Проповеди | Невежливость (Мк. 12:35-40)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи
 
35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: «Почему книжники говорят, что Христос – сын Давидов?
36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: „Сказал Господь Господу моему: "Воссядь одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих"“.
37 Итак, сам Давид называет Его Господом. Как же Он сын ему?» И множество народа слушало Его с наслаждением. 
38  И говорил им в учении Своем: «Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,
39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, –
40 эти, поедающие дома вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение».
 
 
     Только что от Иисуса Христа отошел человек, которого Господь похвалил. Это был первый человек, о котором Христос хорошо отозвался в этот день. Даже в два дня. Вчера, в понедельник, Он очищал храм, выгонял торговцев и меновщиков. А еще проклял смоковницу. То есть, в понедельник были сплошь осуждения.
     А во вторник к Нему один за другим потянулись местные авторитеты: первосвященники, фарисеи, саддукеи. Все они пытались как-то уловить Иисуса, и все получили от Него «на орехи».
     После всех подошел книжник. И тоже, вроде, задал провокационный вопрос, но когда Христос дал прекрасный ответ, тронутый книжник сказал: «Хорошо, Учитель! Истину сказал Ты...» И тогда из уст Господа прозвучала первая похвала за два дня. «Недалеко ты от Царства Божьего», – сказал Он. Это был, несомненно, хороший, положительный отзыв.
     И вот, книжник ушел. Что теперь скажет Христос? Кругом стоят люди, они ждут комментариев. И Господь действительно начал говорить о книжниках. Но не положительное, а в высшей степени отрицательное. Книжники заблуждаются, – сказал Он. Книжники – лицемеры! Им уготовано самое худшее наказание от Бога, они услышат самый суровый приговор!
     Со стороны это могло показаться невоспитанностью. Один из книжников только что Его похвалил. Мог бы и Христос сказать что-нибудь доброе о книжниках. Вот, – сказал бы я, – и среди книжников есть нормальные люди. Но нет, слова Христа были строги и суровы. По сути, это самое суровое осуждение, которое Он высказал во всем Евангелии от Марка. Никому ничего хуже Христос не сказал. На самом деле Он сказал намного больше, просто Марк писал очень сжато и сильно сокращал. А в Евангелии от Матфея почти вся 23-я глава посвящена осуждению книжников. Семь раз Христос возглашал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!»
     Почем такая невежливость? Почему вдруг Господь так набросился на этих книжников? Потому что они представляли собой большую опасность. А об опасности нужно предупреждать. 
 
     Для человека большую опасность представляют дикие звери, хищники. Время от времени по телевидению и в интернете показывают, как огромный лев «ластится» к дрессировщику, трется об него, словно кот, лижет руки. И может показаться, что это безобидное существо, прирученное и не опасное. Стоит дрессировщику неправильно себя повести, или даже если лев просто не в настроении – и вот уже человек измят, искалечен, а возможно и погиб.
     Известен трагический случай семьи Берберовых. У них в семье жил лев. Первый лев, который у них был, снимался в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России». Однажды он напал на студента, возможно, хотел поиграть, но не отпускал минут пятнадцать. Подоспевший милиционер застрелил льва. Тогда семья завела другого. Тот, как и первый, жил с ними безо всяких ограничений. Но однажды, будучи в плохом настроении он набросился на хозяев, причинил матери тяжелые травмы. Четырнадцатилетний мальчик попытался оттащить его за ошейник, но опьяненный кровью лев сломал ему шею и растерзал. Врачи долго боролись за жизнь матери и, как говорят, чудом спасли.
 
     И книжник, который подошел ко Христу, повел себя хорошо, уважительно и честно. Это был первый адекватный человек из всех, подошедших ко Христу. Из-за этого у окружающих могло сложиться впечатление, что книжники – хорошие люди. Да, первосвященники, фарисеи и саддукеи – это негодяи. Пытались подловить Господа, задавали каверзные вопросы. Но этот-то хорош! И поэтому Христос сразу после ухода книжника, по сути, сказал людям: Не думайте, что книжники – хорошие люди. Да, этот повел себя хорошо, но не расслабляйтесь. Остерегайтесь книжников! Они представляют собой большую угрозу. Они очень опасны. Они примут от Бога тягчайшее осуждение.
 
     И вот, Господь всерьез взялся за книжников. Хотя Марк сильно сократил Его речь, в ней осталось, по сути, самое главное о книжниках. Вначале Христос показал заблуждение в их учении, а затем – греховность в их поведении.
 
