Проповеди | Уже было, еще будет (Мк. 13:14-23)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 

 
14 Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
15 а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего;
16 и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.
17 Горе беременным и кормящим грудью в те дни.
18 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимой.
19 Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, и доныне, и не будет.
20 И если бы Господь не сократил те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.
21 Тогда, если кто вам скажет: „Вот здесь Христос“, или: „Вот там“, – не верьте.
22 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
23 Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё.
 
     Прежде чем перейти непосредственно к тексту, нам нужно ответить на вопрос, который часто возникает в среде христиан. Вопрос такой: Это уже произошло или еще произойдет? С одной стороны, кажется, что уже произошло. Все началось с храма. Один из учеников обратил внимание Господа на массивные камни и величественные здания. И Христос ответил: «Видишь эти великие здания? Всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне». Был ли разрушен храм? Да, это произошло почти 2000 лет назад, в 70 году по Р.Х. И мерзость запустения, вроде, была. И святой город был захвачен. Кстати говоря, когда войска Тита пошли на Иерусалим, первые христиане, помня эту речь Христа, поспешно бежали из города и поэтому уцелели.
     И тем не менее, читая слова Христа, невозможно избавиться от чувства, что все еще впереди. Вот, Он говорит: «В те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, и доныне, и не будет». Да, было тяжело в Палестине в 70-м году, но все равно это была не «такая скорбь, какой не было от начала творения». Опять же, согласно словам Христа, «После скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с великой силой и славой». Если скорбь была в первом веке, то почему тогда солнце не померкло, звезды не спали и Христос не пришел? Как совместить то, что исполнилось второстепенное, но не исполнилось главное?
     «Уже да, но еще нет».
     Богословы придумали интересную фразу, которая описывает наше нынешнее состояние в Иисусе Христе. Эта фраза звучит так: «Уже да, но еще нет». Про очень многое в христианской жизни можно сказать: «Уже да, но еще нет». Например: Наступило ли Божье Царство? Уже да, но еще нет. С одной стороны, в Послании к Колоссянам 1:13 сказано, что Бог уже избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего. С другой стороны, полнота Божьего Царства еще впереди, после Второго Пришествия. Или вот вопрос: Мы уже спасены? Ответ тот же самый. Уже да, хотя еще нет. Мы формально объявлены спасенными, наши имена записаны в книге жизни, для нас приготовлено место в небесных обителях. Но, с другой стороны, полноты спасения мы еще не имеем. «Мы спасены в надежде» (Рим. 8:24). Мы идем путем освящения, наши тела еще не искуплены. Поэтому апостол пишет: «Совершайте свое спасение» (Флп. 2:12). Или третий вопрос: Пришел ли Христос? Опять-таки, ответ: Уже да, хотя еще нет. Христос действительно пришел к нам и живет в нас. Его слова в Евангелии от Иоанна «Не оставлю вас сиротами, приду к вам» исполнились. Господь живет с нами, мы Его знаем и с Ним общаемся. Но буквально Он еще не пришел.
     И то же самое касается многих других вопросов. Мы воскресли из мертвых? Уже да, хотя еще нет. Мы знаем Бога? Уже да, хотя еще нет. Сейчас мы видим Его сердцем и уже преображаемся в Его образ. Теперь мы видим, но «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же – лицом к лицу» (1 Кор. 13:12). Пришел антихрист? Павел пишет: «Тайна беззакония уже в действии». Вторит Иоанн: «Появилось много антихристов». Но главный – еще впереди. 
     И то же касается нашей главы. Исполнилось ли то, о чем говорил Христос? Да, исполнилось. Это исполнилось две тысячи лет назад. Иерусалим был окружен войсками. Храм был разрушен, так что не осталось камня на камне. Кроме того, все это исполнялось на протяжение всей христианской истории. Один за другим приходили лжехристы и лжепророки. Христиан всегда преследовали. Войны и военные слухи сопровождали жизнь Божьих детей. На святом месте не раз устанавливалась мерзость запустения. На что бы мы ни посмотрели в предсказании Христа, мы можем сказать: Да, это уже было. И есть! Двадцатый век побил все рекорды. Огромное количество лжепророков обманули миллионы людей. По лицу земли прокатились две кошмарные мировые войны. А вооруженные конфликты фактически не прекращаются. Каждый день от военных действий гибнут люди. Христиан ненавидят как никогда. Каждый день людей убивают за веру во Христа. Все это уже есть! Хотя главное – впереди. Были великие скорби для христиан в Римской империи, для гугенотов во Франции, для нонконформистов в Англии, для евангельских христиан и баптистов в Советском Союзе, для верующих в исламских странах. Страшные события! Но главное – впереди. Та скорбь, которой не было от начала творения, и подобной которой не будет, еще не настала.
     Вот образ, который поможет нам понять, в какое время мы живем. В Израиле была традиция, заложенная в Моисеевом законе. Когда на поле созревала жатва, благочестивые израильтяне сжинали крохотный кусочек и вязали первый сноп. Этот первый сноп с поля нужно было отнести в Иерусалим и представить Богу в храме. Сноп символизировал начало. Он был знамением того, что наступает жатва, что скоро будет собран богатый урожай. Так вот, мы сейчас живем во время первого снопа. Пророк Иоиль обещал от Божьего имени: «Изолью от Духа Моего на всякую плоть». А Павел пишет, что мы сегодня имеем лишь «начаток Духа». Начаток – это и есть первый сноп. Лишь малая часть того, что ждет впереди. И вот, то, о чем говорил Христос, уже сбылось, но это лишь малая часть того, что будет в дальнейшем. 
     Джордж Ладд пишет о словах Христа в этой главе: «Исторические и эсхатологические элементы умышленно переплетены в «пророческом ракурсе». Близкое событие, разрушение Иерусалима, служит символом дальнего события (Ladd, Theology of the New Testament, 198). Крэнфилд полагает, что во взгляде Иисуса историческое и эсхатологическое смешиваются, и последнее эсхатологическое событие рассматривается через «прозрачность» ближнего исторического инцидента (Cranfield, Mark, 390-94).
Поэтому мы учим, что исторические события 70-го года были бледным отображением того, что произойдет в будущем. Будет восстановлен храм, придет антихрист, а вместе с ним – скорбь, которой не было от начала творения. Слова Христа были актуальны для иудейских христиан в первом веке, но еще более актуальны они будут для верующих последнего времени.
 
