Проповеди | Чистое Евангелие (Гал. 1:1-5)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 
1 Павел, апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых,
2 и все находящиеся со мной братья – церквам галатийским:
3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего.
5 Ему слава во веки веков. Аминь.
 
     Герой самого известного советского сериала и многочисленных анекдотов Штирлиц знал, что человек в разговоре лучше всего запоминает то, что было в начале, и что в конце. Павел, судя по всему, тоже знал это правило. По крайней мере, это можно увидеть из его посланий. Мы, когда читаем, порой не обращаем внимания на приветствия. А между тем, там практически всегда содержатся очень важные истины.
     Меня этому правилу (и еще нескольким) научил один из моих преподавателей в Библейском институте, за что я ему крайне признателен. В посланиях Нового Завета всегда нужно обращать внимания на приветствия. Там в краткой форме представлены главные идеи всей книги. Можно увидеть ключевые слова и важнейшие истины, которые затем автор будет развивать. Это как оглавление в книге. В самом начале видно, что волновало апостола и о чем дальше пойдет речь.
     В приветствии Послания к галатам содержатся две важные идеи:
     - Павел утверждает свой авторитет
     - Павел представляет Евангелие
     Мы сразу видим, чего нам дальше ожидать. Павел будет утверждать свой авторитет и разъяснять Евангелие. Соответственно, наше сегодняшнее размышление мы построим по тому же плану. Вначале поговорим о Павле, а затем о Благой Вести, которую он проповедовал.
 
I. Павел утверждает свой авторитет
 
     Павел, апостол
     С самой первой строки Павел заявляет, что он апостол. В христианской церкви это самое высокое звание, которого может быть удостоен человек. Апостолы были представителями Христа, Его посланниками на земле. Через них Бог изрекал богодухновенную истину и создавал Свое записанное откровение – Новый Завет. Истинность их слов подтверждалась чудесами и знамениями. 
     А дальше идет своего рода «лестница». Каждая последующая ступень выше предыдущей.
     Избранный не человеками
     В наше время апостолов не существует. Это был особый дар на заре христианской эры. Сегодня «апостолы» есть только в некоторых культах. Например, у мормонов. Как эти апостолы там назначаются? Говоря словами Павла, «человеками». Когда умирает старый «апостол», новый выбирается голосованием. Но за Павла никто не голосовал. Он не баллотировался в апостолы, не организовывал избирательную компанию, не устраивал встреч с избирателями и не делал ничего, что делают нынешние кандидаты на руководящие посты. Он был избран «не человеками».
     И не через человека
     В христианской церкви был, по крайней мере, один апостол, избранный «через человека». Это Матфий из первой главы книги Деяний. Петр объявил, что Иуда выбыл из числа двенадцати и поэтому на его место нужен кто-то другой. Апостолы помолились и бросили жребий. То есть, выбрал Бог, но, все-таки, через людей. Павел был призван не так.
     Но Иисусом Христом
     Павел не видел Христа во время Его земной жизни, не ходил за Ним по городам Палестины и не участвовал во всех удивительных евангельских событиях. И все же, его назначил апостолом Сам Христос. Он явился ему сперва на дороге в Дамаск, потом не менее шести раз являлся в видениях (всего семь, хотя, возможно, и больше). 
     И Богом Отцом
     Мы знаем, что Христос равен Богу. Однако по предвечному решению Христос подчинился Отцу. Как жене глава муж, так Христу глава Бог. Так вот, избрание Павла было решением не только Иисуса Христа, но и Самого Бога Отца. Того, Который создал бескрайнюю вселенную, небо и землю, свет и жизнь, ангелов и человечество. Того, Который вершит историю, Который поднимает острова как порошинку. Он Своим верховным изволением назначил Павла Своим апостолом. 
     И все находящиеся со мною братья
     Это окончательное утверждение авторитета. Павел говорит не только с высоты своего апостольского авторитета, но и от имени всех братьев, которые находятся с ним. Это письмо написано не им одним. Рядом с ним много братьев, которые полностью разделяют его взгляды и готовы подписаться под его словами. 
 
