Проповеди | Бестолковые (Гал. 3:1-5)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи
 
 
1 О несмысленные галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Это только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа или через наставление в вере?
3 Так ли вы неразумны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое претерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и Совершающий между вами чудеса через дела ли закона это производит или через наставление в вере?
 
     Если вы знакомы с народными сказками, то, несомненно, знаете, что там есть одна часто встречающаяся тема про... не вполне умных людей.
     Было у отца три сына. Старший умный был детина,
     Средний сын и так, и сяк, младший вовсе был… Иван.
     Это «Конек-горбунок». А есть еще Емеля из сказки «По щучьему веленью» и много не таких известных сказок. Притом характерно, что подобные сказки есть не только в русской культуре, а практически во всех. Почему? Наверное, потому что бестолковое поведение пробуждает в нас яркие и разнообразные чувства: и насмешки, и досады, и жалости, и еще ряд других. Глядя на очередного «Емелю», мы думаем: «О! Ну что он делает!!!»
     Подобные чувства возникли и у апостола Павла, когда он узнал, что галаты вместо Христа стали чтить Моисеев закон, вместо Нового Завета захотели перейти к Ветхому, вместо духа выбрали плоть. Послание к галатам само по себе очень эмоциональное. А прочитанный нами текст один из самых эмоциональных. Павел возмущается, недоумевает и негодует. Он не может сдержать своих чувств и не понимает, как такое могло произойти.
 
     Это возмущение особенно ярко проявляется в первом стихе: «О несмысленные галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине?»
 
