Проповеди | Время собирания смокв (Мк. 11:11-14, 20-21)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 
11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. 
12  На другой день, когда они вышли из Вифании, Он проголодался
13 и, увидев издали смоковницу, покрытую листьями, подошел, не найдет ли чего на ней; но, подойдя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не было время собирания смокв.
14 И сказал ей Иисус: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» И слышали то ученики Его.
20  Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: «Равви! Посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла».
 
     Случай со смоковницей вызывает особый интерес у читателей Евангелий. Очень уж необычное это событие. И очень уж непохоже это чудо на другие чудеса Спасителя. Внимание сразу обращается на некоторые странности. 
     Во-первых, это единственное чудо, в котором Иисус не созидает, а разрушает. Единственное чудо, которое приносит не пользу, а вред. Все Его прежние чудеса были добрыми. Всегда плохое делалось хорошим. Искривленные ноги выпрямлялись. Слепые глаза прозревали. Мертвые тела возвращались к жизни. Всегда имело место улучшение. Здесь – наоборот. Живое погибло, и притом погибло безвозвратно. Засохла не одна ветка и даже не крона – все дерево засохло до корня. Впервые мы видим Иисуса Христа в качестве разрушителя. Он не дает жизнь, а убивает.
     Во-вторых, возникает вопрос: зачем наказывать дерево, которое ничего не понимает? Ведь это у человека есть воля, он может выбирать и, соответственно, нести ответственность. Дерево безвольно. Смоковница не сознавала, что она бесплодна. Ее невозможно было убедить, что нужно поднапрячься и хоть немного принести плодов. Почему она была бесплодной? Возможны разные причины. Может быть, там была плохая почва. Может, какое-то генетическое нарушение. В интернете я прочитал, что дерево может быть бесплодным из-за того, что его слишком глубоко посадили. Другими словами, были какие-то объективные факторы. Само дерево не было виновато, оно не могло выбирать, плодоносить ему или нет.
     В-третьих, Иисус здесь не похож Сам на Себя. Захотел есть, пошел к дереву. Но ведь Он же всезнающий. Разве Он не знал, что там ничего нет? Ну ладно, подошел бы, посмотрел, да и пошел обратно. Так нет, проклял! Это похоже на вспышку раздражения, словно Он не совладал с Собой. Такое бывает у всех нас, но это не правильное, греховное поведение, а ведь Он всегда владел Собой и никогда не грешил! Почему же здесь, словно разозлившись, что останется голодным, Он убил это дерево? Сразу вспоминаются другие события, когда Он вел Себя совсем по-другому. Дьявол предлагал Ему камни сделать хлебами, а Он сказал: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». Почему же здесь Он так озаботился пищей? Или другой случай. В самарянском селении Его не приняли на ночлег, и «сыны грома» Иаков и Иоанн предложили проклясть это селение и навести на него небесный огонь. Что ответил Иисус? «Не знаете, какого вы духа, ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:55-5). Почему же здесь Он повел себя прямо противоположным образом, проявил не дух прощения и терпения, а совсем наоборот?
     И, наконец, в-четвертых, вызывает особое недоумение фраза: «Ибо еще не было время собирания смокв». «Смоквы» – старое название этих плодов, а современное – инжир. Так вот, инжир собирают летом. Древнееврейское слово инжир («каиц») – дало название одному из летних месяцев. В современном еврейском языке словом «каиц» называется лето в целом. А Иисус подошел к смоковнице где-то в конце марта. То есть, до созревания смокв было еще много времени: два-три месяца. Я часто слышал, что плоды на инжире появляются раньше листьев, а потом долго вызревают. Но это ничего не меняет. Были там незрелые плоды или их вообще не было – все равно их нельзя было есть. «Еще не было время собирания смокв». Иисус подошел к смоковнице слишком рано. Незрелые плоды инжира содержат едкий млечный сок и поэтому несъедобны. У нас дети порой обрывают недозревшие яблоки. С инжиром такое не пройдет. Даже дети его не рвут, потому что есть невозможно. 
     Все это вызывает недоумение. Иисус не был каким-то иностранным туристом, который не разбирался в местной флоре. Он там жил и все знал. И знал несравненно больше местных жителей, потому что был Божьим Сыном. Так вот, никто к этой смоковнице не ходил, потому что знали: еще рано. А Он пошел, как и следовало ожидать, ничего не нашел и вдобавок проклял несчастное дерево. Что это все значит?
 
