Проповеди | Перебежчики (Гал. 1:6-9)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 

 
6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовой так скоро переходите к иному благовествованию,
7 которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8 Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, – да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, – да будет анафема.
 
     Послание к галатам необычно во многих отношениях. Сегодня мы поговорим о самом известном его отличии от других посланий Павла. Отличие это в том, что во всех остальных посланиях Павел благодарит Бога за своих адресатов, а в этом нет. Ни единого слова благодарности! Даже за плотских коринфян, которые, казалось бы, влезли во все лужи и запятнали себя чем только могли, Павел благодарит Бога и притом «непрестанно». За ефесян, коллоссян, филиппийцев, фессалоникийцев, римлян, а также Тимофея. За Тита Павел не благодарит, но называет его «истинным сыном в вере», то есть, отзывается положительно. А за галатов – никакой благодарности, только нелестный эпитет: «О, несмысленные галаты!»
     Почему так? Потому что галатов похвалить было не за что. И благодарить Бога за них было невозможно. По крайней мере, пока. Галаты оказались перебежчиками.
 
     Материал из Википедии:
     Перебежчик в политике – человек, который добровольно меняет свою принадлежность к государству или политической силе... Часто перебежчиков также называют предателями, особенно если они передают секреты или конфиденциальную информацию.
     Перебежчик в военное время – военнослужащий, добровольно перешедший в расположение противника с оружием в руках и сдавшийся ему. Это рассматривается во всех государствах как тягчайшее преступление.
 
     Именно так можно назвать галат. Они оказались перебежчиками. Или, по крайней мере, были очень близки к тому. Послание к галатам – это отчаянная попытка остановить перебежчиков, пока они окончательно не переметнулись на сторону противника. В свете этого понятно, почему Павел за них не благодарит Бога. Не за что! Там не благодарить надо было, а вопиять! Что Павел и делает. Его язык в этом послании ярок и экспрессивен.
     Вместо обычного «благодарю» апостол начинает это письмо словом «удивляюсь». В оригинале оно означает сильное удивление. Θαυμάζω (тхаумАдзо) - Удивляюсь. Варианты перевода: удивляться, изумляться, поражаться, дивиться, недоумевать.
     Это слово часто встречается в Евангелиях. Люди изумлялись, когда видели чудеса Христа. В книге Откровение это слово употребляется при описании чудовищ последнего времени. «И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю» (Откр. 13:3); «Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим» (Откр. 17:6).
     В некоторых современных переводах употребляется слово «поражаюсь». Наверное, оно действительно подходит лучше. Кстати, мне очень понравился перевод Русского Библейского Центра:
 
Перевод Русского Библейского Центра:
6 Меня поражает, с какой поспешностью вы, призванные Христовой благодатью, перебегаете к новому евангелию.
7 Ведь никакого нового нет! Зато есть люди, сбивающие вас с толку попытками исказить Христово евангелие.
8 Но если бы даже мы сами или ангел с неба принес вам не ту весть, какую мы у вас возвещали, а другую, – да будет анафема!
9 Сказанное повторю еще раз: кто возвещает вам не то евангелие, которое вы приняли, – да будет анафема!
 
