как посетитель, но называться христианином и не принадлежать телом и душой Иисусу Христу, не жить для Него значит собирать себе на голову самое худшее осуждение. Очень многие люди, которые говорят о себе, что они христиане, вышли из-под господства Моисеева закона, но так и не вошли под господство Иисуса Христа. Зависли в своем собственном эгоистичном измерении, в котором они сами себе закон. Так вот, такие люди ничем не отличаются от неверующих и разделят с ними одну участь. 
     И если вы не посвящены Ему всем сердцем, то возможно, это потому, что вы Его не знаете. Откройте глаза, посмотрите на Него, возлюбившего вас и предавшего Себя за вас! Неужели это ничего для вас не значит? Неужели, глядя на Него, висящего на страшном кресте за вас, окровавленного и стонущего, облепленного мухами и покрытого плевками, вы сможете равнодушно пожать плечами, отвернуться и продолжать копаться в своем огороде?
 
     Вот что нужно сделать:
- Решить раз и навсегда жить для Христа.
- Каждый день напоминать себе, что меня любит и за меня отдал жизнь Божий Сын.
- Каждый день спрашивать себя, чего сегодня от меня ожидает Христос?
 
     Мартин Лютер: 
     Христос и моя совесть должны слиться воедино, чтобы в поле моего зрения не осталось ничего, кроме распятого и воскресшего Христа. Но если Христос отодвигается в сторону и я смотрю только на себя, то мне конец… Обращая внимание на себя и определяя, в каком состоянии я нахожусь и что я должен делать, я теряю из виду Христа, Который один есть Праведность и Жизнь. Без Него нет ни помощи, ни совета, а только отчаяние и погибель… 
     Мы должны обратить свой взгляд на бронзового змея – Христа, пригвожденного ко кресту (Ин. 3:14). Крепко прикованные к Нему взором, мы должны быть уверены в том, что Он – наша Праведность и Жизнь, и не заботиться об угрозах и ужасах Закона, греха, смерти, гнева и суда Божия. Потому что Христос, к Которому прикован наш взор, в Котором мы существуем и Который также живет в нас, есть Победитель и Господин над Законом, грехом, смертью и всяким злом. В Нем нам даруется твердое утешение и победа.
 
ФайлЗагрузить: Концентрированное Евангелие 2 (Гал. 2:17-21)

Размер файла: 31 000 Кб

Загружено: 11