Проповеди | Что делать? (Мк. 13:1-13)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 
1 И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: «Учитель! Посмотри, какие камни и какие здания!»
2 Иисус сказал ему в ответ: «Видишь эти великие здания? Всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне». 
3 И когда Он сидел на горе Елеонской, против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:
4 «Скажи нам, когда это будет и какой признак, когда всё это должно совершиться?»
5 Отвечая им, Иисус начал говорить: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
6 ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.
7 Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит этому быть, но это еще не конец.
8 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней.
9 Но вы смотрите за собой, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними.
10 И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.
11 Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой.
12 Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей, и умертвят их.
13 И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. 
 
     Величайшее желание человека – заглянуть в будущее. В песне из мюзикла советских времен поется: «Ну что сказать, ну что сказать? Устроены так люди. Желают знать, желают знать, желают знать, что будет». Поэтому гадалки, предсказатели, астрологи и им подобные, наверное, до пришествия Христа будут в моде. Люди проникли в океанские глубины и космические просторы, раскрыли тайны микроскопического мира и научились расшифровывать невидимые радиоволны. Наверное, единственно, что остается наглухо закрытым для человека, – это будущее. Пытаются, конечно, прогнозировать, какой будет экономика, экология, культура. Но по большей части эти прогнозы ошибочны. 
     Французский художник Жан-Марк Коте около 1900 года создал серию открыток, на которых изобразил, какой будет жизнь в 2000 году. Некоторые очень забавны. Знания загружаются ученикам прямо в мозг. Из оперного театра люди разлетаются на диковинных летательных аппаратах. В свободное время они прогуливаются по воде на каких-то мокроступах и подвешенные к воздушным шарам. А еще есть рейсы в дилижансах на луну и обратно. Подпись под открыткой гласит: «Через 8 часов будем в Париже».
     В 1984 году был снят детский фильм «Гостья из будущего». Помню, с каким упоением я рассматривал картины воображаемого будущего и мечтал попасть в «прекрасное далеко», которое, конечно же, не будет ко мне жестоко. С тех пор прошло уже больше тридцати лет и всем давно стало ясно, что киношное будущее даже отдаленно не похоже на суровую реальность. Единственный, кто знает будущее, – это Бог. И Он не только его знает, но и определяет. Библия содержит многочисленные описания будущих событий. И эти события одновременно прекрасны и ужасны. В тринадцатой главе Евангелия от Марка Христос отвечает на вопрос учеников о будущих событиях. Он приоткрывает завесу над тайной времени, и перед нами разворачиваются потрясающие воображение картины. С одной стороны, они невероятны. С другой – удивительно реалистичны. Все, о чем говорил Христос, мы в той или иной степени наблюдаем. 
     Важно понимать, что Господь дает ответ на два важных вопроса. Во-первых, Он отвечает на вопрос: «Что будет?». Ученики спросили об этом, и Он подробно рассказывает. А во-вторых, Он отвечает еще на один, не прозвучавший вопрос: «Что делать?» Важно не только знать, что произойдет. Важно также знать, как себя вести. 
     То, о чем Христос говорит в прочитанных стихах, касается всех христиан во все времена. Это было актуально и для апостолов в первом веке, и для наших братьев и сестер на протяжении истории церкви, и для нас сегодня. Всегда приходили лжехристы, всегда были войны, землетрясения и эпидемии, всегда преследовали христиан. Мы затронем вопросы эсхатологии и событий последнего времени в следующей проповеди. А сегодня поговорим о том будущем, которого нужно ожидать каждому верующему вне зависимости от того, когда он живет. Это касается всех. Доживем мы до Великой Скорби или не доживем – это важно для нас. Увидим мы воссоздание Иерусалимского храма или не увидим, узнаем, кто такой антихрист или не узнаем, то что говорит Христос, важно для каждого. Это то, чего нам нужно ожидать, то, что будет с нами происходить, то, к чему нам нужно готовиться.
     Нас ожидают три явления. Три испытания. Христос по порядку перечисляет, что с нами будет, и тут же конкретно говорит, что нам делать. Он не только дает точный прогноз, но и ясные указания, как поступать в каждом случае. 
 
