Проповеди | Точки опоры (Мк. 12:18-27)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

18  Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
19 «Учитель! Моисей написал нам: „Если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему“.
20 Было семеро братьев. Первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; так же и третий.
22 Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женой, ибо семеро имели ее женой?»
24 Иисус сказал им в ответ: «Этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как ангелы на небесах.
26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: „Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова“?
27 Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь».
 
 
     "Точка опоры" – этот термин ввел в употребление Архимед, древний мыслитель. Согласно легенде, он сказал: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину мир». Архимед работал с рычагами, и понятие «точка опоры» он использовал в чисто физическом смысле. Нам часто бывает нужна не буквальная, а духовная точка опоры. Нам нужно на чем-то стоять, на что-то опираться. 
     А вот еще один аспект. Приходилось ли вам спорить с людьми, которые были намного умнее вас? Задавали ли вам вопросы, на которые вы не могли дать ответ? Противостояла ли вам сила, с которой вы ничего не могли поделать? Вы при этом чувствовали, что у вас нет точки опоры, что вам не на что опереться? Если да, то сегодняшний текст будет для нас интересен и важен. Ко Христу подошли самые умные и авторитетные люди своего времени. Они задали Ему вопрос, на который никто не мог ответить. Они представили Ему проблему, которую никто не мог решить. И то, как Господь ответил на их вопрос, – это целая сокровищница. Его ответ будет очень полезен нам. И не только в разговорах с образованными людьми, но и в личной духовной жизни.
 
     Итак, что за люди пришли ко Христу? Они называли себя «саддукеи». Это название указывает на их происхождение. Саддукеи считали себя потомками Садока – священника времен Давида. Это были представители священнического рода. Они служили в храме и получали прибыль от храмовой деятельности. Во времена Христа иудеи были религиозны, и поэтому саддукеи были очень богаты. Джон МакАртур пишет: «Саддукеи были аристократами иудаизма... Они нажили своё богатство благодаря храмовым концессиям по обмену денег и продаже жертвенных животных. Почти все первосвященники и главные священники, а также большинство членов Синедриона, высшего еврейского совета, были из саддукеев» (Толкование на Евангелие от Матфея).
     Дальше из нашего текста мы узнаем, что саддукеи отвергали воскресение. И Ветхий, и Новый Завет говорят, что земная жизнь – это далеко не все, что у нас есть. Однажды мир, как мы его знаем, или «нынешний век» подойдет к концу, и тогда произойдет воскресение мертвых. Все умершие своей смертью, а также казненные, погибшие, утонувшие, сожженные – все люди вернутся к жизни. После этого совершится Божий суд, и грешники будут отправлены на вечное мучение, а для праведников начнется новая жизнь без несправедливостей, боли и смерти.
     Саддукеи отказывались в это верить. Кто-то может спросить: Как же они были верующими и не верили в воскресение мертвых? Ведь об этом ясно говорится в книге Даниила: «Многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни – для жизни вечной, другие – на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Указания на воскресение можно увидеть и у других пророков, а также в псалмах. Но дело в том, что из всей Библии саддукеи считали богодухновенными только книги Моисея – первые пять книг Священного Писания. А в Моисеевом законе действительно напрямую не говорится про воскресение. Закон касался другого. Там говорится о жизни в Обетованной земле, там излагаются Божьи заповеди, постановления о религиозных церемониях. Это книги не о вечной жизни, это книги о жизни земной. Конечно, там тоже можно увидеть идеи воскресения, и Христос указал на это. Но при поверхностном чтении этого не видно.
     Почему же саддукеи отвергали воскресение мертвых? Чем эта идея им не нравилась? Ведь намного приятнее верить, что со смертью жизнь не заканчивается, что будет продолжение. А они считали, что умер человек – и все, исчез. Исследователи считают, что было несколько причин.
     - Они хорошо устроились в этой жизни. Были богаты, имели власть. А учение о воскресении гласит, что жить нужно не для нынешнего времени, а для будущего. Здесь нужно трудиться для Бога, страдать за истину, собирать сокровища не на земле, а на небе. А воздаяние будет там. Но саддукеи хотели иметь все здесь и сейчас.
     - Они были правящей верхушкой. А пророки предсказывали пришествие царя из рода Давида. Саддукеям это не нравилось. Им хотелось оставаться у власти. Поэтому они не признавали книги пророков, а вместе с ними и учение о воскресении.
     - Они были образованными людьми. На них оказывала значительное влияние греческая философия. А греки высмеивали веру в воскресение мертвых. Когда Павел проповедовал в Афинах, многие насмехались над ним. Греческая культура была модной, считалась прогрессивной, и саддукеи ею увлекались.
     Кстати, вопрос, который они задали Христу, про семерых братьев и одну жену, очень похож на греческие загадки. Тамошние философы придумали много подобных загадок. Например: «Если Бог всемогущий, то может ли Он создать камень, который Сам не может поднять?» Или так: «Может ли Бог создать такую тюрьму, из которой Сам не сможет выбраться?» Эти загадки имеют в себе парадокс и призваны опровергнуть саму идею всемогущества.
 
