Проповеди | Самое трудное (Мк. 16)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 

8 И, выйдя, побежали от гробницы. Их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. 
9 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим,
11 но они, услышав, что Он жив и она видела Его, не поверили. 
12  После этого явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.
13 И те, возвратившись, возвестили прочим, но и им не поверили. 
14  Наконец явился самим одиннадцати, возлежавшим во время вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.
15 И сказал им: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению.
16 Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
 
     Игнац Филипп Земмельвейс родился в Венгрии, в 1818 году. В то время множество женщин умирали после родов. Самые лучшие больницы теряли одну из шести рожениц от болезни, которую называли «послеродовой лихорадкой».
     Рабочий день врача начинался с того, что он шел в морг и производил вскрытия. Оттуда врач направлялся в роддом, чтобы обследовать будущих мам. И шел туда, даже не помыв рук! 
     Доктор Земмельвейс был первым человеком, который связал такие обследования с последующими заражениями и смертью. Он придумал и ввел в употребление уникальную практику: мытье рук раствором хлорки. За одиннадцать лет работы, приняв роды 8537 детей, он потерял только 184 матери – примерно одну из пятидесяти. Смертность сократилась больше чем в десять раз!
     Но увы, другие врачи не поверили в его метод. Земмельвейс провел всю жизнь, споря со своими коллегами. Однажды, выступая перед ними, он сказал: «Послеродовая лихорадка вызывается продуктами разложения, попавшими в рану. Я показал, как это можно предотвратить. Я доказал все свои утверждения. Но пока мы тут болтаем, господа, женщины умирают. Я не прошу ничего сверхъестественного. Я прошу вас только умываться. Ради Бога, мойте руки!»
     Но практически никто ему не поверил. Врачи и акушерки тысячи лет принимали роды безо всякого умывания. Никто не собирался ничего менять.
     Земмельвейс в конечном итоге сошел с ума. Его умывальники были выброшены, его коллеги смеялись над ним, и в его ушах звучали предсмертные стоны тысяч женщин. Он умер в 47 лет.
     Трагическое неверие. И почему? Ведь налицо были факты, доказательства. И действительно ничего сверхъестественного или трудного не просил доктор Земмельвейс! Всего лишь мыть руки! Увы, как упряма и жестокосердна человеческая природа!
     В Евангелии от Марка мы сталкиваемся как раз с таким случаем. Это случай непонятного, упорного и беспросветного неверия. Людям снова и снова предъявляются доказательства того, что Иисус – Божий Сын. Но все они разбиваются вдребезги о стену неверия.
 
     Иисус Христос – Божий Сын. Это главная мысль всего Евангелия от Марка
     Она прослеживается на протяжении всей книги.
     - Сперва сам Марк объявляет: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божьего» (Мк. 1:1).
     - Во время крещения Бог говорит с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:11).
     - Затем Марк представляет удивительную, потрясающую власть Иисуса Христа. Он имеет власть над людьми: приказывает – и они следуют за Ним. Власть над бесами: Он повелевает – и они выходят из одержимых. Власть над учением, власть над болезнями, власть прощать грехи, власть над субботой, власть над ветром и морем и, наконец, власть над смертью – Он воскрешает мертвых! Кто Он? Ответ очевиден: Он – Божий Сын.
     Заявления об этом звучат на протяжении всего Евангелия, но только не от тех, от кого следовало бы ожидать.
     - Начиная с первой главы о том, что Он – Божий Сын, постоянно кричат бесы. «Духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: «Ты Сын Божий»» (Мк. 3:11). В четвертой главе перепуганные ученики в лодке спрашивают друг друга: «Кто же Сей, что и ветер, и море повинуются Ему?» (Мк. 4:41), и по прибытии на берег тут же получают ответ: прибегает страшный одержимый и кричит: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?»
     - Бог Отец говорит из сияющего облака: «Это Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мк. 9:7).
     - На суде первосвященник спрашивает Его: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» Иисус отвечает: «Я. И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Мк. 14:61-62).
     - Римский сотник говорит у креста: «Истинно Человек Сей был Сын Божий».
     Вот цель Марка. Он снова и снова – и через слова Иисуса, и через Его дела, и через различных свидетелей – показывает и доказывает, что Он действительно Божий Сын.
 