     Первое, что нам грозит, – это лжеучителя, которые придут под именем Христа.
     «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят».
     Здесь нам нужно, во-первых, обратить внимание на слово «многие». В мире появится «много» лжепророков и за ними пойдет «много» людей. Другими словами, антихристианское обольщение будет иметь большие масштабы, увлечет не просто некоторых, а многих – сотни миллионов. 
     Иоанн писал: «Появилось много антихристов» (1 Ин. 2:18). Павел предсказывал отступление и то, что в последнее время люди отступят «от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1). В книге откровение нашествие лжепророков изображается как белый конь, и сидящий на нем победоносный всадник с луком и стрелами. Стрелы – это ложные учения, которые пытаются проникнуть в сердца избранных. Их много было, много есть и много будет.
     Второе важное наблюдение: Господь сказал, что они придут «под именем Моим и будут говорить, что это Я». Как это понимать? Во-первых, что многие люди объявят себя Мессиями. Сегодня известны имена десятков людей, которые назвали себя Христами и имели последователей. Вот некоторые: Марина Цвигун, основательница «Белого братства»; Сергей Тороп, назвавший себя «Виссарионом»; Григорий Грабовой, провозглашавший, что может воскрешать мертвых; Джим Джонс, основавший массовое самоубийство своих последователей в штате Флорида в 1978 году; Мун, глава «церкви Объединения». И десятки других. 
     Однако я думаю, что слова Христа нужно понимать не только в том смысле, что какие-то люди назовут себя мессиями. Господь сказал, что «многие придут под именем Моим», то есть прикрываясь именем Христа, под Его флагом. Они будут говорить, что ими руководит Христос, что Он с ними. Как немцы в войну носили пряжки с надписью: «С нами Бог», так многие лжеучения приходят в мир с именем Христа на устах и с лозунгом: «Он с нами». Они называют себя христианскими. Они провозглашают, что это Христос их организовал и ими руководит. Но на самом деле они уводят людей от Христа.
     За двадцать семь лет служения я встречался с огромным множеством лжеучений и лжеучителей. И практически все они так или иначе искажали образ Иисуса Христа. Самые отъявленные, типа Свидетелей Иеговы, утверждали, что Иисус – это всего лишь ангел и никакой не Бог. Другие, типа православных, говорили, что Иисус – это Учитель, Который пришел нас научить и подать пример, но спасаемся мы собственными усилиями, а не Христом. Третьи, по большей части современные евангельские движения, изображали Иисуса Христа удивительно добрым и ласковым. Таким, который не обращает внимания на мои грехи и хочет со мной «дружить». С другой стороны, четвертые, представители фундаменталистских кругов, представляют Христа суровым и требовательным. Он строго и зорко следит за поведением своих последователей, и стоит кому-то сделать шаг вправо или влево, как тут же следует суровое взыскание. В таких церквах много запуганных и трепещущих людей. Хотя руководство там, как правило, очень самоуверенное и деловое. Наконец, пятые, преимущественно пятидесятники и харизматики, заявляли, что Он сегодня исцеляет больных, воскрешает мертвых и совершает другие чудеса, как во время Своей земной жизни. А еще является в видениях и водит людей по аду и раю. 
     И все приходят под именем Христа. И все заявляют, что у них Он настоящий, правильный. Как со всем этим быть? Самое глупое и безрассудное – это всех принимать и всех называть братьями и сестрами. Я не раз слышал высказывания типа: «Они ведь тоже Христа исповедуют, они тоже Богу молятся, они тоже Библию читают». Люди, которые так со всеми общаются, от всех и набираются. И потом сами становятся неустойчивыми, колеблющимися, сомневающимися. Многие вообще разочаровываются. А многие живут как отравленные – с неразберихой в голове и мутью в сердце. Так и должно быть, потому что лжеучения – это отравленные стрелы белого всадника.
     Что с этим делать? Христос отвечает: «Берегитесь». Буквально в греческом – «смотрите». Смотрите, что вы читаете, что слушаете. Смотрите, чем вы питаете свою душу, смотрите, куда ходите. Будьте разборчивыми. Более того, будьте требовательными. Если вам в столовой предложат испорченную пищу, вы подумаете: «Ну ладно, собака такое съест, так и я съем»? Конечно, нет. Увы, о своих желудках христиане часто заботятся больше, чем о своих душах. Как уберечься от духовного отравления?
     - Знать настоящего Христа. И как Его узнать? Из Библии. Только там Он представлен именно таким, какой Он есть. Наша важнейшая цель – та же, что и у апостола Павла: познание Иисуса Христа (Флп. 3).
     - Изучать богословие
     - Знать лжеучения. Конечно, все их не изучишь, но, по крайней мере, основные нужно знать. 
 
