Проповеди | О молитве и прощении (Мк. 11:25-26)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 
Ссылка на видео
 
 
25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

 

     Прежде всего, обратим внимание, что речь идет о молитве. Христос сказал: «Когда стоите на молитве». Конечно, мы знаем, что главная тема этого текста – прощение. И тем не менее, прежде чем обратиться к прощению, нам важно увидеть и эти слова: «Когда стоите на молитве».
     Для Иисуса Христа молитва была крайне важным занятием. Он Сам проводил в молитве много времени. Регулярно уединялся и погружался в молитву. Он молился в конце трудных дней (например, после насыщения пяти тысяч). Он вставал для молитвы рано на рассвете (Мк. 1). Он проводил в молитве ночи и нередко отходил от учеников днем, чтобы уделить время молитве. Он не только молился Сам, но и призывал к этому учеников, а также учил их, как нужно молиться. И слова о прощении Он произнес в контексте молитвы. Молитва является фоном для прощения.
     В связи с этим посмотрим на короткое, но важное выражение: «Стоите на молитве». Христос не сказал: «Когда молитесь», а именно «стоите на молитве». Что это значит? Мне сразу приходит на память военная тематика. * Солдат стоит на… На чем? На посту, на страже, на карауле. Вроде бы, он не работает руками, не производит полезного продукта. Однако он занят крайне важным делом. Он стоит между достоянием государства и вражескими силами, которые хотят посягнуть на это достояние. От караульного требуется бдительность и готовность. Стоять ему, может быть, скучно. Если ночью, то хочется спать. Если днем, то мысли начинают блуждать. Но доблестный караульный должен гнать прочь эти явления, «бодрствовать и трезвиться».
     Так и молитва. В нашем привычном понимании молитва должна быть прочувствованной, идущей от сердца, «пламенной». Конечно, хорошо, если так. Однако мы порой забываем другую сторону молитвы. Она должна быть нашим «предстоянием» перед Богом. Мы становимся на молитву, словно на боевой пост. Это не только «излияние сердца», не только «разговор с Богом». Молитва – наше «боевое дежурство», наш «священный долг». И неважно, настроились мы на молитву или не настроились… Лучше, конечно, если настроились, но даже если нет, на молитву нужно становиться, «заступать».
 
     Вспоминаю случай, который рассказывал мой друг Володя Тишков. Однажды оказался он среди верующих американцев в Калифорнии. Вечером собрались братья. Расселись по креслам, поговорили, а потом говорят: «Давайте помолимся». Началась молитва, а американцы молятся, сидя. Володе это показалось недуховным, и он, как у нас принято, встал на колени. Он думал было, что ему за это будет честь, но увы, вышло скорее наоборот. Его американские друзья решили молиться основательно. Первый молился не спеша, размеренно и о многих нуждах минут десять-пятнадцать. У Володи заныли колени, а еще и сердце от тревожного предчувствия. Предчувствия его не обманули. Второй молился столько же. А было их там довольно много. Володя понял, что долго не выдержит, признал свое поражение, поднялся с колен и сел вместе со всеми. И вот, каждый из них молился так долго. Это было их служение. Пусть они сидели в своих креслах, но душами своими они стояли на молитве.
 
     Даниил молился три раза в день. Он «стоял на молитве». Давид вставал рано, чтобы помолиться. Он «заступал» на молитву. В доме матери Марка в Иерусалиме было место молитвенного общения. Днем и ночью там неслась молитвенная «вахта».
     У нас прекрасная церковь. Но не идеальная. У нас много упущений, и одно из самых печальных – мы уклоняемся от молитвенного предстояния. Нам нужно мобилизоваться на молитву. Нам нужно организовать свою молитвенную жизнь и вовлекать в молитву других. 
     Молитва – великое дело, самое главное служение любого христианина. Это прямой доступ к Богу. Это потрясающая возможность влиять на все события в мире, не выходя из комнаты. Молитва – это настолько мощное средство, что может даже перемещать горы. Поэтому в нашей жизни она должна стоять на первом месте наряду с Библией. Божье Слово и молитва – два крыла, на которых мы достигаем духовных высот.
 
     Но Христос говорит, что для молитвы существуют два условия. Если они соблюдены, то молитва действует. Если не соблюдены – молитва напрасна. О первом условии мы говорили в прошлый раз. Это условие – вера. Молиться нужно с верой.
А второе условие довольно неожиданное. Если бы меня спросили, какие два условия для молитвы, я бы сказал: вера и искренность. Или: вера и любовь. Вера и настойчивость. А Христос вторым условием для молитвы ставит прощение! «Когда стоите на молитве, прощайте», – говорит Он. 
     Это неожиданно. Более того, важно отметить, что о прощении Иисус говорил не раз и не два. Это была важная тема в Его учении.
     «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим… Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:12, 14-15).
     «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37).
     Для Бога очень важно, чтобы мы приходили к Нему с сердцем, свободным от обид. Чтобы на душе не лежало никаких камней. Если мы за что-то не можем простить людей, то Бог не будет слушать наши молитвы. Он ничего нам не даст, пока мы таим в сердце обиду на кого бы то ни было.
 
