Проповеди | Перемещение гор (Мк. 11:20-24)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 
Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
И, вспомнив, Петр говорит Ему: «Равви! Посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла».
Иисус, отвечая, говорит им:
«Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе этой: „Поднимись и ввергнись в море“ – и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет.
Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам.
 
     Перед нами один из самых трудных текстов не только в Евангелии от Марка, но и во всей Библии. Читая эти слова, большинство христиан приходит в недоумение. Неужели действительно с помощью веры можно передвигать горы? Неужели действительно все, чего я ни захочу, Бог будет исполнять? Это противоречит христианскому представлению о Боге, это противоречит другим текстам Библии. В результате верующие просто проходят этот текст стороной. Или пытаются толковать аллегорически. Например, так: верой поднимаются горы наших грехов – и ввергаются в пучину морскую. Верой мы преодолеваем горы искушений, побеждаем мир. Собственно говоря, да, мы это делаем. Однако имел ли Христос в виду какие-то иносказательные горы? Нет, Он сказал это о Елеонской горе, которая стояла прямо перед ними. И море, скорее всего, имелось в виду Мертвое, оно находилось сравнительно недалеко. Поэтому так легко нам не отделаться. 
 
     Но, поскольку текст действительно сложен, прежде чем перейти к нему, хочется сделать несколько важных замечаний.
     - На этот текст часто обращают внимание противники истины. Атеисты время от времени просят христиан передвинуть гору. Или хотя бы какую-либо мелочь: ручку, зажигалку. И празднуют победу, потому что мы действительно не можем ничего передвинуть. 
     Вспоминается отрывок из романа Достоевского «Братья Карамазовы». Один из отрицательных персонажей, нехороший человек с соответствующей фамилией Смердяков спорит на тему веры в Бога. И в качестве аргумента приводит из Библии как раз этот текст:
     Рассудите сами, Григорий Васильевич: ведь сказано же в Писании, что коли имеете веру хотя бы на самое малое даже зерно и притом скажете сей горе, чтобы съехала в море, то и съедет, нимало не медля, по первому же вашему приказанию. Что же, Григорий Васильевич, коли я неверующий, а вы столь верующий, что меня беспрерывно даже ругаете, то попробуйте сами-с сказать сей горе, чтобы не то чтобы в море (потому что до моря отсюда далеко-с), но даже хоть в речку нашу вонючую съехала, вот что у нас за садом течет, то и увидите сами в тот же момент, что ничего не съедет-с, а все останется в прежнем порядке и целости, сколько бы вы ни кричали-с. А это означает, что и вы не веруете, Григорий Васильевич, надлежащим манером, а лишь других за то всячески ругаете.
     Но не только атеисты. Разные культы и лжеучения тоже охотно вспоминают эти слова. Одно из самых вредных лжеучений нашего времени – так называемое «Движение веры». Вот, например, чему учит один харизматический автор, представитель этого движения:
     Если вам, к примеру, нужны деньги, чтобы заплатить за найм, скажите Богу, сколько вам нужно и не говорите: “О, Господь, я надеюсь, что Ты дашь мне денег”. Это не Молитва Веры, это неверие.
     Вот как в данном случае нужно молиться: “Отец, во имя Иисуса, благодарю, за Твое обетование восполнить все мои нужды. Отец, я прошу Тебя о финансовой помощи. Мне нужно в этом месяце заплатить за аренду 500$. Ты сказал, что удовлетворишь все мои нужды. Я прошу в вере, и я верю, что получаю это сейчас во имя Иисуса.
     Я повелеваю горе финансовой нужды ввергнуться в море во имя Иисуса. Я приказываю нищете убираться от меня во имя Иисуса. Я отказываюсь принимать бедность или что-то другое, что мне не нужно. Я стою на Божьем обетовании и благодарю Тебя, Иисус, за победу. Во имя Иисуса я уже имею это, так как молюсь в вере, и я благодарю Тебя за это во имя Иисуса”. 
     Обратите внимание, как часто автор повторяет фразу «во имя Иисуса». Для таких людей это словно волшебное заклинание. Как фокусники восклицают: «Сим-салабим», так они – «Во имя Иисуса».
     Люди, обольщенные такими «учителями», отдавали им крупные суммы и ожидали, что Бог многократно их вознаградит. В результате ничего не происходило, эти люди терпели финансовую катастрофу и, что еще печальнее, разочаровывались в Боге. Таких примеров многие тысячи, в том числе и в нашем городе. А что говорят на это так называемые «учителя»? Ответ предсказуем: Было мало веры – вот и не получил. С точки зрения сторонников этого движения, самый главный грех – это сомнение. Об этом поется во многих песнях: «Прости, что я допустил сомненье», «Ты прости меня, Господь, за все мои сомненья» и т.д. 
     Если вы увидите книги Кеннета Хейгина, Кеннета Коупленда, Бенни Хина, Сандея Аделаджа и Алексея Ледяева, сразу выбрасывайте или лучше сожгите, а то еще подберет кто-нибудь. Не смотрите TBN, потому что там много этой ереси. 
     Другими словами, это трудное место в Библии, и дьявол часто использует его, чтобы навредить христианам. Поэтому нам нужно подходить к нему тщательно и аккуратно.
 
