Проповеди | Опьянение (Мк. 11,27-33; 12,1-12)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 
Ссылка на видео
 
27  Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники, и книжники, и старейшины
28 и говорили Ему: «Какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал власть делать это?»
29 Иисус сказал им в ответ: «Спрошу и Я вас об одном – ответьте Мне, тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю:
30 крещение Иоанново с небес было или от людей? Отвечайте Мне».
31 Они рассуждали между собой: «Если скажем: „С небес“, – то Он скажет: „Почему же вы не поверили ему?“»
32 А сказать: «От людей», – боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророком.
33 И сказали в ответ Иисусу: «Не знаем». Тогда Иисус сказал им в ответ: «И Я не скажу вам, какой властью это делаю».
 
1  И начал говорить им притчами: «Некоторый человек насадил виноградник, и обнес оградой, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2 И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника.
3 Они же, схватив его, били и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу, и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5 И опять иного послал, и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же еще одного сына, любимого, напоследок послал и его к ним, говоря: „Постыдятся сына моего“.
7 Но виноградари сказали друг другу: „Это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше“.
8 И, схватив его, убили, и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? Придет и предаст смерти виноградарей и отдаст виноградник другим.
10 Неужели вы не читали этого в Писании: „Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла:
11 это – от Господа и дивно в очах наших“?»
12 И намеревались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.
 
     «Опьянение — особое состояние нервной системы вследствие приёма алкоголя или наркотиков. На начальной стадии опьянение иногда проявляется беспричинно радостным, приподнятым настроением (эйфория). В зависимости от вещества, вызывающего опьянение, различают следующие виды опьянения: алкогольное опьянение, опьянение, вызванное снотворными веществами; опьянение табаком; летучими  растворителями». Это данные из Википедии. Хотя умные люди говорят, что состояние опьянения бывает не только от наркотических веществ. Бывает, что человек чувствует себя опьяненным и по другими причинам. Одними из самых страшных являются опьянение кровью и опьянение властью. Вот об опьянении властью мы сегодня и поговорим.
     Со многими людьми, как только они поднимаются на высшие ступени руководства, происходит некое превращение, метаморфоза. Всему миру известно изречение английского историка Джона Актона: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Великие люди – почти всегда страшные люди». Исследования показали, что власть, среди прочего, разрушает способность человека к сочувствию. Власть меняет даже функции головного мозга (это показало исследование Сукхвиндера Оби, нейробиолога из Университета имени Уилфрида Лорье (Онтарио, Канада)).
     Как это происходит? Сперва медленно, потом быстро. Шаг за шагом, один неверный выбор за другим, зачастую неосознанный. Человек привыкает давить на окружающих. Он претендует на особое к себе отношение, он принимает решения самовластно, он настаивает на своем. Когда такого босса останавливают, скажем, за превышение скорости, он впадает в агрессию и кричит: «Да вы знаете, кто я?»
     Наверное, мы все замечали, как преображаются коллеги, знакомые и друзья после назначения на высокий пост. Они становятся более жесткими, требовательными и нетерпимыми. Мы говорим себе: «Нет, со мной такого не случится, я не такой». Но исследования показывают: даже незначительное повышение в должности может сильно повлиять на человека и его поведение.
     Среди многих исторических примеров опьянения властью мне хочется выделить один – итальянского диктатора Бенито Муссолини. Несмотря на срок давности, многие помнят его надменное, с выпяченной нижней губой, выражение лица. Именно Муссолини придумал фашизм. В 1919 г. он организовал партию фашистов (название происходит от слова «фаши» – это палки, которыми наказывали провинившихся римских солдат). Муссолини придумал ряд вещей, позаимствованные немецкими нацистами. Среди них – вскидывание руки в приветствии. Для себя он придумал особое звание «дуче», что значит «вождь».
     В 1922 г. Муссолини организовал переворот и захватил власть. Он присвоил себе полномочия диктатора, организовывал и поддерживал терроризм, вторгался в соседние государства. Вместе с Германией вступил во Вторую мировую войну. Я выбрал его потому, что властолюбие у него прямо-таки написано на лице. Он буквально пышет спесью и чванством. Посмотрите, как он говорил речи, и вам все станет ясно. Это был человек, опьяненный властью.
 