     Что же так поразило Павла в галатах?
     Две вещи. 
     Первая – что они переходят к иному благовествованию.
     Благовестие Павла в Галатии было ярким и благословенным. Бог могущественно действовал через него Своей благодатью. В Послании к галатам он два раза вспоминает то время. В третьей главе он пишет: «О несмысленные галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?» (Гал. 3:1). Павел настолько ярко изобразил перед ними страдания Христа, что распятый Спаситель словно предстал перед их глазами. В следующем стихе он пишет, что через его наставление в вере они приняли Святого Духа. В четвертой главе вспоминает снова: «Знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (Гал. 4:13-15).
     И вдруг они все это забыли. И яркий образ распятого за них Христа. И больного Павла, которому они были готовы отдать собственные глаза. И то счастье, которое испытывали, когда уверовали. И действие Святого Духа, и чудеса, которые у них совершались. Как это все могло забыться? Павел этому поражается.
     Вторая – что они перебегают так скоро.
     Как правило, предательство происходит не сразу. Кому хочется быть перебежчиком? Человек должен как-то себя оправдать, убедить, что он поступает хорошо. Или хотя бы свыкнуться с тем, что он негодяй. Самый известный предатель, Иуда, созревал целых три года. А у галатов это произошло на удивление быстро. 
     Слово «переходите» интересно в оригинале. В греческой литературе оно иногда означает воинское дезертирство, о чем мы уже говорили. А в Библии у этого слова есть и другое значение – «переселяться». Например, так оно употреблено в Послании к евреям: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евр. 11:5).
     И вот, это слово Павел применяет к галатам. Они собрались переселяться. Это похоже на то, как будто галаты совсем недавно въехали в новый дом. Павел открыл им двери и вручил ключи. Они вошли и пришли в полный восторг. Им понравилось все: и планировка, и меблировка, и вид из окна. Они не знали, как отблагодарить апостола. И вот, он оставил их совсем ненадолго и вдруг узнает, что они уже собрались съезжать. Как это? Павел поражался.
 
     Удивление соседствовало в нем с возмущением. Давайте обратим внимание на слова «от призвавшего вас благодатью Христовой». Что это за призвавший? Варианта три: либо они отворачиваются от Бога (ведь это Он призывает), либо от Христа (это Его благодать), либо от Павла, который принес им в Галатию этот призыв Христовой благодати. Текст здесь не вполне ясен. Толкователи прошлого (Златоуст, Лютер, Кальвин) считали, что подразумевается Христос. В Синодальном переводе слово «призвавшего» написано с маленькой буквы, то есть создатели этого перевода считали, что имеется в виду Павел. И я тоже склоняюсь к тому, что галаты отворачивались от Павла. Бога они не оставляли. И от Христа, считали, что не уходят. Но Павла они стали воспринимать по-другому. Его проповедь стали подвергать сомнению. Поэтому он так много здесь говорит о себе и о своих отношениях с галатами. «Неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?» – пишет он (Гал. 4:16).
 
     Я читал, что среди всех народов чаще всего переселяются американцы. В среднем гражданин США за жизнь меняет место жительства десять раз. Мы не так. Для нас много значит понятие «родина». Нам дороги места, в которых мы провели детство. И вообще, мы любим обживаться, прирастать к определенному месту. А есть люди легкие на подъем. Как перекати-поле: переменился ветер – и они покатились в другую сторону. Вот такими оказались и галаты в духовном плане. 
     Надо сказать, что они с самого начала проявили себя как довольно легкомысленные люди. В четырнадцатой главе книги Деяний рассказывается, как Павел с Варнавой благовествовали в их городах. И уже тогда галатийская переменчивость дала о себе знать.
     «В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ… едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. 
     Между тем, как они, оставаясь там, учили, из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим. Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию» (Деян. 14:8-20).
     Как вам такое? Совсем недавно они видели чудесное исцеление, решили, что это боги и хотели принести им жертвы. А тут настолько поддались иудейскому внушению, что побили несостоявшегося Гермеса камнями! Как быстро все забылось! Мне еще думается, что в тех местах иудеи, по-видимому, пользовались авторитетом. Поэтому и могли так влиять на население. Как на наши церкви определенно влияет православие и пятидесятничество. Нам нужно об этом помнить.
 
