Проповеди | Возвращение в детство (Гал. 4:1-11)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 

1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (единородного), Который родился от женщины, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
6 А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, взывающего: «Авва, Отче!»
7 Поэтому ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. 
8  Но тогда, не зная Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
 
 
     Еще до того, как мы начали изучать Послание к галатам, и я только готовился, это место засияло для меня особым светом. И все это время мне не терпелось скорее дойти до него. Что же в этом тексте такого особенного? Здесь целых две особенности. Во-первых, Павел представляет яркую иллюстрацию. Эта иллюстрация будет близка всем нам без исключения. Мы все ее поймем, потому что все через это проходили. Это иллюстрация детства.
     А во-вторых, здесь Павел конкретно указывает, чем увлекались галаты, и это именно то, чем увлекаются многие современные христиане. Галаты думали, что они поступают очень хорошо и духовно. И современные «галаты» тоже считают свое поведение высокодуховным и угодным Богу. Но заблуждались галаты и заблуждаются наши современники. Давайте и мы вначале поговорим о яркой иллюстрации Павла, а затем посмотрим, чем занимались галаты и подумаем, не занимаемся ли этим мы с вами.
 
     Иллюстрация
 
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
 
     Павел рисует перед нами образ ребенка. Это ребенок из богатой семьи, и когда он вырастет, то все отцовское имение достанется ему. Он – наследник. Однажды у него появится право распоряжаться всем имуществом отца. Он сможет его продавать, обменивать, изменять по своему усмотрению. Но это в будущем. Это лишь когда придет назначенный отцом срок. Обычно в завещаниях указывалось, что вступить в право владения наследством наследник сможет только по достижении определенного возраста.
     А пока он всего лишь ребенок. И в своих правах он ничем не отличается от раба. Ни у раба, ни у ребенка нет никаких прав и никакой власти. Ребенок не может пойти в кабинет отца, открыть сейф, набрать денег и пойти по магазинам. Он не может пойти в конюшню, приказать запрячь лошадей и отправиться кататься. Мало того, что он ничем не распоряжается, он еще и должен! Он должен слушаться! Он подчинен попечителям и домоправителям. Няньки, воспитатели, учителя приказывают ему, когда нужно пойти спать, когда нужно заниматься уроками, когда есть, когда гулять. И ребенок вынужден подчиняться этим людям, хотя сам намного важнее их, и ему принадлежит все, что он видит.
     Но однажды наступает долгожданный срок. Ребенок становится взрослым и вступает в права наследования. Теперь он – полноправный хозяин дома. Что после этого происходит с няньками, воспитателями и учителями? Они уходят. Они больше не нужны. В доме им больше делать нечего. Или даже если они остаются, то теперь уже не он слушается их, а они слушаются его. 
     Теперь давайте истолкуем, объясним эту притчу. Начнем с простого. Хозяин дома и отец детей – это, конечно, Бог. Наследники – это мы. Дальше сложнее. Что является нашим наследством? Наше наследство – не этот мир! Это важно понимать. Наше жительство – на небесах, мы призваны помышлять о горнем, а не о земном. Про наше наследство говорится во многих текстах Нового Завета, но лучше всего о нем сказал Петр: «Благословен Бог… по великой Своей милости возродивший нас… к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1 Пет. 1:3-4).
     Чтобы нас не слишком утруждать, я не буду читать много текстов, а лишь перечислю, что включает в себя это наследство. Небесное Царство (Мф. 25:34; Иак. 2:5); вечная жизнь (Тит. 3:7); благословение (1 Пет. 3:9); благодатная жизнь (1 Пет. 3:7); нетление (1 Кор. 15:50); слава (Рим. 8:17-18).
     Наследуем ли мы материальный мир? Да, кроткие наследуют землю, но важно понимать, что мы унаследуем обновленное Божье творение, но не эту систему. И материальный мир будет лишь небольшим довеском к действительно ценному, невидимому наследству. Главное в нашем наследстве – не земное, а небесное, горнее, невидимое. Новое небо и новая земля будут совершенно не такие, как нынешние.
     Идем дальше. Что в иллюстрации Павла подразумевается под «детством»? Что значит «так и мы, доколе были в детстве»? Детство – это время Ветхого Завета. Это время господства Моисеева закона. Это время, когда Божий народ был еще несовершеннолетним, многого не понимал и нуждался в детоводителе. 
     И, наконец, самый трудный вопрос. Кто такие «попечители и домоправители», назначенные отцом для маленького наследника? Павел объясняет: «мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира». Попробуем выразить это современным языком. «Вещественные начала» – это буквально «материальные составляющие». 
 
