Проповеди | Прозрение (Мк. 10:46-52)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 

46  Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимея, слепой, сидел у дороги, прося милостыни.
47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня».

48 Многие заставляли его молчать, но он еще более стал кричать: «Сын Давидов! Помилуй меня».
49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: «Не бойся, вставай, зовет тебя».
50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.
51 Отвечая ему, Иисус спросил: «Чего ты хочешь от Меня?» Слепой сказал Ему: «Учитель, чтобы мне прозреть».
52 Иисус сказал ему: «Иди, вера твоя спасла тебя». И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге. 

 
       Случай с Вартимеем – один из самых ярких в Евангелиях. Несчастный слепой просит милостыни. Потом кто-то говорит ему, что мимо проходит Иисус из Назарета, и он начинает изо всех сил кричать: «Сын Давидов, помилуй меня». Окружающие люди проявляют удивительное бессердечие, заставляют его молчать, но он еще настойчивее зовет Иисуса. Все это очень трогательно, мы начинаем сочувствовать этому слепому, тем более, что нам даже сообщают его имя – Вартимей.
       Мы уже посмотрели на происходящее его глазами. Теперь попробуем увидеть произошедшее с точки зрения Иисуса Христа, потом автора этого Евангелия, Марка. И, наконец, сравним с Вартимеем себя и свой путь к Богу.
       
       Точка зрения Иисуса Христа
       Господь выходит из Иерихона. Его путешествие с учениками длилось уже несколько недель. Возможно, даже месяцев. Путь был неблизкий, они шли пешком. Обычно путешественники останавливались на ночлег в ближайшем городе. Утром вставали и шли к следующему. Иерихон был совсем близко от Иерусалима. По прямой – около 20 км. Уже были видны Сионские горы. Возможно, просматривалась даже какая-то часть города. Христос знал, что там Его ждет страшная казнь. Он шел навстречу смерти.
       Говорят, приговоренные к смертной казни начинают смотреть на жизнь по-особенному. Приближается их срок, и они не могут думать ни о чем другом. Весь мир сжимается для них в одну точку, и в этой точке – их смерть. Как это будет? Насколько будет больно? Что будет после этого? Понятно, что человек не может думать ни о чем другом. И вот интересное явление: во всех этих вопросах брезжит надежда. Может быть, помилуют. Может быть, случится переворот, вторжение инопланетян, упадет метеорит, и все отменится? Может быть, больно не будет, и я ничего не почувствую? Может быть, на том свете будет лучше?
       У Иисуса Христа таких вопросов не было. И не было надежд. Он все знал наперед. Он знал, что Его не помилуют, и ничто не отменится. Он знал, что будет очень больно и унизительно. Он мог показать где страшный бич разорвет Ему кожу, где будут торчать гвозди. Он мог пересказать, какие слова будут Ему говорить злые насмешники. И поэтому Ему было намного тяжелее, чем обычным приговоренным к смерти. Уже в Иерусалиме Он скажет ученикам: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока это свершится!» (Ин. 12:50).
       Вот, Он выходит из Иерихона, знает, что Ему осталась неделя, и идет навстречу собственной смерти. И вдруг где-то сзади раздается крик: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня». И все мысли о Себе уходят на второй план. У Него просят милости – и Он не может отказать. Впереди ожидает кошмар. Но вот кричит и просит какой-то несчастный – Я должен ему помочь.
       В этом событии видно удивительное свойство Спасителя. Он исполнял великие замыслы, осуществлял грандиозные планы, но у Него всегда находилось время для одного маленького человека. Он спасал вселенную, но услышал крик никому не нужного слепого. 
       Я думал, почему многие заставляли Вартимея замолчать. Скорее всего, потому, что считали его проблему незначительной. Христос идет в Иерусалим. Люди думали, что там начнется восстание, совершатся великие дела, Иисус сядет на престоле Давида, исполнятся древние пророчества. Его не нужно отвлекать, Ему нельзя мешать. Так когда по городу проезжает президентский кортеж, милиция либо совершенно очищает улицы, либо устраивает оцепление, чтобы никакие жалкие людишки не вздумали подбегать со своими просьбами. Так и тогда люди уже видели в Иисусе будущего царя и считали, что Его не нужно отвлекать.
Вероятно, по этой же причине слепой называл Его «Сын Давидов». Об этом говорили все вокруг: в Иерусалим идет потомок Давида – великого царя Израиля. Скоро будет восстановлено величие нашей страны, скоро этот человек станет царем, причем не только над Палестиной, но и над всей землей! А тут, понимаешь, кричит какой-то нищий, задерживает всех. У нас впереди великие дела!
       Так порой служители церквей увлекаются грандиозными проектами, масштабными идеями – и перестают видеть отдельных людей.
 
