Проповеди | Инстинкт (Мк. 10:32-45)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи
 
32  Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди них, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:
33 «Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет». 
35  Тогда подошли к Нему сыновья Зеведея Иаков и Иоанн и сказали: «Учитель! Мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим».
36 Он сказал им: «Что хотите, чтобы Я сделал вам?»
37 Они сказали Ему: «Дай нам сесть у Тебя – одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей».
38 Но Иисус сказал им: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?»
39 Они отвечали: «Можем». Иисус же сказал им: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано».
41 И, услышав это, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
42 Иисус же, подозвав их, сказал им: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними и вельможи их властвуют над ними.
43 Но между вами да не будет так; а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугой;
44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». 
 
     В каждом человеке живет инстинктивное желание первенства, власти и славы. Почему люди так стремятся во власть? Почему спортсмены мечтают о первых местах и золотых медалях? Почему так популярны разные конкурсы: красоты, талантов, самодеятельных коллективов? Потому что людьми движет этот инстинкт. Хочется быть первым, лучшим, находиться повыше, продвинуться подальше. 
     Этот инстинкт проявляется во всех, только по-разному. Молодые люди хотят набрать больше «лайков» в социальных сетях. Девушки хотят слышать, что они «самые красивые». Парни играют в компьютерные игры, при этом самое интересное – играть против живого противника и победить. Те, кто постарше, «делают карьеру», поднимаются «по служебной лестнице». Люди в возрасте хотят пользоваться авторитетом, требуют, чтобы их уважали. Порой говорят, что стремление к первенству – удел мужчин. А женщинам, мол, это не нужно, они не склонны к соперничеству. Так ли это? Конечно, нет. Кто в большинстве современных семей является главой, кто распоряжается деньгами и всем командует? Женщина! И если какая-нибудь соседка или сотрудница по работе окажется красивее или талантливее, так в женщине закипают такие чувства, что мужчинам и не снились.
     Если рассуждать здраво, то этот инстинкт первенства вреден. Ведь чтобы выбиться на первое место, нужно приложить много сил, потратить много нервов, нажить врагов. Знаменитые актеры прячутся от журналистов. Известные артисты признаются, что их звездная жизнь – совсем не то, о чем они мечтали. Это постоянный труд и стресс, бесконечные поездки и неудовлетворенность.      На тех, кто занимает руководящие посты, лежит особая ответственность, они много работают и быстрее стареют. А еще, в случае чего, могут посадить, что тоже не способствует спокойному сну.
     И тем не менее люди все равно стремятся быть первыми. Этот инстинкт неистребим. Он присутствует во всех и занимает значительную часть мыслей каждого человека. Этот инстинкт был и в людях, окружавших Иисуса Христа. Он был в Его врагах, он был в Его друзьях. Про книжников Христос говорил: «Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах» (Мк. 12:38-39). Но и ученики не слишком отличались от книжников. Вопрос первенства занимал их больше всех других. Мы уже видели, как они спорили между собой, кто больше. В будущем этот спор снова возникнет, и Христос на последней вечере умоет им ноги в пример кроткого служения. И вот, теперь перед нами еще один такой случай.
 
     В рекламе раньше была популярна фраза «Почувствуйте разницу». Здесь именно тот случай. Марк ставит рядом два эпизода, и они настолько контрастируют друг с другом, что вызывают недоумение и возмущение. Давайте постараемся почувствовать эту разницу.
 
