Проповеди | Коррекция (Мк. 11:1-19)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 

1  Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, у горы Елеонской, Иисус посылает двоих из учеников Своих
2 и говорит им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами; войдя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.
3 И если кто скажет вам: „Что вы это делаете?“ – отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда».
4 Они пошли и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его.
5 И некоторые из стоявших там говорили им: «Что делаете? Зачем отвязываете осленка?»
6 Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их.
7 И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него.
8 Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге.
9 И предшествовавшие, и сопровождавшие восклицали: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне!
10 Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! Осанна в вышних!»
11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. 
...
15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы менял, и скамьи продающих голубей опрокинул;
16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
17 И учил их, говоря: «Не написано ли: „Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов“? А вы сделали его вертепом разбойников».
18 Услышали это книжники и первосвященники и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
 
       В Евангелии от Марка главы с 11 по 16 посвящены всего одной неделе из жизни Иисуса Христа. Предыдущие десять глав охватывают три с половиной года, а затем время словно замедляется, и мы день за днем следим за последней неделей земной жизни Спасителя. То же самое прослеживается и в других Евангелиях. Например, в Евангелии от Иоанна одиннадцать глав посвящены трем с половиной годам жизни Христа, а последней неделе – девять. Другими словами, это была очень важная неделя. Она была важнее всех предыдущих лет. Почему? Потому что в эту неделю совершилось искупление наших грехов. Конечно, то, чему учил Иисус, важно, это нужно знать и исполнять. Его чудеса тоже важны, о них нужно помнить. Но самое важное – то, что Он умер за наши грехи. Без этого все остальное бессмысленно.
       Важно заметить и еще одну особенность. На протяжение всей этой недели мы регулярно встречаем слова «Царь» и «Царство». Люди хотели видеть в Иисусе Христе Царя. Он и есть Царь. Но вот только Он не такой, как другие цари. Он оказался не тем царем, о котором мечтали иудеи. И Он не всегда оказывается таким царем, которого хотим мы. 
       У людей часто есть мечты. Они лелеют эти мечты, тешатся ими. А потом наступает суровая реальность, и эти мечты разбиваются с хрустальным звоном. Мечты есть у всех, но мудрые люди их корректируют, исправляют. Они сверяются с жизнью, а еще лучше – с Библией, и тогда мечты становятся реалистичными и даже сбываются. А глупые продолжают витать в своем выдуманном мире – и пожинают горькое разочарование.
       Вот два примера мечтаний:
       О чем мечтают девушки? Конечно же, о принце на белом коне. Который не только принц и увезет далеко-далеко, но еще и мужчина, который может обеспечить и защитить. С ним она не будет знать тревог, он будет любить ее такой, какая она есть. Будет понимать с полуслова, удовлетворять желания и терпеть капризы. А потом приходит и делает предложение какой-нибудь Женя из церкви. Он любит Христа, но ничем не блещет. И вот перед молодой христианкой встает выбор: либо цепляться за свою хрустальную мечту и в итоге остаться у разбитого корыта, либо подумать и согласиться. И начать строить семью не на всем готовеньком, а с нуля. Учиться любить, смиряться и прощать. В таком случае Бог и пошлет настоящую любовь и настоящее счастье.
       Молодые служители мечтают об успехе. Им хочется стать пасторами больших церквей, где много посвященных людей, а они – в центре событий, реализуют мегапроекты, пишут книги, их имена гремят если не во всем мире, то в стране. Они берутся за служение, и тут оказывается, что это совсем не то, что виделось в мечтах. Жизнь служителя – это постоянная нагрузка и стресс. Это гора дел, которые делать не хочется, а она еще все время растет. Это люди, у которых множество недостатков и которые не разделяют ваших взглядов. Это много усилий и мало результата. И вот, перед молодым служителем встает выбор: либо все это бросить и заняться чем-нибудь попроще, либо помолиться и продолжить дело. И начать думать не о своей карьере, а о людях. И уделять больше времени не продвижению своих идей, а молитве и Библии. В таком случае Бог благословит и даст радость от служения, и даже скромный результат будет восприниматься как благословение.
 
