Проповеди | Эпилог (Мк. 16:9-20)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи
 
9 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим;
11 но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили.
12 После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.
13 И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.
14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.
15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
20 А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.
 
     Сегодня у нас последняя, семьдесят пятая проповедь по Евангелию от Марка. Признаться, я не был уверен, стоит ли ее произносить, поскольку тут нужно поднять один проблемный вопрос. Однако решил, что стоит. Во-первых, проблемные вопросы нужно не обходить стороной, а поднимать и освещать. Во-вторых, некоторые из вас, а также тех, кто читает и слушает эту проповедь в интернете, знают этот вопрос и хотят услышать ответ. Поэтому сегодня мы поговорим об одном из самых проблемных текстов не только Евангелия от Марка, но и всей Библии. Это текст, который мы прочитали вначале.
     Если вы откроете современные переводы или прочитаете комментарии на Евангелие от Марка, то узнаете, что стихи 9-20 в 16-й главе, вероятней всего, не являются словами евангелиста Марка. В некоторых изданиях этот отрывок вообще не печатается, в других он расположен на полях, чтобы читатели знали: это не оригинальный текст, а более поздняя вставка. Почему возникло такое мнение?
Даже при беглом ознакомлении видно, что стиль и манера изложения в этих стихах не такие, как в остальном тексте. Например, предложения здесь значительно длиннее. Употребляются слова, каких нет в остальной части Евангелия. Видно, что писал другой человек. Примерно третья часть греческих слов (несущих важную смысловую нагрузку) в стихах 9-20 не характерна для Марка, т. е. эти слова или не употреблялись им раньше, или употреблены в несвойственной Марку манере. 
     Самые древние тексты Евангелия от Марка, Синайский и Ватиканский кодексы, относящиеся к IV в., не содержат этого текста. Они обрываются на восьмом стихе. Евсевий (IV в.) и Иероним (начало V в.) говорили, что в известных им греческих манускриптах Евангелия от Марка стихи 9-20 отсутствуют.
     В общем, вероятней всего, эти стихи не принадлежат евангелисту Марку и не являются богодухновенными. Их написал кто-то другой. В одной армянской рукописи X в. стихи 9-20 приписываются некоему пресвитеру Аристону (скорее – Аристиону, современнику Папия, жившего в 60-120 гг. по Р. Х.), который, как предполагают, был учеником апостола Иоанна.  
     Поэтому, братья и сестры, нам не следует основывать свое учение на этом тексте. Он является, по меньшей мере, сомнительным. Существуют ложные учения и заблуждения, которые уделяют этому тексту большое внимание. 
     «Будут брать змей и если что смертоносное выпьют, не повредит им». Вот текст с сайта National Georgaphic: «В Аппалачах пасторы пятидесятнической церкви Джейми Кутс и Эндрю Хэмблин стараются сохранить более чем столетнюю традицию: обычай содержать в церкви смертельно ядовитых змей. Джейми и Эндрю верят в библейское сказание, в котором говорится, что ядовитый укус змеи не причинит им вреда, ибо они помазанники божьи. Если они не будут практиковать ритуал ухода за змеями, они, согласно собственным верованиям, попадут в ад. Охота за ядовитыми змеями в горах и содержание змей в церкви составляют для обоих пасторов смысл жизни». Движение это зародилось в 1910 году в штате Теннесси. Первопроходцем новой конфессии стал священник-пятидесятник Джордж Хенсли (George Hensley), открывший в себе способность брать на руки змей и пить яды без каких-либо для себя последствий. 15 февраля 2014 года Джейми Кутс все-таки умер от укуса ядовитой змеи.
     «Кто будет веровать и креститься…» Библия утверждает, что человека спасает не крещение, а вера. Однако в XIX в. появилось движение «Церквей Христовых», которые ухватились за этот текст и провозгласили, что спасает не только вера, но и крещение. Мы, конечно же, понимаем, что крещение – это повеление Христа, видимое подтверждение невидимой веры, формальное вступление в завет с Богом. Но, тем не менее, это всего лишь обряд, а обряд не может спасти человека.
     «Будут говорить новыми языками». Апостолы в день Пятидесятницы заговорили на иностранных языках, которых не учили. Паломники, пришедшие в Иерусалим из разных стран, с изумлением узнали те наречия, на которых говорили у себя на родине. В дальнейшем этот дар некоторое время проявлялся среди христиан. Но использовать его нужно было только с истолкователем, то есть, с переводчиком. Затем этот дар исчез, Бог перестал его давать, и почти два тысячелетия он не проявлялся. И вот, в XX в. появились верующие, которые заявили, что могут говорить на языках, как и апостолы. Они входили в особое состояние и начинали произносить что-то непонятное, что выдавалось за иные языки. Однако это были не иностранные языки, а так называемая «глоссолалия» –  «речь, состоящая из бессмысленных слов и словосочетаний, имеющая некоторые признаки осмысленной речи» (Википедия). На претензии, что это не иностранные языки, эти люди отвечали, что говорят «новыми языками». 
     Были и всякие забавные явления. Например, в этом тексте Христос говорит: «Проповедуйте Евангелие всей твари», то есть, всему творению. Некоторые католические монахи восприняли это буквально. Например, Франциск проповедовал птицам, а Антоний – рыбам.
 
