Проповеди | Разоблачение мошенников (Гал. 6:11-14, 17)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 
11 Видите, как много написал я вам своей рукой.
12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закон, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я – для мира…
17 Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
 
     В последнее время у нас в стране активизировались телефонные мошенники. Прикидываясь сотрудниками службы безопасности, они выпытывают у доверчивых клиентов данные их банковских карт и затем крадут деньги со счетов.
     Мне эти ребята звонили уже два раза. Первый на Вайбер, второй – на сотовый. Но я уже знал, что это может случиться, а предупрежден значит вооружен. Поэтому, признаюсь, в первый раз я даже их немножко потроллил, притворился, что поверил (совсем ненадолго), а второй у меня не было времени, поэтому я прямо сказал, что про них думаю. На это мне ответили: «Ты прав, брат» и положили трубку. Слово «брат» меня смутило, но при этом мой собеседник неприлично выругался, так что все в порядке. Я теперь только жалею, что не воспользовался этой возможностью, чтобы сказать им о Христе. Но в следующий раз постараюсь не упустить случая.
     Вам звонили мошенники? Или может быть, вы уже стали их добычей? А теперь представьте, что ваш друг сказал вам, что вот, ему звонили из службы безопасности банка, он по их совету скачал специальное приложение и теперь его счет надежно защищен. Что вы сделаете? Если он вам действительно дорог, то вы, не теряя времени станете его убеждать: Скорее звони, блокируй карту, если на ней еще что-нибудь осталось!
     Вот так ведет себя Павел в Послании к галатам. В эти церкви пришли мошенники. И притом намного более опасные, чем те, которые в наше время звонят доверчивым клиентам. Поэтому он ведет себя не так, как обычно. Он взволнован, встревожен и всеми силами пытается предостеречь галат. 
     Это видно и в отрывке, который мы сегодня прочитали. Это последние слова Павла в Послании к галатам, заключение. В конце других посланий Павел обычно передает приветы от своих сотрудников, и просит приветствовать знакомых в той церкви, куда он пишет. Но здесь особый случай. Павлу не до приветов. Он встревожен и возбужден. Дорогим для него людям грозит страшная опасность. Поэтому как в начале Послания нет никаких похвал, так и в конце нет никаких приветов. 
     Вместо этого апостол, пишет последнее предостережение. 
 
     И начинает он с того, что показывает, насколько все важно.
 
     11 Видите, как много написал я вам своей рукой.
 
     Буквально «какими великими буквами». О чем это говорит? Возможно, Павел имеет в виду, что написал, как теперь говорят, «много букв». Или, может быть, он говорит, что буквы, которые он писал, были большого размера. Современные переводчики склоняются ко второму варианту. Но в любом случае, это указание на то, что Павел много потрудился. Вероятно, у него были больные глаза, поэтому писать ему было трудно. Обычно свои послания он диктовал секретарю. Но здесь был случай особой важности. Поэтому он взялся за перо сам и, напрягая глаза, долго выводил большие буквы, чтобы показать, насколько важен этот вопрос. 
     Он словно говорит: Посмотрите, как я постарался! Как много я вам написал! Какими большими буквами! Так постарайтесь теперь вы! Постарайтесь прочитать и понять написанное. Постарайтесь применить это к своей жизни и исполнить. Не пропустите мимо ушей, не отмахнитесь как от маловажного. Видите, как важно для меня то, о чем я говорю? Пусть это будет важно и для вас!
     Послание к галатам – действительно важнейшая книга Библии наряду с Посланием к римлянам. Но по сравнению с Посланием к римлянам у него есть два достоинства. Во-первых, оно короткое. То есть, плотность изложения истины в нем больше. А во-вторых, здесь Павел не просто излагает Евангелие, он его защищает и обосновывает. Если в Послании к римлянам Павел вел диалог с воображаемым собеседником, то здесь у него реальные противники. От этого все становится намного серьезнее. Римлянам – это учения. Галатам – боевая обстановка. 
     Поэтому, братья и сестры, если вы не знаете Послания к галатам, не разбираетесь в его истинах, то вы еще незрелые христиане, вы еще не прошли «боевого крещения». Так не медлите. Переслушайте эти тридцать проповедей. Или займитесь самостоятельным изучением. Пусть эта книга станет для вас уставом духовной службы, путеводителем по жизни, справочником по Евангелию.
 