     В далеких девяностых, примерно двадцать два года назад вопрос о смоковнице всплыл между студентами библейского института, одним из которых был я. Мы жили в стесненных, но благословенных условиях. Где-то двенадцать человек в одной комнате. Спали на раскладушках. И по вечерам вели беседы на различные темы, преимущественно, библейские и богословские. Вот, в один из вечеров и возник вопрос, почему Иисус проклял смоковницу. Один из братьев, конечно, сразу сказал, что смоквы, пусть и незрелые, все равно должны были быть. Но меня этот ответ не устроил. Я чувствовал, что главная фраза в этом тексте – «ибо еще не было время собирания смокв». Марк не написал: «Ибо смоковница была бесплодна». Нет, причина была в другом – неподходящее время! Я сел на раскладушку и погрузился в размышления.
     Братья скоро потеряли интерес к вопросу, тем более, что там какие-то две сестры пришли, и внимание переключилось на них. А я сидел и думал. Собственно, не очень долго, но напряженно. И пришел к единственно возможному выводу. Тогда я дошел до него сам, объявил братьям, но они восприняли его довольно скептически. Но другого объяснения в принципе не было. Потом, годы спустя, я прочитал точно такое же объяснение в книгах. Поделился своей находкой с профессором в семинарии, он пришел в возбуждение, похвалил меня и сказал, что вполне согласен. Это было одно из важнейших событий в моем духовном становлении. Оно показало мне, что над Библией нужно думать. Перечитывать, изучать контекст – и Бог поможет найти ответ.
     И ответ такой: Иисус пошел к смоковнице не для того, чтобы поесть. Он прекрасно знал, что еще не время собирания смокв. И Он знал, что там ничего съедобного нет. Он пошел к этой смоковнице, чтобы на ее примере показать ученикам судьбу Иерусалима и всего Израиля.
 
     Журнал «Фома»:
     «На пороге крестных страданий, видя упорное неверие вождей Израиля, Христос произносит суд. Но форма суда была образной, притчевой, только на сей раз притча прозвучала не в словах, а в действиях… 
     Проклятие бесплодной смоковницы – это притча в действии. Так уже бывало в истории Израиля, древнееврейские пророки использовали такую форму проповеди. Иеремия перед лицом народа возлагал себе на шею узы и ярмо … – в знак того, что все они будут служить Вавилонскому царю Навуходоносору (Иер. 27). Иезекииль ставил перед собой кирпич, который символизировал Иерусалим, и вел против него осаду, тем самым показывая иудеям, что город будет осажден (Иез. 4).
     Толкователи сравнивают эту бесплодную смоковницу с современным Христу Израилем. Когда Господь подошел к дереву, только оно, в отличие от прочих деревьев, было покрыто листьями. Так и среди всех народов древнего мира только израильтяне имели богооткровенную религию, Закон и пророков – то есть знали, какой плод ждет от них Господь…
     Подойдя к смоковнице, Христос не нашел на ней плодов – она попросту вводила в заблуждение, обманывала путника своей красотой, но была абсолютно бесполезна, потому что не могла утолить голод. 
     В историческом плане проклятие смоковницы – это символ отвержения Христом религиозных вождей Иудеи, которые отвергли Его».
 
     Многих смущает, что ради иллюстрации Иисус уничтожил дерево. Здесь нам нужно понять, что дерево – это всего лишь дерево. Мы, особенно горожане, порой переносим на деревья человеческие чувства. Нам кажется, что дереву больно, оно страдает и т.д. На самом деле, Бог предназначил деревья для того, чтобы быть расходным материалом. Из дерева строятся дома, дерево идет на производство бумаги, орудий труда, наконец, на топливо. Недавно у нас был выезд на природу. Братья вооружились топором и нарубили шестов для тентов и других нужд. Было ли это грехом или злом? Нет. И то, что Иисус решил употребить смоковницу в качестве иллюстрации, не является жестокостью. Мы срываем цветы, сажаем и вырываем растения на огороде. Все это естественно. Христос хотел показать важную истину, продемонстрировать ученикам пророчество в наглядном виде. И для этого потребовалось уничтожить одно-единственное бесплодное дерево. Стоило оно того? Да, стоило, и ничего в этом неправильного нет.
 
     Мы помним, что ученики ожидали наступления Божьего Царства. И Христос всячески их убеждал, что материального, земного Царства не будет, что время еще не пришло. Они все еще этого не понимали, и тогда Он, увидев смоковницу, решил преподать им наглядный урок. Он свернул с дороги, направился к дереву, для которого не пришло время плодоношения, и ученики, естественно, пошли следом.
 