     На все эти и им подобные явления нам следует давать один ответ: эти тексты не богодухновенны. Они оставлены человеком, но не Святым Духом. Здесь есть много интересного и правильного, но нам не следует на их основании строить вероучение. Какой-то служитель или переписчик дописал, как ему казалось, недостающие стихи. И, поскольку он был человек, а человеку свойственно ошибаться, он допустил некоторые неточности.
     Хотя, конечно, если смотреть здраво, то проблем не будет. Мы понимаем, что под «новыми языками» подразумевается не бессмысленная глоссолалия, а языки, на которых эти люди раньше не говорили. А упоминание змей – это отсылка к апостолу Павлу, которого укусила змея, но не причинила ему никакого вреда. Тем не менее, написано неуклюже, неточно, потому что написано не под вдохновением Святого Духа.
 
     И тем не менее мне очень хочется сказать несколько слов в похвалу неизвестному автору. Несмотря на то, что он выражается немного неудачно, этот отрывок удивительно верно передает важные темы Евангелия от Марка.
     В связи с этим есть одна теория. Эта теория гласит, что конец Евангелия от Марка был утерян. Как он потерялся, мы не знаем, но очень вероятно, что он был. Если представить, что Марк закончил Евангелие на восьмом стихе, то получается слишком оборвано. Женщины в страхе и трепете бегут от гробницы и никому ничего не говорят, потому что боятся. И на этом все? Книги так не заканчиваются, там явно должно быть что-то еще!
     В вышеупомянутых Синайском и Ватиканском кодексах повествование завершается на восьмом стихе, однако после него следует пустое место, словно переписчики знали, что там должно быть что-то еще, но не имели оригинального текста. 
     Поэтому есть предположение, что первые христиане, пусть не буквально, но примерно помнили, что там было написано. И неизвестный автор своими словами приблизительно воспроизвел концовку. Мне это предположение очень нравится. Потому что хотя стиль отличается, и употребляются слова, не свойственные Марку, но идеи этого короткого отрывка в высшей степени согласуются с текстом Евангелия. То, о чем говорится на протяжении предыдущих пятнадцати глав, здесь, в эпилоге, замечательным образом присутствует.
     Давайте кратко рассмотрим эти темы, и это будет завершающим обзором всей книги.
 