     В нашем тексте Павел в последний раз представляет галатам вначале своих противников, а потом себя. Два стиха он отводит им и два стиха себе. Сравнивая эти стихи, мы видим, что Павел и законники были полными противоположностями, антиподами. Хотя и он, и они называли себя христианами, у них был знак «минус», у него «плюс». 
     В наше время тоже есть христиане со знаком «минус» и знаком «плюс». Давайте посмотрим на их различия и постараемся их запомнить, чтобы, подобно галатам, не попасться на крючок современных лжеучителей. 
 
     Павел разоблачает своих противников.
 
     12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
     13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закон, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
 
     Прежде всего отметим, что законников было много. Они, судя по всему, как говорится, брали числом. Буквально Павел пишет: «Сколь многочисленны те, кто желает похвалиться по плоти». Перед этим он обращал внимание, как много написал галатам, а теперь он обращает внимание на то, как много законников принуждают их обрезаться. Во Втором послании к коринфянам он писал: «Многие хвалятся по плоти» (2 Кор. 11:18). Многочисленной и напористой армии законников противостоял один апостол Павел с несколькими помощниками: юношами Тимофеем и Титом, да Силуаном, скромным братом из Антиохийской церкви.
     Но Павел знал: с его противниками плоть, а с ним Бог. И вот, он делает последний маневр: бросается вперед и срывает с них маску. Он показывает их настоящую сущность.
 
В этом разоблачении мы видим три их качества.
 
     Первое качество: Они самохвалы.
     Это самое яркое качество противников Павла. Он пишет об этом два раза: в начале и в конце своего описания. Они желают хвалиться и используют для этого галат.
     Людям свойственно каким-то образом стараться выделиться. Обычно всем нравится, когда ими интересуются, обращают внимание, хвалят. Самый распространенный способ добиться похвалы – это блеснуть талантом. У каждого из нас есть какое-то особое умение: красиво петь, рисовать, подтягиваться или, на крайний случай, шевелить ушами. И нам хочется, чтобы люди об этом узнали и нас похвалили. Другие хотят прославиться добрыми делами. Третьи – достижениями в работе или спорте. Приятно, когда тебя хвалят, когда ты в чем-то лучше других.
     Хорошо это или плохо? Если судить с обычной, человеческой точки зрения, то это не плохо. Мы хвалим детей за успехи и тем самым мотивируем их на новые достижения. Когда хвалят нас, то хочется еще поусердствовать. Скажу про себя: время от времени я слышу положительные отзывы на свои проповеди, статьи, радиопередачи, и это немалое ободрение. Апостол Павел хвалил своих читателей (собственно, всех, кроме галат). Христос хвалит некоторые церкви в книге Откровение. Поэтому желание услышать похвалу и сама похвала – это хорошо, только она должна быть справедливой и в меру.
     Однако человек – существо грешное и все портит. Бог дал вкусную еду, человек сделал из еды культ. Бог дал радость брачных отношений, человек превратил это в разврат. Бог дал приятные чувства от похвалы, человек начал хвастаться. Похвала – это хорошо. Похвальба – это плохо. Хвастовство – это грех.
     Вот именно это желание, похвалиться и похвастаться, руководило законниками, которые пришли в галатийские церкви. Не обольщайтесь, – пишет Павел галатам, – они пришли к вам вовсе не ради вас, а исключительно ради себя. Не думайте, что они вас любят. Они любят только себя. А вас они просто используют для своих целей. После вас они пойдут к таким как сами и скажут: Вот, мы обрезали столько-то человек в Галатии. Все будут ими восхищаться, им завидовать, а они будут этим тешиться – вот и все. Их не интересует ни ваше спасение, ни ваша духовная жизнь, ни вы сами. Они просто хотят похвалиться вами как добычей, трофеем.
 