     Заблуждение в учении
     «Почему книжники говорят, что Христос – сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: „Сказал Господь Господу моему: "Воссядь одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих"“. Итак, сам Давид называет Его Господом. Как же Он сын ему?»
     Книжники были общепризнанными знатоками Священных Писаний. Они занимались тщательным переписыванием свитков, а также их детальным изучением. И, конечно, книжники знали из Писаний, что будущий Мессия должен быть потомком Давида. Об этом говорит множество священных текстов. Через пророка Нафана Господь пообещал Давиду: «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твоё, которое произойдёт из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки» (2 Цар. 7:12-13). А вот что пишет Иезекииль: «Так говорит Господь Бог: «Вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, среди которых они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их… А раб Мой Давид будет Царём над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их… и раб Мой Давид будет князем у них вечно» (Иез. 37:21-25).
     Был ли Иисус Сыном, то есть, потомком Давида? Конечно, да. Он Сам до этого дня ни одним словом не возразил против того, что Он – Сын Давида. Буквально два дня назад слепой Вартимей кричал во всеуслышание: «Сын Давидов, помилуй меня!» И Христос его исцелил. Когда в тот же день Господь въезжал на осле в Иерусалим, Его ученики «велегласно» восклицали: «Осанна Сыну Давидову!» И Он с этим не спорил. Именно это, кстати, возмутило книжников, но Господь спокойно и с достоинством принял хвалу «из уст младенцев» и даже сказал, что «если они умолкнут, то камни возопиют». То есть, Он считал Себя Сыном Давида и, несомненно, им являлся. Почему же тогда Он вдруг стал критиковать совершенно правильное учение книжников?
     Все дело в том, что книжники считали грядущего Христа только Сыном Давида. Великим Царем, Помазанником Бога, одаренным и мудрым правителем, но при этом всего лишь человеком. Кстати говоря, влияние книжников сильно повлияло на еврейских христиан и даже на весь мир. В дальнейшие века среди еврейских верующих и христиан Ближнего Востока распространилось учение Ария, который утверждал, что Иисус был не Богом, а человеком, хотя и безгрешным. В дальнейшем с этими верующими общался Мухаммед, основоположник ислама. От них, вероятнее всего, он и принял учение, что Иисус – великий пророк, зачатый Святым Духом, безгрешный и творивший чудеса, но при этом не Господь. Совершенный человек, но совершенно не Бог.
     И Христос, зная это заблуждение книжников и предвидя его последствия, взялся за его развенчание. Он обратился к богодухновенным словам самого Давида и показал, что учение книжников не полно и ущербно. Они правильно говорили о Нем, что Он Сын Давида, но не заметили более важной истины, что Он – Господь неба и земли. Давид получил от Бога обетование, что его потомок станет Царем всего мира и Спасителем человечества. Но когда Давид писал псалом о своем великом потомке, он назвал Его не сыном, не внуком и вообще не родственником. Он назвал Его Господом. Когда Давид под вдохновением Святого Духа смотрел вдаль своим пророческим взором, он видел там не своего потомка. Он видел Господа. И рядом с этим господством Христа померкло все: и родственные связи, и общие гены. Для Давида Мессия был Господом, сидящим одесную Божьего престола. И все остальное стало не важным. Неважно, чьим сыном был Христос – Давида, Марии, Авраама. Он был Сыном Божьим и Господом неба и земли. Удивительно, но этого-то книжники и не увидели. Как в поговорке: «А слона и не заметили».
     Кстати говоря, такой же сдвиг произошел у них с пониманием Моисеева закона. Христос сказал им: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; это надлежало делать и того не оставлять» (Мф. 23:23). Десятина – хорошо, но правосудие и милость важнее! Так и здесь. Сын Давидов – важно, но Сын Божий – важнее. Земной Царь – хорошо, но Господь вселенной – лучше. 
     Книжники взяли второстепенное и сделали его главным. Увы, в наше время полно верующих, которые также превозносят второстепенное и забывают о главном. Вместо господства Христа превозносятся исцеления по вере, очищение и освящение, соблюдение традиций. 
     Этой осенью мне прислал письмо незнакомый мне верующий из Москвы по имени Виктор. Он увидел в интернете фотографии с нашего церковного выезда на природу, и на некоторых моя жена была с непокрытой головой. На занятиях и во время молитвы она была в косынке, а так ходила с открытыми волосами. И Виктор предъявил мне претензию: что это у вас за непорядок? А затем прислал еще шесть вопросов:
     - Сестры у вас красятся? 
     - Телевизор, небось, все члены смотрят?
     - Всех ли детей у вас принимают? 
     - Каков у вас путь исповедания грехов? 
     - К властям вы как пастор отчёт держите?
     - Бизнес у вас есть ли ? Пастором вы работаете?
     Собственно, нельзя сказать, что это вопросы совсем ненужные. И косметике, и телевидению, и отношениям с властями надо уделять внимание. Но есть вопросы несравненно более важные! Вопросы общения с Богом, посвященности Христу, возрождения, доброй совести, взаимоотношений в церкви. Не я, Библия говорит, что это несравненно важнее. Книжники спорили между собой, какая заповедь самая важная в законе, а сами занимались мелочами. Не занимаемся ли мелочами мы с вами сегодня?
     Кто для нас Христос? Он Сын Давидов? Обещанный пророками Мессия, умерший и воскресший на третий день? Или Он – Господь всей нашей жизни, Владыка всего нашего существа, Повелитель нашего времени, Распорядитель наших средств и Хозяин наших душ?
     Это была первая часть речи Христа. Он показал заблуждение в учении книжников. Далее последовала вторая, в которой Он обличил греховность их поведения.
 