     Это напоминает мне один важный закон из Ветхого Завета. Иерусалимский храм состоял из двух залов. Первый назывался «Святое», а второй – «Святое святых». В первый зал каждый день заходили священники. Они наливали масло в светильник, воскуряли благовония на небольшом жертвеннике, а по субботам раскладывали на столе специальный хлеб. Второй зал, «Святое святых», оставался закрытым. Его отделяла тяжелая завеса. Там царил мрак. Там стоял ковчег с десятью заповедями. В этот зал можно было войти только один раз в году. Войти мог только первосвященник – самый главный из священников. Он заходил туда, чтобы просить Бога за народ. 
     Так вот, перед тем, как войти в этот таинственный, темный зал, первосвященник должен был совершить важный обряд. Он должен был принести жертву за свои грехи. Жертва символически очищала его. Когда на жертвенник возлагался бык, Бог прощал священника и выслушивал его молитву.
     Что-то похожее происходит и с нами. Каждый раз, когда мы «становимся на молитву», мы входим во «Святое святых». Но на нас много грехов. Мы каждый день так или иначе согрешаем. Поэтому прежде чем предстать перед Богом, нам нужно очиститься. Иначе Бог не услышит, да еще и разгневается. Как же нам очиститься от своих грехов? Иисус отвечает: «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших». В Ветхом Завете много раз повторяется: «Пусть принесет в жертву быка или овцу – и прощено будет ему». А в Новом Завете повторяется другое средство для прощения грехов: «Прощайте, и прощены будете».
     Не нужны жертвенные быки, не нужны благовонные курения, денежные взносы. Нужно очистить свое сердце от обид и претензий. Нужно перестать накручивать себя и вспоминать, кто чем вас обидел. Нужно все доверить Богу и предстать перед Ним без претензий к людям – и тогда Он не будет иметь претензий к нам.
 
     Но тут возникает один важный вопрос, о котором нам нельзя умолчать. В Библии многократно говорится, что Бог прощает наши грехи не потому, что мы прощаем других. Он прощает нас потому, что мы уверовали в Иисуса Христа. Он умер на кресте за наши грехи – и если мы принимаем дар спасения, то Бог прощает нас. Даром, по благодати. Вот несколько текстов для подтверждения:
     «Всякий, верующий в Него, получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43).
     «Ради Него возвещается вам прощение грехов» (Деян. 13:38).
     «Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верой в Меня получили прощение грехов» (Деян. 26:17-18).
     «Мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф. 1:7; см. Кол. 1:14).
     В тот день, когда мы обратились ко Христу, уверовали в Его спасение, наши грехи были прощены раз и навсегда. Притом были прощены все грехи: прошлые, настоящие и будущие. 
     И тут вдруг Христос говорит, что обязательно нужно прощать других. Неужели спасительной веры не достаточно? Мы ведь знаем, что спасение дается не за наши заслуги, не за то, что мы кого-то простили или кому-то помогли. Только через веру в Иисуса Христа!
     Давайте представим себе ситуацию. Я верю в Спасителя, я принял его благодать и получил рождение свыше. Все было хорошо. Но однажды случилось несчастье. Какой-то маньяк, садист ворвался в мой дом во время семейного праздника. Угрожая пистолетом, он связал меня, а потом на моих глазах истязал моих сыновей, пока они не умерли в муках. Затем несколько часов издевался над моей женой и дочерью, искалечил и изуродовал их – и после этого ушел. И теперь я не могу его простить. Перед моими глазами постоянно стоят эти жуткие картины. Я не сплю ночами и мучаюсь днями. Он ушел безнаказанным, творит где-то сейчас такое же зло – и я просто не в состоянии его простить. И что теперь? Бог не простит меня? Из-за того, что мне не под силу перебороть в себе эту невыносимую боль, я пойду в ад?
     Прежде всего, нам нужно понять, принять и утвердить в себе эту важную мысль: спасение действительно дается нам по вере в Иисуса Христа. Если мы настоящие, возрожденные христиане, но по каким-то причинам не можем перебороть в себе обиду, это не значит, что мы потеряли спасение. Если мы не находим в себе сил для прощения, это не значит, что Господь вычеркнул наши имена из книги жизни. Он принял нас, и уже не прогонит прочь. Он возлюбил нас, и уже не разлюбит. Он дает нам спасение не потому, что мы перестали грешить или перестали обижаться. Спасение дается по благодати через веру в Иисуса Христа.
 