     Вы обращали внимание на то, как тесно Моисеев закон связан с материальным миром? На девяносто (и больше) процентов он связан с тем, что можно сосчитать, взвесить или еще как-то измерить. 
     Десятая часть, седьмой день, первенцы из скота, первый урожай с дерева или поля, три раза в год паломничество в Иерусалим, обрезание на восьмой день, пять шекелей подушный налог на мужчину, три шекеля на женщину, животные, которых можно есть, животные, которых нельзя. Из-за чего происходит осквернение, как нужно очищаться, как приносить жертвы, как совершать возлияния. И так далее, и тому подобное. Все это имело отношение к материальному миру, к конкретным предметам, веществам, дням, месяцам, годам. 
     И, согласно Моисееву закону, люди были в подчинении у этой материальной части мира. Они должны были высчитывать проценты, отсчитывать дни, выстирывать одежду, строить парапеты. Люди были в подчинении праздников, обрядов, диет и тому подобного. Не материальный мир служил человеку, а человек служил материальным составляющим мира. Почему? Потому что Божий народ был еще в детстве.
     А потом наступил «срок, отцом назначенный»? Когда он наступил? С приходом Иисуса Христа.
 
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (единородного), Который родился от женщины, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
6 А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, взывающего: «Авва, Отче!»
7 Поэтому ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. 
 
     Павел приводит два доказательства того, что мы уже вступили в права наследства. Первое доказательство – Иисус Христос. Он пришел в этот мир, исполнил закон, внес требуемую плату нашего освобождения и даровал нам усыновление.
     А второе доказательство – Святой Дух. Библия говорит об удивительном явлении. Когда мы обращаемся ко Христу, Бог посылает в наши сердца Святого Духа. Этот Дух производит в нас удивительные перемены. Он дает нам рождение свыше, Он производит в нас освящающее действие, Он утешает нас в страданиях, Он ходатайствует за нас «воздыханиями неизреченными». Но среди всех этих прекрасных действий есть одно особенно прекрасное. Святой Дух дает нам чувство усыновления. «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, взывающего: «Авва, Отче». Слово «авва» иногда неправильно переводят как «папочка». Это не совсем так. Наш язык богат. У нас есть слова «отец», «батька», «папа», не говоря уж про разные суффиксы, от которых получаются всякие «батюшки», «папочки» и «папаши». У евреев на все про все одно-единственное слово «авва», точнее, «абба». Так называют своих отцов маленькие дети, и, думаю, слово «абба» для большинства из них является первым словом в жизни. Но так же называют своих отцов и взрослые люди. Это универсальное слово, означающее отца. 
     Но в нашем тексте есть еще одно важное слово: «взывающего» или «вопиющего». Это греческое слово κραζο (крАдзо), означающее «кричать, вопить, восклицать». Кто, как правило, кричит, когда зовет отца? Дети. Взрослые люди уже не столь эмоциональны. Мои ребята уже не кричат мне «Папа!!!» А когда они были маленькие, так этот зов был слышен регулярно. «Прибежали в избу дети, второпях зовут отца: Тятя! Тятя! …» Павел закладывает в это слово идею сильных чувств, ярких эмоций. Бог для нас не отчим, не какой-то формальный отец. Нет, мы испытываем к Нему горячие чувства и поэтому восклицаем: «Папа!»
     В параллельном тексте из Послания к римлянам Павел пишет о том же, только подробнее: Мы «приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Этот самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8:15-16). Прислушайтесь к своим чувствам, – говорит Павел галатам. – Что вы испытываете по отношению к Богу? Если в вас живет Святой Дух, то вы испытываете сыновние чувства, вы любите Бога, как родного отца и даже больше, потому что земные отцы бывают злые, а Небесный Отец – сама доброта. 
     Вы чувствуете в своем сердце сыновнюю любовь к Богу? Если да, то это значит, что вы Его сыновья и, следовательно, наследники. «Поэтому ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа».
     Вот такая прекрасная иллюстрация. Мы – Божьи дети, достигшие совершеннолетия. У нас было трудное прошлое, суровые воспитатели, строгие попечители. Но теперь мы достигли совершеннолетия и вышли из-под их контроля!
     А теперь перейдем ко второй части. В этой части Павел конкретно говорит, чем увлекались галаты и чем увлекаются многие современные верующие.
 