     Здесь целых четыре интересных слова, которые мы просто обязаны рассмотреть. Первое слово – «О!» В мире насчитывается до шести тысяч языков. Есть языки настолько чужеродные, что между ними, кажется, совершенно нет ничего общего. Однако слово «О!» думаю, в переводе не нуждается. Оно на всех языках звучит одинаково и означает одно и то же. Две тысячи лет назад, когда Павел диктовал Послание к галатам на древнегреческом языке, он тоже воскликнул: «О!» Буква омега (Ω). Так же по-английски, по-немецки и, наверное, по-китайски и по-японски. Это естественное выражение изумления, возмущения и негодования. Наверное, это заложено в нас где-то на глубинном уровне. Когда не хватает слов, чтобы выразить всю гамму чувств, мы говорим: «О!»
     Второе слово – «несмысленные». На недавнем семинаре по переводам Библии один специалист назвал Синодальный перевод «лакированным». Он действительно такой, и мне он за это нравится, его приятно читать – прямо как пользоваться лакированной вещью. Однако некоторые слова нуждаются в дополнительном разъяснении. Так вот, на нашем сегодняшнем отрывке несколько слоев лака. Слово «несмысленные» может пробудить в памяти образ маленьких детей. Мы их порой называем «несмышленыши». Но на самом деле это слово суровое и осуждающее. Вот, например, где оно употребляется в Синодальном переводе: «Род строптивый и развращенный. Это ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный?» (Втор. 32:5-6); «Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность» (Иов 5:2); «Мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» (Тит. 3:3). Павел ставит это слово во главе всех жутких грехов. То же и в Послании к Римлянам: «Омрачилось несмысленное их сердце» (Рим. 1:21). Как видим, ничего умильного в этом слове нет. Оно означает «глупые, бестолковые, неразумные, безрассудные».
     Третье слово – «прельстил». Во всей Библии это слово встречается только здесь. В оригинале оно имеет оккультный оттенок. В других версиях оно переводится как «заворожил, околдовал» и даже «сглазил». Вот как этот стих звучит в переводе Русского библейского центра: «Глупые галаты! Кто это так заворожил вас, вас, которым так ясно был представлен распятый Христос?»
Вас когда-нибудь гипнотизировали? Меня однажды пробовали, однако я оказался устойчивым и этим «чарам» не поддался. Но есть люди, как говорят, «внушаемые». Их волю можно подавить, сознание затуманить, в результате они начинают вести себя неадекватно и перестают быть похожими на тех, кем были раньше. Павел пишет галатам: «Вы как будто загипнотизированные, как будто завороженные, как будто находитесь под каким-то странным воздействием». 
     И это было тем более странно, что у них «перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у [них] распятый». Павел подробно рассказывал им о страданиях Христа.  О том, как «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, и, возблагодарив, преломил, и сказал: «Примите, ешьте; это тело Мое, за вас ломимое; это совершайте в Мое воспоминание»» (1 Кор. 11:23-24). Как в Гефсимании Он «с сильным воплем и со слезами принес молитвы и прошения Могущему спасти Его от смерти» (Евр. 5:7). Как «жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его» (Деян. 13:27-28). Как Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). 
     Живое воображение галат нарисовало перед их мысленным взором яркую картину страданий Спасителя, и они были покорены этим зрелищем. Они, несомненно, плакали, думая о Его страданиях. И, несомненно, радовались, сознавая Его к ним любовь. В предыдущих стихах Павел рассказывал о своей реакции на искупительную смерть Христа. Он писал: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божьего, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19-21). Для Павла распятие Господа было центром его жизни, точкой отсчета в его бытии. И он старался ту же перспективу передать своим подопечным. В Галатии, похоже, это ему удалось.
     Но ненадолго. Прошло несколько лет – и картина распятия поблекла. Спаситель перестал привлекать их к Себе, как раньше. Между Ним и галатами откуда-то из под-земли стали подниматься огромные скрижали с Моисеевым законом, и эти скрижали загородили Христа. Они потеряли Его из виду, они увлеклись тем, что было хуже и ниже Христа. Хотя в их затуманенных мозгах это казалось лучше и выше.
     Павел негодует и недоумевает. Он говорит галатам: С вами произошло одно из двух: либо вы сошли с ума, либо вас загипнотизировали. Именно эти идеи стоят за словами «несмысленные» и «прельстил». Думаю, теперь мы понимаем, что Синодальный перевод действительно «лакированный» и нуждается в дополнительных разъяснениях. Но для того я здесь и стою, а менять Библию мы не будем. Каким бы он ни был, а этот перевод пока лучший из тех, что у нас есть.
     И четвертое слово, требующее нашего внимания – «покоряться». Из-за своей бестолковости и одурманенности законниками галаты перестали «покоряться истине». Они стали непокорны Богу. Какая горькая ирония! Ведь галаты считали, что, исполняя Моисеев закон, они как раз демонстрируют покорность Богу, проявляют послушание! А на деле было совсем наоборот. Они не покорялись истине и сопротивлялись Божьей воле. 
     В этом коротком стихе апостол Павел ярко показывает две отличительные характеристики нашей греховной природы. Это бестолковость и непокорность. Мы все приходим такими в этот мир: безрассудными и упрямыми. Мы смеемся над сказками о дурачках, но если подумать серьезно, то мы все те же самые «Иванушки» и «Емели». Мы принимаем столько идиотских решений, мы знаем как правильно, а делаем, как хуже. Мы склонны к глупостям, нас тянет в безумство. И все это густо приправлено упрямством, строптивостью и нежеланием подчиняться.
     В Библии есть текст, где имеются два этих важных слова, «несмысленный» и «покоряться». Вот он: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздой и удилами, чтобы они покорялись тебе» (Пс. 31:9). Нам важно увидеть в галатах себя. И важно сознавать свои, так сказать, «нехорошие» наклонности. И особенно важно, чтобы перед нашими глазами как вначале, так и всю жизнь был «предначертан» Иисус Христос, распятый как бы у нас, в Светлогорске. 
 
     Перейдем к следующему стиху, и здесь нам нужно представить себе план Послания к галатам. Апостол Павел доказывает галатам, что Моисеев закон им не нужен, и они не обязаны его исполнять. Чтобы это доказать, он использует череду аргументов. Эти аргументы он выдвигает один за другим, словно нанизывает бусинки на нитку. Мы уже видели, как Павел говорил о своем собственном обращении, как он ссылался на авторитет апостолов, на происшествие в Антиохии. А теперь он обращается к самим галатам и в качестве аргумента использует их собственный опыт – то, что они пережили в прошлом и что испытали на себе.
 