     Это было бы смешно, если бы перед нами не стоял душегуб и кровопийца, упивавшийся властью и сходивший из-за нее с ума.
     В сегодняшнем тексте мы видим других людей, опьяненных властью: первосвященников, старейшин и книжников. Эти люди входили в синедрион – иудейский «парламент». Конечно же, страна была под оккупацией римлян, иудеи были вынуждены ходить на поклон к Понтию Пилату. И тем не менее определенной властью они обладали. У них была часть светской власти и у них была власть религиозная. Они эту власть имели, они ею дорожили, и они ею упивались. 
     В сегодняшнем тексте описана первая встреча Иисуса Христа с первосвященниками. До этого они много слышали о Нем, но лично не виделись. Однако Христу не нужно было долго всматриваться и изучать их, чтобы определить их болезнь. Он сразу все увидел. Они были больны властолюбием. Они были наркоманами, и наркотик, от которого они получали эйфорию и без которого испытывали ломку, – власть.
     Но давайте присмотримся к этим людям мы. Нам, в отличие от Христа, нужно какое-то время, чтобы различить признаки одержимости властью. А признаков этих три.
     - Первый признак: они говорили о власти. «Какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал власть делать это?» – спросили они. О чем шла речь? А речь шла о погроме, который Христос учинил во дворе храма. В этом месте должны были возноситься молитвы, а с попустительства священников там творился беспредел. Шла бойкая торговля волами, овцами и голубями, сидели меновщики денег. При этом они, несомненно, громко расхваливали свой товар и зазывали покупателей. Даже на нашем базаре обстановку нельзя назвать тихой. А уж восточный базар – это настоящее столпотворение. Этих торговцев и разогнал Иисус.
     И вот, когда Он на другой день снова появился в храме, к Нему и подошли первосвященники. Они пришли как представители власти и сразу заговорили о власти. Важно увидеть в их словах, как много значила для них власть. Они словно говорили Христу: В этом храме хозяева – мы, а Ты кто такой? Мы здесь всем заправляем, потому что мы первосвященники. Нам эту власть дал Бог, Он сказал о нашей власти в Писании. Поэтому мы можем допускать сюда этих торговцев. А Тебе кто разрешил вмешиваться в наше руководство? Какою властью Ты их выгоняешь? Кто Тебе дал власть наводить здесь порядки?
     Вот он, первый признак властолюбия: такие люди дорожат властью и очень чувствительны к посягательствам на власть. Первосвященники могли бы спросить: «Какие у Тебя претензии?» Или: «Что плохого Ты нашел в торговле?» Или: «Где торговать этим добрым людям?» Или еще что-нибудь. Но они заговорили именно о власти. Это было для них самое главное.
 