       Ученики и последователи Иисуса Христа тоже мечтали. О чем? О Божьем Царстве на земле. Их мысленному взору представлялись идиллические картины, в которых они были богаты и знамениты, жизнь была беззаботной, а будущее – светлым. Страстная неделя была для них временем, когда нужно было подкорректировать свою мечту. Да, Христос действительно Царь, но не такой, как они думали. Да, у Него есть Царство, но оно не похоже на другие царства. Не по-царски Он Себя вел и делал не то, что они ожидали. Не к тому они стремились и не о том думали. Может быть, нам тоже нужно подкорректировать свои мечты, сверить их с Божьей волей. И пойти за Христом в свой Иерусалим. Вместе с Ним очистить свой храм. Подняться на свою Голгофу, неся свой крест. 
       Сегодняшний текст производит двоякое впечатление. С одной стороны, он – о Царе и о Царстве. Христос повелевает – и Его слову повинуются. Он торжественно входит в Иерусалим, наводит порядки – как настоящий царь. Но, с другой стороны, во всем этом есть чувство, что как-то все не по-царски. Если Он действительно Господь неба и земли, то все должно было быть по-другому. Давайте вначале посмотрим на царственность происходящего, а потом обратимся к явлениям, которые могли озадачить и смутить учеников.
 
       Царское поведение
 
       Он повелевает как царь. Наш рассказ начинается с того, что довольно внушительная толпа во главе с Иисусом приближается к Иерусалиму. Когда до города оставалось, вероятно, около километра, Он отправил двух учеников в близлежащее селение. Там стоит осел. Его нужно отвязать и привести. Обычно читатели обращают внимание на всезнание Христа. Он знал, что будет ослик, и какие слова нужно сказать, чтобы его отпустили. Господь действительно всезнающ, но здесь есть еще один, более важный факт. Христос повелевает, и Его слушаются. 
       Ему понадобился осел, Он посылает двух Своих подчиненных в близлежащее селение – и реквизирует местное животное! Кто так мог поступать? Только царь! Никому другому ничего бы не дали. Но если это нужно царю, то выбора нет, надо отдать.
Меня долгое время занимал вопрос: почему местные жители отдали ослика незнакомым людям? Я думаю, ответ заключается в словах «Он надобен Господу». Греческое слово «кириос» буквально означает «господин». Этим словом называли не только Бога, но и благородных людей. Так и в других языках. Скажем, по-белорусски говорят: «Пан».
Когда местные жители услышали, что их осел «надобен Господу», что они подумали? Что он нужен Богу? Но зачем? Осел – нечистое животное. В жертву не годится, а у Иерусалимских священников хватает своих ослов. Нет, скорее всего, они поняли, что осел нужен именно Иисусу. И они считали Его господином, то есть царем! Подобно тысячам других, они ждали, что Иисус свергнет римскую власть и станет царствовать. Ему для этого нужен осел? Конечно, пусть забирает!
       Еще интересное слово: «Они отвечали им, как повелел Иисус, и те отпустили их». Иисус именно «повелел». Это слово регулярно встречается в Евангелиях. Христос не рекомендовал и не советовал. Он повелевал! Его слова подлежали исполнению.
       Его приветствуют как царя. Когда осленка привели к Иисусу, ученики положили на него свои одежды. А другие постилали одежды по дороге. В те времена у обычных людей был только один комплект одежды. Он состоял из длинной рубашки (хитон) и верхней одежды (плащ). Одежда была дорогая, позволить себе второй комплект мог не всякий. Так вот, ученики и встречающие снимали свои единственные плащи и постилали кто на осла, а кто на дорогу, по которой ехал Иисус. Это показывает, насколько Его уважали. 
       И какими словами Его приветствовали? «Осанна!» Слово «осанна» буквально означает «спасение», но в том контексте его употребляли как приветственный клич. Примерно как у нас «Да здравствует» или «Ура». И дальше: «Благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа Царство отца нашего Давида!» Они приветствовали Христа, как царя, и считали, что вместе с Ним приходит царство Давида. Мы помним, что Давид был самым великим царем Израиля. Он, собственно, и создал Израильское государство. До этого было разрозненным и страдало от многочисленных врагов. С Давидом начался золотой век Израиля. Вот о возвращении этого золотого века и мечтали люди.
       Он ведет Себя как царь. Начать с того, что Иисус Сам организовал Свой вход в Иерусалим. Он распорядился привести осла и на нем въехал в древнюю столицу. Затем: «И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью». Он вошел, хозяйским взором все осмотрел, но пока ничего предпринимать не стал. А на следующий день «Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы менял, и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь». Он вел себя со властью. Кроме устроенного в храме погрома, обращает на себя внимание выражение «не позволял». Оно звучит очень по-царски. Кто может позволить или не позволить? Тот, у кого власть. В конце этой главы священники и книжники подходят к Иисусу и спрашивают: «Какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал власть делать это?» Они увидели, что Он действует со властью.
       Несомненно, когда ученики наблюдали за этим, они думали, что Господь начинает осуществлять Свою царственную программу. Он торжественно вошел, распоряжается в храме, даже смоковнице приказывает, и она Его слушает. Но при всем этом события разворачивались не совсем по-царски. Происходящее было не таким, как в мечтах.
 