     В чем было сходство смоковницы с Израилем времен Христа? В следующем:
     - Смоковница была видна издалека. Так и Божий народ был хорошо различим в древнем мире. Евреи уже тогда жили повсюду. Их внешность, их культура и религия сильно отличали их от всех остальных людей. Как, по известному выражению, «рыбак рыбака видит издалека», так и еврея было видно издалека. Бог таким образом устроил их жизнь, что они поневоле обращали на себя внимание.
     - Смоковница была покрыта листьями. Листья у инжира крупные, достигают 20 см. в ширину. Адам и Ева, когда пытались прикрыться после грехопадения, сшили себе одежду из смоковных листьев. Благодаря этим листьям, смоковница дает хорошую тень. Вообще, листья на смоковницах появляются после Пасхи. А это дерево было покрыто листьями. Так и Израиль, в отличие от других народов, имел сложную и грамотную религиозную систему. В то время как в других странах религии были похожи на суеверия, Израиль имел стройную картину мира, четко предписанные церемонии, заповеди и предписания. У них было множество книг, в которых давались ответы на все вопросы. Словно тенистое дерево, все это привлекало людей из других народов. В книге Деяний мы видим, как Павел посещает синагоги в Малой Азии и Греции, и повсюду, где есть синагога, туда приходят и язычники (их называли «боящиеся Бога»). Подобно листьям дерева, шуршали свитки священных книг, словно обещая другую жизнь и новое будущее.
     - Смоковница оказалась бесплодной. Несмотря на пышную листву, плодов не было. Так и в Израиле, несмотря на всеобщую религиозность, настоящих плодов веры практически не было. Каких плодов ожидал Бог от Своего народа? На эту тему много говорили ветхозаветные пророки. Например, Михей: «О человек! Сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8). Но когда Христос пришел к Израилю, его встретили себялюбивые фарисеи, равнодушные книжники, жестокие священники и бессердечные старейшины. В Своей осуждающей речи к ним Он говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное людям, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь, – за то примете тем большее осуждение… Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; это надлежало делать и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!.. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония… Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23). 
     - Смоковница засохла. Что это значит? Что Бог оставит Израиль. Он больше не будет их защищать. Поэтому на них нападут враги и изгонят из Обетованной Земли. Он больше не будет их благословлять. Поэтому они будут нуждаться и бедствовать. Он перестанет их направлять. Поэтому они будут скитаться по всему миру и нигде не найдут покоя. Они перестанут быть народом в привычном смысле этого слова. У них не будет своей земли, столицы, правительства. И, что особенно важно, их религия высохнет и омертвеет. То живое Слово, которое дал им Бог, превратится в безжизненное и бессмысленное человеческое установление. Нынешний иудаизм представляет собой сухую, мертвую религию, не приносящую добрых плодов и не имеющую в себе силы благодати.
 
     И здесь возникает первый вопрос для применения к нашей жизни. Теперь Божье насаждение – мы. Бог ожидает плодов от нас. Вообще, идея плода – одна из важнейших в Новом Завете. О плодах пишут все апостолы, но особенно Павел:
     «Вы, братья мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, – да приносим плод Богу» (Рим. 7:4).
      «Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш – святость, а конец – жизнь вечная» (Рим. 6:22).
     «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5:9).
     Павел молится:
     О колоссянах: «Чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом» (Кол. 1:10).
     О филиппийцах: «Чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом во славу и похвалу Божию» (Флп. 1:10-11)
     Но мне больше всего нравится список из Послания к Галатам 5:22-23: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».
     Это плоды, которых ждет от нас Бог. Как у нас обстоят дела с плодоношением? 
     Здесь нужно сделать одно важное замечание. Плоды Нового Завета – больше и сложнее плодов Ветхого. Там просто требовались богобоязненность, честность и милосердие. Теперь, в дополнение к вышесказанному, от нас ожидается посвящение Христу, верное служение Его Царству, помышления о горнем и жизнь, радикально отличающаяся от мирской.
     Своими силами эти плоды мы принести не можем. Человеку это невозможно. Люди могут поднапрячься и какое-то время создавать подобие доброго плода. Но все это получается через силу, и, в конце концов, человек срывается и пускается «во все тяжкие». Добрые плоды производит в нас Бог. Чтобы они были, нужно поддерживать связь со Христом.
     Он Сам сказал: «Я – истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь… Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я – лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15:1-6).
 