       Небольшая шутка.
       Дьякон приходит к пастору и говорит: "Что делать, пастор? Люди разбегаются из церкви!". 
       "У меня есть новая идея. Надо сделать профессиональную музыкальную группу. Чтобы людям было приятно ходить на служения, музыку слушать!". 
       "Замечательно, пастор!" 
       Через месяц приходит снова: "Что делать, пастор? Люди разбегаются из церкви! Уже полцеркви ушло!". 
       "У меня есть новая идея. Надо устроить семинары, организовывать конференции! Будем приглашать знаменитостей, создавать рекламу". 
       "Замечательно, пастор!" 
       Через месяц приходит снова: "Что делать, пастор? Люди разбегаются из церкви! Только лидеры остались!". 
       "Вот, последнее слово в христианском мире - ячеечная церковь. Разделим всех на группы! Я уверен – через месяц церковь сразу вырастет вдвое". 
       "Замечательно, пастор!" 
       Через месяц приходит снова: "Пастор, у нас не получилось с ячеечной церковью – только я один остался..."
       "Жаль, а у меня еще столько хороших идей..."
       Нас увлекают масштабные мероприятия, большие скопления людей. Но для Христа один маленький человек, одинокий нищий был очень важен. И так же важны для Него мы. Господь каждый день творит великие и дивные дела. Он творит их в природе и среди людей. Он повелевает государствами и направляет сердца царей. Он воздвигает великих служителей и создает церкви. Кто мы такие в сравнении с Господом неба и земли? Да никто! И тем не менее если мы попросим Его о милости, Он обязательно услышит. 
Я недостоин даже мига Твоего вниманья,
Я недостоин даже искры Твоего сиянья.
Я – как песчинка на дне,
Но все же Ты помнишь обо мне.
И я не могу, не могу я понять, почему
Ты любишь меня.
 
       Точка зрения Марка
 
       Здесь будет немного сложнее. Толкователи делят Евангелие от Марка на три части:
       1:1 – 8:21 Христос показывает, что Он – Божий Сын
       8:22 – 10:52 Христос открывает, что пострадает
       11 – 16 Христос идет путем креста
       В средней части Иисус три раза говорит ученикам, что Ему предстоит пострадать, умереть и воскреснуть. Мы сегодня как раз ее завершаем. Так вот, эта часть начинается и заканчивается очень похоже. В самом ее начале стоит рассказ о прозрении слепого в Вифсаиде. Иисус плюнул ему на глаза, возложил на него руки, и тот вначале увидел проходящих людей, как деревья, а потом стал видеть все ясно. И в конце – рассказ о прозрении Вартимея. Два рассказа об исцелении слепых обрамляют эту часть. Они – словно обложка в книге. 
       Марк непроста составил свое повествование именно так. Дело в том, что ученики Христа тоже в некотором смысле были слепыми. Они так слепо верили, что Иисус свергнет Римскую власть и станет царем, что не допускали никаких других вариантов. Он снова и снова им повторял: «Сыну Человеческому надлежит много пострадать и быть убитым, и в третий день воскреснуть».        Казалось бы, что может быть яснее? Но они этого не видели.
 