       Не царское поведение
 
       Он въехал в Иерусалим на осле. Да, такое было пророчество. Но что такое осел? Это не царское животное. Цари ездили на конях, на колесницах. А осел был обычным животным, доступным для небогатых людей. У меня раньше был мопед, ездил я на нем около десяти лет. Однажды меня на нем сфотографировали сзади. Увидев эту фотографию, я понял, что у меня не пасторский вид транспорта. Не думаю, что Иисус выглядел на осле так же нелепо, как я на мопеде, но пусть это по нашим меркам будут какие-нибудь «Жигули». Все равно, осел – это что-то обычное, серое, невзрачное.
       Сам вход был скромен. В те времена вход царя в город был одним из самых грандиозных явлений. Римляне довели его до совершенства. Нынешние парады – это отголоски триумфальных римских шествий. Специально для таких шествий строились триумфальные арки, под которыми проходили императоры и победоносные полководцы. Вот сокращенное описание римского «триумфа» из Википедии:
 
       В день, назначенный для триумфа, участвовавшие в нём собирались рано утром на Марсовом поле. Триумфатор облачался в особый роскошный костюм. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику, украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу, позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости; на голове его был лавровый венок.
       Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.
       Когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать триумф на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамёна, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя. Иногда тут же были произведения завоёванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы, иногда в громадных количествах.
       Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение триумфа составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побеждённые цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Перед триумфатором шли ликторы с фасциями, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу.
       Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка, затем поднималось на Капитолий. Там триумфатор приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, часто солдат и даже всей публики. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев).
 
       Что-то похожее происходило в тот день в Иерусалиме. Тоже было шествие, приветственные крики, пальмовые ветви. В конце «триумфатор» тоже отправился в храм. Но все это было такое убогое, что любой римлянин рассмеялся бы и повторил слова из книги Неемии: «Что делают эти жалкие иудеи?»
 