     Это только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа или через наставление в вере? Подающий вам Духа и Совершающий между вами чудеса через дела ли закона это производит или через наставление в вере?
 
(Я нарочно пропустил третий стих, мы вернемся к нему позже).
 
     Павел напоминает галатам об удивительном времени, когда они получили Святого Духа.
     Каким образом проявлялось получение Святого Духа?
     Библия говорит, что в тот момент, когда человек обращается с верой к Иисусу Христу, на него сходит Святой Дух. Например, в Послании к ефесянам Павел пишет: «Вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1:13). Если вы всем сердцем обратились ко Христу, уверовали в спасение через Него и отдали Ему свою жизнь, то вы имеете Святого Духа в своем сердце. Если же такого обращения не было, то и Святого Духа у вас нет.
     В христианстве первого века излияние Духа часто сопровождалось сверхъестественными явлениями. Во-первых, апостолы творили чудеса: исцеляли больных, изгоняли бесов и даже воскрешали мертвых. Во-вторых, сами новообращенные нередко получали сверхъестественные дары. В Первом послании к коринфянам Павел перечисляет эти дары: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания – тем же Духом; иному вера – тем же Духом; иному дары исцелений – тем же Духом; иному – чудотворения, иному – пророчество, иному – различение духов, иному – разные языки, иному – истолкование языков» (1 Кор. 12:8-10). Это было особенное время, когда еще не был написан Новый Завет, когда проповедовали апостолы, и их свидетельство требовало Божественного подтверждения. В дальнейшем, после появления Нового Завета и со смертью апостолов такие дары прекратились. Хотя некоторые и претендуют на них, но в наше время повторить библейские чудеса никто не в состоянии.
     Тем не менее галаты жили в первом веке и видели много удивительного. Когда Павел благовествовал им в первый раз, он чудесным образом исцелил человека, который родился инвалидом и никогда не ходил. В наше время даже если бы такому человеку сделали операцию и исправили хромоту, то ему нужно было бы еще долго восстанавливаться, а потом учиться ходить. А человек в Листре мгновенно вскочил и пошел. Неудивительно, что люди решили, что к ним с небес сошли боги. Затем Святой Дух излился на уверовавших, и некоторые из них тоже стали творить чудеса. Потом Павел ушел, но галаты сами стали проповедовать Евангелие. Появились новообращенные, которые тоже получали дар Святого Духа, и чудеса продолжали совершаться.
     И все это было безо всякого Моисеева закона. Галаты не знали обрезания, ели свинину, работали в субботу, жили, как будто Моисеева закона нет, а Бог их благословлял, прилагал спасаемых, возрождал сердца, подавал Святого Духа и творил чудеса. 
Как Он это делал? Через проповедь Евангелия, или, говоря словами Павла, через наставление в вере. Это важно понимать и нам. Хотя в наше время излияние Святого Духа не сопровождается сверхъестественными явлениями, оно совершается теми же средствами, что и две тысячи лет назад – через наставление в вере. Когда человек слышит свидетельство об Иисусе Христе и обращается к Нему с верой, то Бог тут же дает ему дар Святого Духа и совершает главное из всех чудес, рождение свыше.
     Как узнать о присутствии Святого Духа в жизни человека? По плодам. Если его жизнь изменилась, и он разительно отличается от окружающих людей, если он возненавидел грех и полюбил святость, если в нем появился источник силы, который помогает ему побеждать искушения и преодолевать трудности, значит, в нем есть Святой Дух.
     Павел пишет галатам: Посмотрите, сколько благословений вы уже получили! Бог дал вам Святого Духа, Бог совершал и совершает среди вас чудеса. Он вас принял, простил, благословил – и все это безо всякого закона. Зачем вы теперь навешиваете на себя этот ненужный груз? Зачем вы меняете живого Христа на мертвые буквы?
 