     Увлечение материальным
 
8  Но тогда, не зная Бога, вы служили богам, которые в существе (СНВ: по природе) не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
 
     В этом отрывке один стих очень нуждается в пояснении. Это восьмой стих. На первый взгляд, может показаться, что речь там идет о служении идолам. И выглядит логично. Не зная Бога, галаты служили каким-то «богам». Кому же еще, как не идолам? Но это не совсем так. Во-первых, обратите внимание, что слово «богам» напечатано курсивом, то есть его нет в оригинальном тексте. Буквально Павел говорит: «Вы служили тому, что не имеет божественной природы». Вы служили вещественному, а не божественному. В следующем стихе снова упоминаются «вещественные начала», то есть материальные составляющие этого мира. 
     Речь идет не о том, что галаты раньше служили идолам. Речь о том, что раньше они служили материальным вещам. Они были материалистами. Чему они служили – идолам, земле, воде, камню, хлебу – не столь важно. Главное – что они вращались в материальном мире, отдавали свое время и силы материальным вещам. И евреи тоже были материалистами. Они тоже служили материальному: жертвеннику, скинии, храму. Их жизнь тоже вращалась вокруг того, что связано с этим миром: с пищей, одеждой, деньгами, обрядами, праздниками. Все это недуховное, все это не является божеством, не имеет божественной природы.
     Кстати, обратите внимание, какие материалисты окружающие нас люди. Их жизнь строится на материальном, подчинена материальному. Как важны для них их дома, их машины, их огороды, их деньги, их привычки, их имущество. Как они хотят покупать! Как они страдают, когда чего-то лишаются! Вся их жизнь посвящена тому, что не имеет ничего общего с божеством. Они тоже служат «богам, которые в существе не боги». 
     Но теперь, – пишет Павел, – вы познали Бога. Или, лучше сказать, вы получили познание от Бога. Не вы Его обнаружили, Он открылся вам. Не вы к Нему пришли, Он вас нашел. Мы, наверное, поговорим об этом отдельно. Но, как бы то ни было, вы теперь соприкоснулись с другим миром. Вы узнали, что значит духовность, вы вошли в другое, нематериальное измерение, вы увидели невидимое, вы познали непознаваемое. Вы были слепые – и теперь прозрели. Вы были глухими – и теперь стали слышать. Вы были детьми, а теперь стали взрослыми. Вы узнали то, что несравненно лучше, выше, прекраснее.
     Зачем же теперь вы возвращаетесь к этим материальным, вещественным, далеким от Бога понятиям и предметам? 
 