       Иисус отправился в храм. Но опять-таки, Он повел Себя там не совсем по-царски. Чего ожидали от Него ученики? Вероятнее всего, они ожидали, что Он поклонится Богу в храме, возможно, принесет жертву, а потом займется государственными делами. Прогонит Пилата и очистит город от язычников.
       Но Он повел Себя по-другому. Во-первых, Он не стал приносить благодарственных жертв и не стал устраивать пышных церемоний, как это было во время римских триумфов. Он осмотрел храм, а на следующий день выгнал из него торговцев. Вместо того, чтобы наводить порядок в стране, Он стал наводить порядок в Божьем доме. «Ну, ладно, – возможно, подумали ученики, – начал с храма, потом займется и городом». Но дальше храма Иисус не пошел. Практически все дальнейшее повествование вращается вокруг храма. Все последующие дни Он находился там и учил людей.
       А все думали о перевороте. Ученики ждали, что Он поведет их на штурм. Священники тоже ждали, что народ пойдет за Ним, и боялись этого. А Он просто учил. Чему? Он учил, как поклоняться Богу, как жертвовать. Он обличал религиозных лицемеров. А когда Его решили спровоцировать и задали прямой вопрос об отношении к римскому императору, Он сказал коротко: «Отдавайте кесарю кесарево, а Божие – Богу».
 
       Так что, с одной стороны, Иисус вел себя по-царски. Он держался с достоинством, торжественно въехал в город, направился к храму. Но все это было какое-то бедное, даже убогое. Он не исполнял мечты Своих последователей, Он их разрушил. Все оказалось не так, как они думали и надеялись.
       И только потом, много времени спустя, они стали понимать, что так было правильно. Нужно было Иисусу Христу родиться в хлеву и лежать в яслях. Нужно было Ему скитаться по каменистым дорогам и не иметь крова. Нужно было собрать вокруг Себя каких-то странных людей, сборщиков налогов, блудниц и грешников. Нужно было умереть позорной смертью на страшном кресте. Нужно было первой церкви состоять, в основном, из бедняков. Нужно было терпеть преследования и гонения. Собираться в катакомбах, умирать на аренах.
       Во всем этом и проявлялось Божье Царство. Во всем этом был царем Иисус Христос. И это Его скромное и невзрачное Царство пережило великие империи, устояло в исторических катаклизмах. Его не сломили суровые преследования, оно не сгорело в горнилах революций, оно живет сегодня, и оно крепче любой политической системы, сильнее любой армии.
 