     Первый эпизод: Иисус говорит ученикам, что с Ним произойдет.
     Они направляются в Иерусалим. Причем сказано, что «восходят». Иерусалим находился на возвышенности. То, что они «восходили», означает, что они были уже вблизи Иерусалима. Марк также говорит, что «Иисус шел впереди них, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе». Отчего они ужасались и чего боялись? Можно подумать, что они боялись предстоящих событий: что их Учителя схватят и убьют. Он Сам говорил им об этом уже два раза. Но, все-таки, они боялись не этого. Они не понимали Его слов о предстоящей смерти. В предыдущей главе мы читали: «Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет. Но они не разумели этих слов, а спросить Его боялись» (Мк. 9:30-32). В Евангелии от Луки это еще ярче: «Он сказал ученикам Своим: «Вложите вы себе в уши слова эти: „Сын Человеческий будет предан в руки человеческие“». Но они не поняли слова этого, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его об этом слове боялись» (Лк. 9:43-45).
     Чего ожидали ученики? Они ожидали, что Христос организует в Иерусалиме революцию. Что Он поднимет народ на восстание, свергнет Римскую власть и станет царем. Древние пророчества Ветхого Завета предсказывали, что когда придет Мессия, Он будет царствовать. Этих пророчеств очень много. Приведем для примера два: 
     «Вот, наступают дни, – говорит Господь, – … и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» (Иер. 23:5).
     «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле… И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа, Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли» (Мих. 5:2, 4).
     Отчего переживали и волновались ученики? А вы бы не волновались, если бы шли устраивать революцию? Они думали, что будут в центре восстания, и им было страшно.
     Христос это видел. И поэтому Он еще раз подозвал апостолов и еще раз начал им говорить, что с Ним случится: «Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет». Здесь обращают на себя внимание две вещи. Во-первых, Христос целых семь раз говорит о Своем страдании. Во-вторых, Он говорит об этом очень ярко и выразительно. Он все видел заранее. Перед Его глазами уже разворачивалась страшная картина собственной смерти. И Он пытался втолковать этим глухим и слепым людям, что не будет никакого восстания, не будет никакого воцарения. Его предадут, унизят, изобьют и после этого Он умрет страшной смертью. А потом воскреснет.
     Я представляю себе, как они смотрели на Него. Вам приходилось разговаривать с тем, кто не хочет вас понимать. У таких людей обычно какой-то пустой взгляд. Вроде, человек вас слушает, но думает совершенно о другом и ничего не понимает. Так было и с апостолами. Иисус словно говорил на незнакомом языке. И Он смотрел на них с чувством скорби и бессилия. Ему повиновались бесы и болезни, ветер и море. Он мог чудесным образом умножить хлеб и рыбу, а также ходить по воде. Единственное, чего Он не мог – это объяснить собственным ученикам, что пройдет несколько дней – и Его, оплеванного и истерзанного, прибьют к страшному кресту, с которого живым Он уже не сойдет.
 
     И вот, теперь почувствуйте разницу:
     «Тогда подошли к Нему сыновья Зеведея Иаков и Иоанн и сказали: «Учитель! Мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим». Он сказал им: «Что хотите, чтобы Я сделал вам?» Они сказали Ему: «Дай нам сесть у Тебя – одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей»».
     Он только что семь раз сказал им, что Его ожидает страшная участь. Но они словно ничего не слышали. Почему? Потому что были слишком заняты собственными мыслями. Инстинкт первенства все заглушил.
     По древней традиции по правую и левую сторону от царя сидели два первых человека в государстве. Главный – справа (отсюда пошло выражение «моя правая рука»), второй – слева. Хитрые братья решили сделать «ход конем». Чем соперничать с остальными, лучше подойти к Иисусу и попросить напрямую. Ведь Он Сам сказал: «Просите, и дано будет вам». Матфей упоминает, что они и мать с собой взяли, рассчитывая, что так Иисус точно не сможет отказать.
 
     Но Он сказал: «Не знаете, чего просите». Когда они просили первых мест, о чем думали в это время? Они думали о славе, почестях и всеобщем внимании. Это приятно, этого все хотят. Но понимали ли они, какой ценой достаются эти места, как они достигаются? 
     Давайте поговорим об этом. Кто займет лучшие места в Божьем Царстве? В Библии есть три категории людей, которым обещана наибольшая слава:
     1. Те, кто пострадал за Христа.
     «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:7). «[Мы] наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас» (Рим. 8:17-18).
     2. Те, кто был верен в служении Ему.
     «Хорошо служившие приобретают себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1 Тим. 3:3).
«Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин. 12:26).
     3. Те, кто умалился.
     «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:4).
 
     Вот чего на самом деле просили ученики. Не бывает одного без другого. Не бывает славы без страданий, без служения и без смирения. Если хотите занять высшие места в Божьем Царстве, то вам придется выпить эту чашу и креститься этим крещением.
 
     Остановимся на минуту и посмотрим на два образа, которые употребил Господь. Он спросил братьев: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?»
     В Ветхом Завете чаша означала что-то особенное, предназначенное специально для вас. За столом хозяин наливал чашу вина и подавал сотрапезнику. Так Бог иногда посылает нам что-то особенное: либо особое благословение, либо особое испытание. Это чаша, которую нужно выпить. В Библии чаша может символизировать и доброе, и плохое. Давид говорит: «Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих, умастил елеем голову мою, чаша моя преисполнена» (Пс. 22:5). Скорее всего, ученики, когда услышали про чашу, подумали, что это что-то хорошее. Но чаша, которая предстояла Христу, была чашей горести и страданий. В Гефсиманском саду Он молился: «Авва, Отче! Всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14:36).
 