     Вам хочется вернуться в детство?
     Есть, конечно, в этом свои плюсы. В детстве все было просто. Не нужно было забивать себе голову мыслями о том, кто виноват, что делать и как жить дальше. Однако в детстве мы не имели свободы. За нас все решали другие. Нормальный, здравомыслящий человек не захочет снова стать ребенком. Я уверен, что если вас теперь начать водить в детский сад, где нянечки будут сажать вас на горшок и водить за ручки на прогулку, или отправить в первый класс, где вас будут учить складывать яблочки, то через пару дней вы волком взвоете. Потому что детская жизнь – это не для нас. Мы взрослые. 
     Да, у взрослой жизни есть свои проблемы, но мы взрослые, для нас более естественна взрослая жизнь. Если взрослый человек вдруг впадает в детство, то мы его жалеем, считаем несчастным, пытаемся помочь. Потому что это беда, это проблема, это болезнь. И галаты заболели этой странной болезнью. Они отказались от лучшего и вернулись к худшему. Они отвергли духовное и предпочли материальное.
     Что же конкретно они делали? Они наблюдали «дни, месяцы, времена и годы». «Дни» – это праздничные дни. В первую очередь, суббота, потом и другие праздники. «Месяцы» – это новолуния, которые в Израиле тоже считались священными днями, когда нельзя работать. «Времена» – это сезоны. В Израиле Пасха знаменовала начало уборки урожая. Праздник жатвы – его завершение. Праздник труб – начало нового года. Евреи следили за этими сезонами, то же самое стали делать и галаты. Наконец, «годы» – это седьмой год покоя и пятидесятый, юбилейный год. Христиане в галатийских церквах взяли эти ветхозаветные обрядовые традиции и стали их «наблюдать», то есть, следить за их исполнением. Зачем? Они сами этого не знали, но им это казалось «духовным». Павел этим крайне возмущается. В этом нет ничего духовного, – восклицает он. – Это немощные и бедные вещественные начала!
     Это два важных слова: «немощные и бедные». Религия Ветхого Завета была немощной и бедной. Последователи этой религии были немощными и бедными. Потому что занимались немощными и бедными материальными делами. Любой человек, который связал себя материализмом – неважно, это материализм безбожный или материализм религиозный – немощен и беден. Как некогда верующие Лаодикийской церкви, увлекшиеся материальным благополучием, считали, что у них все прекрасно. А Христос сказал: «Ты говоришь: "Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды", а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:17).
     По-настоящему силен и богат тот, кто живет не в материальном, а в духовном измерении. Кого мало интересуют вопросы еды, одежды, а также обрядовой религиозности, но кто всецело погружен в духовное измерение. Кто дышит горним воздухом небес, кто созерцает Господню славу, кто слышит неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Такие люди кажутся романтиками, мечтателями, у которых голова в облаках. Часто это люди неустроенные в материальном отношении, часто они слабы физически. Но именно они по-настоящему сильны и по-настоящему богаты. 
     Нам важно понять, что в своей духовной жизни мы уже не связаны с материальным миром. Для нашей души не важно, что мы едим, во что одеваемся, в каком дне недели или в каком году находимся. Все это имеет отношение к временному, а мы живем вечностью. Нам нужно помышлять о горнем, а не о земном.
     Но увы, как тогда галаты, так и нынешние христиане занимаются тем, что наблюдают «дни, месяцы, времена и годы». В одной церкви встал вопрос, праздновать ли второстепенные праздники вроде сретения, преображения и благовещения. Протестанты нигде в мире их не празднуют. Однако пастор сказал: «Мы – православные баптисты, поэтому праздновать будем». Друзья, если мы переживаем по поводу праздников, то мы в детстве. Если нас заботит вопрос, можно ли есть кровяную колбасу, то мы в детстве. Если для нас важно, какой длины у нас рукава, то мы в духовном детстве. Ни дни недели, ни пища, ни одежда не приближают нас к Богу ни на миллиметр. Потому что все это – вещественные начала. Это детство веры, а мы должны быть взрослыми.
     Единственное, что нас в этом плане должно заботить – это не смущаем ли мы кого-нибудь немощного. Если я приеду в церковь, где к праздникам относятся трепетно, я не буду смеяться над ними и демонстративно нарушать их праздники. Если кого-то волнует вопрос одежды, я не буду одеваться вызывающе и производить фурор. 
 