     Итак, галаты намеревались стать перебежчиками. Они хотели переехать, переселиться. Вопрос: куда? Павел отвечает: «К иному благовествованию». Речь шла о другом пути спасения. Павел проповедовал им один путь, а теперь они узнали о другом. И этот другой им понравился. Мы знаем, в чем состояло это «иное благовествование». В том, что для спасения нужно обрезаться и соблюдать Моисеев закон. Этот путь показался галатам более надежным. Оно и понятно, так устроен мир. Чтобы что-то получить, надо что-то заплатить. Бесплатный только сыр в мышеловке. Вот сделаем обрезание – и будет что предъявить Богу. Из дальнейшего текста видно, что они также стали наблюдать «дни, месяцы, времена и годы» (Гал. 4:10), то есть, соблюдать иудейские субботы и другие праздники. Все это Павел называет «иным благовествованием». 
     «Иное евангелие» наводняет современные церкви. Православие учит, что человек спасается верой плюс собственными усилиями, плюс заслугами умерших святых, плюс принадлежностью к православной церкви. Католичество учит, что грехи можно искупить, если несколько тысяч лет пострадать в чистилище. Адвентисты заявляют, что те, кто соблюдают не субботу, а воскресенье, носят на себе печать антихриста и поэтому не спасутся. Есть харизматические движения, в которых учат, что если вы не говорите на языках, то вы не спасены. В наших церквах многие верят, что если вы покаялись, соблюдаете заповеди и ходите в церковь, то спасетесь. Впрочем, так было всегда. Интересную цитату я нашел у Иоанна Златоуста.
 
     Иоанн Златоуст
     А ныне многие у нас и постятся в один день с иудеями, равным образом и субботы соблюдают… Да что я говорю об иудейских (обычаях)? Даже некоторые из нас соблюдают многие языческие обычаи, волхвования, гадания, предзнаменования, наблюдение дней, суеверные приметы при рождении и исполненные всякого нечестия письмена, которые они, к несчастию, возлагают на головы только родившихся детей... Вот почему все у нас теперь в таком смятении и смешении.
 
     Все это – «иное евангелие». Хотя Павел тут же поясняет: «Которое, впрочем, не иное». В современных переводах говорится: «Впрочем, иного нет». Евангелие только одно. Оно не может быть иным. Евангелие единственно, уникально. И в него не входят ни заповеди, ни принадлежность к церкви, ни человеческие заслуги, ни соблюдение обрядов, ни сверхъестественные переживания. Евангелие заключается в одном слове: Христос!
     Нет иного евангелия, – говорит Павел. А знаете что есть? «Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово». Мне хочется продолжить это рассуждение. Например, сказать так: Нет разных церквей. Церковь Христова только одна. Но есть люди, которые сеют разделения и соблазны, которые смущают умы и искажают Евангелие. Нет богословских барьеров между настоящими христианами, а есть люди, которые подмешивают в Божью истину свои человеческие добавки и заглушают ее. 
 
     В наше время во многие готовые продукты добавляют усилители вкуса. Самый известный – глутамат натрия. Он есть в бульонных кубиках, лапше быстрого приготовления, в дешевой колбасе, в кошачьем и собачьем корме и так далее. Для чего его добавляют? Чтобы охотнее покупали. Так же поступает большинство лжеучителей нашего времени. Они не отрицают Евангелие. Они говорят: Христос умер за вас, Он дает вечную жизнь и все такое. Но к этому они обязательно добавляют какой-то усилитель вкуса. Он-то и перетягивает на себя основное внимание. Если убрать этот усилитель, то чистое Евангелие покажется пресным и безвкусным. Его нам будет мало.
     При этом есть важное отличие. Глутамат можно добавить в нормальную еду, и, хотя он изменит вкус, но, по крайней мере, полезные вещества там останутся. Добавки усиливают вкус, но не портят пищу. А с Евангелием не так. Что бы мы к нему ни добавили, мы его испортим. Евангелие может быть только чистым. Если Евангелие перестает быть чистым, оно перестает быть Евангелием. Иудаисты, которые пришли в галатийские церкви, не отрицали Христа. Они только добавляли к Нему кое-что еще. А Павел однозначно заявляет: «Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа» (Гал. 5:2). Может, хоть какая-то польза? Никакой!
 