     Но как трудно в это поверить Его ученикам! 
     В детстве я любил ходить в старенький деревянный кинотеатр «Сказка». Зрителей там было мало, билеты были очень дешевые (10 копеек). И я всегда брал «первый ряд, седьмое место». Это было место в центре. Сидя перед самым экраном, я прямо-таки погружался в происходящее. Как теперь надевают очки и шлемы, чтобы оказаться «внутри». Так вот, ученики во все время жизни со Христом были в первом ряду и еще на средних местах. Как они могли не понять? Как могли не уверовать? И тем не менее, это было так.
 
     Последняя глава Евангелия от Марка самая короткая. Своего рода, эпилог. Но в ней особенно ярко показан этот вопиющий конфликт. Здесь провозглашается однозначно и бесповоротно, что Иисус Христос – Божий Сын. Здесь представлено величайшее доказательство Его Божественности – воскресение из мертвых. И здесь же мы видим потрясающее неверие учеников.
 
     Эта глава делится на три части. 
     Первая часть светлая и радостная. Каждый стих дышит оптимизмом.
     - Раннее утро, встает солнце, начинается новый день. Даже мне, отъявленной сове, нравится утро. Ты отдохнул, набрался сил, ушла ночная тьма, мир наполняется светом. Когда встает солнце, это красиво и поднимает настроение.
     - Камень оказывается отваленным от гробницы. Женщины тревожились о том, кто отвалит камень от входа, и вдруг он уже отвален. Марк поясняет: «А он был весьма велик». И это тоже монетка в копилку радости. Убрана преграда. Устранена проблема.
     - Войдя в гробницу, женщины видят юношу в светлой одежде. Светлая одежда – символ праздника. «Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей» (Еккл. 9:8). 
     - Ангел сообщает самую прекрасную из возможных весть: «Он воскрес». При этом ангел не просто говорит, что Иисуса здесь нет, он еще демонстрирует «место, где Он был положен». 
     - Ангел напоминает, что Иисус давно уже об этом всем говорил. Все произошло именно так, «как Он говорил вам».
     Вообще, во всем этом видно, что Господь позаботился о том, чтобы ни у кого не осталось сомнений, что Он действительно воскрес. Для чего в гробнице был ангел? Чтобы окончательно всех убедить. По идее, должно было хватить и отваленного камня и лежащих пелен. Но, зная слабость учеников, Господь оставил на месте событий верного «экскурсовода», который подробно все объяснит. А в довершение всего еще две оптимистичные новости:
     - Он хочет увидеться с учениками и назначает место встречи. Расставание со Христом было печальным и позорным. Его схватили руки врагов, а ученики трусливо разбежались. И все это время их не только угнетала тоска о том, что Учитель умер, но и грызла совесть за то, что они Его оставили. И вот, ангел сообщает, что Господь их не осуждает. Он по-прежнему остается их Учителем, а они – Его учениками. Он назначает им встречу в Галилее, в тех самых краях, где они провели столько времени.
     - И отдельно нужно сказать это Петру. Тому, который был самым самоуверенным и заверял, что никогда не отречется. А потом отрекся, да еще три раза, да еще «клялся и божился», что не знает этого Человека. Его тоже не отвергают, он тоже дорог Учителю и нужен Ему.
     Все, темная полоса закончилась. Впереди свет и жизнь. Идите, расскажите об этом!
     Но на самом деле заканчивается светлая полоса в нашей главе. Начинается другая, неожиданно темная. Нам, наверное, следовало бы ожидать, что женщины с радостью побегут к ученикам, что будут кричать, захлебываясь от восторга: «Воскрес! Воскрес!» Как после окончания войны люди бегали повсюду и кричали: «Победа! Победа!» Однако тут мы видим что-то совершенно противоположное.
 
