Проповеди | Необычное поведение (Мк. 10,17-27)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 
21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: «Одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мной, взяв крест».
22 Он же, смутившись от этого слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: «Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие!»
24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: «Дети! Как трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие!
25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».
26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собой: «Кто же может спастись?»
27 Иисус, взглянув на них, говорит: «Людям это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу».
 
     Представьте себе, что человек, которого вы хорошо знаете, вдруг начинает вести себя не так, как всегда. Скажем, ваш близкий родственник (сын, дочь, отец или мать) употребляет в речи слова, которых раньше не произносили, или необычно на вас смотрят, или в их поведении появились жесты, которых прежде не было. Какой будет ваша реакция?
     Наверняка, вы встревожитесь. Если в семье открытые и доверительные отношения, то спросите, что случилось. Если отношения не столь открытые, то будете наблюдать: что произойдет дальше. В общем, мы насторожимся.
     При необычном поведении настораживаемся не только мы, но и специалисты. Врачи сразу заподозрят болезнь. В случае инсульта человек не может улыбнуться, его речь становится монотонной. Психолог, наблюдая за странностями в поведении, подозревает обман или хитрость. Милиционер, видя необычное поведение, думает о преступлении. Если человек начинает себя странно вести на улице, то люди останавливаются, смотрят, снимают на телефон.
     В нашем тексте мы можем наблюдать сразу два случая не вполне привычного поведения. Необычно ведет Себя, во-первых, Христос, а во-вторых, ученики. Марк нарочно обращает на это наше внимание. Чего он хочет? Чтобы мы насторожились и присмотрелись. Здесь совершается что-то необычное и, следовательно, очень важное. Лично я считаю этот текст самым важным в Евангелии от Марка. Поэтому мы сегодня обращаемся к нему уже в третий раз. Очень уж он необычен, очень уж яркие чувства здесь описаны, очень уж подчеркивает Марк важность происходящего.
 
     Итак, первый случай необычного поведения – это взгляд Иисуса Христа. Есть такой прием, хорошо известный художникам, фотографам и режиссерам. Когда они в своих произведениях хотят выделить сильную эмоцию, то показывают глаза. Так уж мы устроены, что, когда смотрим в чьи-то глаза, то испытываем сильные чувства. Всему миру известна фотография афганской девочки беженки с напуганными глазами. В каком-то порванном платке, с запачканным лицом она настороженно и тревожно смотрит в камеру большими глазами. Я от этих глаз не могу оторваться.
     И вот, в нашем тексте Марк три раза обращает внимание на глаза Спасителя. И каждый следующий раз Его взгляд серьезнее и напряженнее. Первый раз: «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: «Одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мной, взяв крест»». Второй раз: «И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: «Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие!»». И третий: «Иисус, воззрев на них, говорит: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу»».
     Вначале Иисус просто взглянул на богатого человека. Затем Он посмотрел вокруг, надо полагать, на стоявших вокруг Него людей. И, наконец, в третий раз Он «воззрел» на Своих учеников. Каждый последующий взгляд серьезнее предыдущего. И, соответственно, слова, которые говорит Христос, с каждым разом все серьезнее.
     Таким же необычным является и поведение учеников. Иисус сказал слова, к которым мы уже привыкли: «Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божье». Конечно, эти слова строги, но реакция учеников превосходит все ожидания: «Ученики ужаснулись от слов Его». От чего вообще можно ужаснуться? Скажем, от зрелища страшной болезни. Или от картины преступления с убитыми и ранеными. А они ужаснулись от простых слов. При этом Иисус не говорил ни про геенну огненную, ни про собственную смерть. Но их отклик был очень яркий.
     Увидев такую реакцию, Иисус снова сказал им: «Дети, как трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божье», и тогда они «чрезвычайно изумлялись». Мы с вами знаем некоторых богатых людей и, наверное, все согласимся, что деньги портят человека, что богатые люди часто бывают грубыми, жадными и бессердечными. Конечно, им трудно войти в Божье Царство. Отчего же ученики ужасались и чрезвычайно изумлялись?
     Согласимся: и поведение Христа, и реакция учеников необычны. И Марк специально показывает нам это, чтобы мы задержались, задумались, осознали важность происходящего и сделали соответствующие выводы. Давайте же проследим за взглядом Христа, за тем, как меняются Его слова. Попробуем проникнуть в сознание учеников и понять, что они думали и отчего ужасались. А затем сделаем вывод для себя. Что хотел сказать нам Святой Дух через это место Писания.
 
