Проповеди | Пустая сокровищница
Новые проповеди
Мои аудиозаписи
 
41 И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
42 Одна бедная вдова, придя, положила две лепты, что составляет кодрант.
43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое».
 
     На этой неделе у меня была бессонная ночь. То ли «Бог отнял сон», как у царя Артаксеркса, то ли погода менялась, но не спал я часов до пяти утра. Что делать, когда ночью не спится? Самый правильный ответ – молиться. Но долго молиться не получается. Читать серьезную книгу тоже не слишком хочется, поскольку все-таки надеешься заснуть. И я решил почитать книгу своего детства. «Новые земли Александра Кубова». В этой книге, кстати, сплошные «Саши». Главный герой – Саша. Его бабушка – Саша. А в середине он знакомится с археологом по имени Александр Григорьевич. В общем, для меня книжка. В детстве я перечитал ее несчетное количество раз, а потом почти на сорок лет с нею расстался. И вот, среди ночи пришла мне мысль найти ее в интернете и перечитать. Нашел и перечитал, благо там всего страниц сто.
     И вот что характерно: я, с одной стороны узнавал до боли знакомый текст, и словно переносился в далекое детство. А, с другой стороны, я смотрел на эту книгу новыми глазами. Слова, которых я тогда не понимал, теперь мне были знакомы и понятны. Да и сама книга для меня раньше была просто рассказом о приключениях. А теперь я смотрел на нее как взрослый, видел, что в ней скрываются большие и важные темы. Раньше я «по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал», а теперь стал мужем и начал видеть больше, глубже, серьезнее.
     К чему я это рассказал? К тому, что на рассказ о вдове и двух лептах нам тоже нужно посмотреть по-новому. Многим из нас он знаком с детства. Или, если мы уверовали в возрасте, то со времени духовного младенчества. Это очень яркое событие, оно похоже на детскую книжку и, кстати, представлено в большинстве детских библий. Бедная, но хорошая вдова. Богатые, не слишком хорошие люди. Мудрый Иисус, Который ее похвалил. Само слово «лепта» стало нарицательным и означает скромный, но искренний вклад. Все просто и понятно. Но нам нужно посмотреть на это происшествие взрослыми глазами. В нем скрыто намного больше, чем детская истина: «будьте как вдова».
     Мы проведем наше рассуждение в два этапа. Вначале, все-таки, посмотрим на вопрос пожертвований. Затронем тему материального служения и нашего в нем участия. А потом обратимся к главному: зачем Марк рассказал про эту событие, как оно вписывается в общую картину, и какие «недетские» истины открывает нам через него Бог.
 
     Три урока о материальном служении
 
     Обратим вначале внимание на «детали интерьера». Иисус сел «против сокровищницы». Что это за «сокровищница»? Это была особая постройка в женском дворе храма. Там хранили приношения для храма. Там же происходил и сбор пожертвований. Много ли жертвовали тогдашние верующие? Да, много.
     Уже из нашего текста мы узнаем, что «многие богатые клали много». Такой была традиция, воспитание. Если спросить наших современников, как нужно приходить в церковь, то нам наверняка скажут, что нужно приходить празднично одетыми, без косметики. А еще как? Наверное, в благочестивом настроении, не раздраженным и не поссорившись. А еще? Те, кто постарше, возможно, скажут, что нужно взять с собой деньги, чтобы пожертвовать Богу. Молодежь об этом, возможно, даже не подумает. Так вот, в тогдашнем иудейском обществе люди не могли представить, как это можно прийти в храм без денег. Закон гласил, что никто не должен являться перед Божье лицо с пустыми руками. Люди шли в храм, чтобы сделать три дела: помолиться, услышать Божье Слово и пожертвовать.
     Хорошо ли это? Правильно ли? Конечно, да. В Новом Завете Павел пишет, что «доброхотно дающего любит Бог». Наше жертвование – это посев, который со временем принесет добрый урожай. Вопрос пожертвований – один из важнейших вопросов христианской жизни. Если мы о нем не думаем, то это признак незрелости и поверхностного отношения к Богу.
     Итак, первый вывод о материальном служении: Оно важно, в нем нужно участвовать. Это часть нашего поклонения Богу, участие в Его деле.
 
