Проповеди | Большие буквы (Гал. 6:14-18)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я – для мира.
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новое творение.
16 Тем, которые поступают по этому правилу, мир им и милость, и Израилю Божьему…
18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с духом вашим, братья. Аминь. 
 
     Римляне были известны своим умением кратко выражать важные истины. Мир до сих пор восхищается римскими пословицами и поговорками.          
     Memento mori – Помни о смерти
     O tempora, o mores – О времена, о нравы
     Veni, vidi vici – Пришел, увидел, победил
     Dura lex sed lex – Закон суров, но он закон
     Si vis pacem para bellum – Хочешь мира – готовься к войне
     Erare humanum est – Человеку свойственно ошибаться
 
     Среди мастеров подобных выражений особенно выделяется Сенека, римский философ, живший в I веке. Вот некоторые его высказывания:
 
     Per aspera ad astra – Путь к звездам лежит через тернии.
     До старости я заботился о том, чтобы хорошо жить, в старости думаю о том, чтобы хорошо умереть.
     Прежде чем сказать что-либо другим, скажи это себе.
     Лучшее средство от обиды – прощение. 
     Беден не тот, кто мало имеет, а тот, кто много хочет.
     Женщина может сохранить лишь ту тайну, которой она не знает.
 
     Высказывания мудрые и справедливые, ничего не скажешь. Однако во времена Сенеки жил еще один великий человек. И вот он своими высказываниями далеко обошел известного философа. Звали его апостол Павел. У него была удивительная способность вмещать величайшие и важнейшие истины в несколько слов или предложений. 
     Вот некоторые из его емких фраз:
     Кто не работает, тот и не ешь.
     Что посеет человек, то и пожнет.
     Все мне позволительно, но не все полезно.
     Но дело даже не в пословицах и поговорках. Павел обладал способностью очень компактно передавать глубокие и обширные истины. Мы это уже видели в конце второй главы, где Павел умудрился изложить Евангелие всего в семи стихах (я назвал это «Концентрированное Евангелие»). Так вот, сегодня – тот же случай. В нескольких стихах Павел ясно и емко изложил суть христианской жизни. Мы не знаем, писал он Послание к галатам сам или диктовал секретарю. Но мы точно знаем, что последние, заключительные слова Павел написал собственноручно. «Видите, какими большими буквами я пишу вам» – так начинается последний абзац. 
     Это действительно были большие буквы. И в буквальном, и в переносном значении. Как было бы хорошо, если бы христиане изучили эти стихи, запомнили их, поняли их смысл и применили к себе! 
     Я нахожу здесь четыре важнейшие истины о том, что значит быть христианином.
 
     Быть христианином – значит превыше всего ценить крест Христа
 
     14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я – для мира.
 
     В истории зафиксировано несколько случаев, когда солдатам спасала жизнь Библия. В прежние времена в некоторых армиях Библия входила в обязательный набор военнослужащего. Многие брали их с собой в бой и носили в левом нагрудном кармане. Бывали случаи, когда пули попадали в эти Библии и застревали в них. Такие Библии можно встретить в музеях в разных странах мира. А последний подобный случай произошел год назад, в Нагорном Карабахе или, как его называют армяне, Арцахе. Молодой армянский солдат носил с собой дешевое издание Нового Завета. В бою он был обстрелян, получил несколько ранений, но самая главная, смертоносная пуля попала в Новый Завет, благодаря чему солдат выжил. На фотографии видно, что Новый Завет потерт и истрепан. По-видимому, его обладатель часто читал Священное Писание. 
     Представьте, что вы оказались таким счастливчиком. Что у вас с собой была Библия, в которой застряло смертоносное оружие, и теперь вы живы только благодаря этому простому предмету. Как вы будете относиться к этой Библии? Она теперь испорчена и не годится для использования. Но я думаю, что вы ее не выбросите. Напротив, положите ее в самое лучшее место. Может быть, даже под стекло, а потом будете показывать всем, кто к вам приходит, и рассказывать о чудесном спасении. По крайней мере, так делали солдаты, с которыми случилось это «чудо».
     А для апостола Павла таким спасительным «щитом» стал крест. В кресте, на котором был распят Иисус Христос, застряло смертоносное орудие Божьего гнева. Оказавшись в тени креста, Павел спасся от испепеляющего пламени небесной ярости. И теперь этот крест стал для него всего дороже. Это было самое важное, что с ним произошло. Все остальное померкло и утратило значение. Павел ни о чем другом не мог говорить, ничего другого не хотел показывать. Только крест!
     Так должно быть и для нас. Друзья, присмотритесь к этому кресту, в который ударила предназначенная для вас молния. Обратите взгляд на распятого Спасителя, из бока Которого торчит предназначенное для вас копье. Что в сравнении с этим значит весь остальной мир? Ничего!
 
