Проповеди | Духовная жизнь (Гал. 5:25-6:5)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
1 Братья! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собой, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
4 Каждый да испытывает свое дело и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
5 ибо каждый понесет свое бремя.
 
     Библия говорит, что в человеке есть две природы: видимая и невидимая, материальная и нематериальная. Осмелюсь даже сказать, животная и божественная. Апостол Павел называет их «плоть» и «дух».
     У первых людей, Адама и Евы, плоть и дух находились в полной гармонии. Человек был безгрешным существом, все, чего он хотел и что делал, было хорошо. Адам не испытывал ни страха, ни стыда, ни гордости, ни соперничества – ничего из того, что сегодня омрачает нашу жизнь.
     Но после грехопадения все изменилось. В плоти поселился грех, и она стала враждебной по отношению к духу. С тех пор уже многие тысячи лет в каждом человеке «плоть желает противного духа, а дух противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы».
     Плоть – это все, что связано с телом, его рефлексами и инстинктами. И, поскольку мы падшие существа, то наша плоть себялюбива и эгоистична. Ей хочется все для себя и все лучшее. 
     А дух сохранил в себе божественную искру. Это наша невидимая сущность, божественное начало. Это наши добрые намерения, светлые устремления. Они есть и у неверующих людей, но у них все очень слабенько. Плоть настолько сильно контролирует их, что дух лишь иногда подает слабые признаки жизни. Можно сказать, дух неверующего человека парализован, в коме или спит. Над ним господствует плоть. Все неверующие люди – плотские существа, они живут в рабстве у плоти, исполняют желания плоти и только иногда томятся духом, мечтая об иной жизни.
     Но когда в жизнь человека приходит Христос, то все меняется. Дух оживает. Он, наконец, становится способным что-то делать. В его сердце начинают проявляться первые, еще небольшие, но уже плоды духа: любовь, радость, мир, терпение, доброта, великодушие, верность, смирение, воздержанность.
     Сразу ли плотской человек становится духовным? Нет. Первое время он еще ребенок, ему нужно расти. Апостол Павел пишет коринфянам о том времени, когда создавал в их городе церковь: «И я не мог говорить с вами, братья, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердой пищей, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Кор. 3:1-3).
     А что нужно, чтобы младенец вырос? Нужно время и хорошее питание. Наше питание – Библия. Чем лучше мы ее знаем, тем сильнее наш дух. И чем сильнее дух, тем слабее плоть. То, что раньше нами руководило, теряет свою силу, ослабляет хватку. А то, что раньше было всего лишь «благими намерениями», становится главным руководящим фактором. Мечты воплощаются в жизнь.
     Павел рассматривает несколько возможных жизненных случаев. В каждом из этих случаев мы можем увидеть, как ведет себя плоть и как ведет себя дух.
 
     Ситуация первая: Успех
     «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать».
 
     Что происходит с людьми, когда кто-то из них добивается успеха? На этот вопрос давным-давно дал ответ мудрый и наблюдательный Екклесиаст: «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть» (Еккл. 4:4). Но это если успех у кого-то другого. А если успех у нас, какие чувства мы испытываем в этом случае? Мы в этом случае раздражаем тех, кто оказался не таким удачливым или не таким старательным.
     Это особенно ярко проявляется в детском возрасте. Вот, вышла девочка-отличница к доске, ответила на «отлично», получила заслуженную похвалу и довольная идет на место. А где-то в классе сидит троечник, который смотрит на нее «как Ленин на буржуазию». Что делает отличница? Показывает язык. Ей хочется подразнить «неудачника». Именно это означает в греческом слово «раздражать» – προκαλέω – бросать вызов, дразнить. Эй вы, лузеры, слабо сделать то же, что и я?
     Богатые выставляют свое богатство. Сильные напрягают мускулы. Занявшие первые места вывешивают свои медали. А другие задыхаются от зависти и бессильной злобы. Тоже хотел бы, да не получается. И в тех, и в других действует плоть. Теми и другими движет тщеславие. 
     Плоти хочется славы. Исследователи говорят, что у человека есть три базовых, то есть самых основных, инстинкта: самосохранения, размножения и славы. Нам хочется значимости. Почти все великое, что сделали люди, было сделано из честолюбия или, как называет его Павел, тщеславия. 
     Иллюстрация: актеры театра на Таганке завидовали Высоцкому. Актерские коллективы порой называют «творческий террариум». Хотя это, собственно, везде: среди писателей и поэтов, среди спортсменов и политиков. Всем хочется забраться повыше. И в достижении этих «высот» люди готовы лезть по головам, попирать порядочность, забывать о приличиях.
     А как ведет себя дух? Если его обладатель достигнет успеха, то не будет выставляться и хвастаться. Дух не считает себя лучше других. Напротив, он сочувствует неудачникам. Он постарается как-то поделиться с ними своим успехом или возвысить их.
 