     Но как же нам тогда понимать слова Господа? Хочу предложить два ответа. Один – это мнение богословов. Так объясняют наш текст евангельские толкователи. А второй – более практический.
 
     Итак, первый ответ – богословский.
     Богословы утверждают, что здесь речь идет не о вечном прощении, а только о молитве. Если мы не прощаем людей, то это омрачает наши отношения с Богом, и Он не будет отвечать нам, пока мы не простим своих обидчиков.
     Приведу пример. У многих из нас есть дети и все мы сами были детьми. Поэтому такая ситуация, несомненно, нам знакома. Если дети, скажем, поссорятся друг с другом, то папа или мама говорят им: «Просите друг у друга прощения! Пока не попросите, на улицу не пойдете». Просить прощения не хочется, но на улицу хочется очень. Поэтому через некоторое время дети церемонно просят прощения, мирятся и получают разрешение идти гулять. Или, положим, дети разбросали свои вещи – одежду и игрушки, а убирать не хотят. И мы им говорим: «Пока не уберете свои вещи, компьютер не получите!» Убирать вещи никто из детей не любит. Но компьютер манит с непреодолимой силой. В результате вещи убираются и доступ к компьютеру предоставляется.
     А теперь вопрос: в то время, когда дети ссорились, и мы не пускали их на улицу, они перестали быть нашими детьми? Или когда они не хотели убирать свои вещи, и мы не пускали их к компьютеру, мы отказывались от них и собирались сдать в детдом? Конечно же, нет! Мы их по-прежнему любили и жалели. Просто у них была проблема, и мы решали ее вот таким способом. Так и наш Небесный Отец. Одна из главных проблем христиан – непрощение. Мы все время от времени обижаем друг друга и обижаемся друг на друга. И если бы мы не прощали один другого, то любая церковь в конце концов развалилась бы, раздробилась и рассыпалась. К сожалению, порой так действительно случается, но пусть у нас никогда такого не будет. 
     Господь знает об этой угрозе. Он знает, насколько она опасна и насколько серьезна. Поэтому Он поставил нам условие: пока вы не простите друг друга, Я не буду вас слушать. Я не перестану вас любить, Я не заберу у вас спасение, но Я не буду отвечать на ваши молитвы. Если вы не станете общаться друг с другом, то и Я не буду общаться с вами. Если вы будете предъявлять претензии друг ко другу, то и Я буду предъявлять претензии к вам. Если вы будете напоминать друг другу о согрешениях, то и Я буду напоминать вам о ваших грехах. Я приму вас в Свое Небесное Царство, потому что вы верите в Моего Сына, но на земле ваша жизнь будет несчастной и убогой. Вы не получите моих благословений, вы не сможете радоваться общению со Мной, в вашей жизни не будет действовать Моя благодать – все потому, что вы не смогли простить своих обидчиков.
 
     Второй ответ – практический
     Настоящий христианин не может не простить. Это может занять некоторое время, но если я настоящий христианин, то обязательно прощу. Что бы ни было совершено против меня или моих близких, я прощу.
     Тому есть три причины:
     - Причина первая: настоящий христианин послушен Богу. Если мой Господь велел мне прощать, то я приложу все силы, чтобы это исполнить. Заповедь прощать одна из самых главных в Новом Завете.
     «Будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32).
     «Снисходя друг к другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:13).
     При этом Христос не только оставил нам заповедь прощать, Он еще и показал удивительный пример прощения. Когда Ему в руки и ноги забивали страшные гвозди, когда Он терпел невыносимую боль, перед лицом мучительной и унизительной смерти, Он молился: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают».
     И если мой Господь велел мне прощать и показал личный пример, а я не хочу и не прощаю, то я не христианин, и я несерьезно отношусь к Богу.
     - Причина вторая: настоящий христианин сознает, сколько прощено ему.
     Я умышленно не вспомнил одну притчу Христа, наверное, главную притчу о прощении. Мы должны обязательно ее прочитать.
     «Царство Небесное подобно царю, который захотел произвести расчет с рабами своими. Когда начал он производить расчет, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: „Государь! Потерпи на мне, и всё тебе заплачу“. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: „Отдай мне, что должен“. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: „Потерпи на мне, и всё отдам тебе“. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видя происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: „Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?“ И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его»» (Мф. 18:21-35).
     Сто динариев – это зарплата за четыре месяца. Серьезные деньги. Но десять тысяч талантов – это примерно триста тонн золота!!! Так вот, наш долг перед Богом еще больше. Наша вина перед Ним еще ужаснее.
     Мы бесконечное количество раз оскорбляли Бога. Мы были себялюбивы и неблагодарны. Он нас кормил, а мы, словно волки, все смотрели в лес. Он посылал нам множество даров, а мы словно капризные дети, все время жаловались, что мало. Он дал нам Свое Слово, а мы его не читали. Он открыл для нас Свой тронный зал, а мы забыли туда дорогу. Он отдал за нас Своего Сына, а нам жалко для Него даже седьмого дня и десятой части доходов. Мы нарушали Его заповеди, мы бесчестили Его имя, мы обижали Его детей, мы позорили Его церковь.
     И все это Он нам простил. По сравнению с этим даже если бы весь мир против нас грешил, это мелочь. Стоит нам осознать, насколько виновны мы – и мы простим любой грех, совершенный против нас, не задумываясь.
     - Причина третья: настоящий христианин имеет в себе силу Святого Духа.
     Некоторые вещи мы действительно не можем простить по-человечески. Но для этого Бог и дал нам Своего Святого Духа. Христиане – не обычные люди. Господь преобразил нас, дал нам способности, недоступные «простым смертным». Мы любим Бога, мы ненавидим грех – это явления непонятные неверующим. И одна из самых удивительных наших способностей – способность прощать.
 