     Павел защищает свое апостольство во многих посланиях. Зачем он это делает? Для чего это понадобилось? Другие апостолы так себя не вели. Скажем, Иаков представляется просто: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак. 1:1). Даже слова «апостол» нет. Почему? Потому что в этом не было нужды. Апостольство Иакова никто не подвергал сомнению. А Павла постоянно обвиняли в том, что он не апостол.
     Почему? Некоторые говорят, что Павел не был в числе двенадцати, поэтому в его апостольстве сомневались. Однако Иаков тоже не был в числе двенадцати. Более того, он с детства знал Христа, но не верил в Него и считал безумцем. То же самое Иуда. Однако на их апостольство никто не нападал. Почему же Павел стал мишенью для сотен стрел?
     Он все время своего служения должен был отстаивать свой авторитет. Он это делает во многих посланиях. Например, он пишет коринфянам: «Не Апостол ли я?... Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня» (1 Кор. 9:1-3). Не будем читать тексты из других посланий, их много. Есть даже веское мнение, что книга Деяний была написана, чтобы утвердить авторитет апостола Павла. В первой ее половине показаны дела Петра, главного апостола. А во второй – дела Павла. И оказывается, что он делает все то же самое, что и Петр: обращает тысячи людей, воскрешает мертвых, противостоит колдуну, чудесно освобождается из тюрьмы и т.д.
     Притом следует заметить, что Павел был величайшим апостолом. Он потрудился больше всех остальных апостолов вместе взятых. И тем не менее его не признавали, отвергали и унижали. За что? В Послании к Галатам он дает ясный ответ: за Евангелие. Павел был очень радикален в своей проповеди. Он однозначно отвергал ветхозаветный закон и провозглашал крест. И за это его не любили. Слишком он был прямолинеен. Не хотел ни уступать, ни покоряться сторонникам закона.
     А другие что, шли на компромисс? Да, шли. Во второй главе мы читаем, что когда в Антиохию пришли «некоторые от Иакова», то есть, христиане из Иерусалима, то они не ели с язычниками – соблюдали Моисеев закон о чистоте. И даже Петр с Варнавой поддались этому влиянию. Хотя, в защиту апостолов скажем, что в Израиле этот вопрос не стоял так остро. Там все были обрезаны с детства, Моисеев закон был частью культуры, поэтому никому и в голову не приходило жить по-другому. А Павел имел дело с язычниками, и там этот вопрос оказался одним из самых важных. Поэтому Павел занял твердую позицию. И иудейские противники не нашли ничего лучшего, как заявить: «Он не апостол!»
 
     Лет десять назад меня пригласили в лагерь одной из церквей Бреста. Не для молодежи, а для всей церкви. Я проповедовал там на третью главу Послания к филиппийцам. А там чистое Евангелие – только Христос, только вера, только благодать. Незадолго до окончания лагеря ко мне подошел пастор, мы разговорились. Он мне сказал: «Сейчас не много таких людей, которые проповедуют чистое Евангелие. Тебя, наверное, не все принимают». «Да, – отвечаю, – так и есть». Он печально вздохнул: «Если ты будешь такое проповедовать, у тебя обязательно будут противники в церкви». 
     Почему? Потому что в церквах всегда есть невозрожденные люди и часто есть законники. А для них чистое Евангелие – это что-то непереносимое. Оно их раздражает, жжет, вызывает самую негативную реакцию. 
 
     Мартин Лютер писал в комментарии на Послание к Галатам:
     «Павел… насадил чистое учение о Благовестии и праведности по вере среди галатов. Однако сразу же после его отъезда к ним пришли лжеучителя, которые полностью извратили и перевернули вверх дном все, чему учил Павел. Ибо дьявол не может не совершать своих неистовых нападок на это учение, используя при том все свое могущество и коварство. И он просто не может успокоиться до тех пор, покуда видит, что осталась хотя бы малая искорка этого учения. И мы тоже, просто потому, что проповедуем чистое Евангелие, страдаем от всевозможных проявлений зла – как слева, так и справа – от мира, от дьявола и его апостолов».
 
     Где нам взять силы? Там, где их брал Павел. О вспоминал, что избран не людьми, а Иисусом Христом и Богом Отцом. Что Евангелие – это самое важное, и он призван твердо его держаться, провозглашать и защищать. То же самое и для нас.
 
 
II. Павел представляет Евангелие
 
     Начинается с простых истин, а дальше – сложнее. 
     Как полоса препятствий, где препятствия на каждом новом этапе утяжеляются.
 
     Существует Бог
 
     Из пяти прочитанных нами стихов о Боге говорится в четырех. Про Павла – в первом. Про галатийские церкви – во втором. Про Бога – в четырех. Он явно здесь превыше всего. Павел провозглашает: 
     - Бог есть! Он существует. 
     - Он вечный (обратите внимание на слова «во веки веков). 
     - Он святой и праведный (говорится о грехе и Божьем отношении к нему)
     - Он действует. Мы уже видели одно из Его действий: Он избрал Павла быть апостолом. А дальше перечисляются еще три: Он создал план спасения,  Он воскресил Иисуса Христа, Он дает благодать и мир.
 