       Подобная проблема стоит перед многими людьми в наши дни. Многих верующих также можно назвать слепыми. Они нарисовали в своем воображении какой-то образ Бога и духовной жизни. Но все это – лишь плод воображения. Во многих нынешних церквах господствует то же самое заблуждение, что было у апостолов. Это заблуждение состоит в следующем: эти люди считают, что Бог должен давать христианам комфортную жизнь. 
       Многие верят, что если ты придешь ко Христу, то все у тебя станет хорошо. Бог пошлет успех твоему бизнесу, и у тебя будет много денег. Бог благословит твою семью, и у тебя будет прекрасная жена и замечательные дети, а дом – полная чаша. Бог даст тебе хорошее здоровье, чтобы ты мог лучше Ему служить, и т.д.
       Глупое и примитивное заблуждение. Конечно же, со Христом намного лучше, чем без Него. Но лучше, прежде всего, в сердце, в душе. А внешне христианский путь – это дорога скорбей и испытаний. Если мы настоящие христиане, то у нас обязательно будут возникать проблемы: на работе, с родственниками, с соседями, со здоровьем, с властью и многим другим. И вот, во всем этом христианин будет счастлив. Но в материальном смысле Господь не обещал нам легкой жизни.
       Ученики думали, что они будут богаты. А Он сказал: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мк. 10:25). Ученики думали, что займут высокие посты и станут уважаемыми людьми, а Он сказал: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугой». Они думали, что их жизнь будет легкой и беззаботной, а Он сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергни себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:34-35). 
       Дальше Он учил, что Его последователей ожидает не слава, а гонения. Что ради Него и Евангелия нужно оставить материальные, земные привязанности. Что нужно пить ту же чашу, что пьет Он, и креститься тем же крещением, которым крестится Он. Это настолько противоречило их убеждениям, что они просто этого не понимали.
       Многие годы люди верили, что солнце вращается вокруг земли. Это казалось очевидным и неоспоримым. Но в начала XVI в. польский астроном Николай Коперник высказал смелое предположение: что земля – вовсе не центр вселенной. Это всего лишь одна из планет, которые вращаются вокруг солнца. Свою теорию Коперник изложил в книге «О вращении небесных сфер». В дальнейшем его идеи развил Галилео Галилей, которому, согласно легенде, принадлежат знаменитые слова: «А все-таки она вертится».
       Теперь для нас это кажется естественным. Но тогда люди не могли в это поверить. Они высмеивали гелиоцентрическую систему мира, называли ее авторов сумасшедшими. Они настолько привыкли к своим взглядам, что ничего другого не могли воспринять. Так и ученики Христа настолько были ослеплены своими мечтами о царстве, славе и почете, что просто не воспринимали слов Христа. Как слепые, которым рассказывают про цветы и небо.
       Ничего не изменилось. Хотя с тем, что земля вращается вокруг солнца, у нас нет проблем, но с тем, что следование за Христом – это путь креста, мы никак не можем согласиться. Подобно ученикам, мы мечтаем о спокойной и благополучной жизни, в которой мы будем зарабатывать деньги и жить в свое удовольствие. Но то, что говорил Иисус апостолам, Он говорит и нам. Нам тоже нужно отвергнуть себя. Нам тоже нужно служить друг другу. Нам тоже нужно жить не для своих интересов, а для Христа и Евангелия. Нам тоже нужно страдать. И только в этом случае мы получим «ныне, в это время, среди гонений, во сто крат более … а в веке грядущем – жизнь вечную» (Мк. 10:30).
       Мечта о счастливой и довольной жизни – это бич современного христианства. Вероятно, поэтому оно так слабо и так бездуховно. Мы стали как лаодикийская церковь, к которой Христос обратил самое суровое обличение: «Ты говоришь: "Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды", а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:17). 
       На рубеже двухтысячных и две тысячи десятых довольно сильно вырос процент людей, уходящих из церквей. В большинстве случаев они уходили потому, что разочаровались в Боге и в христианстве. Они не получили того, чего хотели, и чувствовали себя обманутыми. Тут много можно было бы сказать, но в нашем контексте я задам только один вопрос: а чего они хотели? Если хотели благополучной и устроенной жизни, то это не ко Христу. 
       Многим из нас необходимо исцеляющее прикосновение Спасителя, чтобы осознать, что такое настоящая христианская жизнь. Нам нужно отбросить свои предубеждения и ясно увидеть, что Он обещал Своим последователям и чего не обещал.
 