     Так и здесь. Саддукеи хотели опровергнуть идею воскресения и поэтому подошли ко Христу со своим вопросом. «Учитель! Моисей написал нам: „Если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему“. Было семеро братьев. Первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; так же и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женой, ибо семеро имели ее женой?»
     В этом вопросе, кроме философского парадокса, можно заметить утонченное издевательство. Умные и образованные люди порой любят, как теперь говорят, «тонко троллить» собеседников. Разговаривать с легкой насмешкой, с утонченной издевкой. Я сам был таким. Мой знакомый по университету однажды сказал: «Шура, вы умеете так издеваться над людьми, что они этого не замечают». Я, конечно, покаялся и оставил этот грех. Но я его сразу чувствую.
     Что говорят саддукеи? «Учитель!» Они считали Иисуса учителем? Конечно, нет. Они считали Его необразованным деревенщиной, популистом, за которым идут невежды. Почему же они назвали Его учителем? Чтобы поиздеваться. Они собирались задать вопрос, на который Он не ответит. Скорее всего, они задавали его давно и многим, и никто не мог ничего сказать. Поэтому они и начали свою речь словом «Учитель» – чтобы большим был позор Иисуса. Вот, мол, Ты Учитель, а этого не знаешь!
     Кроме того, обратим внимание, собственно, на вопрос: «Итак, в воскресение, когда воскреснут…» Они же не верили в воскресение мертвых, но повторяют это слово дважды, словно с особым удовольствием. Другими словами, они насмехаются над этой идеей, повторяют это глупое слово, с которым возились эти необразованные мужланы.
     Слова саддукеев полны сознания собственного превосходства. Они считали себя умнее всех этих людей. Они уже предвкушали победу и упивались ею. «Не трудно представить блеск в глазах саддукеев и самодовольные ухмылки на их лицах, когда они смотрели на Иисуса и предлагали Ему вопрос, на который, как им казалось, не было ответа» (МакАртур, Толкование на Евангелие от Матфея). 
 