     Поэтому апостол выносит однозначный приговор: «Если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, – да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, – да будет анафема».
     Это приговор окончательный, бесповоротный и обжалованию не подлежит. Чтобы усилить и утвердить свою мысль, Павел использует три приема.
     Первый прием: Он представляет невероятную ситуацию. «Если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам»… Апостол говорит о том, что практически невозможно. Даже если я сам приду к вам и буду говорить не то, что говорил вначале, – пишет он, – не слушайте меня и прогоните прочь. Со мной может что-нибудь случиться. Я могу повредиться в рассудке, дьявол может меня прельстить. Но Евангелие измениться не может!
     Ангел с неба – вообще высшее проявление достоверности. Если Павел, немощный человек, теоретически мог впасть в заблуждение или смалодушничать, то ангелы святы и безгрешны. Они не могут обманывать. Когда в Библии к кому-то обращался ангел с неба, то никто ни на секунду не сомневался, что это все правда. Но, говорит Павел, если ангел, да еще и прямо с неба станет благовествовать «иное евангелие», значит, что-то не так. Может быть, сатана принял вид ангела света, может быть, еще что-то. Все переменчиво в этом мире. Но Евангелие уникально и неизменно.
     Второй прием: Повторение. Это частое явление в Библии: одно и то же утверждение повторяется два раза. Порой в разной форме. И Павел намеренно повторяет свой приговор: «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю». «Сказанное повторю еще раз: кто возвещает вам не то евангелие, которое вы приняли, – да будет анафема!»
     Третий прием: Сильное слово.
     Анафема – важный термин в Библии. Что он означает? Одни говорят: отлучение. Другие: проклятие. Наверное, самый правильный перевод этого слова – «заклятие». Лучше всего его можно понять, если знать противоположное значение. Какой антоним слову «анафема»? Посвящение! Когда в Ветхом Завете что-то посвящалось Господу, это «что-то» отделялось, обособлялось для Господа. Например, жертвенное животное, десятина. А героиня Первой книги царств Анна посвятила Господу собственного сына Самуила. Она привела его к святилищу и отдала священнику. А противоположное посвящению – заклятие. Вы тоже что-то отделяете, но это не благословенное, а проклятое. Был заклят город Иерихон и все, что в нем. Израильтянам ни в коем случае не следовало ничего оттуда брать. Это было заклято, отделено. Город подлежал полному уничтожению, и его нельзя было восстанавливать. Заклясть означает полностью отгородиться, отделиться, не соприкасаться. Почему? Потому что на заклятом лежит проклятие. Оно осквернено, осуждено, подлежит уничтожению. Вот что значит «анафема». В отношении человека «анафема» означает то же самое: что человек находится под осуждением, под проклятием, подлежит уничтожению.
     Когда Павел говорит: «Да будет анафема», он имеет в виду: Это заклятое, это проклятое и оскверненное. Не приближайтесь, не слушайте. Гоните прочь.
     В связи с этим я не могу не сказать несколько слов об отлученных от церкви. Мы применяем к ним именно этот термин: анафема. Они находятся под проклятием, под осуждением. И не потому, что церковь так объявила. Они сами себя отлучили и осудили. Церковь лишь это подтвердила, официально задекларировала. 
     К сожалению, нередко бывает, что некоторые не вполне понимающие братья и сестры ведут себя с отлученными как ни в чем не бывало. Улыбаются, общаются, ходят в гости. 
     Представьте себе такую ситуацию. Вашему другу объявили смертельный диагноз. Страшная болезнь. Нужно обязательно и срочно лечить. А ваш друг не поверил и продолжает жить как ни в чем не бывало. Что вы будете с ним делать, о чем говорить?
Продолжая аналогию, можно сказать, что в случае отлученных эта болезнь еще и заразная. Конечно, в нашей стране такому бы не позволили ходить по улицам, быстро бы забрали. Но в духовном плане именно так. Человек болеет, может заразить других, не хочет этого признавать. Что вы будете делать? Вы будете держаться подальше и издалека кричать ему: «Спасайся!»
 