     Но нашего внутреннего человека эти вопросы вообще не должны интересовать. Вот два простых примера.
     - Есть люди, которые очень озабочены состоянием ногтей на ногах. Они делают педикюр, пилинг и всякие другие процедуры. Для меня главное, чтобы они не мешали ходить (или не рвали носки). А вас очень беспокоят ногти на ногах? Если да, значит, что-то с вами не в порядке. Либо вы самовлюбленный нарцисс, либо у вас проблемы с психикой.
     - Некоторые занимаются коллекционированием странных вещей. Еще ладно, если собирают монеты, кружки или открытки. Но есть такие, которые собирают осиные гнезда, чесалки для спины и, простите, самое экстравагантное, пух из пупка. Что можно сказать про таких людей? Лично у меня слов нет, одни мысли. Вы занимаетесь коллекционированием странных вещей? А почему? Потому что это глупости! Потому что мы заняты более важными вещами.
     Но в то же время подобными глупостями, только с религиозным оттенком занимаются многие верующие! Некоторые по воскресеньям надевают нарядную одежду и боятся взять в руки иголку или веник. Некоторые пользуются только Синодальным переводом Библии, считая все остальные еретическими и греховными. В некоторых церквах у сестер есть ограниченное количество «благочестивых» причесок (как в Северной Корее). Теперь свободнее, а раньше братьям запрещали носить галстуки или надевать тенниски. Если нас все это заботит, это то же самое, как если бы мы, взрослые люди, залезли к детям в песочницу и принялись лепить с ними куличики из песка. Это детство. Может быть, для него и было время в прошлом. Но теперь мы взрослые. «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал, а как стал мужем, то оставил младенческое» (1 Кор. 13:11). Нам нужно быть младенцами на злое, а по уму надо быть совершеннолетними.
 
     Не хочу критиковать братство, но, все-таки, приведу несколько примеров, по которым у нас велись споры:
     - Крещение через погружение. Нет, с одной стороны, я, конечно, понимаю, что крещение через полное погружение лучше отражает суть термина «баптисмос». И мы учим полному погружению во Христа, а не частичному. И тем не менее, действительно ли важно, как мы крестились: через погружение, обливание или даже окропление? Влияет ли это каким-то образом на наше духовное состояние? Если меня крестили не так, как других, значит ли это, что мое крещение недействительно? Ведь главное – не как, а что!
     - Кремирование. Был спор о том, допустимо ли сожжение тел умерших христиан. С одной стороны, даже море отдаст мертвых, которые были в нем, несмотря на то, что они там были съедены рыбами и крабами, а кости растворились. Так и после кремации Бог силен воскресить человека. Однако, все-таки, было рекомендовано, чтобы мы предпочитали не кремацию, а захоронение, поскольку это больше соответствует христианской традиции и учению о воскресении.
     - Елеопомазание. Иаков писал, что если кто-то заболел, то может позвать пресвитеров церкви, и они помолятся над ним, «помазав его елеем во имя Господне» (Иак. 5:14). А как мазать? В православной церкви мажут крестообразно на лбу. Масло должно быть оливковым и освященным. А нам что делать? Молиться над маслом или нет? Куда и как мазать? Я слышал про указания мазать лоб, а макушку, и не крестом, а простой каплей. Я слушал эти указания и думал: «Неужели это и есть новозаветное христианство?» Вообще текст из Послания Иакова неоднозначен. Многие думают, что Иаков советует масло просто как лекарство. Но даже если это действительно некий обряд, то совершенно не важно, как он совершается. Это всего лишь символ, на который не следует обращать большого внимания. И также на то, как совершается Вечеря Господня. С пресным хлебом или квасным. С настоящим вином или виноградным соком. Ломает хлеб служитель или каждый отщипывает себе сам. Все это абсолютно не важно и не должно нас интересовать. 
 
     А что же нас должно интересовать? То, что имеет отношение к вечности. Нас должно интересовать познание Бога и прославление Его. Нас должно интересовать Евангелие Иисуса Христа и общение с Ним. Нас должно интересовать действие благодати в нас и в мире. Не форма крещения в воде, а погружение в Иисуса Христа. Не праздник преображения в августе, преображение нашего внутреннего человека под действием Святого Духа. Не исполнение церемоний, а искренняя любовь к Богу и друг ко другу.
 
 
     Применение
 
     Павел показывает важный принцип. В нашей жизни есть два возраста: детский и взрослый. В нашем мире есть два уровня: материальный и духовный. И нам нужно серьезно задуматься: В каком возрасте мы находимся, в детском или взрослом? В каком измерении протекает наша жизнь: в материальном или в духовном? Это касается и нашей повседневной жизни. Что в ней преобладает: плоть или дух? Это касается и нашей жизни с Богом. 
 