     Что же нас ждет? В предыдущих стихах Господь дал три указания на приближение конца: 1) Нашествие лжеучителей; 2) Войны, голод, стихийные бедствия; 3) Преследования христиан. Это начало родовых схваток. 
     А непосредственным сигналом к наступлению конца будет «мерзость запустения». «Увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно».
     Что такое «мерзость запустения»?
     Даниил пишет: «Прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения» (Дан. 9:27), то есть, речь идет о храме. В греческом языке слово «мерзость» (βδέλυγμα – бдЭлюгма), согласно словарю, означает «мерзость, гнусность, скверна, гадость», нечто отвратительное и отталкивающее. В Библии этим словом обозначается все, что связано с идолопоклонством. В первый раз пророчество Даниила исполнилось, когда Антиох Эпифан превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса и принес в жертву свинью. Это была первая «мерзость», стоящая, где не должно. Но, согласно словам Христа, пророчество Даниила исполнилось не до конца. Впереди ожидает еще как минимум одна «мерзость запустения». (Фразу «мерзость запустения» можно перевести как «мерзость, которая ведёт к разрушению и опустошению». Другими словами, мерзость ведёт к запустению». – Комментарии МакАртура»).
     В Библии есть одно важное указание на то, что произойдет в храме перед приходом Христа: «Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога… откроется беззаконник… пришествие которого по действию сатаны будет со всякой силой, и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любовь истины для своего спасения» (2 Фес. 2:3-10).
     Это перекликается с последующими словами Христа: «Тогда, если кто вам скажет: „Вот здесь Христос“, или: „Вот там“, – не верьте… Берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё». 
     Так что можно довольно уверенно предположить, что в будущем в Иерусалиме будет восстановлен храм, начнутся богослужения и жертвоприношения по ветхозаветному образцу, но затем туда войдет антихрист, объявит себя богом, и учредит поклонение себе. В глазах Бога это будет наибольшей мерзостью, которая приведет к запустению, то есть, разорению храма.
Именно так, как сказал Господь, и будут говорить: «Вот здесь Христос, в Иерусалиме! Вот там Христос – в храме!» Именно это должно будет стать сигналом, «звонком» для «находящихся в Иудее». Начинается самая страшная пора – надо бежать, спасаться бегством.
     Кроме того, книга Откровение сообщает, что будет сделан «образ зверя» – статуя, изображающая антихриста, и притом говорящая и убивающая тех, кто ей не поклоняется. Где будет стоять эта статуя? Христос сказал туманно: «Где не должно – читающий да разумеет». Даниил говорит, что «мерзость» будет поставлена «на крыле храма». Полагают, что это самая высокая точка храма, крыша портика. Часто на портиках общественных зданий устанавливали статуи. Некоторые можно увидеть и сегодня. На эту верхушку в Иерусалимском храме дьявол перенес Христа, побуждая броситься вниз. Очень возможно, что смертоносная статуя антихриста будет установлена на этом портике.
 