     Мы грешны
 
     «Грехи наши». Апостол показывает, что и он сам, и его читатели – грешные существа. И что грехи лежат на людях бременем вины и требуют удовлетворения. Многие вещи, которые людям кажутся безобидными, в глазах Бога являются страшным злом.
 
     В Москве на Ленинградском вокзале задержали 37-летнего гражданина Беларуси по подозрению в незаконном обороте наркотиков. Задержанный белорус признался: согласился перевезти «некий груз», чтобы заработать лёгкие деньги, оплатить водительские курсы и в дальнейшем устроиться дальнобойщиком. 
     Согласно российскому законодательству, за перевозку наркотиков мужчине грозит до 20 лет лишения свободы. По данной части закон также предусматривает пожизненное лишение свободы.
 
     Казалось бы, что здесь такого страшного? Он ведь никого не убил, ни над кем не издевался. Но преступление есть преступление. Закон суров, но он – закон. Божий закон очень строг. И по этому закону мы – преступники, заслуживающие вечного наказания.
 
     Иисус Христос отдал Себя за наши грехи
 
     Хочу обратить внимание на фразу «Себя Самого». Не просто «Себя», а «Себя Самого». В чем разница? В том, что таким способом усиливается мысль. Например, Христос однажды сказал: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26). Это слово означает крайнюю степень, высшую меру. 
 
     Отдать себя самого – наивысшая жертва. Несколько лет назад вечером я вошел в Минское метро. Возле входа сидела бабушка и продавала яблоки. Лежали в целлофановом пакетике. Жалко мне стало старушку, но я как-то по инерции проскочил мимо, вошел в метро, заплатил, прошел через турникет. А бабушка все не выходила из головы. Но уже заплатил же… А, ладно! Вернулся назад, спросил сколько стоят и купил у нее эти яблоки по двойной цене. А потом еще раз за метро пришлось платить. В общем, потратился, но на душе приятно стало. Помог старушке. Да и яблоки вкусные оказались…
     Но такая жертва мне ничего не стоила. Я не стал меньше есть или хуже одеваться оттого, что купил кучку яблок у бабушки. Я отщипнул от своего избытка, да еще и хорошо себя почувствовал. Христос отдал Себя Самого. И не сладкие яблоки, а за наши грехи. И спустился не в подземный переход возле метро, а с неба на землю. Отдал Себя на страшные пытки и на мучительную смерть – за тех, кто не мог вызывать сочувствия. Потому что в Божьих глазах мы отвратительные грешники. В этом Евангелие. «Иисус Христос пришел в мир спасти грешников».
 
     Бог Отец воскресил Его из мертвых
 
     Воскресение Иисуса Христа – важнейший элемент Евангелия. Христос жив! Из этой истины вытекает ряд важных выводов:
     - Он воскрес – значит, Бог принял Его жертву;
     - Он воскрес – значит, воскреснем и мы;
     - Он воскрес – значит, Он теперь руководит Церковью и ходатайствует за нас;
     - Он воскрес – значит, сила Его воскресения действует теперь в нас, верующих;
 
     Он избавил нас от настоящего лукавого века
 
     Как много заключено в одном коротком слове: «избавить»! Это греческое слово εξέληται (эксЭлэтай). В словаре греческого языка у него двадцать два значения! И все прекрасны. Я выбрал лишь семь самых лучших:
1) вынуть, извлечь, удалить (например, внутренности у животного);
2) выкопать, добыть;
3) отнять, похитить, увезти;
4) сохранить, освободить, спасти;
5) выделить, обособить, предназначить;
6) захватить, завоевать;
7) посвятить (божеству). 
 
     Притом это слово употреблено в форме аорист, которая означает запечатленное действие. Возможно, вы слышали высказывание «раз навсегда». Оно популярно в христианских кругах и как раз обозначает эту форму.
     Aльберт Симпсон, известный канадский проповедник, богослов и писатель сказал об этом так: Евангелие «говорит мятежным людям, что Бог умиротворен, справедливость восстановлена, грех искуплен, осуждение отменено, проклятие Закона уничтожено, врата ада закрыты, небесные двери распахнуты, сила греха подавлена, совесть исцелена, сердце утешено, скорбь и боль грехопадения устранены».
     Другими словами, Христос уже все сделал. Он нас извлек из этого мира, добыл тяжелым трудом, отнял у дьявола, сохранил от зла, обособил для Себя, захватил как добычу в нелегкой борьбе и посвятил Богу Отцу.
     Это Евангелие, это Благая Весть о Божьей благодати и милости, о нашем спасении и вечной жизни. 
 