       Точка зрения читателя
 
       В Библии часто встречаются образные описания. Например, церковь сравнивается с виноградником, полем, стадом, строительством и невестой. Жизнь описывается как путь, по которому мы идем. А с чем сравнивается обращение к Богу? С прозрением! Джон Ньютон в первом куплете своего знаменитого гимна написал:
       О, благодать, спасен тобой я из пучины бед:
       Был мертв – и чудом стал живой, был слеп – и вижу свет.
       В рассказе о Вартимее можно найти несколько параллелей с тем, как происходит встреча человека с Богом. В определенном смысле мы переживаем то же, что пережил этот нищий слепой. А если не пережили, то должны. Таков путь спасения. Давайте обозначим несколько этапов, которые прошел Вартимей и которые должны пройти мы.
 
       а. Осознание своей нужды
 
       Вартимей хорошо сознавал свою нужду, поэтому и стал звать Иисуса. К сожалению, в духовном мире все не та хорошо. Библия говорит, что мы все рождаемся в этот мир слепыми, как котята. Мы многого не знаем, не понимаем и не видим. Но при этом практически никто из неверующих людей не считает себя слепым, не осознает, что он несчастен и нищ. Люди не знают Бога, не ищут Его и не понимают, что Он им нужен.
       Так вот, спасение начинается с осознания того, что у нас все неправильно. Мы не так живем, не так себя ведем. Мы находимся в очень плохом, печальном состоянии и ничего не можем с этим сделать. Мы жили неправильно, мы сделали очень много зла. От этого нам становится плохо.
       Вот как описано это состояние в книге Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима»:
       «Странствуя по дикой пустыне этого мира, я случайно забрел в одно место, где находился вертеп. Там я прилег отдохнуть и вскоре заснул. И вот приснился мне сон...
       Вижу я человека, одетого в грязное рубище и стоящего неподвижно на дороге, спиной к своему жилищу. В руках его — книга, а на спине — тяжелая ноша. Гляжу, он открыл книгу и начал читать, но почему-то вдруг залился слезами и задрожал. Потом, как бы не в силах превозмочь тревожного чувства, он в отчаянии воскликнул: "Что мне делать?".
       С тяжелым сердцем вернулся он домой и, насколько мог, старался держать себя в руках, чтобы жена и дети не заметили его скорби. Однако недолго ему удалось скрыть перед ними свое душевное страдание, так как оно постоянно усиливалось. Наконец он решился открыться жене и детям: "Моя любимая жена! Мои дорогие дети! Я вне себя от горя! Я пропал, погиб, ведь я всю свою жизнь грешил!.."
       Он провел бессонную ночь, и его беспокойство не уменьшилось… До самого утра он плакал и вздыхал. Утром его жена и дети пришли осведомиться о его здоровье. Он ответил, что ему становится все хуже и хуже, и снова заговорил о своем переживании...
       Прошло несколько дней. Вот вижу я его однажды идущим по полю и, по своему обыкновению, углубившимся в чтение, и мне показалось, что он стал еще мрачнее. И вдруг он снова громко воскликнул: "Что мне делать, чтобы спастись?"»
       Вы начинаете сознавать себя несчастным и обреченным. В этой жизни вас не ждет ничего хорошего, а в следующей вы пойдете в ад, потому что грешник и ничего с этим поделать не можете. И тогда наступает следующий этап: вы обращаетесь ко Христу за милостью.
 