     Другой образ – крещение. По-гречески крещение (баптисма) буквально означает «погружение». Христос, фактически, спрашивает учеников: Вы можете погрузиться туда, куда Я погружаюсь? И, скорее всего, они снова не поняли Его слов. Возможно, они решили, что речь идет о погружении в революционную борьбу. А они же были «сыны грома», воинственные и агрессивные, и поэтому самоуверенно заявили: «Можем».
     Иисус ответил: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано». Впоследствии они действительно пошли по следам Христа, пили Его чашу и крестились его крещением. Иаков стал первым христианским мучеником, погибшим за веру в Спасителя. А Иоанн, хотя по преданию и умер своей смертью, все равно прожил нелегкую жизнь. Он был отправлен на каменистый остров Патмос, откуда написал книгу Откровение в утешение другим христианам, тоже пьющим горькую чашу и крестящимся крещением страданий.
 
     Обратим также внимание на слово «уготовано». Оно указывает, что Бог «уготовал» или приготовил для каждого верующего не только место на небесах, но и свой путь, свою чашу и свое крещение. От нас требуется принять их, и принять с благодарностью. 
     Возможно, кому-то из нас Он уготовал чашу страданий. Мы живем в довольно спокойное время и не слишком страдаем. Разве что, нашей верой могут быть недовольны родственники, да на работе обидят. Это не самое страшное, хотя и такие неприятности нужно принимать как от Бога.
     Но если нет страданий, давайте примем чашу служения. Погрузимся в Божье дело. Можете ли вы, братья и сестры, принять эту чашу, креститься этим крещением? Некоторые считают, что труднее день за днем целенаправленно и усердно служить Христу, чем однажды пострадать за Него.
     И, наконец, нам нужно смириться и умалиться друг перед другом. С этим связан заключительный эпизод нашего текста. Остальные ученики стояли тут же и слышали просьбу Иакова и Иоанна. А услышав, вознегодовали. С чем связаны такие сильные чувства? Все с тем же инстинктом первенства. Если бы им было все равно, то они бы и внимания не обратили. Но им тоже хотелось занять первые места, и поэтому они возмутились.
 
     И вот тогда Иисус еще раз повторил урок, который недавно преподал им в Капернауме. Подозвав учеников, Он сказал: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними и вельможи их властвуют над ними. Но между вами да не будет так; а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугой; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».
     Обратим внимание на два ярких слова: «господствуют» и «властвуют». Эти слова не нуждаются в пояснениях. Мы хорошо их понимаем, потому что мы этого хотим. Мы хотим господствовать и властвовать. Прежде всего дома. Над детьми и над супругами. А еще в церкви, а еще на работе, а еще среди друзей. Мы хотим, чтобы нас уважали, с нами считались, и чтобы за нами оставалось последнее слово.
     На днях прочитал небольшую заметку:
     Однажды в университете во время лекции по философии студент прервал профессора и сделал язвительное замечание насчет его взглядов. Обычно ученые люди амбициозны и, поскольку много знают, осаживают студентов. Но в этот раз все пошло иначе. К удивлению присутствующих, преподаватель поблагодарил дерзкого студента и продолжил излагать материал. Позже на вопрос, почему он не возразил, профессор ответил: «Я воспитываю в себе одно качество: учусь не оставлять за собой последнее слово». 
Профессор был верующим и поэтому старался проявлять кротость и смирение. Я прочитал это и подумал, что мне после всех лет со Христом все-равно очень трудно оставлять последнее слово за кем-то другим.
 
     И еще обратим внимание на то, что сказал Христос в самом конце. В прошлый раз, когда завязался точно такой же разговор, Он поставил среди апостолов ребенка. Умалитесь как это дитя, – сказал Он им. Но до них не дошло. Теперь Он стал перед ними Сам. Посмотрите на Меня, – словно говорил Он, – Я – Царь неба и земли, но здесь живу как нищий. Я достоин разъезжать на херувимах, но хожу вместе с вами пешком по этим пыльным дорогам. Я настолько велик, что все земные цари почли бы за честь послужить мне. Но Я пришел не для того, чтобы Мне служили, а чтобы послужить и отдать Свою жизнь для спасения многих. Посмотрите на Меня и будьте как Я.
 
     И здесь я обязан остановиться и напомнить самую важную истину Библии. Конечно, хорошо, если мы стойко переносим страдания за Христа. Хорошо, если мы верно Ему служим. Хорошо, если мы кротки и смиренны. Но спасение мы получаем не за это. Спасение от вечного осуждения и адских мук мы получаем только потому, что Иисус Христос отдал душу Свою для искупления многих. Спасение нужно принять как дар, нужно поверить, что Он умер за вас, и возложить всю свою надежду исключительно на Него.
 
