Проповеди | Духовный посев (Гал. 6:6-10)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 

6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а особенно своим по вере.
 
     Говорят, в Подмосковье и во многих других регионах России происходит природное бедствие, вызванное человеком. Огромные территории захватывает борщевик – крупное травянистое растение с раскидистыми листьями и зонтичными соцветиями. Бороться с ним сложно: у борщевика ядовитый сок, который вызывает ожоги на коже. В Беларуси он тоже причиняет немало проблем.
     А виной всему человек. В конце 1940-х сомнительный ученый-селекционер Петр Вавилов убедил руководство академии наук, что борщевик поможет восстановить разрушенное войной сельское хозяйство. Он быстро растет и вымахивает до трех метров в высоту. Предполагалось, что он пойдет на силос. Раньше это растение скромно росло на юге и не претендовало на другие территории. Но теперь его стали высевать и он неплохо прижился. Правда, коровы его есть не захотели. Проект закрыли, однако было поздно. Борщевик оказался на удивление живучим и стал захватывать сначала берега рек и озер, а потом двинулся на поля и огороды. Мы теперь пожинаем то, что неразумно посеяли наши предки. И кажется: неужели трудно было изучить этот борщевик? Неужели никто не увидел его несъедобности и даже ядовитости? Однако не изучили, не увидели, не подумали.
     Нам сегодня легко оглядываться назад и критиковать тех бестолковых сеятелей. Однако сегодня миллионы людей повторяют те же ошибки. Сколько людей сеют семена греха, порока, беспечности и думают, что это никак не повлияет на их судьбу! Да ладно неверующие люди, они слепы, глухи и безрассудны. Но сколько христиан занимаются подобным безрассудством: они вкладывают огромные средства, силы и время в собственную плоть, не понимая, что результат будет такой же, как с борщевиком!
     Вот об этом и говорит Павел в сегодняшнем тексте.
 
     Прежде всего хочу обратить внимание на интересную особенность нашего текста. В нем пять стихов. При этом первый перекликается с пятым: там и там говорится о делании добра. Второй перекликается с четвертым: там и там говорится о жатве. А в центре находится третий стих.
 
Призыв: делитесь добром
     Не обманывайтесь: будет жатва
          Закон: Плоть тленна, дух вечен
     Не унывайте: будет жатва
Призыв: делайте добро
 
     Такая структура называется «хиазм», потому что план текста похож на греческую букву «хи» или нашу «х». Этот литературный прием часто встречается в Библии, особенно в Псалмах. Например, так устроен первый Псалом. Первый стих в нем перекликается с последним, второй с предпоследним и так далее.
     Догадайтесь, где в этом плане находится главная, центральная идея. Конечно, в середине. Для этого и было придумано такое устройство текста. Автор словно возводит нас по ступеням к главной мысли, а потом мы так же спускаемся с другой стороны, закрепляя результат.
     Какая же главная мыль и центральная идея нашего сегодняшнего текста? Она в восьмом стихе: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». По обе стороны от него стоят тексты предостережения: не обманывайтесь и не унывайте. А «обложкой» для этого произведения служат два призыва: делитесь добром и делайте добро.
     Давайте попробуем проследить за мыслью апостола Павла. Пройдем вместе с ним этот путь от подножия к вершине и затем опять к подножию.
 