       б. Обращение ко Христу за милостью
 
       Вартимей кричал Иисусу Христу: «Помилуй меня». Конечно, он прежде всего хотел получить зрение. Когда мы обращаемся ко Христу, мы, прежде всего, хотим получить прощение.
       Слово «помиловать» в наше время почти вышло из употребления. Насколько я знаю, теперь оно применяется только в юриспруденции. Осужденный преступник может направить на имя президента прошение о помиловании. Я прочитал одно такое прошение, и мне оно напомнило просьбу Вартимея, хотя, конечно, было немного длиннее. 
       «Прошу Вас помиловать меня, освободив от отбытия дальнейшего наказания в виде лишения свободы.
       Я осужден за разбойное нападение, которое совершил, находясь в состоянии алкогольного опьянения. В содеянном я раскаялся, вину свою признал полностью на следствии и в суде. Потерпевший меня простил, ходатайствует также о моем помиловании.
       Из 6 лет лишения свободы, назначенных приговором суда, я отбыл 3 года. За это время я заболел нейродермитом и гастритом, которыми страдаю до настоящего времени.
       Моей матери 58 лет, она пенсионерка, инвалид 11 группы. Воспитывала она меня одна. В настоящее время сама нуждается в моей помощи. За время, что я отбываю наказание, состояние ее здоровья ухудшилось. Моя жена одна воспитывает трехлетнего ребенка. Не работает, так как не может устроиться на работу. После освобождения я буду честным трудом зарабатывать на жизнь своей семьи.
       За время отбытия наказания я смог подвергнуть переосмыслению свои и понял, что нет на свете большего счастья, чем свобода, честный труд, здоровье и благополучие близких людей. Прошу поверить мне и освободить меня от наказания».
       Я не знаю, насколько искренним был этот человек. Но содержание хорошее. Вот с таким же прошением нужно обратиться ко Христу. Только просить нужно об освобождении от вечного наказания, от адского осуждения, от огня геенны.
       На такую искреннюю молитву Господь обязательно ответит. И тогда у нас откроются глаза.
 
       в. Прозрение
 
       Многие люди после обращения ко Христу говорят, что у них открылись глаза, они словно прозрели. Это действительно очень похоже. Вы начинаете видеть все по-новому.
       Вы смотрите на окружающий мир и понимаете: это создал ваш небесный Отец. Вы окидываете взглядом свою жизнь и видите: все в ней было не случайно, все распланировал мудрый и добрый Бог. Вы открываете Писание и видите, что это все про вас и для вас. Вы смотрите на неверующих людей и удивляетесь: насколько они слепые, не понимают самого простого, не видят очевидного. 
       А еще очень радостное открытие: вы читаете Библию, и вам практически все в ней понятно. Есть какие-то мелкие трудности, но в целом Писание, особенно Новый Завет, становится увлекательнейшей книгой. Вы читаете и перечитываете его, особенно те места, которые рассказывают о Христе.
       
       д. Следование за Христом
 
       Получив исцеление, Вартимей «пошел за Иисусом по дороге».
       Есть интересное мнение по поводу того, зачем Марк назвал имя этого человека. Все другие исцеленные остались безымянными, а этого он особо назвал по имени. Вполне возможно, что Вартимей впоследствии стал христианином, членом одной из появившихся церквей. Его имя было широко известно, и поэтому Марк решил отметить, что это был именно он.
       Когда я готовился, то задал сам себе вопрос: Далеко ли прошел Вартимей за Иисусом? До Иерусалима? До Голгофы? Мне хочется верить, что он прошел за Ним до конца.
       И тот же путь перед нами. После духовного прозрения нам нужно стать посвященными последователями Иисуса Христа. Идти не туда, куда хочется нам, а куда ведет Он. Делать не то, что хочется нам, а что угодно Ему. Жить не для Себя, а для Него.
 
       Умные люди говорят, что когда в художественном произведении какой-то персонаж вызывает у нас симпатию и сочувствие, то мы начинаем связывать с ним себя, искать общие черты. Я думаю, что Марк неспроста описал исцеление слепого именно таким образом. Он хотел, чтобы мы начали сочувствовать этому несчастному нищему и поставили себя на его место. Каждый из нас – в определенном смысле Вартимей. Каждый человек от рождения духовно слеп. Каждый должен настойчиво просить у Бога милости. А, получив ее, мы должны пойти за Иисусом, как пошел он.
 
ФайлЗагрузить: Прозрение (Мк. 10:46-52)

Размер файла: 18 700 Кб

Загружено: 33