     И вот, Христос сказал, что когда Его ученики увидят эту мерзость, «стоящую где не должно», то должны бросить все и бежать в горы – туда, где их будет трудно найти. И это бегство должно быть как можно более поспешным.
     «Кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою». На кровлях иудейских домов до сих пор можно есть удобные площадки. Там устраивают навесы и отдыхают по вечерам. Обычно на кровлю можно подняться не только изнутри дома, но и со двора. Так вот, Христос говорит: увидите мерзость запустения – спускайтесь не в дом, а во двор, чтобы не терять ни минуты в доме. Если вы во дворе – не входите в дом, а бегите на улицу. Если будете на поле и узнаете, что в храме появилась мерзость – сразу бегите к горам. Если ваша верхняя одежда лежит на краю поля – не возвращайтесь за ней. Бегите в чем есть. Другими словами, нужно оставить все и бежать. 
     Что самое неприятное может случиться с человеком, когда нужно срочно эвакуироваться? Пожар. Особенно когда дом загорается ночью. Люди выскакивают на улицу в чем были. Но даже на пожаре стараются что-то схватить. Что-то самое необходимое: документы, деньги, фотографии, ноутбук... Христос говорит: даже этого не делайте. Не оборачивайтесь даже чтобы взять одежду.
     Почему так нужно будет бежать? Потому что промедление может означать смерть. Антихрист устроит жестокий геноцид для верующих в Иисуса Христа. Единственное спасение будет в горах, где можно спрятаться в пещерах и ущельях, где человека трудно найти. И дальше Господь, еще усугубляя положение, сообщает два дополнительных факта про «те дни». Первый: «Горе же беременным и кормящим грудью в те дни». Беременной женщине бежать намного труднее. С грудным ребенком намного труднее. В Израиле беременность и материнство всегда считались благословением. Но «в те дни» это будет скорее проклятием. Беременные и кормящие станут легкой добычей врага. 
     И второй факт: «В те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, и доныне, и не будет». В истории было много страшных времен. Истреблялись целые народы, вырезались города, стихийные бедствия, опустошительные войны словно волны прокатывались по миру. Но «в те дни будет такая скорбь, какой не было». 
В этом месте напряжение достигает вершины, пика. Ученики, наверное, сжались, представив себе то страшное время. Но в этом же тексте Христос дает три указания, призванные поддержать верующих и облегчить им прохождение через долину скорби.
 