       Коррекция
 
       Я назвал эту проповедь «Коррекция». Современная медицина достигла небывалых высот. Если у вас плохое зрение, то его могут исправить с помощью лазерной коррекции. Лазер направляют на роговицу глаза, она частично испаряется, и в результате зрение становится нормальным. Некоторым христианам нужна коррекция духовного зрения.
       На основании сегодняшнего текста нам нужно разрушить, испарить три мечты:
       Первая мечта: что христианская жизнь – это постоянный праздник.
       Мы хотим триумфально шествовать по жизни под звуки фанфар. Но христианский путь совершается не в пышности и роскоши, а в простоте и скромности. Как Иисус въехал в Иерусалим на осле, а ученики подстилали Ему на пути свою единственную одежду, так и наши собрания будут скромными, наши братья и сестры немощными, наши богослужения далекими от совершенства, и наша жизнь не особо выдающейся. Наши мечты обычно имеют радужные, романтические оттенки. Но жизнь не такая. И, тем более, не такая христианская жизнь. Нам нужно настроиться на смирение и терпение.
       Настоящая христианская жизнь – это работа, верность в малом, тихая жизнь, решение проблем. Порой это преследования, порой это уход за больным, порой непосильный труд. Христиане – это не люди, которые всегда пляшут и веселятся. Это не те, кто живет легкой и беззаботной жизнью. Это те, кто несет бремя, а иногда – крест. Они знают, что такое скорбь, и поэтому могут сочувствовать другим. Конечно, у нас есть радость, но это радость не такая, как на шумных празднествах мира. Она настоящая, живая и спокойная.
       То есть, нельзя сказать, то это неправда. Христианская жизнь – это действительно праздник, но не такой праздник, как устраивают у нас на набережной. Это, как пелось в песне, праздник со слезами на глазах. Мы счастливее всех людей с их праздниками, но с мирской точки зрения мы несчастнее всех человеков. 
       Вторая мечта: христианская жизнь – это материальное благополучие.
       У некоторых людей сформировался такой образ, что Бог должен благословить христианина успехом. Если он предприниматель, то Бог должен благословить предприятие. Если огород, то Бог должен дать хороший урожай. Нередко бывает, что христиане действительно живут лучше. Они не пьют, не курят, не просаживают деньги впустую. Нам еще может кажется, что когда неверующие на это посмотрят, то скорее склонятся к вере.
       На самом деле в Библии прославляется скромность и воздержание. Христиане призваны довольствоваться малым, а если Бог посылает лишние деньги, то нужно уделять нуждающимся. Христос показал образец скромности.
       А главное внимание нужно уделять духовному. Христиане – это люди, которые, прежде всего, живут духовным. Материальное для них – постольку-поскольку. Как Христос не пошел заниматься политикой, а отправился в храм, так и нам нужно обратить сердце не к земному, а к небесному. Мне приходилось встречать увлеченных людей. Программистов, которые все время проводили за компьютером. Музыкантов, которые кроме музыки ничего знать не хотели. Так вот, христиане – это люди, которые не хотят знать ничего, кроме Христа. Как Господь все время проводил в храме, так христиане всегда хотят быть с Ним.
И, снова-таки, нельзя сказать, что христианская жизнь – это нищета. Бог обещал заботиться о нас, посылать все необходимое. Но Он не обещал роскоши, и вообще, материальный мир – не то, о чем нужно думать.
       Третья мечта: христианская жизнь – это потребление.
       Мы живем в эпоху потребления. Как никогда много товаров в магазинах. Как никогда много рекламы, предлагающей самые разнообразные радости жизни. Мы инстинктивно почти все оцениваем с точки зрения выгоды. «Что я от этого буду иметь? Что получу?»
       И такой же подход у многих есть к Богу. Если я к Нему приду, что Он мне даст? Отойдя в сторону, скажем, что Господь дает Своим детям очень много всего. Его главный дар – вечная жизнь. Но нам нельзя приходить к Нему с потребительским отношением. Церковь – не магазин, Бог не занимается обслуживанием клиентов. Он – наш Царь, и мы обязаны Ему служить. Не принимать, а отдавать. 
       В нашем тексте Христос ничего не дает. Он даст в будущем. Он отдаст Свою жизнь за этих людей. Но здесь Он принимает. Он знает, что в близлежащем селении есть осел. Он надобен Господу, приведите его сюда. И ваши одежды тоже надобны Господу: постилайте их на землю. И ваши голоса надобны Господу: восклицайте «Осанна!» Ваше время, ваши силы надобны Господу.
       И мы должны приходить к Нему не для того, чтобы получить, а чтобы отдать. Каждый раз, идя в церковь, нам нужно думать: «Что я могу отдать моему Господу?» Просыпаясь по утрам, нужно спрашивать себя: «Чем я сегодня могу послужить моему Господу?». Только в этом случае Он одарит нас благословениями. Как сказано в молитве Франциска Ассизского: 
       Сделай меня, Господи,
       Не ищущим утешения для себя,
       Но жаждущим дать его другим;
       Не любимым, но любящим!
       Ибо, отдавая, мы получаем;
       Забывая о себе – себя находим;
       Прощая других, обретаем прощение;
       Умирая – воскресаем к жизни вечной!
 
       Что-то из того, что у нас есть, «надобно Господу». У каждого из нас есть какой-то «осел», который нужен в Его деле. Или одежда, чтобы подослать Ему под ноги. Настоящая христианская жизнь – это не жизнь потребления, это жизнь самопожертвования.
 
       Так было с учениками Иисуса. Он действительно был Царь. Он действительно создал Свое Царство. Только это было Царство не от мира сего. И Он был Царь особенный. И следование за Ним – особый путь.
 
       Вот такая коррекция.
       Что будет, если мы ее не произведем? Останемся во власти собственных мечтаний? Нас ждет крушение надежд. Поэтому постараемся сверить свои мечты с Божьим Словом и пойдем по Его пути.
 
       
ФайлЗагрузить: Коррекция (Мк. 11:1-19)

Размер файла: 20 900 Кб

Загружено: 26