     Начало: поддерживайте проповедников
 
     Начинает он с призыва «делиться всяким добром» с «наставляющими». Кто такие наставляющие? Это в первую очередь пасторы церквей, которые занимаются проповедью и ученичеством. Также проповедники, учителя и евангелисты. В общем, те, кто работает со Словом.
     С этими людьми нужно делиться «всяким добром». Что это значит? В библейские времена была распространена, так сказать, натуральная помощь: продуктами питания, одеждой, предметами быта. В древнем Израиле, приходя к пророку за советом, было принято нести с собой вознаграждение. Например, в Четвертой книге Царств Елисею принесли «двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе» (4 Цар. 4:42). Когда Саул искал ослиц и слуга предложил сходить к Самуилу, Саул сказал: «Вот мы пойдем, а что мы принесем тому человеку? Ибо хлеба не стало в сумах наших, и подарка нет, чтобы поднести человеку Божьему. Что у нас?» (1 Цар. 9:7). К счастью, у запасливого слуги оказалось четверть шекеля, что тоже годилось.
     И вот, Павел переносит эту традицию в христианскую церковь, призывая верующих делиться «всяким добром» со своими наставниками. Думая об этом, я вспоминаю наших дорогих сестер из Ракова (кто не знает, это деревня, в которой жило человек десять сестер). Каждый раз, когда я их посещал, они паковали мне сумку с продуктами. Я категорически отказывался, ставил эти сумки на землю и уходил ни с чем. Теперь, конечно, понимаю, что сестры от чистого сердца хотели исполнить то, о чем читали в Библии. А я, хоть и думал, что поступаю правильно, скорее руководствовался амбициями, чем христианским отношением. 
     Интересно, что в греческом буквально говорится: «имейте общее добро». Слово «делись» – это греческое κοινωνέω (койнонЕо) – участие, общность. То есть, не просто принести, дать и отправить. Нет, это скорее означает «пользоваться вместе». Пусть наставляющий пользуется твоим добром вместе с тобой. Давай ему пользоваться тем, чем пользуешься ты. 
     Конечно, наше время и культура накладывают свои ограничения. Хотя в некоторых случаях стоит дать пастору попользоваться своим домом или машиной, все-таки, мы теперь живем в большем достатке и большей индивидуалистичности. Поэтому почти всегда пастор будет вполне удовлетворен нормальной зарплатой. Тем не менее идея общности должна сохраняться. Нам нужно воспринимать друг друга как родственников, членов одной семьи. Ведь нормально дать родственнику попользоваться своим инструментом, помочь ему по хозяйству или дать денег на нужду. Вот так, – говорит Павел, – поступайте и с вашими наставниками. Как с близкими родственниками.
     Та же идея продолжается в последнем стихе нашего текста. Там апостол призывает нас делать добро «своим по вере». Слово «свои» буквально означает «домашние». По-гречески – οἰκεῖος (ойкЕйос) – домашний, родственный («ойкос» – дом). Прекрасная картина! Пастор, – говорит Павел, – это не просто работник в церковном здании. Это не наемный учитель, не начальник. Это ваш близкий родственник, и вам нужно поступать с ним соответственно: делиться всем, что у вас есть. Интересная и смелая мысль, правда?
 
     А почему же нам нужно так обходиться с наставником? Наверное, потому что мы его любим. Или нам его жалко. Или он так старается, и мы хотим его отблагодарить. Что ж, все это неплохие мотивы, однако есть другая, намного более важная причина. И вот здесь Павел произносит свою самую известную фразу: «Что посеет человек, то и пожнет».
     В нашем языке, как и во многих других, это предложение стало крылатым, превратилось в пословицу. Его знают верующие и неверующие. Но увы, люди вкладывают в него совсем не тот смысл, который заложил сам Павел.
     Как обычно толкуют эти слова? Очень просто: делай добро – и к тебе будут хорошо относиться. Будешь делать зло – рано или поздно оно к тебе вернется. Правильно ли это? В известной мере да. Однако Павел имел в виду другое! Хотя, конечно, добро и зло получают соответствующее воздаяние, апостол пишет здесь о другом сеянии и о другой жатве. Он говорит, что мы можем тратить свои средства, время и силы либо на плотское, либо на духовное. И куда уходят наши ресурсы, таким будет и результат. «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». 
     Если мы материально поддерживаем наставников, то тем самым совершаем духовный посев. Мы инвестируем в духовность. В каком же виде вернутся к нам наши дивиденды? Какую жатву мы пожнем? Мы получим глубокое и чистое библейское учение, которое обогатит и укрепит наш дух! Мы быстрее духовно вырастем, станем зрелыми христианами, одержим победу над искушениями, принесем больше духовного плода – вот наша жатва!
 
     На самом деле наш текст не о том, что нужно поддерживать наставников (хотя их поддерживать нужно). И не о том, что нужно делать добро, а не зло (хотя, конечно, и это правильно). Наш текст о том, что нам нужно уделять больше внимания духу чем плоти. Люди в мире заботятся о плоти. Они ее кормят, одевают, заботятся о ее будущем. А нам нужно больше заботиться о духе кормить его, заботиться о его будущем. Как это сделать? Поддерживать служителей – они будут готовить для нас духовную пищу. Делать добро – это будущее благосостояние нашего духа. Главное – жить духом, ходить в духе.
 