     Первое указание: не отягощайтесь земным.
     В Евангелии от Марка Христос говорит коротко. Зато Лука приводит Его слова более полно: «Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением, и пьянством, и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21:34). 
     Кому будет легче бежать: человеку спортивного сложения или тому, кто отягчился перееданием? Кому будет проще не входить в дом: тому, кто имеет мало имущества, или кто накопил имущества? Кто не будет оглядываться: тот, у кого дорогая, роскошная одежда осталась на краю поля, или у кого обычная, дешевая? Кто скорее убежит: беременная и с ребенком или незамужняя?
     В Ветхом Завете рассказывается о случае, когда другому праведнику тоже было сказано бежать, не останавливаться и не оглядываться. Это история с Лотом. И Христос тоже ее вспоминает, только в Евангелии от Луки: «В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не возвращайся назад. Вспоминайте жену Лотову» (Лк. 17:31-32).
     Почему оглянулась жена Лота? Общепринятое мнение гласит, что ей было жалко оставлять Содом. Она слишком к нему привязалась. Вероятно, так и было. Ведь им было дано четкое указание не оглядываться. Но даже если она это сделала случайно, то это символ и предупреждение для всех: не прилепляйтесь к миру, не привязывайтесь к земному, не смотрите на временное. 
     Мы живем не в Иудее, и гор у нас тоже нет. Но значит ли это, что слова Христа на нас не распространяются? Конечно, нет. Распространяются и еще как! У нас может случиться своя скорбь. К нам может прийти свой антихрист и установить свою мерзость. И тогда предупреждение Христа затронет нас так же, как и тех, о ком говорит Христос. Если христианин отягощает свое сердце житейскими заботами, то и ему горе. Если он больше заботится о пропитании плоти, чем о пище для души, ему горе. Если он собирает сокровища на земле, а не в Бога богатеет, ему горе. Нам нужно жить духом, помышлять о горнем, попечения о плоти не превращать в похоти. Быть готовыми в любой момент расстаться с тем, что у нас есть, и отправиться в тюрьму, в ссылку, на смерть. Или на бегство, скитания, бездомность. 
     Может ли христианин быть богатым?
     И да, и нет. С одной стороны, Библия не запрещает богатство. Мы можем работать на прибыльной работе, зарабатывать много денег. Но, с другой стороны, христианин не должен роскошествовать. Нам нельзя баловать себя, нельзя быть изнеженными, позволять себе то, чего не позволяют другие. Мы спортсмены на ристалище Христа. А если спортсмен отрастит себе брюшко, привыкнет к сладостям, то победы ему не видать. Мы воины в армии Христа. А если воин не дисциплинирован, то в бою от него будет не польза, а вред. Он погубит и себя, и боевых товарищей. Мы – работники на ниве Христа. А если работник спит до обеда, то жатва погибнет и он вместе с ней.
     Поэтому если у христианина появляются дополнительные деньги, то их нужно тратить на угодные Богу дела, а не на себя. «Трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся», – пишет Павел (Еф. 4:28). «Богатых в настоящем веке увещай… чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим. 6:17-19).
 
     Второе указание: молитесь об облегчении.
     «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимой».
     Зима в Палестине не настолько сурова как у нас, однако все равно это довольно неприятное явление. Случаются заморозки, снег выпадает, но быстро тает, от этого слякотно – как у нас в начале марта. Погода обычно промозглая, сырая. Положение ухудшает холодный ветер. По отзывам переехавших туда наших соотечественников, наши зимы приятнее.
     Но для нас главное – слова Христа: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимой». Даже в то суровое время Бог будет слушать молитвы верующих и отвечать на них. У Него расписаны времена и сроки, и не наше дело их знать. Однако если мы будем молиться, то эти времена и сроки будут сдвинуты на несколько месяцев или даже на полгода. Великую Скорбь отменить нельзя, мерзость запустения отменить нельзя, но бегство можно перенести на более благоприятное время. Что для этого нужно? Молиться – и Бог ответит. 
     В истории сохранилось немало случаев, когда верующие в тюрьмах, лагерях, ссылках просили у Бога помощи, и Он удивительным образом помогал. Нет, они по-прежнему оставались в тюрьмах, лагерях и ссылках, но получали еду в голодное время, освобождение от тяжелых работ, встречи с братьями по вере. И что для этого было нужно? Просто молиться. 
 