     «Анафема» – это худшее из проклятий Нового Завета. И апостол Павел повторяет его здесь два раза подряд. Так что, братья и сестры, мы с вами прочитали самый строгий  суровый текст Нового Завета. Здесь изрекается наихудшее проклятие в двойном размере. И на кого же оно изрекается? На тех, кто искажает Евангелие.
     Я думаю, вы слышали вопрос: Какой самый страшный грех? Ответы даются разные. Многие вспоминают уже упомянутое нами предательство. Другие говорят, что убийство. Те, кто более или менее знаком с Библией, могут сказать, что худший грех – это неверие.
     Библия прямо не говорит, какой грех самый страшный. Зато мы видим, за какой грех Библия изрекает самое страшное осуждение. Этот грех – искажение Евангелия.
     Искажение Евангелия хуже предательства. Потому что предательство всего лишь  ранит сердце, а искажение Евангелия лишает человека возможности спастись. Искажение Евангелия хуже убийства. Потому что убийца убивает тело, а тот, кто искажает Евангелие, обрекает людей на вечную погибель. И искажение Евангелия хуже неверия. Потому что от неверия страдает тот, кто не верит. А тот, кто искажает Евангелие, губит и себя, и других.
     А еще Джон Стотт обращает наше внимание на то, что если человек искажает Евангелие, то он тем самым искажает подвиг Христа – самое великое, что совершил Бог. И за это он достоин наибольшего осуждения.
     Думаю, мы с вами нащупали самый худший грех.
 
 
     Применение
     Здесь я считаю необходимым призвать нас к двум важным вещам.
 
     Первая: Хорошо знать Евангелие. Быть утвержденными в Евангелии. Можете ли вы кратко, ясно и четко изложить, в чем состоит Благая весть? Попробуйте сделать одно небольшое, но очень важное дело. Возьмите ручку и на листочке бумаги кратко изложите Евангелие. К своему удивлению, я обнаружил, что многие члены наших церквей не могут внятно рассказать, в чем заключается Евангелие. 
     У меня в сознании выстраивается довольно страшная логическая цепочка: если не могут рассказать, значит, не знают; если не знают, значит, не верят; если не верят, значит, не спасены. 
     И хорошо бы, если бы вы, как апостол Павел, предложили кому-то оценить ваше изложение Евангелия: не напрасно ли вы подвизаетесь или подвизались. Попросите кого-нибудь, в ком вы уверены, послушать ваше изложение Благой Вести. Может быть, вы что-то понимаете неправильно? Может быть, что-то упустили?
 
     Джон МакАртур
     Первостепенной мишенью сатаны служит учение о спасении, поскольку если привести людей в смущение и убедить, что у них нет пути к Богу, они останутся под влиянием и властью сатаны. Он внушает ложь о церковной организации, христианской жизни, возвращении Господа и многих других вещах. Но в первую очередь он стремится исказить суть Евангелия, которая заключается в спасении благодатью, ставшем возможным в лице и делах Господа Иисуса Христа. 
 
     Вторая: Быть осторожными
     Галатийские церкви попались на крючок. Наживкой на этом крючке было следующее: авторитет, знание, красноречие. В наше время таких людей тоже хватает. Поэтому нам нужно:
     - Анализировать их проповеди на предмет чистоты Евангелия.
     - Подвергать сомнению высокие звания и чины.
 
     Джон Стотт (Один из выдающихся богословов XX века. Пионер евангельского движения, сравнимый с Билли Грэмом. Согласно журналу Time, один из 100 самых влиятельных людей в мире)
     Нас не должны ослеплять достоинства личности, дары или авторитет учителей Церкви. Учителя могут обладать необыкновенным достоинством, властью и ученостью, это могут быть епископы и архиепископы, университетские профессора, хоть сам папа римский, но, если они принесут евангелие, отличное от Евангелия, проповеданного апостолами и записанного в Новом Завете, их надо отвергнуть. Мы судим о них по Евангелию; мы не судим о Евангелии по ним.
 
 
 
ФайлЗагрузить: Перебежчики (Гал. 1:6-9)

Размер файла: 22 000 Кб

Загружено: 27