     В католической церкви есть традиция чтить непосредственно тот самый крест, на котором был распят Христос. Согласно преданию, этот крест нашли, распилили на части, и теперь эти части находятся в католических храмах по всей Европе. Я был в одном из таких храмов и видел кусок дерева, вмонтированный в позолоченный крест там, где, как предполагается, он находился в оригинальном кресте. Сам городок называется «Хайлигенкройц» – святой крест. 
     Но, конечно же, Павел не имел в виду материальный крест. И вообще не крест. Он говорил о смерти Христа, о Его жертве, покрывшей грехи Павла и нас с вами. Говоря, что он хвалится крестом, Павел имел в виду, что он хвалится позорной смертью Спасителя. 
 
     Люди всегда хвалились чем-то большим, красивым, значительным. Египтяне хвалились своими пирамидами. Евреи – Иерусалимским храмом. Греки – своей поэзией. Римляне – армией. Американцы хвалятся могуществом своей страны. Русские – бескрайними просторами. Каждый старается выставить что-то существенное, значимое. 
     А Павел выставляет орудие казни. Это как если бы он выставил виселицу. Или плаху с топором. Как можно этим хвалиться? Этого нужно стыдиться! Да, но это особый случай. На этой виселице, на этой плахе, на этом кресте Божий Сын сложил Свою голову за меня. И поэтому меня больше ничто не интересует.
 
     Вот это отличительная черта настоящего христианина и настоящей христианской жизни. Для спасенного человека самое дорогое воспоминание – это воспоминание о спасении. Самый дорогой человек – спаситель. Самый ценный предмет – орудие спасения. Если для вас есть кто-то дороже, чем Христос, что-то ценнее, чем крест, то вы не настоящий христианин, и ваша жизнь не христианская.
 
     Быть христианином – значит стать рабом Христа и погрузиться в Него 
 
     14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я – для мира.
     15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новое творение.
 
     Давайте обратим внимание на два важных аспекта нашего текста. Во-первых, Павел называет Христа своим Господом. А во-вторых, здесь есть выражение «во Христе Иисусе». Я считаю эти два указания важнейшими, но, к сожалению, пренебрегаемыми в современном евангельском мире.
 
     Господа нашего. Термин «Господь» утратил в нашем понимании свое главное значение. Для современного человека «Господь» – это просто одно из имен Бога. Мол, вот так Его зовут: Господь Бог. Однако это совершенно неверно. «Господь» означает «Господин», «Владыка», «Повелитель», «Хозяин». 
 
     Как выглядит «Благая весть» в современном представлении?
     - Бог любит тебя и имеет удивительный прекрасный план для твоей жизни.
     - Грех мешает этому плану осуществиться. Грех разделяет тебя с Богом.
     - Иисус Христос умер за твои грехи и устранил пропасть между тобой и Богом.
     - Тебе нужно верой принять Божье прощение и примириться с Богом.
 