     Вера и неверие
 
     Мы уже говорили об этом в прошлый раз. Вера в Иисуса Христа – лейтмотив всего этого Евангелия.
     «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе этой: „Поднимись и ввергнись в море“ – и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет» (11:23).
     «Но Иисус, услышав эти слова, тотчас говорит начальнику синагоги: «Не бойся, только веруй»» (5:36).
     «Иисус сказал ему: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (9:23).
     Замечательные примеры веры: четыре друга; принесшие парализованного, женщина, прикоснувшаяся к одежде Христа; женщина сирофиникиянка; Вартимей, не перестававший кричать.
     И, с другой стороны, мы снова и снова видим удивительное неверие.
     «И сказал им: «Что вы так боязливы? Как у вас нет веры?» (4:40).
     «И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их» (6:5-6).
     Однажды, возмущенный неверием людей, Иисус сказал: «О, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (9:19)
     И убийственные примеры неверия: фарисеи и книжники, родственники Иисуса, а главное – собственные ученики Христа. 
     Последняя глава – самый яркий пример неверия. Женщины бегут от гробницы и никому ничего не говорят. Ученики слышат свидетельство от Марии Магдалины, потом от двух своих товарищей – и не верят. Христос, явившись им, упрекает их за неверие, а потом объявляет, что вера – ключ к спасению: «Кто будет веровать… спасен будет».
 
     Бесы
 
     Это одно из таинственных свойств Евангелия от Марка. Здесь, как ни в одном другом Евангелии, уделяется внимание бесам.
     В первой главе Иисус изгоняет беса из одержимого в синагоге. Несколькими стихами позже к Нему приносят многих бесноватых, которые кричат, что Он Христос, но Он запрещает им. В третьей главе люди, имеющие в себе нечистых духов, падают перед Ним и кричат: «Ты Сын Божий!». В пятой главе содержится жуткое описание гадаринского бесноватого: «Он имел жилище в гробницах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его. Всегда, ночью и днем, в горах и гробницах кричал он и бился о камни» (Мк. 5:3-5). Прибежав, он просил Иисуса не мучить его и позволить войти в свиней, на что и получил разрешение.
     В седьмой главе к Нему приходит сирофиникиянка, мать одержимой девочки. Иисус изгоняет беса на расстоянии. В девятой главе к Нему обращается отец одержимого мальчика. Это еще одно жуткое описание: «Один из народа сказал…: «Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым; где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет…» Отвечая ему, Иисус сказал: «…Приведите его ко Мне». И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: «Как давно это сделалось с ним?» Он сказал: «С детства. И многократно дух бросал его и в огонь, и в воду, чтобы погубить его; но если что можешь, сжалься над нами и помоги нам»».
     И в нашем тексте мы первым делом видим Марию, из которой Христос «изгнал семь бесов». А вечером, перечисляя знамения, которые будут сопровождать уверовавших, на первое место Он поставил вот что: «Именем Моим будут изгонять бесов». Исполнение мы видим в книге Деяний. Вначале Филипп в самарийском городе проповедует так, что «нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем» (Деян. 8:7). А в дальнейшем апостол Павел именем Христа изгнал духа прорицания из одержимой служанки в Филиппах.
     Вопрос: Почему Марк так много говорит о бесах?
     Я полагаю, что через это он показывает божественную власть Иисуса Христа. Бесы и одержимость были главным ужасом того времени, худшей из напастей.
     Но над этой худшей из бед имеет власть Божий Сын. Более того, не только Его присутствие или слово может изгонять бесов, но даже упоминание Его имени способно обращать страшных демонов в бегство.
     А применение для нас просто: нам ничего не нужно бояться. Христос сильнее самых могучих сил зла.
 
     Эмоции
 
     Широко и разнообразно показаны человеческие чувства.
     Слушатели и ученики Христа постоянно «удивляются» и «ужасаются»:
     «И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: «Что это? Что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает с властью и они повинуются Ему?»» (1:27).
     «И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: «Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие!» Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: «Дети! Как трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собой: «Кто же может спастись?»» (10:23-26).
     «Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди них, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (10:32).
     «И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию»» (9:24) – особенно трогательно. Хотя и Вартимей, и Иаир, и женщина, помазавшая Христа драгоценным миром – все эти люди испытывают и пробуждают сильные чувства.
 