     Вот почему так важно служение слова и учения в церкви. От него зависит, насколько духовно зрелыми мы будем. Если не уделять внимания учению в церкви, то церковь духовно не вырастет. Ее члены будут оставаться духовными младенцами. Как следствие, они будут жить по плоти, между ними будут «зависть, споры и разногласия». Они будут являть миру плохое свидетельство. Они не получат небесной награды. Да и в земной жизни они будут сеять в плоть и пожинать тление. Поэтому главная статья расходов в церкви должна быть на библейское учение. Вторая – на благовестие.
 
     Кто-то может спросить: А разве нельзя самостоятельно изучать Библию? Ладно, во времена Павла люди были неграмотны. А теперь мы все ученые. Разве личного времени с Богом не достаточно?
     Нет, не достаточно. Во-первых, для углубленного изучения Библии у нас мало времени. Нужно ходить на работу, заботиться о семье. Поэтому рядовой христианин, хотя и пребывает в Слове, все же не имеет возможности углубляться в него, изучать языки, читать комментарии, анализировать текст. 
     А во-вторых, Бог дает пасторам и проповедникам особый дар. С помощью Святого Духа они могут видеть в Писании то, чего другие при всем желании не увидят и не найдут, извлечь важные уроки и преподносить их в доходчивом виде. 
     Поэтому церковь должна и обязана предоставлять братьям с даром учительства возможность заниматься или, как пишет Павел, «трудиться» в слове и учении, освободить их от физической работы, чтобы они могли работать духовно. 
     С другой стороны, в этом тексте я усматриваю призыв не только к членам церкви, но и к пастырям. Часто пасторы, которые находятся на поддержке у церкви, работают над чем угодно, но не над словом. 
     На пасторской конференции Виктор Крутько попросил: «Братья, поднимите руку, кто готовится к воскресной проповеди шесть или больше часов». Руки подняли два или три человека из двухсот. А между тем, больше половины участников конференции были пасторами, получающими содержание от церкви. 
     Чем же занимаются пасторы? Да чем угодно: строительством, проведением мероприятий, посещениями, душепопечением. Все это хорошие и полезные дела. Но если из-за этого страдает учение, то оно того не стоит. Это как строить дом без фундамента. Пойдет дождь, подует ветер – и будет падение дома великое. 
     Поэтому в своем служении я главное внимание уделяю Слову. К воскресной проповеди готовлюсь два дня: пятницу и субботу. И пусть иногда кажется, что усилия напрасны. Люди послушали – и забыли. Я верю тому, что написал Павел. Вернее, тому, что сказал Бог через апостола Павла. Нужно сеять в дух. В свое время результат будет. Собственно, он уже есть. У нашей церкви очень хорошее духовное состояние. И я убежден, что главная причина – глубокое и ясное библейское учение, которое здесь звучит.
 
     Знаете, братья и сестры, меня очень радует тот факт, что я так свободно и открыто могу говорить об этом в нашей церкви. Лет двадцать пять назад я бы не чувствовал такой свободы. Такая проповедь могла вызвать толки, нездоровые подозрения, даже обвинения в мой адрес. Но мы с тех пор очень выросли в духовном отношении. Прежде всего потому, что в нашем собрании уделяется так много внимания Божьему Слову. Мы библейская, библиоцентричная церковь, и это очень важно. Редкая община может этим похвалиться.
 