     Второе качество: они трусы.
     Эти люди «принуждали» галат обрезываться, и делали это «для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов».
     В этом предложении есть интересное противоречие. С одной стороны, законники использовали принуждение. 
     «Принуждают» – ἀναγκάζω (ананкАдзо) – принуждать, заставлять, вынуждать, понуждать. Это слово Павел использует в книге Деяний 26:11: «И по всем синагогам я многократно мучил их, и принуждал хулить Иисуса». Как законники «принуждали» галат сделать обрезание? Конечно, они не делали этого под угрозой насилия. В их руках не было оружия. Они не гонялись за галатами и не волокли насильно под нож. Тогда как же они принуждали? Они на них давили. Это давление и являлось принуждением. 
     А с другой стороны, Павел показывает, что эти люди – трусы. Они боятся преследований. Человек, который оказывает давление, кажется сильным, напористым, с твердым характером и крепкой волей. Но это лишь внешнее, обманчивое впечатление. На самом деле, – говорит Павел, – они давят на вас «только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов». Они боятся притеснений со стороны других иудеев и используют вас, как свое прикрытие. 
     Это явление известно и в мире. По-настоящему сильный человек не будет демонстрировать свою силу. Он не нуждается в самоутверждении. А вот трусы и слабаки как раз и стараются давить и запугивать. Поэтому, братья и сестры, не бойтесь тех, кто принимает перед вами авторитетный или грозный вид. Все это бутафория, за которой скрывается обычная человеческая трусость.
 
     Третье качество: они лицемеры
     Это видно в словах: «сами обрезывающиеся не соблюдают закон». 
     Как вы думаете, откуда Павел знал, что эти люди не соблюдают закон? Ведь, скорее всего, он не был с ними знаком. Почему же он с такой уверенностью об этом пишет? Ну, прежде всего, потому что исполнить закон в принципе невозможно. Но есть и другая, причина. Павел сам вышел из этой среды. Он хорошо знал этот тип людей. Он знал, что они пропитаны лицемерием. Это свойство религиозного законнического общества. На одного искреннего там девяносто девять лицемеров. 
     В Ветхом Завете мы встречаем некоторых людей, которые действительно любили Божий закон. Это, например, Давид, Даниил, автор сто восемнадцатого Псалма. Они утешались законом, находили в нем подкрепление и свет. Как вы думаете, много таких было среди фарисеев времен Павла? Хорошо, если какая-то доля процента. А остальные только о том, как бы обойти закон, да угодить себе любимым. А то и вовсе грешили напрямую, только так чтобы никто не видел.
     В Послании к римлянам Павел обличает своих соплеменников: «Вот, ты называешься иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона… Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? Говоря: «Не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?» (Рим. 2:17-23).
     Это очень похоже на современных религиозных людей. Они поздравляют друг друга с церковными праздниками, крестят детей, отпевают покойников, не работают по «святым дням», носят на шее крестик, у некоторых даже икона дома есть. Но при этом крадут, развратничают, сквернословят и напиваются. Однако скажите им, что вы баптист, и они тут же исполнятся праведным православным негодованием, обвинят вас в разрушении веры и пожелают вам убраться подальше из этой святой земли.
     Что это? Лицемерие, притом часто настолько въевшееся в сознание, что они этого даже не замечают. Вот такие люди пришли к вам, – пишет Павел. – Они учат вас закону, а сами его не соблюдают. Закон для них – всего лишь средство достижения их эгоистичных целей. Они хотят похвалиться вами. И притом не вашим духовным ростом а вашей плотью, вашим обрезанием.
 
     Размышляя о галатийских лжеучителях, я не могу не думать об искушениях, которые посещают Божьих служителей. Это искушения хвалиться, принуждать и лицемерить. Это средства, которыми пользуются лжеучителя. Благодаря этим средствам они имеют успех. Признаюсь, что и меня не раз посещало искушение воспользоваться чем-то из перечисленного. Хотелось похвалиться. Показать свои успехи, чтобы получить больше авторитета в глазах людей. Хотелось скрыть свои недостатки, неудачи и поражения, чтобы произвести больше впечатления. Да, это лицемерие, но ведь работает! И еще хотелось принудить. Каким-то образом надавить: на чувства, на совесть, на другие слабые места. Тем более, что многие так делают. Давят, чтобы человек вышел вперед и покаялся или чтобы взялся за какое-нибудь служение, или стал больше жертвовать. 
     И думаешь себе: Вот, все так делают, и у них получается. Попробую и я. При этом еще и оправдываешь себя, что у тебя благие цели, добрые намерения, поэтому, наверное, можно воспользоваться этими плотскими инструментами. Но нет, нельзя! Божье дело нельзя совершать греховными средствами и с нечистой совестью. Пусть будет меньше, но зато чисто и правильно…
 
     Павел представляет себя
 
     14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я – для мира…
     17 Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
 