     - Вера не всегда творила чудеса. 
     Есть ли в Библии люди, которые имели крепкую веру, но при этом терпели неудачи, не получали ответов на свои молитвы и не то что горы сдвинуть, а и меньших дел не могли совершить? Разумеется, есть, и притом сколько угодно.
     Одни из главных библейских героев веры – апостолы после Пятидесятницы. Через них Бог творил удивительные вещи. И однако же, они не были всемогущими. Павел много дней болтался по Средиземному морю в страшной буре, и при этом не повелел ветру умолкнуть и перестать. Петр, когда проголодался, ждал на крыше и не повелел, чтобы перед ним раскинулась скатерть-самобранка. Да ладно, еда и буря. Чего больше всего хотели апостолы? Чтобы люди обратились ко Христу. Почему же никто из них не повелел всем неверующим уверовать «во имя Иисуса»? Да и вообще на многие свои молитвы апостолы не получали ответа, как, скажем, Павел, который трижды просил Бога убрать жало из его плоти. 
     Настоящая вера порой получает удивительное воздаяние, а порой не получает ничего. В Послании к Евреям сказано, что одни «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львам, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, чтобы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все эти, свидетельствованные в вере, не получили обещанного» (Евр. 11:33-39).
 
     - Бог не обещал потакать нашим прихотям. 
     Если воспринимать этот текст в смысле «все, что я хочу – то и получу», то мы становимся хозяевами жизни, а Бог у нас на побегушках. Этакий старик Хоттабыч, которому что ни скажи – Он все сделает. На самом же деле Господь и хозяин – Он, а мы у Него в услужении.
     Бог решает, отвечать на наши молитвы или нет. Он знает, что для нас полезно, а что вредно, и вредного Он давать не будет, сколько бы веры у нас ни было, и что бы мы там ни говорили. Если наша молитва не соответствует Божьей воле, противоречит Его Слову, Он не будет на нее отвечать, какой бы сильной наша вера ни была. Иоанн пишет: «Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Ин. 5:14). А когда не «по воле Его»? Он не слушает!
 
     А еще Он смотрит на сердце и видит, какие у нас намерения и побуждения. Так что бывает, мы и хорошего просим, а Он не дает, потому что видит наши мотивы. Читатели Послания Иакова не получали ответов на свои молитвы. Что же пишет им Иаков? Что у них мало веры? Нет, вот его слова: «Просите – и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3).
     Вера – это не волшебная палочка, с помощью которой можно получить все, что хочешь. И Христос не говорит, чтобы мы составили список желаний, напрягли веру – и все исполнится. Бог – не джинн из лампы, не фея крестная и не цветик-семицветик. 
 
     А теперь обратимся к Евангелию от Марка и обратим внимание на контекст.
 