     Греховность в их поведении
     
     Христос перечисляет четыре любимых занятия книжников. Есть ли у вас любимые занятия? Наверняка, есть. Кому-то нравится читать, кому-то петь. Кое-кому даже нравится стирать и прибираться в квартире. У книжников тоже были любимые занятия, и вот они:
     - Ходить в длинных одеждах. Длинные одежды были признаком высокого положения. Такие одеяния носили высокопоставленные вельможи и цари. Буквально в греческом тексте сказано, что книжники любили «прохаживаться» в своих длинных одеждах. Словно модели на подиуме они неспешно и важно вышагивали в своих одеяниях, привлекая внимание простых людей.
     - Принимать приветствия в народных собраниях. На рыночных площадях часто собирались люди. Там оглашали указы, сообщали новости. Когда появлялся книжник, председатель собрания громко приветствовал достопочтенного гостя. Все поворачивались и смотрели на него. Книжникам это, конечно, нравилось.
     - Сидеть впереди в синагогах. Самые почетные места в синагогах были впереди. На самом видном месте был ящик (шкаф) со священными свитками. А возле него – сиденья, часто каменные. Те, кто на них сидел, были обращены лицом к залу. На эти места усаживали самых уважаемых людей. У книжников эти места были любимые. Все смотрели на них, а они, довольные, – на всех.
     - Возлежать на первом месте на пиршествах. В иудейском обществе почет и уважение значили больше, чем у нас, хотя и для нас это важно. Но если мы созываем гостей, то обычно рассаживаем их на равных правах. Там же самым почетным гостям отводилось место ближе к хозяину. «Первое место» находилось справа от хозяина, так чтобы голова гостя была близко к его груди. На последней вечере «первое место» занимал любимый ученик Христа Иоанн.
     Все четыре любимых занятия книжников объединяет одно: все они связаны с почетом и уважением. Книжники любили славу и авторитет. И все делали, чтобы его получить.
     В наше время книжники ездили бы на дорогих автомобилях, общались с высокопоставленными чиновниками, сидели бы на всяких важных заседаниях, где их снимали бы корреспонденты, и их длинные одежды выделялись бы на фоне деловых костюмов чиновников. Впрочем, почем я говорю в сослагательном наклонении? Сегодня полным полно религиозных деятелей, которые ездят на дорогих автомобилях, дружат с власть имущими и важно сидят в длинных рясах перед объективами телекамер на разных мероприятиях. Они это любят, и они это делают.
     Обратите внимание, Христос поставил им в вину не то, что они сидят на первых местах, а то, что они это любят. Только что книжник сказал Иисусу: «Хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Него; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всей душой, и всей крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв». Но что любили книжники? Они любили Бога? Они любили ближних? Нет! Они любили прохаживаться в длинных одеждах и слушать приветствия в народных собраниях! Они любили сидеть впереди в синагогах и занимать почетные места на пирах!
     «Провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них, ибо это вы любите, сыны Израилевы», – обличал евреев Амос (Ам. 4:5). «Вы ненавидите доброе и любите злое», – писал Михей. А что любим мы с вами? Славу? Признание? Внимание? Похвалы? Может быть, роскошь? Деньги? Себя любимых?
 