     Что же отвечает им Господь? Его ответ изумителен. Он, конечно, обращен к саддукеям, но еще больше он обращен к нашему времени и к нам. «Этим ли приводитесь вы в заблуждение?» – сказал Христос. Фактически, Он говорит: Вы из-за этого вопроса не верите в воскресение? Вы думаете, что нашли противоречие и поэтому отвергаете будущую жизнь? Воскресение не вписывается в вашу логику? В ваше мышление? Это ваше образование, ваш ум не позволяет вам поверить в воскресение мертвых? Нет! Причина не в вашей загадке, не в вашем образовании и не логических построениях. Причина в том, что вы не знаете Писаний и не знаете Божьей силы. Саддукеи представили Христу человеческие рассуждения, умозаключения, логику, опыт. А Он противопоставил этому: а) Писание; б) Божью силу.
     Как много есть сегодня людей, которые говорят: Я не могу верить в Бога, потому что это не согласуется с наукой, потому что это противоречит здравому смыслу, потому что это не подтверждается фактами! Но действительно ли причина в этом? В самом ли деле Библия противоречит науке, вера противоречит здравому смыслу, а евангельские события не подтверждаются фактами? Это ли вас смущает? Нет! Причина та же самая: не знаете Писаний, ни силы Божьей!
     Из всех людей, окружавших Христа, саддукеи были больше всех похожи на людей, которые окружают нас. Как и наши современники, они не хотели признавать большей части Библии, не верили в воскресение мертвых, считали, что нынешняя жизнь – это все, что у них есть, и хотели как можно лучше в этой жизни устроиться. Но главное сходство саддукеев и современного общества состоит в том, что, как сказал о них Христос: они не знали Писаний и не знали Божьей силы. В этом главная проблема окружающих нас людей: им не знакомо Слово Божье, и им не знакома сила Божья. Поэтому они заблуждаются, поэтому они погибают.
     Дальше ответ Христа можно разделить на две части. В первой Он показывает Божью силу, во второй – Писание.
     Он показывает Божью силу.
     «Когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как ангелы на небесах».
     Саддукеям казалось, что нынешний мир – это самое большое, на что способен Бог. А Христос говорит, что на самом деле Бог гораздо сильнее. Он создаст новый мир, больше и лучше нынешнего. В этом новом мире не будут ни жениться, ни выходить замуж. В новом мире не будет смерти и не будет необходимости в рождении детей. В новом мире не будет греха, и люди будут жить так, как теперь живут ангелы на небесах. 
     Словно на мгновение перед саддукеями приоткрылась завеса вечности, и они на секунду увидели удивительное будущее, рядом с которым померкло настоящее.  Христос словно сказал им: «Вы думаете, что Бог недостаточно силен, чтобы все это сделать?» Кстати, Своим ответом Господь развенчал еще одно заблуждение саддукеев. Они не верили в ангелов, а Он сказал, что ангелы существуют, что они живут на небесах, и однажды люди станут подобны ангелам – сильными, святыми и бессмертными. Неужели это возможно? – могли спросить саддукеи. «Есть ли что трудное для Господа?» – мог повторить Свои собственные слова Иисус, сказанные еще Аврааму (Быт. 18:4).
     Он объясняет Писание.
     Господь знал, что саддукеи признают только Моисея, поэтому Он обратился к самой первой встрече Моисея с Богом. «А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: „Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова“? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых».
     В дальнейшем это выражение «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» повторялась в книгах Моисея много раз. Хотя Авраам, Исаак и Иаков давно умерли, Бог оставался их Богом. И это указывало на то, что они теперь живы, только находятся в другом месте. 
     Это можно проиллюстрировать на простых примерах. Многие из нас были гражданами Советского Союза, имели паспорта. А кто из нас сегодня является гражданином СССР? Никто! Нет такой страны, нет и гражданства. Мы были ими, но теперь нет. Господь мог бы сказать: «Я был Богом Авраама, а теперь буду вашим Богом», но Он сказал: «Я есмь Бога Авраама, Исаака и Иакова». 
     Матфей сообщает, что Своим ответом Христос «привел саддукеев в молчание» (Мф. 22:34). Они ничего не смогли Ему ответить и ушли пристыженные. 
 