     «И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись».
 
     Чего боялись женщины?
     - Возможно, они боялись ангела. Это был простой, животный страх.
     - Возможно, они подумали, что это был призрак или им показалось.
     - Может быть, они боялись, что им не поверят (тут вполне обоснованно).
     Как бы то ни было, главная причина их страха – неверие. Они не могли поверить в то, что увидели. Они не верили, что все это правда.
     Неверие всегда связано со страхом. В Евангелии от Марка много страха. В четвертой главе апостолы вначале испугались разыгравшейся бури, а затем, когда Христос приказал ветру и морю успокоиться, они «убоялись страхом великим». Прошло немного времени, история повторилась немного по-другому. Снова бурное море, противный ветер, Иисус приходит к ученикам по воде. Какова их реакция? «Они, увидев Его, идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. Ибо все видели Его и испугались» (Мк. 6:49-50). По дороге в Иерусалим «Иисус шел впереди них, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (Мк. 10:32).
     Страх – главный признак неверия. Если мы боимся, значит, не верим. Христос прямо сказал ученикам: «Что вы так боязливы? Как у вас нет веры?»
     Можно провести печальную параллель с нашим временем и непосредственно с нами. Почему у нас так много страхов? Почему мы боимся там, где и бояться нечего? Не говоря уж о реальных угрозах. Там нас охватывает настоящий ужас. Потому что у нас очень мало веры в Божьего Сына. Почему мы, как эти женщины, никому ничего не говорим, боимся свидетельствовать о воскресении Господа? Все та же причина: неверие и жестокосердие.
 
     Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили.
 
     Предыдущий случай странный, но этот – еще более странный. Женщинам явился «юноша». И можно еще было бы предположить, что это какой-то тайный последователь отвалил камень, выкрал тело, оделся в светлую одежду и устроил мистификацию. В распространенном представлении ангелы – высокие, сияющие существа с крыльями. Но у Марка это просто юноша в светлой одежде. Так что при некотором усилии можно было бы предположить обман.
     Но тут Марии Магдалине явился Сам Иисус. Тот, Который был распят, а потом исчез из могилы. Она Его видела!
     Опять-таки, если в первом случае были женщины, существа хрупкие и ненадежные, немощные сосуды, то тут перед нами мужчины. Они ведь руководствуются разумом, а не эмоциями, могут трезво оценить ситуацию. Но увы. Услышав, что Иисус жив и что Мария Его видела, они «не поверили».
     Обратите внимание на слова «плачущим и рыдающим». Обычно люди скептически относятся к тому, что им не нравится. Если что-то хорошее рассказывают про врага, то мы, естественным образом, сомневаемся. И наоборот, если что-то хорошее рассказывают о том, кто нам нравится, то мы охотно это принимаем. Потому что любим, а «любовь всему верит». Пусть даже там «нет оснований, но хочется верить». Ученики любили Иисуса. Они плакали и рыдали о Нем. Казалось, они должны были ухватиться за слова Марии о том, что она Его видела. Но нет…
 
     После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.
 
     Два предыдущих случая странные, но этот – еще более странный. Перед этим весть о воскресшем Христе ученикам принесла Мария. Женщина. Женщины часто помнят то, чего не было и рассказывают о том, чего не видели. Мало ли там ей что померещилось. Увидела какого-нибудь садовника и выдала желаемое за действительное. К тому же, Иисус изгнал из нее семь бесов. Кто знает, может быть выгнал, да не всех. Какой-нибудь один зашился поглубже, и вот теперь смущает.
     Но тут говорят мужчины. Эти-то уже не подвержены так эмоциям, и это уже второй случай. Кроме того, Мария была одна, а этих двое. Свидетельство двух человек даже по Моисееву закону истинно и должно приниматься. Давайте, радуйтесь! «Но и им не поверили».
 