     Но не только люди полны чувств, а и Сам Христос. У Марка Он самый человечный. Как ни в каком другом Евангелии здесь представлены Его эмоции.
     Только у Марка Христос обнимается: 
     «И, взяв дитя, поставил его посреди них, и, обняв его, сказал им: «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня» (9:35-36).
     «Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царства Божьего, как дитя, тот не войдет в него». И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (10:14-16).
     Очень ярко показаны эмоции Христа в Гефсимании:
     «И взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте». И, отойдя немного, пал на землю, и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: «Авва, Отче! Всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты»» (14:33-36).
 
     И в сегодняшнем тексте мы видим два проявления чувств. Во-первых, в учениках, во-вторых, во Христе.
     Об учениках сказано, что они плакали и рыдали.
     Но и Христос не остается бесчувственным. Казалось бы, после воскресения Он должен стать другим, отстраненным от человеческих страстей. Но нет. Явившись ученикам, он «разбранил» их за неверие и жестокосердие. Мы говорили об этом слове в прошлый раз и отмечали, что оно достаточно суровое.
 
     Господь ожидает от нас чувств. Мы не должны идти на поводу у чувств. Нельзя позволять эмоциям руководить нами. Но, с другой стороны, настоящий, живой христианин будет испытывать сильные эмоции. 
     Какие сильные эмоции должны быть нам знакомы?
     Раскаяние. Петр горько плакал, когда осознал, что отрекся от Учителя. Там, кстати, употребляется то же самое слово, что и в нашем отрывке. Вы плакали о своих грехах?
    Радость спасения. Когда вы сознаете, что все ваши грехи прощены, что Бог сделал вас Своим сыном или дочерью, что ваше имя записано в книге жизни, этому невозможно не радоваться. Скажу больше, от этого наступает неописуемое счастье. Оно длится не один день. Потом, конечно, эмоции слабеют, но остается внутренняя тихая радость, которая сопровождает нас всю жизнь и освещает сердце даже в самые трудные и мрачные времена.
     Любовь. Мы часто говорим, что любовь – это не эмоция, а посвященность. Это действительно так. Но и эмоции не должны оставаться в стороне. В крепких семьях супруги не только посвящены друг другу и терпят друг друга, но и испытывают нежные чувства один к другому. Настоящий христианин тоже испытывает искренние чувства привязанности и нежности. К кому? Во-первых, к Иисусу Христу. Он – главный предмет нашей любви. Во-вторых, к другим верующим. 
     Кстати, нужно ли нам любить неверующих людей? С одной стороны, Христос сказал: «Любите врагов ваших». С другой стороны, мы можем посмотреть, как относились христиане к своим врагам. Например, Петр говорит волхву Симону: «Серебро твое да будет в погибель тебе, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян. 8:20). Или Павел говорит первосвященнику: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня» (Деян. 23:3). Много ли любви в этих словах? Думаю, нам нужно испытывать к неверующим людям жалость, потому что жизнь у них действительно жалкая, а участь страшная. Нужно желать им добра, призывать к покаянию. Но нежные чувства испытывать не обязательно.
     Ненависть. Да, настоящий христианин должен испытывать ненависть. Куда направлена эта ненависть? Ко греху. «Любящие Господа, ненавидьте зло!» (Пс. 96:10).
     - Наслаждение от Писания. «Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль» (Пс. 118:162).
     И еще много других чувств.
 
     Евангелие
 
     Слово «Евангелие» встречается у Марка семь раз. 
     «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божьего» (1:1).
     «Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царства Божьего и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (1:14-15).
     «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (8:35).
     «Нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, в это время, среди гонений, во сто крат более» (Мк. 10:29-30).
     «И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» (13:10).
     «Где ни будет проповедано Евангелие это в целом мире, сказано будет в память о ней и о том, что она сделала» (14:9).
     В нашем отрывке – восьмой раз:
     «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (16:15-16).
     У меня есть сомнения насчет слова «креститься», но во всем остальном – это, несомненно, слова Христа. Я узнаю моего Господа. Это Его язык, Его отношение, Его Евангелие. 
     Тема благовествования у Марка самая важная. У Луки и Иоанна слова «Евангелие» не встречается вообще, а у Матфея (4 раза) – только повторения того, что было у Марка. Этот евангелист горит огнем благовестия, и в его устах слово «Евангелие» приобретает особый колорит. Если у кого-то дар евангелиста, то Марк – для вас.
     Многие советуют давать неверующим Евангелие от Иоанна. Собственно, любое Евангелие хорошо, но я бы советовал в первую очередь предлагать Марка.
     От слова «Евангелие» у нас должно светлеть на душе. В этом слове наша жизнь, наше спасение. И настоящий христианин не может оставаться в стороне от всего, что связано с Евангелием. 
 