     Как правило, на этом все и заканчивается. Человеку советуют помолиться молитвой покаяния, а затем начать читать Библию и регулярно посещать одну из поместных церквей. Что не так с этим «евангелием»? В нем не хватает одного важнейшего элемента. А именно, что человек должен стать рабом Иисуса Христа, посвятить Ему свою жизнь, отказаться от самого себя и погрузиться в Него. Вместо этого ему предлагают «подружиться» с Христом. 
     Такой подход можно понять. Дружить хотят все. Служить – никто. Если вы с ходу будете говорить людям, что им нужно пойти в добровольное рабство, то количество желающих резко сократится. Современный евангелизм появился не на пустом месте. В его основе – богатый опыт благовестия. Миссионеры и евангелисты пробовали разные подходы. И те, которые «не работали», они отвергали, а которые были эффективными, внедряли и продвигали. Так и появилось современное, «человекоцентричное евангелие», в котором человек занимает почетное главенствующее место, а Бог – это некое подобие джинна из бутылки, который для того и существует, чтобы любить нас и осуществить в нашей жизни «удивительный и прекрасный план».
     Но нет, это мы существуем, чтобы исполнить «удивительный и прекрасный план», который создал небесный Владыка для Своей славы. И это удивительная честь и привилегия, что Он позволил нам быть частью этого плана, Его рабами и рабынями, участвующими в прославлении Его имени и служении Его престолу.
 
     И второе важное понятие – погружение во Христа.
 
     «во Христе Иисусе»
 
     Трудно сосчитать, сколько раз Павел использует это выражение в своих посланиях. Сколько раз в них встречается это удивительное словосочетание: «во Христе». Что оно означает?
     Чтобы объяснить, что он имеет в виду, Павел использует два образа. Оба эти образа есть в Послании к галатам и даже в одном стихе: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). Буквально: «Все вы, во Христа погрузившиеся, во Христа оделись». Быть христианином значит погрузиться в Иисуса Христа, одеться в Него, стать Его частью.
     Это символизирует крещение. Кстати, в ранней церкви крещение происходило не так, как у нас, хотя мы и претендуем на апостольскую традицию. Да, крестились взрослыми. И крестились полным погружением, как это делаем мы. Однако была еще одна особенность: при крещении люди полностью раздевались. И это обосновывалось с богословской точки зрения. Вот как описывает древнее крещение один из «отцов церкви» Кирилл Иерусалимский:
     Итак, не медля по входе вашем вы сложили с себя ризу... По сложении ризы вы были наги, подражая и в оном Христу, на Кресте обнаженному, через оное обнажение совлекшему Начала и Власти... О дивная вещь! Вы были наги перед очами всех и не стыдились. Подлинно носили вы образ первозданного Адама, который был наг в Раю и не стыдился. 
     Вот интересно: Кирилл сравнивает крещаемых со Христом, Которого полностью раздели при распятии, и с Адамом в пору его безгрешности. Впрочем, чтобы женщины не смущались, их крестили отдельно от мужчин. 
     А после крещения следовало одевание или «облачение». Я не уверен, что крещенные всегда одевались в новую одежду, но где-то читал, что такая практика существовала. Они получали новое имя и надевали новую одежду. Вспомните, как Павел несколько раз в своих посланиях призывает читателей снять с себя ветхого человека и прежний образ жизни и облечься в нового. 
     Так вот, христианская жизнь – это погружение во Христа и одевание во Христа. Как крещаемые погружались в воду, так им следовало погрузиться во Христа. Как они надевали новую одежду, так они должны были одеться во Христа. Это жизнь, которая проходит в тесной связи со Христом. 
     Вот что значит быть христианином. Павел был избранным Божьим сосудом: апостолом, учителем, миссионером, основателем церквей, духовным отцом множества людей. Но сам себе он дал короткое и простое звание: «Человек во Христе» (2 Кор. 12:2). И это главное. Все остальное – второстепенно. 
     Друзья, вы можете сказать о себе: «Я – человек во Христе»? Я погрузился в Него. Я оделся в Него. Уже не я живу, но живет во мне Христос.
 