     - Второй признак: они старались схватить Его. Это очень явный признак. Люди, которые больны властью, часто прибегают к насилию. Вероятно, вы тоже это не раз замечали. Руководители, которые любят власть, действуют силой. 
Начальник, опьяненный властью, кричит на подчиненных, действует с помощью угроз, штрафов, увольнений, санкций. Правитель, который упоен властью, наращивает полицейский аппарат, устраивает репрессии, разгоны демонстраций и «посадки» неугодных. К сожалению, в ряде бывших республик Советского Союза власть удерживают именно такие люди. И чем восточнее, тем это проявляется ярче. 
     А как ведет себя пастор, заболевший «властной лихорадкой»? Как правило, ведет он себя авторитетно, с важностью и достоинством. В проповедях он часто говорит о послушании и подчинении. Властолюбивый пастор не любит уступать и продвигает свое мнение. Если появляются кандидаты на его место, он воспринимает это как личное оскорбление и цепко держится за свое положение. В общем, то же самое, что и первосвященники. Он много рассуждает о власти и действует силой. 
     Что делать с таким пастором? Во-первых, подчиняться, это библейская заповедь. Если его указания не противоречат Писанию, то нужно быть послушными. Но в то же время одним лишь послушанием ограничиваться нельзя. Нужно молиться за него, чтобы Господь изменил его сердце либо сменил его самого. Кроме этого, нужно кротко обличать такого служителя. Подходить к нему и смело, с верой, что Бог тоже в этом участвует, высказывать, в чем он согрешает. Если обличения не действуют, тогда можно обратиться к другим руководящим братьям и изложить свой взгляд. Если и братья ничего не сделают, тогда на членском собрании рассказать о том, как, по вашему мнению, пастор согрешает против церкви. Это обязательно нужно делать с духом кротости и наблюдая за собой, чтобы самим не согрешить. Конечно, властолюбивый пастор вряд ли будет это терпеть и, скорее всего, постарается вас выжить, а то и отлучит. Но важно помнить, что есть Господь, Который все знает, все видит, и Который вершит правосудие. 
     Болел ли я этой болезнью? Знакомо ли мне упоение властью? Да, болел и да, знакомо. Сравнивая себя с другими, я считаю, что болел в легкой форме и переболел. Господь меня смирял, и смирял действенно. Но, в любом случае, со стороны бывает виднее, поэтому я прошу вас, если вы замечаете во мне какие-то признаки властолюбия, обязательно подойдите и скажите. Обещаю, что вам ничего за это не будет, и если совесть меня обличит, то покаюсь.
 
- И третий признак властолюбия у первосвященников – они совершенно не думали о Боге. 
     Вот, Господь спросил их: «Крещение Иоанново с небес было или от людей?» И как они рассуждают? «Если скажем: „С небес“, – то Он скажет: „Почему же вы не поверили ему?“» То есть, нужно будет признать, что они были неправы. А как это им, власть имущим, признать свою неправоту? Они же потеряют весь свой авторитет! С другой стороны, если сказать: «От людей», то народ возмутится. Все считают Иоанна пророком, и мы снова потеряем авторитет! И так плохо, и сяк плохо… О чем думают эти люди? Они думают о своем имидже, о том, как они выглядят перед людьми, о том, как не уронить свой авторитет. Но они совершенно не думают о Боге.
     А как нужно было поступить? Нужно было добросовестно и честно задуматься: в самом деле, от Бога пришел Иоанн Креститель, или это было его личное человеческое начинание. Нужно было взвесить все «за» и «против», еще помолиться, чтобы Бог помог правильно решить – и выработать мнение. А потом, как решили, так и сказать, невзирая ни на мнение людей, ни на свой авторитет. Сказать не перед людьми, а перед Богом.
     В первую очередь они должны были думать о Боге. Кто учредил пост, который они занимали? Бог. Кто возвел их до этого положения? Бог. Кому они должны были служить в этом храме от имени этих людей? Богу! И при всем этом они о Боге совершенно не думали. Власть настолько их опьянила и ослепила, что Бог совершенно вытеснился из их мыслей и их сердец.
Как настоящие политики, они дали уклончивый и лживый ответ. «Не знаем». Они правда не знали? Скорее всего, они уже не верили ни в какие небеса. Власть настолько ослепила и опьянила их, что и мысли о Боге не возникало в их одурманенных сердцах. 
     Тимофей рассказал, что в его бригаде на работе три «сердечника», то есть люди, у которых проблемы с сердцем. Двое из них – молодые ребята, при этом любители выпить и покурить. Когда Тимофей попытался сказать им, что это, мол, вредно, они ответили: «Мы, Тимофей, все равно до твоего возраста не доживем». Они что, правда хотят умереть молодыми? Нет, но просто не думают о своих проблемах. Их вредные привычки для них важнее, потому что выпить и покурить хочется сейчас, а смерть, пусть даже и преждевременная, когда она еще придет… Лучше о ней не думать.
     Так и эти священники. Власть опьянила их, и они думали только о том, как ее удержать и укрепить. Чтобы не потерять эту кормушку и это упоение.
     На это Иисус им ответил: «И Я не скажу вам, какой властью это делаю». Почему Он не сказал им: «Я пришел с небес, моя власть – от Бога»? Видимо, потому, что они бы все равно не услышали. Поэтому Он не сказал прямо, а вместо этого рассказал им замечательную притчу о злых виноградарях. И вот, в этой притче Он все очень точно и ясно показал: и кто Он такой, и кто они такие.
 