     Религия плоти:
- Посещать все богослужения в церкви
- Читать по три главы Библии в день (всю Библию за год)
- Молиться три раза в день по десять минут
- Жертвовать десятую часть доходов
- Не работать по праздникам
- Говорить особым, благочестивым языком из Синодального перевода (ибо, вкушать, благодарение)
- Четко разграничивать, что «можно» и что «нельзя», особенно в «доме Божием».
 
     Жизнь духа:
- Любить Бога всем сердцем
- Радоваться о спасении во Христе
- Искренне славить Бога
- Познавать истину Писания
- Жертвовать собой ради других
- Активно участвовать в жизни церкви
- Быть добрым и терпеливым
 
     В заключение хочется обратиться к одной поучительной и печальной странице русской истории. Это началось во второй половине во второй половине XVIII века и продолжается до наших дней. От православной церкви откололась значительная часть глубоко верующих людей. 
     Думаю, мы все согласимся, что православие – это в большой степени религия материалистичная. Там множество всего, что связано с «вещественными началами»: храмы, иконы, священные предметы, мощи, таинства, праздники, крестные ходы, литургия, свечи, лампады и тому подобное. 
     Так вот, в восемнадцатом веке в России среди рядовых православных появилось своеобразное движение. Его представители называли себя «духовными христианами». Теперь они больше известны как «молокане». Эти люди просто начали читать Библию. По одной из версий и стали называться «молоканами», потому что возлюбили «чистое словесное молоко». Так вот, читая Библию, эти люди неожиданно осознали, что служение Богу должно совершаться «в духе и истине», что библейское христианство не обрядовое, и связано оно не с материальным миром, а с духовным.
     Так появились многочисленные общины «духовных христиан». Они сохранили веру во Христа, но отменили всю материальную составляющую религиозной жизни: иконы, кресты, священнические одежды, богослужебную утварь, все обряды, включая крещение и причастие. Всю духовную жизнь они перенесли в духовную сферу. Молоканское движение было народным, доморощенным. Но что хорошо – они поняли суть. За это их жестоко преследовали и ссылали в южные, тогда совсем дикие районы России: на Кавказ и Каспий. В дальнейшем, когда в России стали появляться общины христиан баптистов, большая часть молокан примкнула к ним. Многие известные баптистские служители того времени – выходцы из молокан. Например, Никита Исаевич Воронин и Дей Иванович Мазаев.
     Но не все молокане стали баптистами. Немногочисленные молоканские общины и даже деревни существуют до сих пор. Но в наши дни это движение давно утратило свои духовные ориентиры и превратилось в мертвую, закостеневшую религию. Отказавшись от православных традиций, они придумали свои собственные и твердо их держатся. Например, они не едят свинину, придерживаются очень строгих правил в одежде. Вообще, у них четко расписано, что можно и что нельзя. Начав духом, они подобно галатам, закончили плотью. 
     Это предостережение нам. Сейчас наша церковь находится в хорошей духовной форме. Хотя, конечно, у нас бывают трудности, но большинство из нас живет духом и понимает разницу. Тем не менее галатийский синдром никуда не делся. И если мы не будем поддерживать в себе духовную жизнь, если не будем стоять на страже, то обязательно начнется сползание в духовное младенчество, возвращение «к немощным и бедным вещественным началам».
 
     Павел завершает наш текст словами: «Боюсь, не напрасно ли я трудился у вас». Апостол переживал, беспокоился за состояние этих дорогих ему церквей. Таким должно быть и наше отношение. Нам нужно бояться, опасаться, быть настороже. 
Друзья, живете ли вы действительно духовной жизнью? Цените ли вы эту духовную жизнь? Оберегаете ли, защищаете ли ее от тех, которые насаждают дни, месяцы, времена и годы? Давайте оставаться на этой вершине, дышать воздухом небес, помышлять о горнем!
 
 
 
 
ФайлЗагрузить: Возвращение в детство (Гал. 4:1-11)

Размер файла: 38 000 Кб

Загружено: 3