     Ситуация вторая: Грех
     «Братья! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собой, чтобы не быть искушенным».
 
     Что происходит с людьми, когда кто-то из их знакомых «впадет в какое согрешение»? Реакции, конечно, бывают разные. Если это близкий и дорогой человек, то люди могут огорчаться, пытаться повлиять. Но это нечасто. Как правило, реакцией является осуждение: вот ведь какой негодяй! Или высокомерие: я бы так никогда не поступил! Или упреки: ты что, с ума сошел? Отчуждение: я ему больше руки не подам! А то и похвала: ай молодец, настоящий мужик!
     Так ведет себя плоть. Видя падение другого, она думает не об этом другом, а о себе. Вот впал в грех человек. Какую выгоду я могу из этого извлечь для себя? Выделиться на его фоне? Оправдать собственные грехи? Потоптаться на упавшем, получить удовольствие? 
     В качестве иллюстрации хочу вспомнить эпизод из известного фильма «Служебный роман». Работница влюбилась в своего начальника, написала ему несколько писем. И это стало известно в коллективе. Как повели себя сотрудники? Начали сплетничать, обговаривать. Начальник предложил рассмотреть ее поведение на общем собрании. Общественница Шурочка стала ее «вразумлять» в типичном «партийном» стиле. Бедная женщина плакала, не зная, куда деваться от стыда.
     Павел говорит: духовный человек в таких случаях ведет себя по-другому. Во-первых, он постарается «исправить» согрешающего. Греческое слово καταρτίζω (катартИдзо) буквально означает «починивать». Оно есть в Евангелиях: Христос идет по берегу Геннисаретского озера и видит Иакова и Иоанна, которые вместе с отцом «починивают сети». Так и вы, – говорит Павел, – если произошла в ком-то поломка, не выбрасывайте его, не ругайте. Попробуйте починить. 
     В этом цель церковной дисциплины. В этом наша обязанность друг ко другу. Здесь очень помогает библейская иллюстрация тела. Когда какой-нибудь из наших органов – ухо, рука, печень – заболит или начнет действовать неправильно, мы ведь не бьем по ним, не отрезаем и не выбрасываем. Мы делаем все возможное, чтобы исправить положение. «Исправляйте» друг друга – просит Павел.
     И делать это нужно в духе кротости. Что такое кротость? Очень хорошее описание я нашел в Википедии:
     Крóтость — незлобивый и отходчивый нрав человека, умение контролировать эмоции, готового осознанно прощать ошибки и обиды от других. Кротость помогает человеку терпеливо переносить оскорбления, при этом не раздражаться, не возмущаться и не желать отомстить. Кротость – качество, которое сочетает в себе мягкость характера с твёрдостью духа. Кротость не следует отождествлять со слабохарактерностью и безволием, так в Библии «кротчайшим из всех людей на земле» назван Моисей (Чис. 12:3) – человек решительный и волевой, по приказу которого было убито около трех тысяч евреев, причастных к культу золотого тельца (Исх. 32:27-28). 
     Греческое слово «πραότητα» (праОтэта – кротость) может также означать «мягкость» или «приятность». Кроткий человек уступчив и благоразумен. Однако в большинстве языков трудно найти точный эквивалент данного слова, потому что оно описывает не внешнюю мягкость, а внутреннюю кротость и доброту, не манеру поведения, а состояние ума и сердца.
     Почему нам нужно исправлять согрешающих «в духе кротости»? Потому что это лучше, чем с гордостью и высокомерием. Кротость действует намного эффективнее. Но есть и еще одна причина. Нам нужно быть кроткими, потому что мы тоже люди. Мы, как и тот, кого мы исправляем, можем впасть в согрешение. И Павел предупреждает: наблюдайте «каждый за собой, чтобы не быть искушенным».
     Мы и в повседневной жизни можем впасть в искушение. А когда мы исправляем других, то нам грозит двойная опасность:
     Во-первых, узнав подробности греха, мы можем начать думать о нем, представлять себе разные картины. И пусть мы не сделаем того же, что и он. К нам может прийти искушение, а это само по себе весьма неприятное для христианина явление.
     Во-вторых, мы можем начать гордиться, что мы лучше. Ведь мы такого не сделали, а он, негодяй, не устоял. Зато я молодец! Вот и искушение. Поэтому нам нужна кротость и поэтому нам нужно наблюдать за собой.
 