     Столь многое претерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
 
     Здесь находится еще одно важное слово, на которое мы должны обратить внимание. Это слово – «претерпели». На первый взгляд, может сложиться впечатление, что Павел говорит о каких-то страданиях, которым галаты подверглись за свою веру. Однако больше в этом послании мы не видим никаких признаков того, что галат кто-то преследовал. И в нашем отрывке Павел говорит не о страданиях, а о благословениях. Все дело в греческом слове «претерпеть» (επάθετε (эпАтхэтэ) – вы претерпели).
Его основное значение: терпеть страдания. Но есть и второстепенное. Это слово также означает «испытать, изведать; воспользоваться чьими-либо услугами; быть предметом чьих-либо дружеских чувств».
     Именно в этом значении Павел употребляет его в нашем тексте. Галаты очень много получили, много испытали, много изведали: Бог дал им Святого Духа и совершал среди них чудеса. «Вы столь многое обрели! Неужели все это без пользы?» – восклицает Павел. А потом печально добавляет: «О, если бы только без пользы!» Здесь снова появляется уже знакомое нам «О», а потом таинственная фраза «если бы только без пользы». Что Павел имеет в виду? Он говорит, что, получив столько благословений и отказавшись от них, галаты могут навлечь на себя большие неприятности. «Если бы только без пользы» вы получили все эти благословения, то еще было бы хорошо. Но вас может ожидать худшая участь. 
     Представьте себе, что какой-нибудь монарх решил одарить одного из своих подданных, так сказать, дарами с царского плеча. Какую-нибудь горностаевую шубу, дворянский титул, сундук золота… Ну, что там обычно дарят цари? А подданный все это взял, вышел от царя, да и вывалил в придорожную канаву. Что об этом можно сказать? Прежде всего, что человек совершенно бестолковый. Что получить подарки получил, а пользы не извлек. А еще можно сказать, что если этот человек останется «только без пользы», так еще хорошо. Но что будет, если царь узнает, что с его подарками так обошлись? Было раньше такое слово: опала. 
     Согласно Википедии, «Опа́ла – немилость со стороны монарха или иного могущественного и влиятельного человека. Опала чаще всего проявлялась в следующих формах:
     • Отказ короля видеть впавшего в опалу.
     • Прекращение переписки и иных отношений.
     • Отстранение от всех должностей.
     • Приказ отправиться в ссылку».
     В общем, хорошего мало. И Павел с сожалением смотрит на галат и говорит: «Вы столько получили – и все без пользы? О, если бы только без пользы!»
     Что их могло ожидать? Апостол не объясняет. Но мы можем без труда додумать это сами. Поправ Божью благодать, мы навлекаем на себя Его негодование. Пытаясь оправдаться Моисеевым законом, мы оказываемся под проклятием (об этом Павел пишет ниже). Мы отпадаем от благодати и подпадаем под осуждение. 
     Я убежден, что возрожденный человек не может потерять спасение, что Господь тем или иным способом вернет его в «зону действия» благодати. Но процесс этого возвращения может оказаться тяжелым и болезненным. Павел не желает этого галатам и убеждает их одуматься.
 
     А теперь обратим особое внимание на третий стих:
     «Так ли вы неразумны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?»
 