     Что хотел Христос показать этой притчей?
     Прежде всего, Он хотел показать Бога. И из этой притчи мы действительно многое можем узнать о Боге Отце. Во-первых, мы узнаем, что Он существует. Он создал этот мир и этот народ. Он поручил Свое наследие им, священникам, и они подотчетны Ему. Он регулярно посылал к ним Своих слуг, пророков, а напоследок послал Своего Сына, чтобы потребовать отчета. И, наконец, в будущем, Он придет к нерадивым управителям и сурово накажет их за их грех. Хотя злые виноградари привлекают наше внимание, главный герой этой притчи – Бог. Он все начал, и Он все закончит. 
     Затем Он показал состояние сердец этих священников.
     Рассказ о злых виноградарях невольно вызывает в сердце чувства возмущения и негодования. Это ж надо какие наглецы! Присвоили виноградник, убивают слуг, и даже сына не постыдились. Но наглецы – это одно. А главное – это какие они безрассудные! Неужели они не понимали, что это им с рук не сойдет? Неужели думали, что так все время и будут хозяйничать в этом винограднике? Какие бестолковые! Понятное дело, что хозяин скоро придет, и тогда им мало не покажется. Как они не могут сложить два и два?
     Почему они такие? Потому что им вскружило голову обладание виноградником. Им так нравился этот виноградник, им так хотелось им владеть, что они не думали о последствиях и не хотели осознать, что их ждет.
     Наконец, Он показал их будущее.
     Такая жизнь не будет длиться вечно. Грех получит свое воздаяние. Наглецы и убийцы получат по заслугам. Первосвященников не ждало ничего хорошего. Впереди был Божий гнев.
 
     Давайте на минуту отвлечемся от этих первосвященников и задумаемся о себе. Ведь эту же притчу можно применить к абсолютному большинству людей в нашем мире! Окружающие нас люди – это те же виноградари. Хозяин этого мира – Бог. Он создал эту землю и вверил нам. Он дал нам жизнь, дал тела и каждый год посылает урожай винограда, а также хлеба, овощей, фруктов и многого другого. И Он ожидает, что люди будут Его чтить и будут Ему служить.
     Что же люди? А люди наплевали на Него и на Его Слово. Прогоняли, а иногда и убивали Его служителей. Опьяненные кто властью, кто деньгами, кто славой, кто удовольствиями, они знать не хотят ни Бога, ни того, что их ждет! Но Бог есть. Он все видит и все знает. Он – хозяин в этом мире, и мы Ему подотчетны. Мы должны Ему служить и подчиняться Его авторитету. Знать Его волю и исполнять ее. И если мы этого не делаем, то однажды Он придет к нам. Мы окажемся перед ним лицом к лицу и тогда нам тоже мало не покажется.
     Но это неверующие люди. А что же христиане? Не опьяняем ли мы себя чем-либо, забывая о Боге? Да, среди нас мало начальников, мы не пьем, не курим и не изменяем супругам. Но опьянения среди верующих хватает. Есть христиане, опьяненные влюбленностью (в смысле, влюбленные), есть опьяненные детьми, опьяненные интернетом, опьяненные деньгами, опьяненные удобствами, опьяненные перееданием.
     Мой хороший друг по имени Павел, директор лагеря «Жемчужинка» рассказал об одних своих знакомых. «Жемчужинка» – это большая лагерная база. Время от времени она простаивает. К сожалению, в братстве нет столько мероприятий, чтобы ее заполнить. Поэтому базу сдают на некоторое время представителям других деноминаций. В прошлом году я приехал туда для участия в лагере, и мы с Павлом разговорились о христианском воздержании. И вот, он рассказал мне о «старших братьях» одной деноминации, которые пользуются его базой. Эти «старшие братья» души не чают во вкусной еде. Все они очень полные – и это не от диабета и не от поджелудочной железы. Просто они очень много едят. И, встречаясь, они подолгу разговаривают… догадайтесь, о чем? О еде, конечно! Притом обо всяких изысканных блюдах, которые им довелось попробовать.
     А не так давно мы с моим сыном Тимофеем провели некоторое время в компании братьев-предпринимателей. Братья ходят в церковь, но занимаются бизнесом. Мы были там несколько часов. Догадайтесь, о чем разговаривали братья? Конечно, о своем бизнесе. Когда мы уезжали, Тимофей сказал мне то, от чего у меня приятно заныло сердце. Он сказал: «Неужели им совсем не интересно говорить о Боге и о Библии?» Разумеется, я сознаю, что у него много недостатков, и ему еще многому нужно научиться. Но я просто счастлив и безмерно благодарен Богу, что мой сын любит разговаривать о Боге и о Библии. И мы с ним часто говорим на библейские темы. Я вижу, что он увлечен – не мирской чашей опьянения, а Божьим Духом и Божьим Словом.
 