     Быть христианином – значит быть новым творением
 
     15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новое творение.
 
     Лжеучителя, которые пришли в галатийские церкви, пытались навязать христианам Моисеев закон. Закон полезен, – говорили они, – он сдерживает нашу греховность, ограничивает страсти, дисциплинирует и облагораживает.
     На это Павел отвечает: Да, раньше так было. Но теперь, в Иисусе Христе закон не нужен. Потому что Бог дал другое, намного лучшее средство: Он сделал нас новым творением! Моисеев закон действительно сдерживал греховную человеческую природу, служил оградой для испорченного человеческого сердца. Но если изменить природу, если заменить сердце, если убрать из человека желание грешить, то нужна ли ему будет ограда?
     Мне очень нравится картина, которую изобразил Сперджен:
     «Человек по природе – свинья, которая валяется в грязи, но обратите его в овцу, и тогда [ничто и никто] не заставит его опять вернуться в грязь. Его природа изменилась. Ворон превратился в голубя, и вы никогда не сможете научить его есть падаль. Она отвратительна для него: его природа полностью переменилась. Вот лев ревет на свою добычу. Я превращаю его в ягненка, и вы никогда не заставите его… обагрить свои губы в крови. Он не может сделать это: его природа изменилась.
     Некто на борту парохода, на котором мы плыли в Ирландию, спросил одного матроса: "Вы любите кабацкие песни?" "Нет, - ответил он, - они мне не нравятся". "Может быть, вы любите танцевать?" "Нет, - сказал матрос, - моя вера позволяет мне сквернословить и напиваться так часто, как я захочу, но я никогда этого не делаю, потому что я ненавижу это всем сердцем". Христиане не грешат потому, что их природе ненавистен грех. Не думайте, что мы обходим грех из-за страха перед вечным наказанием. У нас нет страха, за исключением страха обидеть нашего любящего Отца. Мы не хотим грешить, мы жаждем святости, но не беззакония. Однако если ваша вера ограничивает вас и вы говорите: "Я хочу пойти в театр, но я боюсь", - если так проходит вся ваша жизнь, то такая вера немного стоит. Вам нужна вера, которая заставляет ненавидеть то, что прежде вы любили, и любить то, что вы ненавидели, вера, которая извлекает из вас старую жизнь и наполняет новой».
 
     Вот что сделал с нами Христос. Он не просто принял нас, не только простил наши грехи. Он изменил наше сердце, нашу сущность. Он сотворил нас заново! Многие люди думают, что быть христианином – это исполнять определенный набор правил. В Ветхом Завете это были одни правила в Новом – немного другие. Но давайте представим себе такую ситуацию: человек всю жизнь ходил в церковь, хорошо знал Библию, был крещен, жертвовал десятую часть и даже больше, исполнял все церковные предписания, не имел ни одного взыскания, умер в доброй старости. Может ли такой человек пойти в ад? Вполне! Потому что все это может исполнить и невозрожденный человек! А в Божье Царство войдут только те, кто родился свыше! 
 
     «16 Тем, которые поступают по этому правилу, мир им и милость, и Израилю Божьему».
 
     Обратите внимание на то, что Павел использует здесь слово «правило». Откуда он его взял? Из Ветхого Завета. Моисеев закон был полон различных правил. И теперь Павел говорит: Вы хотите правил? Вот вам правило: если вы больше всего цените крест Иисуса Христа, если Он ваш Господь, а вы Его рабы, если вы в Него погрузились и в Него облеклись, если вы стали новым творением, тогда можете быть уверены, что от Бога к вам придет мир и милость.
     А если вы по этому правилу не поступаете, то не важно, были вы обрезаны или нет, ходили вы в церковь или нет, жертвовали деньги или нет, знали Писание или нет. Вас ожидает гнев и ярость.
 