     Вначале мы читаем, что Господь сел возле сокровищницы и смотрел, как люди кладут деньги. Из истории известно, что рядом с сокровищницей были установлены тринадцать ящиков с раструбами, как у труб в оркестре. В эти раструбы которые посетители храма опускали свои пожертвования. Благодаря такому устройству, можно было оценить размер пожертвований. Нужно было высоко поднять руку с монетами, разжать ее, монеты звенели, люди смотрели.
     Смотрел и Господь. А к ящикам снова и снова подходили богатые люди. Возможно, по традиции, возможно, из желания похвалиться, а возможно, и из искреннего расположения они жертвовали помногу. Христос смотрел. Вам не кажется такое поведение несколько некультурным? Ведь жертвование – это, можно сказать, интимное дело. Некрасиво смотреть, сколько кто пожертвовал. А Господь как-то бесцеремонно уселся и смотрел. 
     С одной стороны, тогда была другая культура. Многие вещи делались открыто и демонстративно, а мы сегодня считаем это нескромностью. С другой стороны, я думаю, что мы ушли в другую крайность и начали стыдиться жертвовать. Да, нас учили, что священники обирают народ. Да, бывают недобросовестные служители, которые требуют от членов своих общин слишком много. Но это не должно портить нам жизнь и служение. Вот второй урок о материальном служении: жертвовать нужно открыто и свободно. Не выставляться, но и не прятаться. Главное, чтобы это было искренне, от души и по возможности щедро. Если кто хочет смотреть – пусть смотрит. А если мы стесняемся своих пожертвований, то, возможно, у нас какие-то проблемы с духовным состоянием.
 
     И тут среди зажиточных жертвователей вдруг появилась бедная вдова. Думаю, по ее внешнему виду было сразу понятно и кто она, и ее материальное состояние. Скорее всего, это была женщина худая, даже тощая. Одета она была крайне бедно, в дешевую, поношенную, зашитую во многих местах одежду. Она тоже была научена жертвовать, поэтому тоже подошла к ящику с раструбом и положила туда две крохотные монетки – две лепты. 
     И тут Христос подозвал учеников и сказал: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела».
     Вначале Христос сказал: «Истинно говорю вам». Он произносил эти слова, когда хотел сказать что-то важное. Значит, дальше последует то, к чему нужно прислушаться.
     Дальше: «Эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу». Мне интересно, что Он имел в виду: больше, чем кто-либо, или больше всех, вместе взятых? Не буду настаивать, но склоняюсь ко второму. В любом случае, Христос оценил пожертвование вдовы очень высоко, а щедрые пожертвования богатых низко. Почему? Все дело в двух словах: «избыток» и «скудость». Те жертвовали излишки, а она – самое необходимое.
     И пожертвования, и вообще служение бывают двух видов: от избытка и от скудости. Избыток значит, что у нас есть лишнее. Некуда девать – вот мы и отдаем Богу. Нечего дома делать – пойду в церковь. Нечем заняться – пойду покошу траву в церковном дворе. Большой урожай яблок в этом году – угощу братьев и сестер. Хорошо ли это? Конечно, хорошо. Лучше так, чем никак. Вот только в Божьих глазах это очень дешево, очень мало. 
     Наиболее высоко Господь ценит то, что мы отрываем. От себя, от семьи, от сердца. То, что нужно нам самим, но мы решаем поупражняться в воздержании, а отдать Христу больше времени, больше средств, больше сил. Давайте задумаемся: если измерять в таком соотношении, то насколько много у нас собрано на небесах? Что у нас там: сокровище неоскудевающее или жалкие гроши?
 
 
     Суть рассказа о вдове
 
     А теперь перейдем к главному. Все, о чем мы говорили раньше, – это «детский» взгляд. То, что лежит на поверхности. Но давайте углубимся в суть происходящего и подумаем, для чего Марк оставил нам этот рассказ. Что хотел показать Святой Дух? Как жертвовать? Это очень, очень второстепенно. А что же главное?
 