     Мы перечислили три заслуги, за которые христиане смогут занять наилучшие места в Божьем Царстве. Но за что нас будет ждать особое возвышение: за страдания, за служение или за смирение? И вот здесь, к удивлению, обнаруживается, что за третье. Казалось бы, смириться и умалиться намного проще, чем пострадать или послужить. Однако именно за кротость и смирение Христос обещает наибольшую славу.
 
     Наивысшее достижение среди христиан – кроткое служение друг другу.
     Высшее достижение для актера – «Оскар».
     Высшее достижение для ученого – Нобелевская премия.
     Высшее достижение для политика – пост президента (лучше, конечно, царя).
     Высшее достижение для христианина – и вот здесь проблема. Многие рассуждают по-мирски и думают, что высшее достижение для христианина – стать Римским папой или патриархом. В нашем случае – старшим пресвитером. Огромное заблуждение. 
     Высший пост в Божьей иерархии – смиренный служитель. Что легче: сделать себе карьеру в церкви или смиренно служить, выполняя работу, которую никто не хочет делать? Конечно, смиренно служить. В карьерном росте нам помогает тот самый инстинкт первенства. А смиренному служению он сопротивляется. Так вот, кто преодолеет этот инстинкт, тот и будет победителем. Главная победа – не над соперниками и конкурентами, а над собой.
 
     Многие со времен школьной скамьи помнят имя Оливера Кромвеля, вождя Английской революции. Несмотря на воинственный нрав, Кромвель был верующим. Капелланом при нем одно время был пуританский служитель Джон Хоуи. К нему часто обращались просители, чтобы он походатайствовал перед Кромвелем, и Хоуи никому не отказывал в важных делах. 
Однажды Кромвель сказал ему: «Мистер Хоуи, вы просили у меня помощи для всех, кроме себя самого. Когда же настанет ваша очередь?» Хоуи ответил: «Мой господин и покровитель, моя очередь всегда наступает, когда я могу послужить другим».
 
     Где должно наше кроткое служение проявляться в первую очередь? В семье. В одной книге я прочитал, что жизнь во многих современных семьях похожа на перетягивание каната. Каждый супруг тянет в свою сторону. Каждый хочет, чтобы другой удовлетворял его потребности. Жена говорит: «Ты не уделяешь мне внимания, ты не даешь мне денег, ты меня никуда не возишь, ты мне не говоришь, что любишь». Муж: «Ты меня не уважаешь, ты меня плохо кормишь, ты мне не подчиняешься, ты мне не поутюжила рубашку». Если попытаться говорить с такими людьми, то они отвечают одно и то же: «Пусть сначала он станет хорошим мужем, тогда и я стану хорошей женой». Неудивительно, что этот канат у многих рвется, и супруги разлетаются в разные стороны. И даже если канат прочный, и какое-то равновесие удается держать, то все равно это нельзя назвать счастливой семьей. Брак – великая школа смирения. И пока мы не усвоим урок Христа и не станем служить друг другу, семейного счастья нам не видать.
     Автор этой книги занимается семейным душепопечением. Когда к нему приходят семейные пары, он предлагает им провести эксперимент: в течение двух месяцев ничего не говорить о своих нуждах, а только спрашивать и заботиться о нуждах другого. Редко бывает, чтобы супруги реагировали на это предложение нормально. Такое поведение кажется им странным и необычным. Но что здесь странного? Именно этому и учил Христос.
 
     Во вторую очередь, наше кроткое служение должно проявляться в церкви. Церковь – это тоже своего рода школа. Мы – ученики Христа, собираемся здесь, чтобы услышать Его Слово. А в школе обычно задают домашние задания. Вот, в заключение, небольшое домашнее задание по тому, как стать меньшим.
     1. Выберите кого-нибудь одного из нашей церкви. Неважно кого. Можно того, кто сидит рядом. Лучше, конечно, если Бог положит кого-либо на сердце. 
     2. Подумайте, как вы можете ему послужить. Может быть, его нужно поддержать и утешить. Может быть, он нуждается в помощи. Можно просто молиться за него каждый день в течение недели.
     3. Сделайте это. Многие современных христиане болеют болезнью фарисеев. «Они говорят, и не делают», – сказал Христос. Давайте не будем такими.
 
     У нас есть много инстинктов. Есть инстинкт самосохранения, инстинкт материнства, инстинкт первенства. Они работают сами собой. Нам не нужно себя заставлять, чтобы инстинкт подействовал. Но вот в смиренном служении нам нужно прилагать усилия. Давайте их приложим.
 
 
ФайлЗагрузить: Инстинкт (Мк. 10:32-45)

Размер файла: 18 600 Кб

Загружено: 36