     Мартин Лютер писал в комментарии на этот стих:
     «“Нет такого греха, – говорит Августин, – который совершил один человек, и не мог бы совершить другой”. Мы живем на скользком месте, поэтому, если мы возгордимся и оставим добрый порядок, нам легче будет падать, чем стоять. Так что правильно сказал тот человек в “Житиях Отцов”, когда ему донесли, что один из братьев впал в блуд. “Вчера – он, а сегодня мог быть и я”, – сказал он . Павел прибавляет это серьезное предупреждение, чтобы пасторы не проявляли жестокость и нетерпение по отношению к падшим и чтобы не мерили свою святость, сравнивая ее с грехами других, как сделал фарисей (Лк. 18:11). Напротив, ими должны двигать материнские чувства по отношению к этим людям, и им следует думать про себя: “Этот человек пал. Может случиться, что и ты потерпишь падение гораздо более опасное и позорное, чем он”. Если бы те, кто слишком скоро судят и осуждают других, внимательно посмотрели на свои грехи, то обнаружили бы, что грехи тех, кто пал,— это “сучки”, а их собственные — огромные “бревна” (Мф. 7:3)».
 
Ситуация третья: Трудности
«Носите бремена друг друга».
 
     Меня недавно спросили, почему в этом стихе Павел призывает нас носить бремена друг друга, а чуть ниже говорит, что «каждый понесет свое бремя».
     Дело в том, что в греческом языке было два слова, означающих бремя, ношу или груз. Когда Павел пишет, что каждый понесет свое бремя, он употребляет слово φορτίον (фортИон). Оно означает груз посильный для человека, соразмерный его возможностям.
     А здесь, призывая читателей носить бремена друг друга, он использует другое греческое слово – βάρος (бАрос), которое означает непосильную тяжесть. Груз, который нести очень трудно или даже невозможно. Я бы перевел это слово как тяготы. «Носите тяготы друг друга», – призывает апостол. 
     Когда говорится, что каждый понесет свое бремя, то речь, скорее всего, идет о служении, о работе, которую поручил нам Господь. А здесь Павел имеет в виду невзгоды и несчастья. Это может быть болезнь, смерть близких людей, потеря дохода, несчастные случаи. Помогайте носить такие неподъемные ноши, – пишет апостол. 
     И это снова ситуация, когда плоть и дух ведут себя по-разному. Когда плотской человек видит, как кто-то падает под непосильной тяжестью, что он делает? Как правило, делает вид, что он этого не видит. Мол, моя хата с краю, ничего не знаю. Или может сказать: «Сам виноват». А некоторые еще и утяжелят ношу несчастного тем или иным способом. 
 
     «и таким образом исполните закон Христов»
     Давайте обратим внимание на это важное выражение: «закон Христов». Про ветхозаветный закон часто говорится, что это «закон Моисеев». В Новом Завете ему на смену приходит закон Христов. Законники, которые пришли в галатийские церкви, призывали: Исполняйте закон Моисеев! А как его исполнить? Нужно сделать обрезание, нужно наблюдать «дни, месяцы, времена и годы». Нужно есть определенную пищу. 
     На все это Павел отвечает: На смену Моисееву закону пришел закон Христов. А как его исполнить? Носите бремена друг друга. Помогайте друг другу в трудностях. Поддерживайте в слабостях. Утешайте в скорбях. Христос сказал: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас». Вот Его закон.
     И вот, помогая друг другу переносить тяготы, мы исполняем закон Христа, закон любви. Интересно, что, согласно Новому Завету, ревнители закона не помогали людям носить их бремена, а напротив, накладывали на них еще большие. Христос сказал о фарисеях: «[Они] связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23:4). Петр сказал, обращаясь к законникам-иудаистам: «Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на шеи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?» (Деян. 15:10). 
     Придя в галатийские церкви, эти законники хотели и галат нагрузить этим тяжелым бременем Моисеева закона. А Павел говорит: Не это бремя вам нужно носить, не бесконечные обряды и предписания исполнять; носите лучше тяготы друг друга – и этим вы исполните закон Христов.
 