     Меня с давних лет беспокоил вопрос: правильно ли поступила вдова? Нужно ли было ей отдавать две последних лепты? С одной стороны, она, несомненно, поступила искренно. Ее пример – словно луч света в темном царстве. Перед этим Христос обличал книжников, которые «поедают дома вдов» – алчных и честолюбивых людей. Они считались самыми духовными людьми. Но на деле эта вдова оказалась намного духовнее их. Поражает ее жертвенность. Несомненно, Бог вознаградил или еще вознаградит ее за такой подвиг. То, что она поступила искренно, и что эти две лепты много значили для Бога – никто не спорит. Вопрос в другом: правильно ли она поступила? И вот здесь все уже далеко не так просто. Похоже, что вдова поступила хорошо, но неправильно.
     Во-первых, согласно Библии, со вдов не пожертвования нужно собирать, а помощь им оказывать. Бог не раз к этому призывает: оставлять им часть плодов на поле, выделять для них средства. Первая церковь брала вдов на обеспечение. Поэтому правильно было бы не ей класть свои две лепты в ящик, а чтобы священник подошел, да ей самой достал бы из ящика что-нибудь.
     Во-вторых, это было очень нерационально. Что изменили эти две лепты в храмовой сокровищнице? Ничего! Там было много денег. Они стали каплей в море. Ладно, если бы там была серьезная нужда, объявили экстренный сбор, денег не хватало. А так храм купался в роскоши. Они там не знали, куда эти деньги девать. А эта вдова голодала. Это похоже на то, как чиновники вводят налоги «на тунеядство» для безработных, а себе строят дворцы. Так и здесь. Храм утопал в роскоши, а вдовы бедствовали.
     В-третьих, если вдова поступила правильно, то и нам нужно поступать так же. Все свое пропитание приносить сюда, в церковь. Конечно, если мы так сделаем, то у нас тут будет шик и блеск, а дети дома станут голодать. И это неправильно. Павел, когда собирал пожертвования, писал: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8:13).
     Почему вдова так поступила? Потому что ее так научили. Она сделала это от души, но научили ее неправильно. Кто научил? Книжники и первосвященники, алчные и корыстолюбивые люди, которые «поедали дома вдов».
 