     Вторая угроза: войны, землетрясения, голод. Все это можно выразить словом «бедствия».
     «Услышите о войнах и о военных слухах... восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения».
     В мире будет нарастать беспокойство. Страны будут воевать между собой, произойдут драматические перемены в природе, миллиарды людей будут голодать. Все это происходит сейчас. Какая же угроза во всем этом для нас? Что нас могут убить на войне? Что мы можем погибнуть в землетрясении? Умереть во время массового голода? Нет, угроза для нас другая. Самое опасное для нас – это если мы поддадимся всеобщему ажиотажу. Обратите внимание на последнее слово в описании Христа: «смятения». Это описание состояния людей. В Евангелии от Луки слова Христа приведены полнее: «Люди будут издыхать (терять сознание) от страха и ожидания бедствий» (Лк. 21:26).
     И что же нам делать? Господь отвечает: «Не ужасайтесь». Как сказал известный киногерой: «Не впадай в отчаяние, Шарапов. Не имей такой привычки». А привычка точно есть. Многие христиане – словно пугливые овцы. По выражению одной сестры, стоит волку показать хвост над загоном, овцы уже в панике. Многие верующие полны страха. Чего боятся? Да всего. Боятся компьютеров и мобильных телефонов. Боятся штрих-кодов и чипов. Боятся прививок и мирового правительства. 
     Но Христос говорит: «Не ужасайтесь». Обычно, когда все плохо, у человека возникает паника, все его дрожащее существо заполняет одна мысль: «Что делать?» И Божий ответ: Ничего. За семьсот лет до этих событий над Израилем нависла угроза Ассирийского вторжения. В ужасе народные начальники предпринимали отчаянные попытки найти союзников. И Господь произнес памятные слова: «Сила их – сидеть спокойно… Оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы: в тишине и уповании сила ваша» (Ис. 30:7, 15).
     И Христос объясняет, почему нам нужно быть спокойными. Он говорит: «Надлежит этому быть, но это еще не конец… Это начало болезней». Это потрясающие слова. Синодальный перевод не показывает всю их красоту и мощь. В последнее время будет казаться, что пришел конец, что мир рушится. Но Христос говорит: Нет, это еще не конец, это самое начало. Чего? «Болезней!» Это слово буквально означает родовые схватки. Все ужасы и катаклизмы последнего времени – это не агония. Это роды, в которых будет рождаться новый мир, Божье Царство.
     Сравнение просто прекрасное. Роженице крайне важно – адекватно воспринимать происходящее. Вот рассказ женщины, рожавшей во второй раз:
     «Главное, правильно себя вести в родах. Я, когда дочь рожала, думала сдвинусь. Была только одна мысль: "Быстрее бы это кончилось". Поэтому, когда носила сына, решила вести себя по-другому. Я дышала "правильно" и, самое главное, расслабилась по максимуму. Напрягались только те мышцы, которые я не могла контролировать. Разница оказалась огромной. Боль гораздо меньше, сил осталось больше. А думала я о том, что вот-вот увижу своего малыша и о том, что есть очень хочется...»
     Меня в этом отношении очень удивляла моя супруга. Она сильно боится боли. Даже простых уколов. Но к родам относилась как-то флегматично. Надо, значит надо. Словно какой-то особый защитный механизм в ней включался. Такой механизм должен быть и у нас. «Не ужасайтесь» значит «не впадайте в панику»
     «Не ужасайтесь», – говорит Христос. Не бойтесь войн, кризисов, эпидемий, стихийных бедствий. Так должно быть. Но для вас это не конец. Я рядом, Я вас охраняю и берегу. Когда вы через все это пройдете, то потом не вспомните скорби от радости. Правильное состояние христианина – это мир и спокойствие. «Я должен быть спокоен в день бедствия», – пишет Аввакум.
     Что можно делать, если нас охватывает страх? В этом отношении нам могут помочь Псалмы.
     - Читать Псалмы, в которых авторы высказывают доверие Богу; 
     - Поддерживать связь с Богом. Христос говорил: «Молитесь»;
     - Высказывать в молитве убежденность в Божьем всевластии.
 