     А теперь давайте поговорим о практическом применении того, что мы прочитали.
     Первый практический аспект касается веры в воскресение мертвых. Напоследок Господь сказал саддукеям: «Вы весьма заблуждаетесь». «Весьма» означает «очень». Он считал их заблуждение о воскресении мертвых серьезным, большим заблуждением. Другими словами, Христос считал учение о воскресении очень важным учением, имеющим большое значение для жизни.
     Почему же учение о воскресении так важно? Почему для Христа, а потом и для апостолов эта истина была такой значимой? Дело в том, что если мы верим в воскресение, то мы верим, что главное – впереди. Что наша настоящая жизнь не здесь, а там. И это оказывает огромное влияние на наше настроение и наше поведение. 
     Для начала, если мы верим в воскресение, то будем намного легче переносить тяготы и страдания этой жизни. Не так давно я провел две недели в Казани. Мне там организовали хорошие условия, но все равно, эти условия были гостиничными. Первое время там было холодно, еда для меня была слишком соленая и острая. Но я все переносил, потому что знал: еще немного, очень немного – и я окажусь дома, где хорошо, уютно и вкусно. Так и в этой жизни мы намного легче переносим трудности и невзгоды, если помним, что «мы здесь временные гости», что однажды мы воскреснем, и к нам вернутся силы, здоровье, утраченные органы, и мы будем чувствовать себя так, как никогда не чувствовали в этом мире.
     Кроме того, вера в воскресение важна потому, что мы будем готовиться к своей будущей жизни, собирать богатство для вечности. Саддукеи не верили в воскресение и потому ничего не вкладывали в будущую жизнь. А Христос учил заботиться о вечном будущем: «Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14:13-14).
     Позвольте спросить: друзья, братья и сестры, вы верите в воскресение мертвых? Вы верите, что если умрете, то потом вновь оживете? Если вы сказали «Да», то насколько ваша жизнь соответствует этой вере? Вы приумножаете свое состояние в Божьем Царстве? Готовите себе имущество для будущей жизни? Размышляете, ожидаете, предвкушаете? Или все ваши мысли заняты жизнью нынешней с ее заботами и хлопотами? Если так, то мы мало отличаемся от саддукеев, которые жили «здесь и сейчас» и не верили в загробную жизнь.
 
     Еще один важный аспект касается противостояния безбожным силам. У каждого христианина в жизни наверняка появятся свои «саддукеи». К нам обратятся люди, возможно, образованные, возможно, авторитетные, состоявшиеся. Они зададут нам умные вопросы, предложат логические умозаключения, составят хитрые схемы. И мы можем растеряться.
     В моей жизни было, пожалуй, два вида «саддукеев», которые прямо или косвенно пытались на меня влиять своими вопросами и своими предложениями. Первые пытались убедить меня, что Библия несовместима с наукой. Что биология, археология, палеонтология, астрономия и другие дисциплины противоречат Библии. Например, свет далеких звезд летел к нам миллиарды лет, а по Библии земле всего 6-7 тысяч лет. Или как появились хищники, у которых весь организм удивительно приспособлен к охоте, если по Библии все животные изначально были травоядными (и будут травоядными в будущем)? На эти вопросы у меня ответа нет. Правда, и у меня есть вопросы, на которые у них ответа нет. Но, все-таки…
     Это первый вид «саддукеев». А второй вид пытался внушить мне мирской подход к служению. Есть успешные компании, есть специалисты по работе с людьми – психологи, маркетологи, социологи. Меня убеждали: перенимай опыт, у них же это работает, а ты чего достиг? Ты же хочешь, чтобы церковь росла, люди приходили. Что мне было ответить? Да, хочу. Но и применять эти средства я не могу. Совесть не позволяет. Это все такое мирское, такое небиблейское…
     Возможно, у вас в жизни были и будут свои саддукеи. Противостоять им можно только тем, что сказал Христос: верой в Писание и верой в Божью силу. Если Библия – неправда, и Бога нет, тогда они правы. Но если Библия истинна, и Бог действительно такой, как в ней описано, тогда правы мы. И неважно, что мы не на все вопросы знаем ответы. Главное, чтобы мы опирались на эти две точки опоры: Писание и Божью силу. Вера в Библию и вера в Божью силу – вот что поможет нам противостоять всем влияниям безбожных сил.
 