     Центральный стих
 
     Но вернемся к центральному стиху нашего отрывка. «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». Здесь находится сразу несколько важных истин.
     Истина первая: Мы состоим из плоти и духа. Об этом говорилось уже не раз, поэтому не будем долго задерживаться. Напомню лишь, что человек похож на монету или медаль с двумя сторонами. Одна сторона материальная, это наше тело или, как пишет Павел, плоть. А другая – нематериальная, невидимая, духовная. Она такая же живая, как и тело, но в отличие от него бессмертная. Она также требует ухода и питания, только это питание духовное. Она может болеть, она умеет любить. Обычно люди называют эту невидимую часть нашей личности душой. Хотя Павел называет ее «дух».
     Истина вторая: Мы можем «сеять» либо в плоть, либо в дух. Что значит «сеять»? Это значит вкладывать. Тратить средства, уделять время, отдавать силы. «Сеять в плоть» значит тратить то, что у нас есть, на свое тело: на еду, на одежду, на удобства, на удовольствия. Наша плоть это любит, этого хочет и порой этого требует. А «сеять в дух» значит вкладывать в дух: питать свою невидимую сущность, заботиться о ее будущем. 
     Истина третья: У каждого из этих «сеяний» будет своя жатва. «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление». Что ожидает наши тела? Они истлеют. Человеческое тело обречено на разложение. До двадцати пяти лет человек растет и развивается, а после начинает медленно тлеть. Запускается процесс старения. Портятся зубы, притупляются зрение и слух, кожа становится дряблой, кости хрупкими. Человек утрачивает силу и красоту, дряхлеет и умирает, после чего плоть истлевает окончательно. 
     И сколько бы мы ни «сеяли в плоть», сколько бы ни тратили на свое тело, результат все равно один. И даже если мы будем питаться самыми экологически чистыми продуктами и будем жить в самом здоровом климате, окружим себя комфортом и роскошью, заработаем на лучшее медицинское обслуживание, что будет с нашим телом? То же самое: тление. Ну пусть мы проживем на пять или на десять лет дольше, много ли это значит? Я оглядываюсь назад: пять лет пролетели как один день. И чем старше мы становимся, тем быстрее летит время. Тление неизбежно и неотвратимо. И все, что мы потратим на плоть, просто исчезнет, уйдет в никуда.
     Хотя слово «тление» в греческом языке имеет и другое значение. Это слово φΘορά (фторА). Оно может означать истребление, уничтожение, гибель, но также: растление, развращение. Возможно, Павел имеет в виду, что наша плоть в конце концов умрет и истлеет. А возможно, он имеет в виду не только тление, но и растление, развращение. Например, в этом значении употребляет слово φΘορά апостол Петр, призывая читателей удаляться «от господствующего в мире растления похотью» (2 Пет. 1:4). В этом случае слова Павла приобретают новые краски. Если мы будем сеять в плоть – холить ее, лелеять, ублажать – чем она нам отплатит? Благодарностью? Как бы не так! Плоть растлится и развратится. Она будет требовать больше, вести себя наглее. Думаю, нам всем это знакомо. Так что сеющих в плоть ожидает не только тление, но еще и растление. Поэтому христианину нужно не только поменьше вкладывать в плоть, но и держать ее, как говорят, «в узде» и «в ежовых рукавицах».
 
     Но есть и другой вариант. Мы можем сеять не в плоть, а дух. И в этом случае жатва будет совсем другой: «сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». 
     Значит ли это, что мы зарабатываем «жизнь вечную» тем, что вкладываем в дух? Конечно, нет. Вечную жизнь нам заработал Христос, Павел твердил об этом на протяжении всего послания. Но если мы вкладываем в дух, то эти вложения не пропадут. Дух вечен. То, что мы потратили на него, пойдет вместе с нами в вечную жизнь. 
     Подобное говорил Христос в Нагорной проповеди: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, – ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21).
     Вот почему нужно поддерживать пасторов и проповедников! Это сеяние в дух. Если мы будем поддерживать их материально, они будут работать над Словом и регулярно снабжать нас чистой и здоровой духовной пищей. Благодаря этому мы духовно окрепнем, будем в хорошей форме. Наш дух не будет болеть духовными болезнями. Он принесет много духовного плода, который послужит благословением на земле и обеспечит нам награду на небесах. 
     А если мы потратим эти деньги на свою плоть, что мы от нее получим? Тление и растление – вот и все. Так что же лучше? Конечно, сеять в дух!
 
     Две возможные проблемы
 
     Казалось бы, все очевидно. Не нужно быть семи пядей во лбу, не требуется трех высших образований, чтобы понять этот простой закон. Мы каждый год видим, как люди весной сеют, к осени жнут. И тем не менее у нас могут возникнуть две проблемы. Эти две проблемы Павел помещает по две стороны нашей «вершины». Проблема слева – самообман. Проблема справа – уныние.
 
     Первая проблема – самообман
     «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает».
 