     Так что это рассказ не о том, как надо жертвовать. Это рассказ о том, как все было плохо в Иерусалимском храме. Обратимся к контексту. Сразу видно, что контекст мрачный. Перед этим Христос выгоняет из храма торговцев, проклинает смоковницу, как знамение суда над Израилем, осуждает священников, фарисеев, саддукеев и книжников. Все плохо. А после нашего текста Он предсказывает разрушение храма. «Не останется здесь камня на камне, все будет разрушено», – говорит Он. И именно посреди всего этого находится рассказ о вдове.
     Это не рассказ о вдове. Не учение о пожертвованиях. Здесь показан взгляд Христа на храм и все, что в нем происходило. Там установилась насквозь прогнившая религиозная система. Наш рассказ – это оценка всей храмовой деятельности, как ее увидел Господь..
     С человеческой точки зрения это все внушало благоговейный трепет. Храм считался одним из семи чудес света, то есть, то, что можно сравнить с египетскими пирамидами – нечто грандиозное и величественное. По историческим данным, даже шипы на крыше, установленные там, чтобы на нее не садились птицы, были сделаны из золота. В храме совершали священнодействия самые достойные люди того времени. В нем вели ученые беседы и споры самые умные и образованные. Ежегодно в Иерусалим стекались сотни тысяч паломников. Каждый день туда приходило много богатых людей, которые приносили много денег.
     В прошлом году я посетил величайшую христианскую достопримечательность – собор Святой Софии в Стамбуле. Туда каждый год съезжаются миллионы людей. Это огромное, величественное здание. В нем все вызывает восхищение. Иерусалимский храм был более восхитительным. 
     Каждый день туда приходило множество поклонников. Стекались огромные суммы. Многие богатые люди жертвовали много денег. А что такое были две лепты вдовы? Лепта была самой мелкой бронзовой монеткой того времени. Размером с нашу копейку, она была намного тоньше копейки – как лепесток. Лепта весила как половинка ячменного зерна. Из-за низкого качества материала и чеканки, эти монетки имели неправильную форму, а изображение на них получалось стертое, едва читаемое. Внешний вид этих денег был жалок, а покупательная способность ничтожна. На две лепты в первом веке можно было купить небольшой кусок хлеба, ветку винограда или несколько смокв. По теперешним ценам – около 1/3 доллара.
     И вот, пришел Христос и посмотрел на все это. И что Он увидел? Во всем этом блеске и роскоши, великолепии и богатстве Он не увидел ничего стоящего. С внешней стороны, там ходили огромные деньги. Со стороны Христа самым ценным в тот день оказались две лепты вдовы. Для Него они были дороже, чем все, что находилось в тринадцати ящиках для пожертвований. По сути, Христос сказал: Все, что они тут понастроили, все, что они тут делают, не стоит даже одного кодранта. Мы сегодня говорим: «Не стоит выеденного яйца».
     Нужен ли был Богу такой храм? Ответ: нет, не нужен. За пятьсот лет до этого пророк Малахия коротко и точно выразил отношение Христа: «Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, – говорит Господь Саваоф, – и приношение из рук ваших не благоугодно Мне» (Мал. 1:10).
     Христос не то, чтобы похвалил вдову. Он прежде всего осудил тот порядок, который установился в Божьем храме и Божьем деле. Моисеево место заняли книжники и фарисеи. Священники упивались властью, храм, который должен был быть домом молитвы, превратился в вертеп разбойников, пещеру Али-Бабы, полную сокровищ. А самые посвященные Богу люди прозябали в нищете и были бессовестно угнетаемы. Какой приговор Господь вынесет этой религиозной системе? Об этом мы читаем в следующих стихах.
     Когда Иисус выходил из храма, один из учеников сказал Ему: «Учитель, посмотри, какие камни и какие здания!» Господь ответил: «Видишь эти великие здания? Всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» (Мк. 13:1-2). Почему разрушено? Потому что храм стал прибежищем злодеев. Потому что немногими достойными поклонниками в нем стали бедные вдовы, которых безжалостно обирали жадные священники. Для настоящих верующих храм стал не благословением, а бременем, тяжелой ношей, вытягивающей из них последние копейки. Божье имя там не славилось. Полная с человеческой точки зрения сокровищница в Божьих глазах была пустой. На ее дне лежали только две лепты вдовы.
     Давайте представим, что Христос пришел, сел, как тогда против сокровищницы и посмотрел на сегодняшнюю церковь, на сегодняшних верующих, что бы Он сказал? Как бы оценил наше поклонение? Наше служение? Нашу посвященность? Нашу духовную жизнь? Нашу религиозную активность? Какой приговор вынес бы сегодня Господь нашим зданиям, нашим пожертвованиям, нашему вкладу в Божье дело?
     Мне думается, что большинство христианских храмов и церквей нашего времени получили бы от Него такую же оценку, как и тогдашний храм в Иерусалиме. В современном христианском мире вращаются большие деньги. По сравнению с этими финансовыми потоками, Иерусалимская сокровищница блекнет. Но насколько эти потоки ценны в Божьих глазах? Глядя на роскошь православных храмов, дорогую аппаратуру современных евангельских церквей, стоимость миссионерских путешествий, тиражи глянцевых журналов и тому подобное, я не могу отделаться от мысли, что это очень дорого в денежном исчислении, и очень дешево в духовном измерении. Немногие вдовы нашего времени значат для Бога больше, чем многотысячные богослужения, дорогие фестивали, щедро финансируемые миссии. 
     
     Какое будущее у этого всего? Глядя на судьбу Иерусалимского храма, мне страшно об этом думать. Когда в начале тридцатых годов начались жестокие преследования верующих, все церкви были закрыты, служителей кого расстреляли, кого отправили в лагеря, многие говорили: «Мы знаем, почему нас это постигло, почему так произошло. Потому что церкви охладели, потому что верующие занялись делами житейскими. Потому что отдавали Богу излишки, а не всех себя. Вот и получили». И вот что я думаю: если завтра начнутся преследования, и нас с вами разгонят, мы тоже будем знать, почему это так. 
     Вот о чем наш текст. Он не о пожертвованиях и не о вдове. Он о служении Богу. Оно не обязательно богатое, не обязательно масштабное. Оно искреннее и горячее. Оно простое и усердное. Оно часто мало заметное для людей, но драгоценное в Божьих глазах. Этот текст о том, что не все то золото, что блестит. И не все то церковь, что так называется.
 