     Книжники любили почет и поэтому лицемерили. Дальше Христос показывает их лицемерие. Он говорит, что они, с одной стороны, поедают дома вдов, а с другой, напоказ долго молятся.
     Как книжники «поедали дома вдов»? Они хорошо разбирались в Моисеевом законе и поэтому, можно сказать, были юристами. К ним обращались по вопросам судопроизводства. Когда вдовы не могли заплатить долгов, книжники безжалостно присуждали отнимать их имущество вплоть до жилья. 
     Возможен даже худший вариант. Баркли на основании книг Иосифа Флавия предполагает, что «книжники убеждали людей, что не может быть более высокого обязательства и привилегии, чем обеспечить равви комфортабельную жизнь, и что каждый человек, оказывающий равви такую поддержку, обеспечит себе высокое положение в небесной академии». Люди несли им деньги, за которые покупались длинные одежды и обеспечивалась безбедная жизнь. Особенно тяжело это было для вдов. По закону вдовам нужно было помогать, а книжники, наоборот, вытягивали из них последние копейки. 
     И в то же время книжники «лицемерно долго молились». Вам знакомо состояние, когда вы не знаете, что сказать в молитве? Помолились минут пять – и, вроде, слов больше нет. Многие недавно пришедшие в церковь жалуются, что и хотели бы помолиться вслух, а не получается. Язык заплетается, мысли теряются, слова пропадают. Во времена Христа многие люди не умели молиться прилюдно. Были малограмотные. Опять же, кругом люди, страшно. 
     Зато у книжников такой проблемы не было. Они умели молиться подолгу и этим производили большое впечатление на окружающих. Они знали Писание, и могли вставлять в свои молитвы тексты из Библии. Они были образованными, умели красноречиво говорить. Всем были хороши эти молитвы за одним исключением: они были лицемерными. То есть, неискренними, притворными, актерскими.
     Хорошо ли молиться подолгу? Да, нам есть о чем молиться, и нужно расти в молитвенной жизни. Но прежде всего наши молитвы должны быть искренними, исходить от сердца. А для этого у нас должна быть крепкая связь с Богом, добрая совесть, открытость для действия Святого Духа.
 
     Еще два важных наблюдения из нашего текста. Первое наблюдение: Марк говорит, что когда Христос обличал книжников, «множество народа слушало Его с наслаждением». Почему с наслаждением? Наверное, потому, что люди понимали заблуждения книжников, их лицемерие и греховность. Они сами об этом думали, а Иисус лишь высказал это вслух.
 
     И второе наблюдение: после Своей обличительной речи Господь заявил, что книжники «примут тягчайшее осуждение».
     Представим себе, что мы не читали этого текста, и нас спросили: Кому на Божьем суде придется хуже всех? Кому будет вынесен самый суровый приговор? На память сразу приходят имена Гитлера, Сталина, каких-нибудь маньяков, вроде Чикатило. Несомненно, они сполна получат от Бога за свои злодеяния. Однако, худший приговор будет не им. Во времена Христа кто был худшим злодеем? Может быть, Тиберий, мрачный и нелюдимый римский император, жестокий тиран, время правления которого было смутным и страшным. Когда он умер, народ кричал: «Тиберия – в Тибр!». Может быть, хуже всех будет Понтию Пилату, который жестоко подавлял народные возмущения, конфисковал деньги храма для строительства акведука, устроил кровавую резню самарян во время поклонения, о чем упоминается в Евангелии от Луки, и, наконец, отдал приказ о распятии Христа? Нет! Тягчайшее осуждение Христос пообещал книжникам – людям, которые лучше всех знали Священное Писание.
 
     Почему книжники получат от Бога самый суровый приговор? Потому что они имели все возможности познавать Бога и Его волю, но вместо этого отвернулись от Него. Они получили от Бога больше других, и они же раздражали и огорчали Его больше, чем кто бы то ни было. Бог дал им: а) Писание; б) образование; в) работу; г) положение в обществе. Для чего это? Для служения людям. Они это использовали: а) для своей славы; б) для наживы. «От всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут», – сказал Христос (Лк. 12:48). Им было дано намного больше, чем остальным. Если бы они этим правильно воспользовались, то были бы блаженнее остальных. Но они отвергли, поэтому и спрос с них будет больше, чем с других.
     Мне невольно вспоминаются дети верующих родителей. С одной стороны, расти в христианской семье – огромное благословение. Совсем другая обстановка, Божье присутствие в доме. С детства они слышат Слово жизни, видят Божье действие. Но, с другой стороны, если после всего этого они отказываются от Христа, их ждет большее осуждение, чем других людей. Пусть даже они вырастут благовоспитанными и приличными людьми, обзаведутся крепкими семьями и заслужат уважение окружающих. Бог вынесет им суровый приговор. Понимаю, что этим огорчаю родителей, особенно матерей. Скажу лишь несколько слов: Влияйте на своих детей, пока можете. Молитесь за них днем и ночью! Перестаньте заботиться об их желудках, начните заботиться о душах! Забудьте об их здоровье, умоляйте Бога об их спасении!
     И еще важное замечание: не делайте из своих детей идолов. Христос сказал: «Мать и братья Мои – суть слушающие Слово Божье и исполняющие его». Наши родственники – не те, с кем мы связаны кровными узами, а те, с кем мы связаны духовными узами. Нам нужно любить Христа больше, чем детей и любить братьев и сестер по вере больше, чем плотских родственников.
В Израиле был (возможно, где-то еще остается) обычай: если ребенок отказывался от Бога, в семье устраивались похороны. Ребенок считался умершим. Тот человек, который раньше был сыном, теперь сыном уже не считался.
 