     Предположим, у нас появилась какая-то сумма денег. Куда ее вложить? Первым делом подает голос плоть: Потрать их на меня! Надо сказать, что реакция у плоти намного лучше, чем у духа. Наш дух, к сожалению, тугодум. А может быть, он от недоедания такой. Но, как бы то ни было, плоть настойчиво требует: Мне, мне! Давай сюда!
     И мы думаем: Да, закон сеяния и жатвы существует. Да, потратить на плоть – это выкинутые деньги. Но ведь из любого закона бывают исключения. Может быть, я – как раз такой случай. Может быть, другие тратят на плоть и пожинают тление, а я потрачу – и пожну что-то другое? Может быть, я окажусь одним из миллиона, который от этого станет счастливым? 
     Такие мысли приходят к каждому. Нам хочется думать, что вот у всех так, а у меня будет иначе. И может быть, мое вложение в плоть окажется прибыльным? Вот почему так много верующих людей ублажают свои тела. Они думают, что это принесет им счастье, что у них будет другая жатва, не такая, как у всех. Они строят себе большие дома, а потом эти дома пустуют и разрушаются. Они гоняются за деньгами, а потом эти деньги обесцениваются, их отнимают мошенники или государство. Они покупают дорогие машины, а потом эти машины попадают в аварии или просто изнашиваются.
     Павел говорит: «Не обманывайтесь». Вы никакое не исключение. У вас все будет точно так же, как у других. Почему? Потому что «Бог поругаем не бывает». Греческое слово «поругаем» – μυκτηρίζω (муктерИдзо) буквально означает быть предметом насмешек. Другими словами над Богом посмеяться не получится. Или Бога не обхитришь. Это слово есть в 3 Цар. 18:27 в Септуагинте, где Илия насмехается над жрецами Ваала. Они звали своего «бога», а он не отвечал. И Илия стал говорить: «Кричите громким голосом… может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!» Так вот, над нашим Богом так посмеяться ни у кого не получится. Он не задумывается, не бывает в дороге и не спит. Исключений не было и не будет. Если вы сеете в плоть, то пожнете тление и растление. 
 
     Вторая проблема – уныние
     «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем».
 
     Мир устроен так, что между сеянием и жатвой проходит довольно много времени. Иаков пишет: «Вот земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы» (Иак. 5:7-8). Но терпеть трудно, особенно нам. Мы привыкли, что все делается быстро. У нас быстрый интернет, быстрая доставка, фастфуд… 
     Вспоминается анекдот из детства. Разговорились русский, американец и китаец, у кого быстрее картошка растет. Русский говорит: «У нас на черноземье прекрасная земля, отличный климат. Мы два урожая в год собираем». Американец: «Мы применили передовые технологии, вывели быстрорастущий сорт картофеля и теперь собираем по три урожая в год». Китаец скромно: «А мы вечером сеем, а утром уже урожай собираем». Те двое в шоке: как так? В чем причина? Китаец: «Очень кушать хочется…»
     Вот и нам очень хочется поскорее. Мы не готовы ждать, и если наше сеяние не приносит быстрых результатов, то мы унываем, теряем интерес, ослабеваем. На это Павел говорит: Не унывайте. Как сеяние в плоть неизбежно приносит свою жатву, так и сеяние в дух не останется без плода. В свое время мы обязательно пожнем то, что сеяли.
 
     Здесь возникает вопрос: что значит «в свое время»? Когда наступит это время? Когда будет жатва того, что мы посеяли в дух?
     Ответ, думаю, мы знаем. Частично мы это пожнем здесь. В полноте – на небесах. В Израиле было такое понятие: начатки. То есть, первые плоды. Первый сноп с поля, первый приплод у животных. Эти начатки нужно было приносить в храм. Так вот, начатки нашего сеяния в дух мы пожнем уже в этой жизни. Это наша духовная зрелость. Это измененный характер. Это плод духа: любовь, радость, мир, доброта и другие. Это крепкая церковь и добрые взаимоотношения. Духовному человеку всегда лучше, чем плотскому. В его жизни всегда больше света и добра. 
     Но это лишь начаток, первый сноп. Главная жатва – впереди, когда закончится время плоти и настанет вечность духа. Там мы услышим похвалу от Господа. Там мы получим полную награду за принесенные жертвы и потраченные усилия. Там мы пожнем богатый урожай того, что казалось потерянным в земной жизни, но оказалось сохраненным и приумноженным для вечности. Поэтому не унывайте, делая добро. Это сеяние в дух, это собирание сокровищ на небе.
 