     Что это значит? Это значит, что галаты переместились из духовной сферы в материальную.
     Человек живет одновременно в двух измерениях. Мы с вами прямо сейчас находимся в двух сферах: материальной и духовной. Духовная – это все, что происходит «в духе» или «в сердце». В этой духовной сфере мы испытываем такие прекрасные чувства как любовь, радость, мир, доброту. В той же духовной сфере мы можем испытывать благоговение перед Богом, поклоняться Ему (в духе), познавать Его, расти в любви к Нему.
     Материальная – это все, что относится к «плоти», то есть, к земному телу. В ветхозаветном Моисеевом законе было много предписаний, относящихся к плоти. Главное – обрезание для мальчиков и мужчин. Кроме этого, было множество законов, касающихся обрядовой чистоты. Нужно было есть только определенную, «чистую» пищу. Нельзя было прикасаться к мертвым телам, а если прикосновение произошло, то нужно было пройти сложный обряд очищения, включавий в себя омовение, стирку одежды и другие ритуалы. Были четкие предписания об одежде, стрижке и бритье, половой жизни, празднованию праздников и так далее.
     Но хотя мы живем одновременно в двух этих сферах, уделять внимание мы можем только одной. Мы либо сосредоточены на плоти, либо на духе. Что-то одно будет у нас в приоритете, а другое – в пренебрежении.  
     Какая сфера выше, важнее? Какая находится «ближе» к Богу? Конечно, духовная. Еще Христос говорил: «Дух животворит; плоть не приносит никакой пользы. Слова, которые говорю Я вам, – дух и жизнь» (Ин. 6:63). Павел вторит в Послании к римлянам: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские – смерть, а помышления духовные – жизнь и мир» (Рим. 8:5-6). Или в нашем Послании к галатам: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8). Конечно, дух выше и лучше, чем плоть. Наша плоть слаба и немощна, сотворена из праха и вернется в прах, проклятие греха больше всего коснулось наших тел. А дух связан с духовными, возвышенными понятиями.
     Важно понимать, для чего в Моисеевом законе были даны эти «плотские» заповеди. Они были даны, чтобы направить израильтян к духовной жизни. Это была своего рода «ступенька», чтобы с ее помощью подняться на более высокий, духовный уровень. Обряды и церемонии должны были утомить евреев, они должны были устать от «плоти» и обратиться к духу. Кстати, возможно, это одна из причин, по которым в Ветхом Завете так подробно описывается устройство скинии и храма, принесение жертв и обряды очищения. Мы читаем и думаем: Когда же это кончится? И Господь хотел, чтобы Его народ тяготился плотью и стремился к духу. 
     И вот, Павел укоряет галат: «Так ли вы неразумны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» Это как если бы они поступили в университет, а потом передумали и пошли в первый класс. Как если бы их назначили директорами, а они решили пойти в грузчики. Как если бы им подарили настоящий, дорогой автомобиль, а они пошли и сели в ту железную машинку, которая вкопана в землю в детском саду. В детстве я с мамой приезжал в город и проходил мимо детского сада. Эти вкопанные машинки вызывали во мне жгучую зависть. Я говорил: «Мама, как я туда хочу! Хотя бы один денечек побыть в детском саду!» На это мне мама говорила: «Бестолковый! В деревне намного лучше, чем в этом саду за железным забором». А я не верил. Потому что и правда был бестолковым. Вырос – понял. И вот, то же самое Павел пишет галатам: «Бестолковые! Со Христом намного лучше, чем с законом! Что вас сюда тянет? Кто вас загипнотизировал!»
     
     И еще на одну фразу Павла хочу обратить внимание. Я припас ее напоследок, потому что в нашем отрывке считаю ее самой главной. Это фраза: «Наставление в вере». Павел повторяет ее два раза, что указывает на ее важность.
     Через дела ли закона вы получили Духа или через наставление в вере?.. Подающий вам Духа и Совершающий между вами чудеса через дела ли закона это производит или через наставление в вере?
     Павел дважды задает вопрос, но это вопрос, что называется, риторический. Ответ очевиден: И Духа они получили, и чудеса у них совершались не через дела Моисеева закона, а через наставление в вере! Это было очевидно. Когда все это началось, они и слыхом не слыхивали ни о каком Моисее.
     Что такое «наставление в вере»? Это изложение учения о Христе. Это проповедь, богословская беседа, библейский урок. Как во времена апостола Павла, так и в наши дни Бог дает Святого Духа и совершает чудеса через наставление в вере! Не через молитву, не через возложение рук, не через особых помазанников, не через обряд. Бог творит Свое дело через наставление в вере. Какой отсюда вывод? Такой, что главное внимание церковь должна уделять наставлению в вере! Другие дела тоже нужны, но не в ущерб христианскому наставлению! 
     Бог совершает Свой труд через проповедь истины. Эта мысль является главной в нашем тексте.
 