     Почему они не поверили? С одной стороны, воскресение из мертвых, да еще убитого изуверским способом человека – явление невероятное. С другой стороны, за последние три с половиной года они видели столько чудес, что должны были уже давно перестать удивляться. Больные исцелялись, бури успокаивались, хлебы умножались. Да и мертвые воскресали! Дочь Иаира, сын Наинской вдовы, Лазарь… 
     Но нет, неверие – страшная сила. В Послании к Евреям оно описывает израильтян, которые не дошли до Обетованной Земли и умерли в пустыне. «Они не могли войти за неверие» (Евр. 3:19). Казалось бы, столько всего видели: десять египетских казней, огненный столп, разделившееся море, манну с неба, воду из камня, слышали Божий голос с горы Синай. Все впустую. Сила неверия такова, что отвергает любые доказательства, не смотрит ни на какие чудеса.
     Почему не верят окружающие нас люди? Им не хватает доказательств? Любой здравомыслящий человек, если сядет и проанализирует все аргументы в пользу существования Бога, должен будет согласиться, что Он существует. Но люди не верят. Их сердца окаменели.
     А мы с вами? Сколько раз Бог отвечал на наши молитвы? Как удивительно Он устраивал нашу жизнь! Оглядываясь, мы видим изумительный план, разработанный еще до создания мира. Я уже не говорю про чудо Библии, про то, что Господь делает в жизни других людей. Доказательств и свидетельств хоть отбавляй. Но стоит случиться какой-нибудь неприятности – и мы впадаем в сомнения, начинаем бояться, колебаться. 
     Сила неверия удивительна. Хотя, конечно, такого явления как «неверие» не существует. Это человеческое сердце упрямо и ожесточено. 
 
     И, наконец, третья часть нашей главы. Ученикам является Сам Христос. Как в предыдущей части было три эпизода неверия, так здесь Он три раза говорит о вере.
 
     Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.
 
     Интересное слово употребляется в этом месте.  ὀνειδίζω – «укорять, упрекать, бранить, ругать». Христос не просто пожурил их, мол, ай-яй-яй, что ж это вы так? Нет, Он сурово их упрекал, отругал и разбранил.
     Важно отметить, что Христос знал о печальном свойстве человеческого сердца. Почему же Он упрекал учеников за неверие?      Потому что наши врожденные трудности с верой не должны служить нам оправданием. Да, мы такими родились. Да, нам трудно поверить в то, чего мы не видим. Но надо же стараться, надо же стремиться. Да, верится с трудом, но ты уж напрягись!
 
     Вот два простых примера:
     Пример первый: Упасть на руки стоящих сзади людей. Есть такое «упражнение на доверие». И, вроде, ты знаешь, что тебя поймают, и все будет классно. Но так страшно! Надо превозмочь себя, преодолеть инстинкты и упасть, несмотря на внутреннее сопротивление.
     Пример: Прыжок с парашютом. И, вроде, ты знаешь, что все предусмотрено. Парашютов целых два. В случае чего второй откроется автоматически. И несчастных случаев у них тут никогда не было. И первый, кто выпрыгнул, уже вон болтается на своем парашюте. Но все равно очень страшно. Что делать? Превозмочь себя и прыгать.
     Так и с верой. Сомнения, колебания, страхи – вся эта биохимия ожесточенного сердца имеется в полном наличии. Но надо превозмогать себя. Нет оправданий неверию. То, что я «таким родился», – не оправдание. Люди рождаются с разными недостатками, но преодолевают.
 