     Применение
 
     Два важных  практических совета.
     Первый совет: Не стоит увлекаться масштабами. Не нужно оценивать служение по цифрам. Самые большие цифры сегодня у ложных учений и ложных церквей. Самые большие толпы привлекают движения, далекие от Библии. Не будем завидовать мегацерквам. Не будем создавать кумиров из известных проповедников. Они могут выглядеть красиво, как выглядели красиво богатые жертвователи в Иерусалимском храме. Но Господь не высоко их оценит.
     К нашему тексту очень подходят слова Павла в 1 Кор. 3:12-13. Апостол описывает Божье дело как строительство, на котором разные люди строят из разных материалов: золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы. Что это за материалы? Это сердечные намерения, внутренние побуждения, искренность и посвященность. По этой классификации, Иерусалимский храм был выстроен из сена и соломы. Золотыми там были только лепты вдовы и ей подобных. Павел завершает свою картину словами: «Поэтому не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5).
 
     Самый «христианский» населенный пункт Беларуси – Ольшаны. Всего 8 000 человек. Там огромная по нашим меркам община христиан веры евангельской (пятидесятников) – почти 2 000. Каждый год они крестят по пятьдесят-сто человек. В военной части, в которой служит наш Тимофей, много парней из этой Ольшанской церкви. Они имеют ужасную славу. У Тимофея в подчинении их четверо. И ни одного настоящего верующего. «Откровенно невозрожденные люди. Еще и наглые, хуже неверующих. Только двое нормальных, но и тех он не может назвать возрожденными. Просто более или менее воспитанные».
     Гордые, дерзкие. Сквернословят, пьют, курят. Еще и говорят: «Вернемся домой, нам этого будет нельзя. Так мы здесь отрываемся». Слушайте, я не хочу в церковь, где такие члены. Я не хочу по сто крещений в год, если там будут такие люди. Лучше двадцать таких вдов с лептами, чем две тысячи богатых, но невозрожденных.
 
     Второй совет: давайте служить Богу просто и от души. Если у вас нет служения, попробуйте найти его для себя. Пусть это будет что-то простое, но от сердца. Скромное, искреннее служение Богу важнее масштабных и впечатляющих свершений.
Например:
     - Молитва. Составьте список, заведите молитвенный дневник. Молитесь за церковь, за служителей, за воскресную школу, за благовестие. За братьев и сестер поименно.
     - Посещения. У нас есть пожилые сестры, нуждающиеся в поддержке и утешении. Поставьте цель: посещать их хотя бы раз в месяц. Придите на полчаса, почитайте с ними Библию, помолитесь, выслушайте. Что это изменит? Да, это не принесет каких-то цифр, церковь от этого не вырастет. Но мы же не для цифр это делаем, а для Бога. Христос сказал: «Был болен и посетили Меня».
     - В церковь приходят дети. Станьте для них добрым дядей или тетей. Купите конфет, начните их угощать. Сделайте для них открыточки на праздник. Узнайте, когда у них день рождения, поздравьте. Вы это можете? Почему не сделать? Не лежит к этому сердце? Тогда к чему лежит? Делайте хоть что-нибудь, главное – искренно и усердно. Вероятно, со временем вам этого станет мало. Захочется большего. Хорошо, значит, вы подросли. Найдите следующее простое дело.
 
     А если у вас уже есть служение, попробуйте его пересмотреть. Может быть, там накопилось лишнее, что вас утомляет, а ценности не имеет? Может быть, от чего-то следует отказаться, зато важное совершать усерднее и посвященнее?
 
ФайлЗагрузить: Пустая сокровищница

Размер файла: 25 200 Кб

Загружено: 25