     И здесь, братья и сестры я хочу обратиться к вам со словами похвалы. Наша церковь очень хорошо воспринимает «наставление в вере». Я вижу, как вы слушаете, и это служит мне большой поддержкой. Проповедь длиной в час вы выслушиваете безо всяких признаков усталости. При этом я не стараюсь вас развлечь или развеселить. Я проповедую Слово, и вижу, что вам в первую очередь интересно Писание. Вам это нужно, для вас это важно. Поэтому я без проблем готовлюсь к проповеди по восемь-десять и больше часов. Вы очень благодарная аудитория, и за это слава Богу. Таких церквей мало, да и наша церковь такой была не всегда. Давайте это ценить и беречь. 
 
Применение
 
     Думаю, после таких слов, ясно, что главное применение нашего отрывка состоит в том, чтобы  уделять первостепенное внимание наставлению в вере. Это значит:
     • Регулярно изучать Библию.
     • Серьезно относиться к учению в церкви.
          o Проповедникам и учителям усердно готовиться.
          o Слушателям и ученикам старательно вникать в себя и в учение.
     • Заниматься духовным образованием: читать книги, слушать проповеди, посещать конференции и семинары.
 
     Хотя, кроме этого, в нашем тексте есть и другие важные для практической жизни аспекты. В частности, нам всегда нужно помнить распятого Христа. Галаты Его забыли. Забываем о Нем и мы. Поэтому нужно напоминать:
     • Каждый день благодарите за Его смерть
     • Если вы поете, вспоминайте песни, прославляющие крест
     • Всегда участвуйте в вечере. Некоторые делают центром вечери себя: вот, я не вполне чист, поэтому сегодня я не буду участвовать. Это полное непонимание сущности вечери
 
     И еще один пункт в применении. Наш текст призывает нас жить духом, а не плотью. Где протекает основное течение нашей жизни: в духе или в плоти? Чему мы уделяем больше внимания: духовному или плотскому? Вероятно, нам следует переосмыслить приоритеты, пересмотреть распорядок своей жизни.
     Ну и, наконец, оставим в покое Моисеев закон. Чтобы сделать этот пункт ярче, позвольте рассказать сказку.
 
     Жили-были старик со старухой. Было у них три сына: двое умных, а третий – дурачок.
     Стали братья с родителями собираться на работу. Иван-дурак тоже стал собираться – взял сухарей, налил воды в баклажку.
Его спрашивают:
     – Ты куда собираешься?
     – С вами на работу.
     – Никуда ты не поедешь. Стереги хорошенько дверь, чтобы воры не зашли.
     Остался дурак один дома. Поздно вечером снял он с петель дверь, взвалил ее на спину и понес.
     Пришел на пашню. Братья спрашивают:
     – Зачем пришел?
     – Я есть захотел.
     – Мы же тебе наказывали стеречь дверь.
     – Да вот она!
 
     Христиане, которые пытаются исполнять Моисеев закон, похожи на этого Иванушку, который ходит с дверями. Только еще хуже. Они не двери на плечах таскают, а тяжеленные каменные скрижали, от которых нет пользы ни им самим, ни Богу, ни кому бы то ни было. Положите эти скрижали там, где они лежали, и не трогайте. Нам не нужно ориентироваться на них, нам нужно смотреть на Христа. 
     Пусть закон работает для беззаконных и непокоривых, для тех, кто не получил Божьего Духа и не видел распятого Христа. А мы призваны к благословенной свободе следования за Божьим Сыном без ненужных бремен.
 
 
ФайлЗагрузить: Бестолковые (Гал. 3:1-5)

Размер файла: 29 100 Кб

Загружено: 15