     На протяжение всего Евангелия от Марка прослеживается тема веры и неверия. Христос постоянно сталкивался с неверием учеников. Происходят разнообразные события, меняются декорации, но одно остается неизменным: ученики не могут поверить во Христа. Вроде бы, говорят, что их Учитель – Христос. Вроде бы, ходят за Ним. Но тем не менее их маловерие постоянно проявляется. В Евангелии от Марка мы регулярно видим, по крайней мере, два проявления этого маловерия:
 
     - Страх. 
     У них постоянно случались приливы страха. Они боялись бури на море, они испугались, когда Христос подошел к ним по воде. На горе преображения «они были в страхе» (Мк. 9:6). «Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди них, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (Мк. 10:32). Испугавшись толпы, они разбежались из Гефсиманского сада (Мк. 14:50). После распятия они собирались за закрытыми дверями, боясь иудеев. И даже после воскресения, когда ангелы возвестили славную новость, женщины «побежали от гробницы. Их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись» (Мк. 16:8). 
     Читаю и прихожу к выводу: главный признак маловерия – страх. «Что вы так боязливы? Как у вас нет веры?», – спрашивает Христос (Мк. 4:40). 
     А чего боимся мы с вами? Бедности? Болезней? Неверующих людей? Смерти? Какие бы ни были у нас страхи, согласно Библии, страх – это противоположность веры. Во многих псалмах авторы заявляют, что у них нет страха.
     «Если я пойду и долиною смертной тени – не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (Пс. 22:4).
     «Господь за меня – не устрашусь: что сделает мне человек?» (Пс. 117:6).
     «На Бога уповаю, не боюсь», – дважды повторяет автор Псалма 55. 
     Если нас одолевают страхи, значит, наша вера слаба.
     «Праведник смел, как лев» (Прит. 28:1). «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он» (Ис. 26:3).
     Признак крепкой веры – не «чувство веры», а бесстрашие перед лицом опасности.
 
     - Удивление.
     Как ученики боялись, так они и удивлялись. Христос пришел к ним по воде, вошел в лодку – и они «чрезвычайно изумлялись в себе и дивились» (Мк. 6:51). В такое же «великое изумление» они пришли, когда Он воскресил дочь Иаира (Мк. 5:42).
     И то же самое происходит в начале нашего рассказа. Утром, проходя мимо смоковницы, ученики увидели, что она засохла и притом до корня. Еще вчера дерево красовалось пышной кроной, потом Иисус сказал несколько слов, прошли сутки – и смоковница оказалось совершенно сухой. Сколько нужно времени, чтобы дерево полностью высохло? Довольно много. Дрова для нашего церковного котла должны сохнуть не меньше года – древесина удерживает влагу. А здесь смоковница за сутки высохла совершенно: не только листья пожухли, но все дерево до самого корня омертвело. Это было видно: изменился цвет, фактура, словно оно сохло уже не один месяц.
     Увидев это, ученики повели себя так же, как и всегда. Они удивились. Сколько уже чудес совершил Христос на их глазах! Пора была уже привыкнуть. Но нет, для них все было как в первый раз. Новое чудо – и они в шоке. Матфей сохранил для нас не слова Петра, а реакцию всех апостолов: «Ученики удивились и говорили: «Как это тотчас засохла смоковница?»» (Мф. 21:20). Почему они без конца удивлялись? Потому что у них не было веры или, по крайней мере, была очень слабая вера.
     Вспоминаю, как ко мне приходил мой одноклассник Валера. Однажды пришел с вытаращенными глазами и рассказывает: «Я стоял на остановке, автобус не пришел, а мне плохо было, ну я и попросил Бога, чтобы Он помог. Гляжу – едет Сергей Козюрин. Остановился, посадил и подвез». Я это выслушал и отреагировал довольно спокойно. У меня таких событий множество в жизни случается. Бог отвечает, подобные явления часто происходят с верующими. А Валера вытаращил глаза еще больше и спрашивает: «Почему ты не удивляешься?» Потому что я знаю Господа. Не то, чтобы у меня была могучая вера, но на такие мелочи ее хватает.
     Вы удивляетесь, когда такие «совпадения» происходят в жизни? Ученики не переставали удивляться. Они стояли вокруг засохшей смоковницы с раскрытыми ртами и повторяли: «Как это тотчас засохла смоковница?»
 
     И вот, в ответ на это Господь сказал важную фразу, которая обычно упускается из виду. Он сказал: «Имейте веру Божью». Не просто веру, а «веру Божью». 
 