     Нам нужно ревновать о Евангелии
     Нам нужно ревновать о распространении Евангелия.
     Пусть даже этот текст не принадлежит перу Марка, Христос повелел нам проповедовать Евангелие. В этом нет сомнений. Он сказал идти и научить все народы. Благодаря известному миссионеру Китая Хадсону Тейлору этот текст стал известен во всем мире как «Великое Поручение». Это действительно так. Христос оставил нам много серьезных и важных поручений. Но это – несомненно, Великое.
     Мы все призваны участвовать в его исполнении. Если у нас нет способности непосредственно благовествовать, то мы можем помогать другим. Давайте спросим себя: ревную ли я о распространении Евангелия? Что я делаю для того, чтобы Благая Весть об Иисусе Христе достигла незнающих людей?
     Нам нужно ревновать о чистоте Евангелия.
     В связи с этим хочу прочитать ходящую по интернету цитату Эйдена Тозера.
     «Сейчас христианство трагически опустилось ниже новозаветнего стандарта… Во многих церквях христианство было разбавлено до уровня раствора настолько слабого, что если бы он был ядом, то не отравил бы никого, а если был бы микстурой, то никого бы не вылечил…
     Наше христианство - слишком упрощенное христианство. «Бог есть любовь, Иисус умер за тебя и расскажи другим». Я бы и копейки не дал за такое христианство!..
     Это распространяется по всему миру недуховными людьми, которые используют небиблейские методы – жалкая попытка сделать христианство "приемлемым для мира", которую лучше было бы не предпринимать. Мы не можем себе позволить снижать стандарты, просто для того чтобы заинтересовать людей, которые хотят идти в ад и также принадлежать церкви». Эйден Тозер (1897-1963)
     Нам нужно ревновать об утверждении Евангелия в церкви.
     Слишком часто церкви сходят с позиций Евангелия. Одни уклоняются в морализм. Другие – в обрядность. Третьи – в мистицизм. А Евангелие должно всегда быть в центре. «Как вы приняли Христа Иисуса, Господа, так и ходите в Нем», – пишет Павел (Кол. 2:6). Мое глубокое убеждение: на каждом богослужении должна провозглашаться истина, что Христос умер за наши грехи. На каждой встрече нам следует славить Бога за Благую Весть. Каждый день нам нужно начинать с благодарности за наше спасение.
     Мне знакомо это явление, когда христианин начинает думать: «Ну да, Христос умер за меня, но я это уже давно знаю. Надо двигаться дальше, что там еще есть?» Но это не «движение дальше», это движение назад и вниз. Крест Христа всегда должен быть перед нашим взором. Истина Евангелия всегда должна быть самой главной в нашем сознании. Божий Сын всегда должен быть в центре нашего внимания. 
 
     Так что, хотя этот текст и не принадлежит Марку, он, несомненно, достоин нашего внимания. 
     А еще больше достойно внимания все это Евангелие. Изучайте его, братья и сестры. Результаты нашей совместной работы есть в интернете. Можно читать, слушать, смотреть.
     И, конечно же, достойно всяческого внимания, интереса и глубокого изучения все Писание. Нам нужно читать его каждый день, погружаться в него, запоминать, применять и исполнять. Наша церковь должна быть, во-первых, церковью Христовой, во-вторых, церковью Библейской, в-третьих, церковью Евангельской.
 
ФайлЗагрузить: Эпилог (Мк. 16:9-20)

Размер файла: 30 600 Кб

Загружено: 12