     Давайте проверим себя. Не опьянены ли мы чем-нибудь ненужным? Это очень легко распознать. 
     - Мы много об этом говорим и думаем.
     - Мы злимся, когда нас этого лишают.
     - Мы перестаем думать о Боге. 
     Это главный симптом. Бог становится нам неинтересен. Опьянение вытесняет Его из наших сердец.
     Что же делать, чтобы избавиться от этого опьянения и не поддаваться ему в дальнейшем? Посмотрим, что сделал Иисус. Он обратился к Писанию. Это очень важно. Для обличения священников Господь стал приводить места из Библии. И нам, чтобы избавиться от мирского обольщения и духовного опьянения, нужно погрузиться в Библию, наполниться и насытиться ею. 
     «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16).
     Притча о винограднике должна была быть знакомой священникам. Очень похожую притчу можно найти в пятой главе книги Исаии: «Воспою возлюбленному моему песнь… о винограднике его».
     Затем Он напомнил им текст из Псалма 117: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это – от Господа и дивно в очах наших».
     И нам нужно начать с Писания – и через него приближаться к Хозяину виноградников, лесов, полей, морей и наших душ. Каждый день нам нужно приходить к Нему, проверяя свою совесть и рассказывая Ему о том, как прошел сегодняшний день в Его винограднике. Нужно служить Ему искренне и беззаветно. Жить не для себя, а для Него. И тогда день Его пришествия будет для нас не страшным, а желанным.
 
     Заключение.
     Страшным был конец «дуче» Муссолини. Он пытался бежать в Швейцарию, но партизаны поймали его вместе с молодой любовницей Петаччи. Вместе их расстреляли. Затем тела отвезли в Милан. 29 апреля 1945 года на автозаправке у площади «Пьяцца Лорето» тела дуче и его любовницы подвесили вниз головой. Огромная толпа, собравшаяся на площади, слала мертвецам проклятия, их забрасывали камнями, мусором.
     Над телом Муссолини издевались особенно изощрённо — на нём танцевали и справляли нужду, в результате оно было обезображено до неузнаваемости. Затем тела бросили в сточную канаву».
     Страшным был конец Иерусалима. Храм был разграблен и сожжен. Почти весь город римляне обратили в развалины. Тысячи жителей были убиты, остальных обратили в рабство. Злая смерть постигла иудейское руководство. Римляне вспарывали животы тем, кого находили в храме. Думали, что они наглотались золотых монет из сокровищницы. 
     В зале наружной колоннады храма искали спасения себе 6,000 человек. Римляне зажгли зал, и все они погибли. Священники умирали на ступенях. Некоторые бросались в пламя. Скоро вся гора храма стала морем огня. 
     Страшным будет конец этого мира. Миллиарды злых виноградарей отправятся в ад, где будут мучиться во веки веков. Скорбным будет день Второго Пришествия для многих верующих, которые говорили, что знают Бога, а служили своему чреву.
     Пусть для нас этот день будет радостным и светлым. Это вполне возможно. 
 
ФайлЗагрузить: Опьянение (Мк. 11,27-33; 12,1-12)

Размер файла: 24 500 Кб

Загружено: 28