     Дальше Павел поясняет:
     «Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя». 
     Если мы ничего не делаем для других, то мы «ничто». Мы только тогда «что-то» из себя представляем, если служим пользе ближних. Похожее писал Иаков: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един, – хорошо делаешь; и бесы веруют – и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела – что пользы?» (Иак. 2:18-20, 15-16).
     И Иоанн: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиной» (1 Ин. 3:16-18).
     Мы обманываем сами себя, если высоко о себе думаем и ничего не делаем для других. Если наша вера не подтверждается искренним служением людям, то мы «ничто».
 
     Ситуация четвертая: Труд
     Я до сих пор не могу избавиться от одной нехорошей склонности.
 
     Вчера нас пригласили принять участие в уборке территории. Мы взяли мусорные мешки и ходим, собираем пластиковые бутылки, упаковки от чипсов, пачки из-под сигарет. Прибрались во дворе, сошлись вместе – и я смотрю на пакет своей супруги и с удовлетворением отмечаю: я больше собрал. Ну вот что за характер! Ведь с кем, с кем, но с женой соперничать после стольких лет прожитых вместе… но вот она, плоть! Я собрал больше, значит, я лучше, достойнее. Конечно, за такие мысли сразу становится стыдно, и раскаиваешься в них тут же, на месте. Но рефлекс все равно есть.
     Ну, уборка мусора ладно. А в служении Богу? Мы и здесь склонны сравнивать себя с другими, смотреть на затраченные усилия, время, средства. Критиковать тех, кто сделал меньше, ушел раньше. И это снова плоть. 
     А как поведет себя в такой ситуации духовный человек? Павел отвечает: он будет «испытывать», то есть, оценивать свое собственное дело. «И тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом». Это значит, что наша похвала должна быть не в том, что кто-то сделал хуже. Бог не будет сравнивать нас с другими. Он будет смотреть только на нас, словно никого другого и нет. В жизни каждого человека есть много различных факторов, которые влияют на его труд. Это и его наследственность, и воспитание, и темперамент, и навыки. Одним из нас дано много, другим мало. Нам нельзя сравнивать себя друг с другом, потому что мы совершенно разные. Среди нас нет двух одинаковых, и результаты, конечно же, будут разные. Только Бог знает все скрытые факторы, и только Он может дать самую справедливую оценку нашему труду, старанию и усердию.
     Есть известная иллюстрация: среди животных устроили соревнование, кто быстрее взберется на дерево. Участники: собака, корова, рыба, белка. Понятно, кто победит. Но если бы устроили состязания по плаванию, охоте или надоям молока, результат был бы совсем другой. Поэтому не оценивайте работу друг друга, – снова и снова призывает Писание, – лучше оценивайте себя. Себя вы знаете лучше, чем других. И свои возможности, и свой характер, и свой опыт, и все остальное. Вы знаете, на что способны, вот и думайте, насколько вы хорошо справились.
     Кто-то может спросить: Так что, нам совсем оценивать друг друга нельзя? А если там явный грех? Если все работают, а он лежит? Конечно, если мы видим явный грех, тогда нужно исправлять такого человека в духе кротости (мы помним). Но если у него более скромные результаты служения, чем у нас, то нам не нужно думать, что он лентяй, а испытывать свое дело. Может быть, мы были слишком поспешны, может быть, наши труды – это дворец из сена и соломы, а у него будка, но из золота и серебра. «Поэтому не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога», – пишет апостол (1 Кор. 4:5).
 
     Павел представляет своим читателям четыре разных случая. Что между ними общего?
     Все они касаются взаимоотношений верующих друг с другом.
     Нам это может показаться странным. Ведь духовная жизнь – это в первую очередь личные отношения с Богом. Это действительно так. Но Павел здесь показывает, как ведет себя «духовный» человек, то есть, тот, кем руководит дух, а не плоть. Главный признак того, что человек действительно «поступает по духу» – это его взаимоотношения с окружающими.
     Еще во всех этих случаях проявляется «плод духа», о котором Павел писал раньше. Все это – проявления любви, миролюбия, терпения, доброты, верности, великодушия, кротости и воздержанности. А если сократить этот список, то во всех описанных случаях мы видим проявления кроткого и заботливого отношения к окружающим.
 