     Кстати, насчет родов еще одно интересное наблюдение. По мере того как наступает время родить, схватки у женщины становятся интенсивнее, боли сильнее. В нашем мире все идет по нарастающей. С каждым веком этих признаков все больше, и они все интенсивнее. Всегда было много лжеучений, но XIX веке произошел их всплеск. Появились Мормоны, Адвентисты, Свидетели Иеговы и множество других. Но все это перекрыл век двадцатый. Лавина лжепророков и ересей. Всегда были войны. Но последние сто лет – это кошмар. Две жуткие мировые войны, счет убитых в которых пошел на десятки миллионов. И следующее явление, о котором мы будем говорить, преследования христиан, в XX веке приняли необычайный размах. За один XX век за веру во Христа было убито больше людей, чем за предыдущие 19 веков вместе взятых. О чем это говорит? Роды на подходе!
 
     И, наконец, последнее и самое главное, чего нам следует ожидать. Это гонения на верующих в Иисуса Христа.
     «Вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними… Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей, и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое».
 
     Этой теме Христос уделяет больше всего внимания. Каждое следующее сообщение больнее предыдущего.
     - Предавать в судилища. 
     - Бить в синагогах. 
     - Перед правителями и царями поставят вас за Меня.
     - Предаст брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. 
     В гитлеровской Германии одного человека арестовали за то, что он боролся за свободу. Человек твердо и стойко выдержал тюрьму и пытки и был освобожден, и дух его не был сломлен, но вскоре он покончил жизнь самоубийством. Многих это удивило, но хорошо знавшие его люди знали причину – он узнал, что на него донес его собственный сын. Предательство близкого человека сломило его так, как не могла сломить жестокость врагов (Баркли, Комментарий на Евангелие от Матфея).
     - Будете ненавидимы всеми. Это своего рода итог. Когда Христос шел на распятие, Его многие жалели. Женщины плакали и рыдали о нем. Своим ученикам Он такой роскоши не обещает. Вас, – говорит Он, – никто жалеть не будет. Вас будут все ненавидеть.
 
     Это будет. И настолько все кажется невероятным и невыносимым, что поневоле думаешь: как мне это выдержать? На этот вопрос Господь снова дает короткий, но важный ответ: «Смотрите за собой».
     Что значит «смотреть за собой»? В оригинале употребляется то же слово, что и в начале: «Берегитесь». Оно означает внимательный взгляд. Другими словами, наблюдайте за собой, следите за своим состоянием. 
     У меня тахикардия. Поэтому мне важно следить за частотой пульса. У кого «скачет давление», тому важно следить за давлением. В больницах часто бывают утренние и вечерние измерения температуры. Сердечникам нельзя переутомляться и нервничать. Но даже если вы здоровы, то тем более важно следить за собой. Нужно следить за своим весом, за тем, как мы питаемся, за тем, как отдыхаем. Следить за полостью рта, беречь зрение, давать телу нагрузку. И если мы будем следить за своим здоровьем, то если случатся какие-то особые трудности, мы их преодолеем. 
     Конечно, Христос не имел в виду, чтобы мы следили за физическим здоровьем, хотя христианам и этому нужно уделять внимание. Нам прежде всего нужно следить за своим духовным состоянием. Проверять себя. Насколько мы тверды в вере? Насколько готовы к испытаниям?
     К сожалению, большинство людей начинает следить за здоровьем, когда уже довольно поздно. Пока все хорошо, есть занятия и поинтереснее. Так и большинство верующих не думают о возможных опасностях и забывают слова пророка: «Горе беспечным на Сионе». А потом приходят испытания и застают нас неготовыми.
     Следим ли мы за собой? Интересно, что Христос говорит: «Но вы следите за собой». В мире будут происходить ужасные явления. Народ восстанет на народ, царство на царство, будут землетрясения, голод, смятения. Каждый день будут приходить шокирующие новости. Но вы смотрите за собой. Некоторые верующие увлекаются новостями. И не то, чтобы это был грех. В принципе, нужно в какой-то степени ориентироваться в том, что происходит в мире. Но это не должно нас поглощать. Больше всего внимания нам нужно уделять своему духовному состоянию. Когда люди с ужасом пялятся в экран телевизора, вы смотрите за собой. Когда вокруг вас происходит невероятное, смотрите за собой.
     И это еще больше подчеркивается следующими словами Христа: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой».
Господь словно говорит: Даже когда вас поведут к царям, когда вас будут слушать самые высокопоставленные люди, когда будет решаться ваша судьба, не переживайте на этот счет. Не тратьте зря время на то, чтобы обдумывать, что вам сказать. Лучше смотрите за собой. Перед вами стоит задача: вытерпеть все до конца. И кто вытерпит, спасется.
     Важно пояснить, что значат эти последние слова в нашем тексте. «Претерпевший же до конца спасется». О каком спасении идет речь? О вечном спасении? О спасении от ада? Нет. Вечное спасение достигается не терпением и не другими подвигами, а только Иисусом Христом. Поэтому здесь идет речь о спасении от скорби, от всех тягот и преследований последнего времени.
Когда это все начнется, многие будут думать: «Как спастись?» Может быть, выкопать бункер и набрать туда запасов, как это сейчас делают многие экстравагантные люди, боясь ядерной войны. Может быть, бежать от преследований куда-нибудь в сибирские леса и жить в ските? Может быть, собраться всем вместе, вооружиться и обороняться, как это сделали анабаптисты в Мюнстере? Христос говорит: Нет, все что вам нужно, – это терпеть. Спасайте свою жизнь терпением. «Претерпевший до конца спасется».
     Но чтобы вытерпеть все, нужно развивать в себе терпение. Нужно учиться терпению, пока есть возможность. Тяжело в ученье, легко в бою. А когда все начнется, будет уже поздно.
     Вот как мы можем поддерживать духовную форму:
     - Духовная дисциплина. Библия, молитва, пост, служение.
     - Воздержание. Скромный, простой образ жизни.
     - Регулярная проверка своего духовного состояния. «Испытывайте самих себя», – писал Павел. 
 