     Здесь я не могу умолчать об одной распространенной ереси нашего времени. Если вы наберете в интернет-поисковике «закон сеяния и жатвы», то большая часть результатов поиска приведет вас на харизматические сайты. И там вам доходчиво и убедительно объяснят, что если вы будете жертвовать на их проекты, то Бог пошлет вам во много раз больше. Пожертвуете сто рублей – Бог пошлет тысячу. Пожертвуете квартиру – получите дворец. Это словно небесный депозит, который лучше и надежнее любого земного банка. Вкладывайте в Бога, а Он поругаем не бывает, он вернет вам вложенное с процентами.
     Какое искажение Писания! И, главное, какое плотское отношение! Людей призывают жертвовать не для того, чтобы укреплять и развивать духовную жизнь, а для того, чтобы получить больше денег! До безобразия меркантильное и частнособственническое отношение! Люди отдают деньги, чтобы получить проценты! Насколько это отличается от того, чему учил Павел! И насколько отличается от того, как он жил! Вот как он описывал свою жизнь: «Мы… терпим голод, и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками… Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне… » (1 Кор. 4:11-13).
     Настоящий христианин распял плоть. Он не думает, насколько будет хорошо его плоти. Он заботится о духе, вкладывает в дух, живет духом.
 
     И в конце Павел подводит итог:
     «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а особенно своим по вере». 
 
     Почему «особенно своим по вере»?
     Во-первых, потому, что мы родственники. Мы уже говорили, что слово «свои» буквально означает «домашние». Павел показывает, что бывают родственники по плоти, а верующие – родственники по духу. Мы члены одной семьи. И как люди в мире делают добро кровным родственникам, так мы призваны делать добро в первую очередь родственникам по вере.
     Но главная причина не в этом. Когда мы делаем добро своим по вере, то способствуем укреплению церкви. Если я буду делать добро пастору или проповедникам, они будут больше внимания уделять Слову, и я получу от них духовную пользу. Если я буду делать добро братьям и сестрам с другими дарами, они будут лучше использовать эти дары, и церковь тоже будет получать пользу. Духовная жизнь церкви станет богаче, ярче. Образно говоря, церковная почва плодороднее. Она приносит больше урожая, чем мирская. Хотя нужно сеять везде, где это возможно. Урожай обязательно будет.
 
     Итак, Павел призывает нас вкладывать время, силы и средства в духовную сторону жизни. Как это выглядит на практике?
 
     Серьезно относиться к духовному назиданию церкви
     - Употреблять свой дар для назидания церкви
     - Следить за тем, чтобы в церкви уделялось достаточное внимание назиданию
 
     Обеспечивать пастору условия для работы над Словом
     - Взять на себя решение некоторых организационных вопросов
     - Жертвовать на зарплату и на образование пастору
 
     Ограничить заботу о собственном теле
     - Подумать, нет ли в моей жизни каких-либо излишеств
     - Практиковать разумное воздержание
 
     Делать добро другим, особенно своим по вере
     - Помогать нуждающимся
     - Посещать больных и одиноких
     - Поддерживать тех, у кого трудное время в жизни
 
     Иоганн Гете, великий немецкий поэт, автор знаменитого «Фауста», имел одно характерное пристрастие: идя на прогулку, он любил наполнять свои карманы семенами различных цветов и, проходя по полям и лесам, взбираясь на горы и опускаясь в долины, разбрасывал эти семена, где попало. С течением времени места его прогулок покрывались цветами. 
     Хорошо, если бы мы воспитали у себя такую привычку: сеять в дух. Вот это христианская жизнь. А соблюдение праздников, длинная одежда, отказ от косметики и тому подобное – это не христианская жизнь. 
     Давайте жить духовной жизнью, давайте сеять в дух, давайте думать о вечном. И тогда нам не потребуются никакие заповеди. Вот что значит «поступать по духу».
 
ФайлЗагрузить: Духовный посев (Гал. 6:6-10)

Размер файла: 49 000 Кб

Загружено: 5