     Духовный плод – это проверка нашей связи со Христом. Если мы не приносим плода, то это значит одно из двух: 
     - Либо мы невозрожденные, и тогда, как дерево, не приносящее доброго плода, мы будем срублены и брошены в огонь.
     - Либо мы духовно больны, и тогда Бог будет нас лечить. Вначале Он будет обращаться к нам через Библию и других верующих, например, проповедников. Возможно, Он сегодня обращается к вам через это слово. Потом начнет посылать в жизнь проблемы, трудности и переживания, чтобы мы пришли в себя. А потом может забрать и саму жизнь, чтобы мы не позорили Его своим нехристианским поведением и не нагрешили еще больше.
     В любом случае бесплодность в христианской жизни – тревожный симптом, требующий особого внимания. Дорогие друзья, если в вашей жизни нет указанных в Библии плодов, и вы ничего с этим не делаете, то ожидайте печальных последствий. Не надейтесь, что вы беззаботно доживете до старости и без проблем войдете в Божье Царство. Вы либо погибнете и пойдете в ад, либо Бог займется вашим воспитанием. Христос сказал: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Откр. 3:19).
     Словно к той бесплодной смоковнице Он время от времени приходит к нам и обнаруживает перед другими наше бесплодие. А затем настанет время, когда Он скажет: «Все». И мы засохнем.
 
     Но, все-таки, мне не хочется останавливаться на этом. Наш текст говорит, прежде всего, не о нас, а об Израиле. Фраза «еще не было время собирания плодов» наводит на мысль, что, возможно, все-таки придет время плодов для Израиля. Да, смоковница засохла. Да, Христос сказал: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». Но неужели Бог навсегда отверг Свой народ?
 
     На эту тему рассуждает апостол Павел в Послании к Римлянам 11. Он задает именно этот вопрос, и даже повторяет его два раза: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой?» (Рим. 11:1); «Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть?» (Рим. 11:11). И оба раза он дает категоричный ответ: «Никак!»
     У Бога был особенный и удивительный замысел. Он состоял в том, чтобы дать спасение не только Израилю, но и язычникам, то есть нам. Поэтому Христос пришел в Израиль, так сказать, немного раньше, когда еще не настало определенное Богом время их покаяния. Еще не созрел плод веры в избранном народе. И они отвергли Своего Мессию. И засохли, как бесплодное дерево. Тогда Бог обратился к язычникам и создал церковь из нас с вами.
     Но останется ли Израиль навсегда в таком состоянии? Или все-таки придет время их всенародного обращения ко Христу, как предсказывали ветхозаветные пророки? Мы верим, что да. Апостол Павел пишет: «Не хочу оставить вас, братья, в неведении о тайне этой, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется… В отношении к благовестию они враги ради вас; а в отношении к избранию – возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божии непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11:25-32).
     Высказывая осуждение Иерусалиму, Иисус сказал: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». Но на этом Его речь не закончилась. Дальше Он сказал: «Ибо говорю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: „Благословен Грядущий во имя Господне!“» (Мф. 23:39). Другими словами, они все-таки воскликнут: «Благословен Грядущий». И это слова не грешников, пришедших в ужас. Это слова тех, кто ждал и дождался!
 
     К чему это побуждает нас? К тому, чтобы восхищаться Богом и славить Его. Случай со смоковницей раскрыл Божий замысел. Он решил прославиться не в праведниках без пятна и порока, а в помилованных грешниках. Он решил явить всему творению Свою милость и поэтому попустил нам ходить своими путями, чтобы потом призвать и помиловать. И так же Он «заключил в непослушание» Израиль, чтобы затем, перед пришествием Христа, призвать и помиловать их.
     Божий замысел велик и удивителен. Он касается целых народов и каждого из нас по отдельности. Происшествие со смоковницей открывает многоразличную мудрость Божью и Его удивительную милость. Поэтому самый правильный отклик – славить Бога, благодарить Его и служить Ему.
     После того как Павел раскрыл перед читателями Божий замысел об Израиле, он завершает эту главу прекрасным гимном Божьей мудрости. Пусть Его слова станут и гимном наших сердец:
     «О, бездна богатства: и премудрости, и ведения Божьего! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господен? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки. Аминь» (Рим. 11:33-36).
 

 

ФайлЗагрузить: Время собирания смокв (Мк. 11:11-14, 20-21)

Размер файла: 17 200 Кб

Загружено: 35