     Хочу предложить два важных слова.
     В Библии этих слов нет. Их просто не было во времена апостола Павла. Иначе, думается, он бы их обязательно написал. Но у нас они есть. Эти слова – «эгоизм» и «альтруизм».
     Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, интересам общественным, пренебрежение ими.
     Альтруизм – готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.
     Так вот, говоря библейским языком, эгоизм – это наша плоть. Альтруизм – это дух. 
     Плоть хочет жить. Жить как можно дольше и как можно лучше. Таковы законы биологии в грешном мире. Поэтому она уничтожает соперников. Поэтому она старается загрести как можно больше для себя. Плоть – зверь, который борется за существование. 
     А дух ориентирован на другую жизнь, вечную, небесную. То, что происходит здесь на земле, ему по большому счету безразлично. Он нематериален, и материя его тяготит. Дух дан нам Богом, он является отражением Бога, Его образом и подобием. Поэтому в нашем духе проявляются Божьи качества. «Бог есть любовь» – и дух хочет любить. Бог добр, и нам хочется быть добрыми. С точки зрения дарвинизма, это бессмысленно. Такой организм отсеется в естественном отборе. Ведь в природе побеждают те, у кого больше силы и меньше совести. А здесь наоборот. Но дух понимает, что на самом деле его жизнь зависит не от остроты зубов, длины когтей, хитрости, изворотливости, наглости и жадности. Жизнь зависит от Бога, и дух полагается на Бога. Христиане всегда были слабы и беззащитны. Их уничтожали все, кому не лень. Но тем не менее церковь жива. Ее сохранил Бог. И эти «духовные» христиане выглядят неприспособленными к жизни, но они счастливее тех, кто «добился своего» и «хорошо устроился». Потому что Бог заботится о них.
 
     Если бы нужно было выразить главную мысль всего, что мы прочитали, в одном предложении, я бы выразил его так: Духовность проявляется прежде всего в кротком и заботливом отношении. Плотской человек – эгоист. Духовный – альтруист. 
 
     Какие из всего этого выводы?
 
     Поставить себе цель: стать духовным человеком
     «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны», – пишет Павел. Если вы решили идти за Христом, так идите. Все дети хотят поскорее вырасти. И все рожденные свыше христиане хотят вырасти духовно. К сожалению, в даже в Библии мы видим печальные примеры затянувшегося духовного младенчества. Это коринфяне, которым после стольких лет Павел писал: «Вы еще плотские». Это читатели Послания к евреям, которым, судя по времени, надлежало быть учителями, но их нужно было снова учить основам Писания.
     Здесь не помогут уговоры и упреки. Здесь каждый должен решить сам.
 
     В каждой ситуации думать, чего хочет плоть и чего хочет дух
     Каждый день нам приходится принимать множество решений, оказываться в разных ситуациях. Давайте приучим себя как можно чаще спрашивать: чего хочет моя плоть и чего хочет дух? 
     Или когда что-нибудь произошло, от чего у нас сомнения в сердце и тяжело на душе, спросим себя: я поступил по плоти или по духу? Если по плоти, то как нужно было поступить? Что сделать по-другому?
 
     Регулярно проверять себя на заботливость и кротость
     Два простых вопроса: в этой конкретной ситуации был ли я кротким и проявлял ли заботу о других? Простенький тест, который мы часто проваливаем. Но чем чаще мы будем его к себе применять, тем лучше у нас будет получаться.
 
     Английский писатель Оскар Уайльд написал много интересных произведений. В частности, он писал притчи. И среди них есть одна жутковатая. Вот она:
     Из скудости раскалённой пустыни Христос пришёл в великолепный и пышный город, и на первой же улице он услышал шум и голоса и увидел юношу, валявшегося пьяным.
— Зачем расточаешь ты в пьянстве душевные силы свои? — вопросил он юношу.
А тот ответил:
— Я страдал проказой, и Ты исцелил меня. Что ж теперь остаётся мне делать?
Дальше по городу прошёл Христос и увидел девушку в распутной одежде и юношу, идущего за ней со взглядом охотника. 
— Юноша, почему ты смотришь на эту девушку такими глазами? – спросил Христос.
И юноша ответил:
— Я был слеп, и Ты открыл мне глаза. Что ж теперь остаётся мне делать?
Тогда Христос подошел к девушке и спросил:
— Дочь, почему ты ведешь такой образ жизни?
И девушка ответила:
— Я была грешницей, и Ты меня простил. Как мне еще жить?
 
     Конечно же, ничего подобного не было. Но сильно ли отличаются от героев притчи христиане, которые знают, что Христос искупил их от суетной жизни, простил им грехи и записал их имена на небесах, но при этом остаются плотскими, продолжают жить по плоти?
     Ответьте себе, друзья, вы живете по плоти или по духу? В приведенных четырех ситуациях как вы поступаете – как плотские или как духовные? И если как плотские, то примите всерьез то, что вы сегодня услышали.
 
 
 
 
 
 
ФайлЗагрузить: Духовная жизнь (Гал. 5:25-6:5)

Размер файла: 44 500 Кб

Загружено: 6