     Интересно добавление, которое Павел оставляет в конце: «и Израилю Божию». Почему он это написал? Судя по всему, лжеучителя, которые пришли в Галатию, были израильтянами. Они выставляли свою национальность как знак богоизбранности. Ведь над Израилем, говорили они, особая Божья милость. Израиль – благословенный народ. Поэтому слушайте нас!
     На это Павел отвечает: Все не совсем так. Есть Израиль человеческий и есть Божий. «Не все те израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его» (Рим. 9:6-7). Израиль Божий – это те, кто во Христе. Те, в ком пребывает не только семя Авраама, но и семя Божье. Вот они – действительно благословенный народ. Им – мир и милость.
 
 
     И заключительные слова:
 
     Быть христианином – значит жить духом
 
     18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с духом вашим, братья. 
 
     «Благодать Господа нашего Иисуса Христа» – это «фирменное» прощание Павла, последнее благословение читателям. Но здесь опять-таки есть особенность, которой нет в других посланиях. Павел пишет: «со духом вашим». В последний раз он напоминает читателям, что их жизнь должна протекать в духе, что им нужно быть сосредоточенными на духовном, а не на плотском. 
 
     Посылает ли Господь Свою благодать нашей плоти? Нельзя сказать, чтобы нет. В Послании к Титу Павел написал, что Господь дает нам «все обильно для наслаждения». И Бог может благословить нас хорошим здоровьем, материальным достатком, комфортными условиями для жизни. Но может и не благословить, если решит, что для нас будет полезнее болезнь, бедность и неустроенность. Материальная сторона жизни становится для Господа еще одним средством влияния на нас. Плоть становится всего лишь инструментом воздействия на дух.
     А главное происходит именно в духе. Господь возродил наш дух для новой жизни, дал ему способность приносить добрый плод. Он переключил нас на жизнь по духу. Вот в чем дело: христианина не должно слишком интересовать, что происходит с его плотью. Потому что он поглощен духом. 
Некогда Христос сказал великие слова: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному будет усердствовать, а другим – пренебрегать. Не можете служить Богу и мамоне… Итак, не заботьтесь и не говорите: „Что нам есть?“, или „Что пить?“, или „Во что одеться?“, потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:24-31). 
     Обычно эти слова цитируют, чтобы показать Божью заботу. Господь действительно заботится о Своих детях. Однако в этом тексте главное другое: «Ищите прежде Царства Божьего и правды его». Это то же самое, что поступать по духу, жить духом. Не служите плоти, – говорит Христос, – не собирайте сокровища для плоти, не думайте, чем кормить свою плоть, чем ее поить и во что одевать. Сосредоточьтесь на духовном мире, на духовной жизни. Вот что значит христианская жизнь.
 
     И именно в духе действует Божья благодать. Она просвещает дух, дает ему мудрость, наполняет его силой. Павел желает галатам, чтобы в их жизни главное место заняла духовная жизнь, исполненная Божьей благодати. Всем нам я желаю того же. Пусть умолкнет распятая плоть со своими страстями и похотями. Пусть тело довольствуется малым. Пусть дух расправит крылья и под действием восходящих потоков Божьей благодати воспарит к новым высотам! 
 
     И в заключение последний вопрос: друзья, для вас это большие буквы? Насколько важно для вас то, что написал Павел? Вы готовы принять его слова со всей серьезностью и приложить все силы, чтобы они исполнились в вашей жизни? Или вы сидите и думаете: «Когда же наконец закончится эта проповедь?» Не беспокойтесь, это последний абзац. Но если для вас это не «большие буквы», то вы ненастоящий христианин или очень плохой христианин. И в этом случае не ждите от Бога «мира и милости». Хотя я очень надеюсь, что это не про нас, что мы в лучшем состоянии. Давайте в нем оставаться, в нем укрепляться, и пусть эти «большие буквы» апостола Павла с каждым месяцем и годом становятся в наших глазах еще больше.
 
 
ФайлЗагрузить: Большие буквы (Гал. 6:14-18)

Размер файла: 44 200 Кб

Загружено: 6