     И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
 
     И снова обратим внимание, какую важную роль играет здесь вера. Именно вера определяет, будет человек спасен или осужден. Во всех народах, во всех культурах, во все времена люди верили, что человек попадает в рай либо через добрые дела, либо благодаря характеру, либо с помощью обрядов и ритуалов. И только Христос говорит: «Кто будет веровать… спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Веровать во что? В Евангелие! В самом начале, в первой главе с этого начиналось служение Христа. Он начал проповедовать: «Покайтесь и веруйте в Евангелие».
     Некоторых смущает слово «креститься». Но, думаю, мы тут все понимаем, что крещение не влияет на спасение. Крещение – это показатель, внешний признак спасительной веры. Кто будет веровать, тот будет и креститься. За годы служения я обратил внимание, что если в человеке появляется истинная вера, то появляется и большое желание принять крещение. Это своего рода сигнал, индикатор, который показывает наличие веры. Но само по себе крещение, конечно же, не может спасти.
     И опять-таки, «кто не будет веровать, осужден будет». За что осужден? За неверие. Люди склонны думать, что Бог осудит человека за его грехи: ложь, воровство, супружескую неверность, сквернословие. И, конечно же, за эти грехи Бог будет судить. Но больше всех грехов вместе взятых человек осуждается за неверие. В Евангелии от Иоанна есть прекрасный текст: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную… Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3:16, 18).
 
     Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
 
     Вера не только определит вечную участь людей, но и удивительным образом повлияет на их земную жизнь. Христос не сказал, что все верующие будут изгонять бесов и говорить новыми языками. И Он не сказал, что это будет происходить во все времена. Он просто сказал, что это случится. И это действительно случилось. Апостолы и дьяконы Иерусалимской церкви изгоняли бесов, некоторые верующие получили дар иностранных языков и исцелений. Апостола Павла укусила змея, но он не понес никакого вреда. 
     Важно отметить, почему это с ними происходило. Не потому, что они достигли особой святости или получили какое-то сокровенное знание. Просто они уверовали в Иисуса Христа.
 
     В следующий раз мы поговорим о спорных вопросах и трудных текстах Евангелия от Марка. Это будет заключительная проповедь. А сегодня скажем несколько слов о применении.
     Три неоспоримых факта представляет нам Марк:
     - Иисус Христос – Божий Сын.
     - Самое важное для любого человека – поверить в Него.
     - Это не только самое важное, но и самое трудное.
     Какое отсюда вытекает применение? Очевидное: Веровать, что Иисус – Божий Сын.
 
     Как эта вера будет проявляться на практике?
     - Сосредоточиться на Христе. Если мы действительно верим, что Он Божий Сын, то Он будет для нас самым важным, самым дорогим. Подобно тому как солнце затмевает звезды, так и Христос должен затмить в нашем сознании все остальное. Мы будем поклоняться Ему, познавать Его, вникать в Его учение, следовать Его примеру. Он станет смыслом нашей жизни. Апостол Павел писал: «Для меня жизнь – Христос».
     - Полагаться на Его благодать. Библия учит, что Иисус Христос – наш Спаситель. Не мы спасаем себя, а Он спасает нас. Он пришел, чтобы спасти нас, Он умер на кресте за наши грехи, Он воскрес для нашего оправдания. Он сделал все, и чтобы спастись, нам нужно в это веровать. Павел провозгласил: «Во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» (Деян. 13:39).
     - Посвятить себя Ему. Если Иисус – Божий Сын, то Он имеет на меня полное и безраздельное право. Он мой хозяин, я – Его раб. Я уже живу не для себя, а для Него. Делаю не то, что хочу я, а что хочет Он. 
 
     Мы начали наше рассуждение с рассказа о печальной судьбе доктора Игнаца Земмельвейса. Люди признали его заслуги, только слишком поздно. При жизни они не поверили ему и сурово поплатились. Они просто не удосужились задуматься, проверить, изучить вопрос. Они отмахнулись от него и обрекли тысячи женщин на смерть.
     Христианская вера – это не что-то бездоказательное. Нужно удосужиться задуматься, проверить, изучить вопрос. Тщательно и вдумчиво рассудить, что к чему – и тогда воскресение Христа не будет казаться невероятным. И вера в Него станет единственным разумным решением. Давайте думать, рассуждать, серьезно относиться к вопросам веры, чтобы и нас Господь не «упрекал за неверие и жестокосердие», когда придет во второй раз.
 
ФайлЗагрузить: Самое трудное (Мк. 16)

Размер файла: 22 200 Кб

Загружено: 23