     Хотя на этом еще не все. В этих коротких стихах Павел излагает и другие важные истины, о которых порой умалчивается. Я замечаю, что не все члены наших церквей понимают полноту Евангелия. Многим просто сказали: Нужно попросить у Бога прощения – и получишь вечную жизнь. И они так и верят. Но правильно ли это? Какая-то часть истины в этом есть, но это лишь обрубок Евангелия.
     Это как если бы вы спросили: Что значит вступить в брак? А вам ответили: Это значит вы идете в ЗАГС и вам там ставят штампик в паспорте. Правильно? Ну, отчасти да. Но настоящий брак – намного сложнее. Так и Евангелие. Это великая тайна, которую можно постигать всю жизнь. 
 
     Слова «настоящий лукавый век» можно перевести как «нынешнее злое мироустройство». Христос не только спас нас от вечного осуждения и адских мук. Он избавляет нас от всего того зла, которое царит в современном мире. Спаситель вырвал нас из цепких лап этого мира и его князя. «Мне мир чужим стал, и я для мира», – поется в старой песне. Мы начинаем видеть мирское зло. И не только его видеть, но и ненавидеть. Меняется наше отношение к миру. Христос отделяет нас от мира, ставит невидимую преграду. Мы становимся людьми «не от мира сего».
     Как это актуально в наше время, когда так много христиан дружат с миром, заигрывают с миром, подражают миру, угождают миру, перенимают мирское мировоззрение! И в церквах устраивают некое подобие мирских развлечений…
     А ведь мир враждебен по отношению к христианам. Мир ненавидит Бога, Христа и Его последователей. Мир их высмеивает и унижает. Вся система этого мира, вся его культура богопротивна. И если нас тянет в этот мир, как волка в лес, то вот вопрос: настоящие ли мы христиане?
 
     Бог становится нашим Отцом, а Иисус Христос – Господином
 
     Это тоже крайне важно. Евангелие утверждает, что вместе со спасением меняется наш статус. Мы становимся одновременно детьми и рабами. Детьми Бога Отца – и получаем высочайшее звание, отношения с Богом как у детей с отцом, вечность вместе с Ним. Нам в наследство достается Его Царство, то есть, оно принадлежит нам. 
     С другой стороны, мы – рабы. У нас появляется Господин, Которого зовут Иисус Христос. Слово «Господь» именно это и означает. В других языках это намного яснее. На белорусском и других западно-славянских языках это слово «Пан». В английском – Lord. То есть, Он – наш Повелитель и Владыка. Мы – Его собственность, Его рабы. 
     Евангелие утверждает, что если мы хотим спастись, то должны полностью, всецело и безраздельно подчинить себя Иисусу Христу. Все, что у нас есть, это уже не наше, а Его. Мы сами уже не для себя живем, а для умершего за нас и воскресшего. 
 
     Все это – для Божьей славы
 
     Не для нас. А между тем, сколько эгоистичных, человекоцентричных песен поется теперь в церквах!
 
Все для тебя Высшим Разумом создано,
Эта вселенная, дом твой, земля.
Будущий рай, настоящее, прошлое,
Все для тебя, все для тебя.
 
Эти поля, эти яркие звездочки,
Солнечный луч и журчанье ручья.
Тучки весенние, ливни осенние,
Все для тебя, все для тебя.
 
Песни венчальные, звуки прощальные,
Ночи бесцветные и бархатность дня,
В мире заброшенном все, что хорошее,
Все для тебя, все для тебя.
 
     Нет, не для тебя! «Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия» (Прит. 16:4).
Мир существует для Божьей славы. И наше спасение также совершилось, чтобы Ему была «слава во веки веков». В этом смысл всего. Мы спасены для Божьей славы, мы живем для Божьей славы, мы духовно растем для Божьей славы, мы служим Богу для Его славы, мы говорим о Нем для Его славы. Soli Deo Gloria – последний и окончательный девиз христианства.
 
     И все это завершается словом «Аминь».
 
     Иоанн Златоуст пишет по этому поводу:
     «Это нечто новое и необычайное. Слóва «аминь» мы не встречаем нигде в начале и в предисловии посланий, а обыкновенно оно поставляется уже после многих (рассуждений). Здесь же… вспомянув о кресте и воскресении, об искуплении грехов, о безопасности от них на будущее время, о воле Отца и согласии Сына, о благодати, мире и о всяческих дарах Божиих, он заключил речь свою славословием. …От чрезмерного изумления пред величием дара и преизбытком благодати, и от представления того, каковыми мы были, и чем соделал нас Бог сверх нашего чаяния и в самое короткое время. Не будучи в состоянии выразить этого словом, он и заключил речь свою славословием, воссылая за всю вселенную хвалу Богу».
 