     В советское время в школьной программе была обязательна книга Чернышевского «Что делать». Этакий план действий для революционеров. Особенное место в этой книге занимает глава под названием «Особенный человек». Там автор описал героя-революционера, Рахметова. Самого идейного человека. Он вел в высшей степени дисциплинированный образ жизни. Вот один абзац:
     «Отказался от белого хлеба, ел только черный. По целым неделям у него не бывало во рту куска сахару, по целым месяцам никакого фрукта, ни куска телятины. «Не имею права тратить деньги на прихоть, без которой могу обойтись», — а ведь он воспитан был на роскошном столе и имел тонкий вкус, как видно было по его замечаниям о блюдах. Причина различения была основательная: «То, что ест, хотя по временам, простой народ, и я могу есть при случае. Того, что никогда недоступно простым людям, и я не должен есть! Это нужно мне для того, чтобы хотя несколько чувствовать, насколько стеснена их жизнь сравнительно с моею». Поэтому, если подавались фрукты, он ел яблоки, абсолютно не ел абрикосов; апельсины ел в Петербурге, не ел в провинции, — видите, в Петербурге простой народ ест их, а в провинции не ест. Одевался он очень бедно, хоть любил изящество, и во всем остальном вел спартанский образ жизни; например, не допускал тюфяка и спал на войлоке, даже не разрешая себе свернуть его вдвое».
     Почему он так делал? Потому что знал, рано или поздно его арестуют. И чтобы выдержать тяготы ссылок и тюрем, он заранее к ним готовился. Он смотрел за собой, потому что знал, что его ждет. А ведь мы тоже знаем. Более того, наша цель – не мировая революция, а служение Христу, верность до смерти и вечная слава. Тем более нам нужно смотреть за собой.
 
     Мои наблюдения печальны. По всем трем пунктам современные христиане демонстрируют почти полную противоположность тому, чему учил Христос. Он учил: «Берегитесь». Современные христиане безобразно беспечны. Он учил: «Не ужасайтесь». Среди современных христиан множество страхов. Он учил: «Смотрите за собой». Современная церковь злоупотребляет всем, чем можно. 
     И это тоже признак последнего времени. Поэтому и будет отступление, и лжехристы многих прельстят. Поэтому и соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга. Но давайте хотя бы сейчас и хотя бы мы примем слова Христа к сердцу и начнем бодрствовать. 
 
ФайлЗагрузить: Что делать? (Мк. 13:1-13)

Размер файла: 26 200 Кб

Загружено: 33