     Как это понимать? Что значит «вера Божья»?
 
     1. Это вера в Божье всемогущество. Современные люди не верят в чудеса. Бывает вера в Бога, но без чудес. Якобы Бог – это понятие нравственное, моральное. Философы нового времени свели Бога до некой абстракции, которая имеет дело только с нематериальными вещами. А материальный мир подчинен строгим и нерушимым законам природы.
     Современному человеку трудно поверить в чудеса. С одной стороны, мы верим, что Бог всемогущ. Но, с другой, когда мы представляем себе, как происходило непорочное зачатие, как умножались хлебы в руках учеников, как Иисус ходил по воде и как Он воскрес из мертвых, в наше сердце закрадывается сомнение: действительно ли все это происходило? А если еще ветхозаветные грандиозные чудеса вспомнить, так еще меньше верится: разделение моря, манна с неба, вода из камня. Неужели все именно так и было?
     Кстати, в Библии есть псалом, показывающий неверие евреев в Божью силу. Это Псалом 77. «Говорили против Бога и сказали: «Может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?» Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его» (Пс. 77:19-22).
     Верим ли мы, что все это действительно происходило? И верим ли мы, что Божье всемогущество может проявиться и в нашей жизни? Что Бог может совершить удивительное и непостижимое прямо здесь, в нашей церкви, в нашей жизни?
 
     2. Это вера в Божью благосклонность. 
     В это поверить еще труднее. В то, что Бог знает меня, смотрит на меня, любит меня, слушает меня, отвечает мне.
     Давайте на минуту задумаемся, насколько грандиозна вселенная. В нашей галактике – 400 млрд. звезд. Если мы каждой звезде уделим хотя бы секунду внимания, нам потребуется 12 000 лет! А ученым на сегодняшний день известно примерно 1,6 млрд. галактик. Бог знает все эти галактики, все эти звезды, управляет ими. «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите: кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает… Вот народы – как капля из ведра и считаются как пылинка на весах. Вот, острова, как порошинку, поднимает Он… Все народы пред Ним как ничто, менее ничтожества и пустоты считаются у Него» (Ис. 40). 
     И кто мы такие? Неужели этому великому и необъятному Богу есть до нас дело? Ну ладно, Он, может быть, знает какого-нибудь Билли Грэма или Сперджена, но меня?!?
     А теперь скажите, верите ли вы, что Бог конкретно и лично вас знает и любит? Верите ли вы, что вы Ему очень дороги? Что Он сосчитал все волосы у вас на голове? Что лично вас Он окружает спереди и сзади, ведет, заботится и хранит? Верите ли вы, что когда вы к Нему обращаетесь, Он внимательно вас слушает? Верите ли вы, что ради вас Он может взять гору и сдвинуть ее в море? Не ради белорусского народа, не ради мира на земле, а ради вас одного?
     Библия говорит, что мы очень ценны в глазах Бога. К сожалению, проблема заключается в том, что мы в это не верим. В книге Исаии, начиная с 40-й главы и практически до самого конца Бог без конца повторяет Своему народу, что Он его любит, ценит и опекает. Вот одно трогательное место: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на ладонях Моих» (Ис. 49:15). Если у вас проблемы с верой в Божью доброту, читайте эти главы. 
 
     Слова, «имейте веру Божью», то есть, имейте веру в Бога, важно понимать, когда мы читаем дальнейшие слова. Нужно верить не в то, что гора сдвинется. Не в то, что мы обязательно получим просимое, а в то, что Бог может ради нас это сделать. Нужно верить в то, что Он всемогущ, и что Он к нам благосклонен. Что Он слушает нас и хочет отвечать.
Подумайте о своей молитвенной нужде. О том, чего вы просите у Бога. Возможно, это покаяние ваших детей. Возможно, разрешение проблем со здоровьем. Возможно, трудоустройство. А теперь ответьте на два вопроса. Первый: вы верите, что Бог может это сделать? И второй: вы верите, что Бог хочет это сделать? Вот такой веры Он от вас ожидает. 
 