     Это «аминь» показывает, как высоко Павел ценил Евангелие. О Евангелии он напоминает во всех своих посланиях: Римлянам (1-8 главы – изложение Евангелия); 1 Кор. 15; 2 Кор. 3; Гал (все); Еф; Кол; Флп 3.
     «Напоминаю вам, братья, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанного держитесь так, как я благовествовал вам» (1 Кор. 15:1-2).
 
     В чем была проблема галатийских церквей? Они забыли Евангелие. И поэтому Павел с самого начала напоминает им эту благословенную и величайшую весть.
     Нам грозит та же опасность. Мы склонны забывать Евангелие. В наших церквах часто можно слышать о «первой любви». В том смысле, что когда уверовали, то было совсем другое состояние: радовались, горели. А потом куда-то все делось. Знаете, почему горели? Потому что жили Евангелием. А знаете, почему потухли? Потому что отошли от Евангелия. Стали заниматься чем-то другим. У верующих есть склонность рассуждать так: 
     Евангелие я уже понял. Христос умер за меня – тут все ясно. Теперь надо идти к новым высотам, постигать что-то более сложное. 
     Тут-то и заключается ловушка. Верующие начинают «постигать что-то более сложное» и забывают Евангелие. Идут путем тех же галатов. А Евангелие должно всегда быть самым главным, самым ценным, самым дорогим.
     
     И нам нужно регулярно напоминать себе и друг другу Евангелие. 
     Есть процедуры, которые нормальный человек делает каждый день. Сюда входит: умывание, чистка зубов (если есть), причесывание (опять-таки, если есть что). А еще хорошо, если мы делаем зарядку. Тогда организм получает заряд бодрости на весь день… В духовном плане у христиан тоже должны быть ежедневные процедуры. Каждый день нужно встречаться с Богом в молитве. Каждый день нужно обращаться к Его Слову. А еще каждый день нужно напоминать себе Евангелие. Это наша зарядка, которая преображает всю жизнь.
 
     С чем еще сравнить Евангелие?
     - С пищей. Мы едим каждый день. Так и Евангелие каждый день должно присутствовать в нашей жизни
     - Со светом. Мы ничего не можем делать без света. Евангелие должно освещать все, что мы делаем и чем занимаемся
     - С воздухом. Без воздуха человек может прожить всего несколько минут. Когда говорят о чем-то крайне необходимом, то употребляют выражение: «как воздух». Например: «Нам победа как воздух нужна».
 
     Так Евангелие нужно нам каждый день. Настоящий христианин живет Евангелием. 
 
     Как нам напоминать себе Евангелие?
 
     - Каждый день благодарить Бога за спасение во Христе. С этого началось мое преображение. В конце двухтысячных я довольно сильно приуныл. Тому были разные причины, но в том числе и то, что я стал забывать о простых истинах Евангелия. И тогда, вероятно, по внушению Бога, я стал начинать каждый день с молитвы благодарности за свое спасение. Это удивительно повлияло на мое состояние.
 
     - Читая Библию, спрашивать себя: Какое это имеет отношение к Евангелию? Например, Исход – образ нашего избавления от настоящего лукавого века через Агнца; Левит – жертва Христа.
 
     - На каждом богослужении напоминать о Евангелии в проповедях, песнях, стихах.
 
     В заключение еще одна цитата Лютера:
     «Итак, давайте прославим Бога Отца и вознесем Ему благодарения за Его неописуемое милосердие, [проявившееся в том,] что когда мы были неспособны сделать этого собственными силами, Он избавил нас от царства дьявола, в котором мы были пленниками, и сделал [Он] это посредством Собственного Сына. И давайте исповедуем вместе с Павлом, что все наши дела и вся наша праведность… являются тщетою и сором (Флп. 3:8). И давайте бросим под ноги всю власть свободной воли, всю мудрость и праведность мира, все религиозные ордены, все мессы, обряды, обеты, посты, власяницы и тому подобное, и проникнемся к этому отвращением, как к запачканной одежде (Ис.64:6)... И… давайте славить и превозносить… Христа, Который избавил нас Своею смертью не только от этого мира, но от этого “лукавого века”».
 
ФайлЗагрузить: Чистое Евангелие (Гал. 1:1-5)

Размер файла: 26 000 Кб

Загружено: 22