     Третье указание: помните о своем избрании.
     «И если бы Господь не сократил те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни».
     Учение об избрании – одно из самых удивительных в Библии. Оно вызывает какую-то особую ненависть у его противников. И оно же является громадным утешением для тех, кто в него верит. 
     Вестминстерское исповедание 1648 года гласит: «Бог предызбрал во Христе к вечной славе тех, кто предназначен к жизни. Он сделал это еще до того, как были заложены основания мира, в согласии со Своим вечным и неизменным предначертанием, со Своим сокровенным замыслом и благой волей. Бог избрал этих людей исключительно по Своему милосердию и любви, а не потому, что предвидел в них веру, или добрые дела, или стойкость в вере и упорство в добрых делах, или что-нибудь иное.  Ни условий, ни причин, побуждавших Бога избрать этих людей, не было; все было сделано только лишь во славу Его непостижимой благости».
     Подобная статья, хотя и не такая изящная, есть в Баптистском исповедании 1689 года. И эти исповедания построены не на человеческих домыслах. Это то, о чем буквально говорит Библия и Сам Христос: есть избранные, которых Бог избрал ко спасению. Эти избранные – предмет особой вражды со стороны сатаны. Он пошлет лжехристов и лжепророков, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Он пошлет антихриста, чтобы истребить избранных. 
     Но те же самые избранные являются не только предметом особой вражды дьявола, но и предметом особой заботы Бога. Он устраивает так, что «призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Он «защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их» (Лк. 18:7). И «ради избранных, которых Он избрал», Господь не только перенесет время бегства на благоприятную пору года, но и «сократил те дни». Обратите внимание – не сократит, а уже сократил. Чтобы они могли выжить и уцелеть. Господь точно рассчитал меру наших возможностей и «не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:10).
     В нашей главе слово «избранные» – одно из ключевых слов. Оно встречается здесь четыре раза. Во время пришествия Христа за нами будет послан специальный эскорт: Господь «пошлет ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба» (Мк. 13:27). Христос снова и снова внушает нам: Верьте в свое избрание. Верьте, что хотя вокруг царит хаос, на вас стоят особые маячки, и Бог зорко следит за каждым из вас.
     Как узнать, вы избраны или нет? В одном известном фильме говорится: «Быть избранным – все равно что быть влюбленным. Кто знает, что ты влюблен? Лишь ты один, чувствуешь это всей кожей». Уверенность в избрании приходит от Бога. Он дает это чувство Своим Святым Духом, Который «свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8:16). 
     Но, друзья, если у вас нет этой уверенности, не впадайте в отчаяние. Еще не все потеряно. Молитесь Богу, просите Его, плачьте перед Ним – и Он обязательно ответит. Христос сказал: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». А если вы не избраны, то вам будет все равно. Вы отмахнетесь и уйдете «отягощаться объядением, пьянством и заботами житейскими», и это очень печально, потому что ваш конец будет ужасным.
     Но если вы верите в свое избрание, это должно стать для вас опорой и поддержкой. Держитесь за свое звание и избрание, делайте его твердым. Верьте, что ради вас Господь сократит дни скорби, что Он определил вас не на гнев, а к получению спасения через Иисуса Христа. Это должно быть вашей поддержкой и подкреплением. 
     Поэтому то страшное время для избранных будет не настолько страшным. Они будут готовы, не отягощены житейскими бременами. Они будут молиться и получать ответы. Они будут верить в свою богоизбранность и с этой верой все преодолеют.
Можно ли так сказать о нас?
 
ФайлЗагрузить: Уже было, еще будет (Мк. 13:14-23)

Размер файла: 22 000 Кб

Загружено: 40