     И, наконец, третий аспект, прямо вытекающий из слов Христа. Господь сказал саддукеям, что они не знают Писаний и Божьей силы. А знаем ли мы их?
     К сожалению, это не только проблема современного общества, но и современного христианства. Слова Господа можно отнести и к абсолютному большинству людей, называющих себя христианами. Притом как в православной и католической церквах, так и среди протестантов, и в церквах евангельских. Вместо Божьего Слова в них проповедуются человеческие измышления, достижения современности. Вместо Божьей силы вводятся в действие сценические эффекты и воздействие на психику.
     Поэтому я считаю именно эту фразу Христа особенно важной. Знаем ли мы Писание и знакома ли нам Божья сила? Для проверки зададим себе по одному вопросу:
     Насколько хорошо я знаю Писание?
     Знать Библию должны не только проповедники, но и каждый христианин. А чтобы знать Писание, нужно его регулярно изучать. Многократно перечитывать, делать записи. И я не могу принять возражения, что у вас плохая память. То, что нам нужно, мы знаем. Мы знаем свои квартиры, и где что в них лежит. Мы знаем свои обязанности по работе. Мы знаем своих детей, их проблемы и характеры. И на все это у нас хватает памяти, а на Библию нет? Что важнее: материальная жизнь или духовная? Конечно, духовная. А с чего начинается духовная жизнь? С Библии. Не знаем Писания – не знаем Бога и не имеем духовной жизни. 
     Знакома ли мне Божья сила?
     Видим ли мы проявления Божьей силы в своей жизни? Павел писал: «Я тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол. 1:29).
     Действует ли в нас Божья сила и насколько она могущественна? Можем ли мы сказать: «Я смотрю на себя и изумляюсь тому, что во мне производит Бог»? Побеждает ли Божий Дух нашу плоть? Производит ли Бог в нас Свои добрые плоды? Становимся ли мы с каждым годом больше похожими на Иисуса Христа?
     А кроме того, действует ли Бог Своей силой не только в нас, но и через нас? Совершает ли Он через нас Свое служение в церкви и в мире? Являемся ли мы проводниками Его силы? Чувствуем ли, как Он берет и направляет нас Своей всесильной рукой?
     И если на оба эти вопроса, «Знаем ли мы Писание?» и «Знакома ли мне Божья сила?» у нас ответ «Нет», то чем мы отличаемся от саддукеев? Мы точно так же «заблуждаемся». Это, кстати интересное слово в греческом языке. Буквально оно означает «заблудиться», «сбиться с пути». Верующий, который не знает Писания и не имеет в своей жизни проявлений Божьей силы, сбился с пути. Может быть, мирская жизнь привлекла его блестящими приманками. Может быть, кто-то увлек его философией по стихиям мира, а не по Христу. Может быть, он духовно уснул. А может быть, и не знал Бога никогда. Настоящий христианин стоит на этих двух камнях, живет этими двумя источниками: Писанием и Божьей силой. Без них не может быть настоящей веры, не может быть настоящей духовной жизни.
 
     Во Втором Послании к Коринфянам (6 гл.) Павел защищает свое апостольство. И в частности рассказывает, в чем протекает его жизнь. Это примечательный текст, один из самых прекрасных в Библии. Вначале он говорит, что часто находится «в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами в темницах, в изгнаниях, в трудах». Печальная картина. Но потом вдруг тон меняется, и Павел провозглашает еще две вещи, в которых он пребывал и которые давали ему способность все переносить и побеждать: «В слове истины, в силе Божией» (2 Кор. 6:7).
     Вот в чем секрет победоносной жизни, вот в чем нам нужно пребывать, чтобы не превратиться в саддукеев: в Слове истины, в силе Божьей. Пусть эти два великих чуда станут для нас постоянными точками опоры, как это было и для Христа. Сможем ли мы перевернуть землю? Не знаю, но других точек опоры у христианина быть не должно.
 
ФайлЗагрузить: Точки опоры (Мк. 12:18-27)

Размер файла: 20 080 Кб

Загружено: 25