     Я не желаю хвалиться.
     Буквально Павел пишет: «Я же да не похвалюсь». То есть, там не слов «не желаю». Павел говорит об этом как об опасности. У нас порой говорят: «Не дай Бог» или «Не приведи Господь». Апостол показывает, что для духовного христианина желание хвалиться – это желание плохое, вредное. Да не будет такого со мною, – говорит Павел, – пусть никогда со мной не случится такого несчастья, чтобы я начал хвалиться!
     Я читаю эти слова и не могу отделаться от мысли, как многие современные служители совершенно не гнушаются похвальбой. С довольным видом рассказывают о своих достижениях, количестве обращенных, численности церквей, массовости мероприятий. Самое противное, что когда ты при этом присутствуешь, то кажется неприличным, если ты тоже ничем не похвалишься. Вроде, выпадаешь из коллектива.
     А вот Павел ни о чем таком никогда не писал. Мы не знаем, сколько тысяч человек через него уверовало. Сколько десятков церквей он организовал. Когда однажды коринфяне «принудили» (то же самое слово) его хвалиться, он начал хвалиться не своими достижениями, а своими немощами – количеством ударов, голодом, жаждой, наготой…
     Есть такие вещи, о которых «в приличном обществе» говорить не принято. Так вот, в христианском обществе должно быть не принято говорить о своих достижениях и успехах. Это производит гордость в хвалящемся и зависть в слушателях. Это реакция плоти. И хвалиться нам, собственно, нечем. 
     Давайте здесь немного задержимся. Как вы считаете, кто определяет, будет ли в этом городе церковь и сколько в ней будет верующих? Кто определяет, будет ли успех и будут ли каяться люди? Это определяет Бог. А может быть такое, что церковь очень хорошая и все делает правильно, но успеха нет? Тоже может быть. Потому что глава Церкви – Христос, и Он решает, как и что будет с этой церковью. Нам нужно стараться исполнить Его волю, а результат – полностью от Него. Так имеет ли право хвалиться церковь растущая перед нерастущей? Если есть успех, то слава только Богу (это еще если успех действительно от Бога, потому что он вполне может быть человеческий, плотской), а если успеха нет, то нужно проверить себя, исправить недостатки и верно продолжать служение. Не смотреть на других, а испытывать свое дело, как Павел писал несколькими стихами выше.
 
     Разве только крестом Господа… которым для меня мир распят и я для мира
     На мой взгляд, этот и следующий стихи – самые важные в сегодняшнем отрывке. В них Павел еще раз повторяет суть Евангелия. Поэтому мы оставим их на следующий раз. Получится, что мы завершим наше исследование Послания к галатам торжествующим аккордом Евангелия.
     А сегодня лишь скажем, что для Павла самым ценным в жизни стал крест Иисуса Христа, и этот крест сделал бессмысленной всякую похвальбу. Благодаря кресту Христа мир оказался для Павла распятым, и Павел оказался распятым для мира.
     Во-первых, это значит, что Павел стал равнодушным к миру и ко всему, что в нем происходит.
     Мир отвергает крест, и поэтому мир для меня ничего не значит. Вот что имеет в виду Павел. Представьте себе человека, который ненавидит ваших детей. К вам он нормально относится, а ваших детей терпеть не может. Говорит про них гадости, смотрит на них с ненавистью. А с вами он готов иметь дело, только чтобы ваших детей поблизости не было. Вы будете дружить с таким человеком? Сомневаюсь. И Павел подобным образом говорит: Если люди враждебны ко кресту Иисуса Христа, то мне нечего с ними делать. Они ненавидят то, что я люблю больше всего на свете. 
     Меня смущают христиане, которые активно участвуют в жизни мира. Которые активно сотрудничают с неверующими людьми в разных проектах, принимают участие в политических акциях. А еще хуже, если мы ищем мирской славы. Это то же самое, что плясать на Голгофе перед людьми, которые распяли Спасителя. Они враги Богу. Они презирают и убивают нашего Господа, а мы будем делать вид, что в этом нет ничего страшного, вы только посмотрите на меня, да похлопайте мне?
     А во-вторых, это значит, что по причине креста Павел стал отвратительным для мира. 
     Мир отвергает крест, и поэтому я в мире всегда буду изгоем, – вот что он говорит словами «я распят для мира». Вы можете быть самым красивым, умным, одаренным, привлекательным и обаятельным человеком на свете. Но если вы христианин, служащий Христу и верящий в Евангелие, то вы для мира будете безобразным, глупым, бездарным, отвратительным и противным. Потому что раб распятого Плотника не может быть другим. 
     Если нам хочется славы, то нам нужно отказаться от креста. Потому что слава и крест несовместимы. Те, на ком стоит знак креста Христова, не смогут далеко продвинуться. Они всегда будут людьми третьего сорта.
 
     Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем
     Мы помним, что противники Павла боялись страданий и не хотели быть гонимыми. А здесь, в противоположность им, Павел говорит: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем». Что это были за «язвы»? Это были следы побоев, рубцы от ран, переломы от камней. В древних описаниях Павел предстает перед нами с кривыми ногами и «коленями торчащими». Вероятно, это были последствия бичевания.
     В средние века возникла идея, что у Павла были так называемые «стигматы». А все потому, что сначала у католического святого Франциска Асизского, а потом и у некоторых других католических на руках появлялись кровоточащие раны, словно от гвоздей. Это был результат сильного самовнушения и экзальтации. Хотя я подозреваю, что в некоторых случаях эти раны они могли наносить себе сами.  В качестве библейского обоснования этого явления приводились прочитанные нами слова апостола Павла. Якобы у него тоже были стигматы.
     Версия эта романтическая и привлекательная для чувственных людей, однако она совершенно не подтверждается контекстом. Когда Павел пишет про «страдания Христовы» и «язвы Христа», он всегда имеет в виду страдания и раны по примеру Христа. Раны Христа не появились у Него самопроизвольно, Ему нанесли их люди. Так и раны Павла были нанесены ему людьми. За что? За крест, которым он хвалился. За Христа, Которого он проповедовал. За Евангелие, которое он защищал.
     И нам, братья и сестры, не нужно искать страданий, но нужно им радоваться. Это наша слава, наша честь, наша привилегия. Когда апостолов избили в синедрионе, они «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5:41). Один из этих «пострадавших», Петр, впоследствии писал, что если ты пострадал, «как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4:16). «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу», – вторит ему Павел (2 Кор. 4:17).
 
     Вот такая картина предстает перед нами. С одной стороны религиозные хвастуны, трусы и лицемеры, а с другой – Павел. Человек, который не хотел хвалиться, всецело поглощенный крестом Иисуса Христа и страдающий за свою посвященность Ему. Кого мы выберем? Рядом с кем станем? Чьему примеру последуем? Думаю, выбор очевиден.
 
     Итак, какие выводы мы должны сделать из сегодняшнего текста?
 
     Вывод первый: Нам нужно быть бдительными и осторожными. Согласно Новому Завету главная опасность, которая нам грозит, – это не грех и не преследования за веру. Наша главная опасность – это вот такие люди. Их было много во времена апостола Павла, а сегодня их еще больше, притом не просто в численном, но и в процентном соотношении. Если тогда на одного Павла было десять лжеучителей, то сегодня на одного искреннего служителя их пятьдесят, а то и сто. Тех, кто ищет себе славы и хочет похвалиться. Тех, кто труслив и лицемерен. Тех, кем руководит плоть и кто не понимает жизни по духу.
     Поэтому нам нужно быть внимательными. Беречь себя и предостерегать других.
 
     Вывод второй: Нам тоже грозят хвастовство, трусость и лицемерие. Это заразные явления. Вот, сейчас у нас пик четвертой волны коронавируса. Она оказалась сильнее трех предыдущих. Наша страна ставит новые рекорды по заболеваемости и смертности. Но знаете, что самое печальное? Что мы привыкли. Полтора года назад боялись, уходили на карантин. Теперь перестали. И поэтому стали уязвимее. Нужно бояться, нужно остерегаться, нужно беречься.
     Страшные вирусы хвастовста, трусости и лицемерия поразили многих людей вокруг нас. Многих верующих. Я уж не говорю о том, как много по церквам ходят и ездят разносчиков этой инфекции, умышленно заражающих простодушных христиан. Поэтому нам грозит большая опасность заразиться. Многие погибли от этих страшных болезней. Многие переболели в тяжелой форме. Давайте постараемся выработать в себе этот благословенный иммунитет.
 
ФайлЗагрузить: Разоблачение мошенников (Гал. 6:11-14, 17)

Размер файла: 45 400 Кб

Загружено: 6