     И все-таки, почему никто никогда не сдвинул ни одной горы?
     Толкователи считают, что Христос говорил о самом крайнем случае. О самом большом для человека проявлении веры. Вот, к примеру, кто для нас является примером и образцом? Христос. Станем ли мы в земной жизни такими как Он? Нет, но нужно стремиться. Так и с верой. Мы не дорастем до такого уровня, что по нашей молитве начнут двигаться горы, но к этому нужно стремиться.
     Откуда вообще взята эта иллюстрация? Из псалма: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, поэтому не убоимся, хотя бы поколебалась земля и горы двинулись в сердце морей» (Пс. 45:2-3). Автор этого Псалма берет в качестве примера самую экстремальную ситуацию: горы перемещаются в середину моря. Что может быть грандиозней? Сам Христос часто употреблял крайние иллюстрации. Верблюд и игольные уши. Отрубить руку, ногу или вырвать глаз. Во всем этом Он показывает некий предел, вершину. Так и здесь. Он взял максимум. Апостол Павел, ссылаясь на это место, пишет: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» (1 Кор. 13:2).
     Это можно изобразить в виде шкалы. На самом нижнем уровне можно поместить веру в то, что Бог существует. А на самом верху – веру, что Он по моей молитве переместит гору в море. Где на этой шкале наша вера? У многих она выше первого деления и не поднимается. Поэтому мы так мало молимся, так мало служим Богу, так мало уделяем Ему времени. И напротив, так много согрешаем, так много боимся, так удивляемся, если вдруг Бог что-нибудь сделает. Это от маловерия.
     В этом тексте Господь показывает маловерным, на что способна вера, что они могли бы сделать, если бы у них было больше веры. Какими бессильными и неверующими, должно быть, они себя почувствовали! Для этого Господь и употребил иллюстрацию с горой. Он показал, насколько они маловерны.
 
Какие из этого практические выводы?
 
     1. По словам Христа самой первой областью применения веры является молитва. Нам нужно больше молиться, и молиться с верой в Божье всемогущество и Божье благоволение к нам. Нам нужно верить, что если наша молитва не противоречит Божьему Слову, то Он ответит нам. Разве что у Него могут быть какие-то особые намерения, но это бывает нечасто.
     В начале этого года я раздал молитвенные карточки. Две главные нужды, которые содержатся в них: о росте церкви и введении в эксплуатацию церковного здания. Вы молитесь по ним? И отвечает ли Бог? Растет ли наша церковь? Да! Пусть это не грандиозный рост, но в церковь приходят новые люди. Друзья, если вы недавно пришли, то мы вам очень рады и считаем, что вы – ответ на наши молитвы. А о введении здания в эксплуатацию я вообще молчу. На прошлой неделе состоялось заседание исполкома, на котором все городское начальство дало «добро» на нашу церковь. И пожарные, и санстанция, и все другие службы. Безо всяких замечаний и предписаний. Теперь в БТИ нам чертят техпаспорт, и через 2 недели я его получаю. И это при всех наших недоработках, отсутствии документов, многих претензиях, которые нам предъявляли во время строительства. Давайте молиться больше, усерднее, наедине и вместе. Бог желает нас слушать и хочет отвечать.
     2. Вера предполагает какие-то действия. В Евангелии от Марка это сплошь и рядом. Поверили друзья парализованного в силу Христа – и разобрали крышу. Поверила женщина – и прикоснулась к Его одежде. Поверил Вартимей – и кричал громко, пока не прозрел. Поверили апостолы (в 16-й главе) – и пошли исполнять великое поручение, проповедовать Евангелие всей твари. Что мы можем сделать по своей вере? Давайте думать, как мы можем послужить Христу и давайте действовать. Да, новое дело бывает начинать страшно, но и нам Христос сегодня говорит то же, что когда-то сказал смущенному Иаиру: «Не бойся, только веруй». Если у вас уже есть дело – продолжайте и расширяйте его. Если его нет – вооружитесь верой, ищите и делайте. Пусть вам не под силу сдвинуть гору, начните двигать камешки. Пусть ваша вера проявится в деле и делом достигнет совершенства.
 
 
ФайлЗагрузить: Перемещение гор (Мк. 11:20-24)

Размер файла: 25 000 Кб

Загружено: 15