     Корри Тен Бум была младшей из четырех детей в семье голландского часовщика. 
     В 1940 году нацизм вторгся в Нидерланды. Семейство Тен Бум ушло в подполье, организовав работу по помощи евреям. Всем, кто приходил в их дом предоставлялся кров, питание, одежка и душевная поддержка. В результате большое число евреев, избежали холода, голода и арестов.
     28 февраля нацисты арестовали семейство Бум, их выдали голландские информаторы. Корри и ее родные были отправлены в Схевенген, где через  десять дней умер папа. Вскоре Корри и ее сестра Бетси были отправлены в другой концентрационный лагерь в Нидерландах, а позже - в 1944 году – в лагерь Равенсбрюк, где Бетси умерла.
После войны Корри вернулась в Нидерланды и стала организовывать там реабилитационные центры, а в 1946 году вернулась в Германию – в качестве лектора.
 
     Этот случай произошел в 1947 году. Корри приехала из Голландии, чтобы выступить в церкви в Мюнхене с речью о Божьем прощении. Когда в конце собрания люди начали вставать и выходить из зала, к Корри подошел человек в серой шинели. Она узнала его… «Человек, пробиравшийся вперед, был охранником из Равенсбрюка – одним из самых жестоких».
     Корри вспоминала: «Вот, он стоял передо мной и протягивал мне руку: «Прекрасная, фрейлейн! Как приятно осознавать, что все наши грехи – во глубине морской!»
     И я, так бойко только что рассказывавшая о прощении, теребила в руках свою записную книжку не в силах подать ему руку. Он, конечно же, меня не помнит… но я вспомнила и его, и кнут, висевший у него на ремне. Я оказалась лицом к лицу со своим мучителем, и казалось, кровь застыла у меня в жилах. «Я стал христианином, – сказал он. – Я знаю, что Бог простил меня за все мои жестокости, но я хотел бы услышать это и от вас, фрейлейн, – и он вновь протянул руку, – простите ли вы меня?»
     И я стояла там – я, чьи грехи были прощены – и не могла простить. Бетси умерла в том жутком месте – может ли он стереть память о ее медленной ужасной смерти, просто попросив прощения?
     Должно быть, он стоял там всего несколько секунд – с протянутой рукой – но мне эти секунды показались часами, в которые мне пришлось бороться, чтобы сделать самое трудное. Я должна была это сделать – я знала. Послание о Божьем прощении начинается с условия: мы должны сначала простить тех, кто причинил нам зло. «Если вы не простите людям согрешений их, – сказал Иисус, – то и Отец Небесный не простит вам согрешений ваших».
     Я стояла неподвижно, холод сжимал мое сердце. Но прощение – это не эмоция, – это я тоже знала. Прощение – это решение воли, а воля может действовать независимо от температуры сердца. «Иисус, помоги мне! – помолилась я про себя. – Я могу протянуть свою руку. Я могу только это. Ты дай мне чувство».
     И так тупо, машинально я протянула свою руку навстречу его руке. И когда я это сделала, произошло нечто невероятное. Как будто электрический ток прошел из моего плеча по руке и ударил в наше рукопожатие. И потом это исцеляющее тепло затопило все мое существо и наполнило глаза слезами. «Я прощаю тебя, брат! – заплакала я. – От всего сердца».
     Мы долго держали друг друга за руки, бывший надсмотрщик и бывшая заключенная. Я никогда не испытывала Божью любовь так сильно, как в ту минуту. Я поняла, что это была не моя любовь. Я пыталась, но не находила сил. Это была сила Святого Духа.
 
ФайлЗагрузить: О молитве и прощении (Мк. 11:25-26)

Размер файла: 21 600 Кб

Загружено: 37