     Применение.
 
     Главное применение выразил Сам Христос. Он сказал: «Остерегайтесь книжников». Почему нужно их остерегаться? Потому что можно невольно начать им подражать. Дурной пример заразителен.
     «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хоть одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф. 23:15). Плохое передается намного быстрее, чем хорошее. 
Нужно относиться с осторожностью к авторитетным учителям, исследовать их жизнь и поведение. 
     - Прежде чем читать книги и слушать проповеди, узнать об этом человеке – кто он, какова его репутация, нет ли каких-то порочащих его сведений.
     - Если признанный учитель высказывает новую или необычную мысль, то подвергать проверке. Ошибаться могут все.
     - Если уважаемый и авторитетный проповедник выказывает любовь к признанию и славе, то тут же насторожиться. Если возможно, обличить его.
 
     Не так давно я услышал одну похвалу в свой адрес, которой дорожу. Когда мой старший сын сделал предложение, мама избранницы сомневалась, насколько хорошая у нас семья. Поэтому отправилась проконсультироваться к одному из уважаемых братьев. А нужно сказать, что этот уважаемый брат – мой противник в некоторых вопросах учения. Вот к нему-то она и пошла. Услышав мою фамилию, мой оппонент сказал: «Можете отдавать. Капустин – хотя и кальвинист, но в практической жизни настоящий христианин». После этих слов Паша тут же получил благословение.
 
     И еще важная сфера применения: Остерегаться лицемерия. Христос сравнил лицемерие с закваской, которая может проникнуть в любое сердце. Потому нужно беречься.
 
     Почему христиан часто считают лицемерами? Потому что мы и есть лицемеры.
     Мы – лицемеры, потому что стараемся скрыть наши промахи и ведем себя, как будто у нас все на мази… Как часто в воскресенье вы садитесь в машину, и все в салоне кричат друг на друга? По пути из дома в церковь в нашей машине царит хаос. Но вот мы входим в церковь, и Мальчиш-плохиш моментально превращается в Прекрасного принца…
     И вот поэтому мы лицемеры. Лицемер в греческой культуре был актером, который играл роль в маске. И лицемерие – это когда внешнее не совпадает с внутренним обликом. Порой, вместо того, чтобы позволить Иисусу нас преобразить, мы заставляем себя принять образ тех, кто нас окружает. Мы начинаем вести себя так, как мы считаем, что так себя нужно вести. И говорим то, что считаем принятым говорить. Мы превращаемся в актеров. Наша жизнь превращается в спектакль. А церковь становится нашей сценой.
     Лицемерие – это маска, которую мы надеваем, чтобы скрыть себя настоящего.
     Хотите снять маску? Хотите избавиться от лицемерия? Вот вам рецепт: перестаньте стараться быть «хорошим верующим», просто общайтесь с Богом, разговаривайте с Ним, слушайте Его. Чем больше времени вы будете проводить в общении с Ним, тем больше Он будет изменять вас в Свой образ, наполняя Своей любовью и покрывая Своей благодатью.
     Настоящая, неподдельная жизнь, со смыслом и целью, приходит от общения со Христом. И это общение - и есть наша главная задача. Делайте это, и все остальное приложится.
 
     Действительно, лучшее средство от лицемерия – живое общение с Богом. Павел писал галатам: «У людей ли я ныне ищу благоволения или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10). Давайте угождать Богу, искать Его благоволения, стремиться к Нему, жить с Ним – и тогда Его похвала в наш адрес будет без всяких дополнений и предупреждений.
 
ФайлЗагрузить: Невежливость (Мк. 12:35-40)

Размер файла: 31 000 Кб

Загружено: 35