     Проследим сперва за взглядом Христа.
     Вначале Он взглянул на молодого аристократа, то есть, коротко посмотрел на него. И после этого велел ему продать все, что он имел и раздать нищим. Что Он такого увидел? Он увидел сердце. У этого человека была конкретная проблема. Многие приходили ко Христу с подобными проблемами. Один был готов пойти за Ним, но хотел вначале похоронить родителей. Другой тоже хотел пойти, но не был готов разделить все тяготы скитальческой жизни. А у этого было большое имение. Так часто между нами и Христом что-то стоит. Первый взгляд Спасителя испытующий. Молодой человек внешне выглядел очень хорошо. У него были деньги, была власть и, что особенно приятно, было благочестие. Он соблюдал заповеди. Один из лучших представителей человеческого рода! Но если люди могли купиться на красивую внешность, то с Христом это не прошло. Своим испытующим взглядом Он проник в сердце этого человека и увидел там отвратительного идола, спрятавшегося за внешним благочестием. Почему Христос велел ему продать все, что он имел? Этими словами Он вытащил идола на свет, и молодой аристократ предстал уже далеко не таким хорошим.
     Нет ли чего-то в нашей жизни, что мешает нам быть настоящими христианами? Внешне мы ходим в церковь, все у нас хорошо. Но, может быть, где-то внутри, скрытый от людских глаз уже пустил свои цепкие корни какой-нибудь привлекательный порок? И если бы Своим испытующим взором Христос посмотрел на нас, не съежились бы мы в страхе, что Он вытащит нашего идола из сердца? А, между тем, Он сейчас смотрит. И если мы к чему-то привязались, то давайте скорее отвяжемся. Нам не принесут добра никакие приманки этого мира. Они только истомят нас, заберут время, силы, и оставят разочарованными.
     Пророк Иеремия написал покаянные слова для израильтян, с которыми они должны были обратиться к Богу: «Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты – Господь, Бог наш. Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе, Боге нашем, спасение Израиля! От юности нашей эта мерзость пожирала труды отцов наших, овец их и волов их, сыновей их и дочерей их. Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили… и не слушались голоса Господа, Бога нашего» (Иер. 3:22-25). Не пожирает ли какая-нибудь мерзость наши труды, так что на Бога не остается ни времени, ни сил?
 
     После того, как молодой правитель ушел, Христос посмотрел вокруг. Своим многомудрым взглядом Он окинул собравшихся вокруг людей и сказал: «Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божье». Это был Его второй взгляд, и этим взглядом Он затронул проблему уже не одного человека, а величайшую проблему всего мира – сребролюбие. 
     Господь многократно обращался к этой теме. В притче о сеятеле Он назвал увлеченность деньгами тернием, то есть, сорняком, который заглушает Божье Слово в сердце человека. «Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода» (Мк. 4:18-19). Или еще: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имущества» (Лк. 12:15). Апостол Павел подвел итог: «Желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол – сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай этого» (1 Тим. 6:9-11). Писание призывает нас жить скромно, довольствоваться малым и не мечтать о роскоши. Наше богатство на небесах, а здесь в первую очередь следует заботиться о служении Богу. 
     Сребролюбие и любостяжание может поразить и богатых, и бедных. Наш дьякон Сергей рассказывал, что, когда он работал водителем автобуса, была там одна бабушка, которая никогда не покупала билет до конечной остановки. Брала меньше, а оставшиеся несколько километров ехала «зайцем». Сергей ее вычислил и стал требовать, чтобы покупала полный билет. Бабушка давай умолять: сынок, денег нет, провези так. Там сущие копейки, но вырвать их у нее было невозможно. Когда Сергей начинал настаивать, бабушкины мольбы превращались в упреки и проклятия. Она была готова ругаться, трепать нервы себе и водителю, позориться перед пассажирами ради копеек, на которые и хлеба не купишь. Так что неважно, сколько у нас денег, а важно наше отношение. Человеку, привязавшемуся к деньгам, крайне трудно обратиться всем сердцем к Богу, признать Христа своим Господом и стать настоящим христианином. 
 
     Но, кроме этих двух, был еще третий взгляд Христа, самый главный. Мы скоро поговорим о нем, но остановимся на несколько минут и обратим внимание на реакцию учеников. После того, как Иисус сказал, что богатому трудно войти в Божье Царство, они «ужаснулись» от Его слов. Заметив такой отклик, Иисус повторил Свои слова еще настойчивее и прибавил притчу о верблюде и игольном ушке, после чего ученики «чрезвычайно изумлялись».
     Нам трудно понять такую реакцию апостолов, потому что мы привыкли к словам Христа, и еще потому что мы знаем, как ведут себя неверующие богатые люди. Они часто спесивы и грубы, а свои богатства многие из них нажили нечестным путем. Но во времена Нового Завета все было не совсем так. Общество было очень религиозным. Почти все ходили в синагогу, знали Писание, молились. В одном Иерусалиме, согласно Талмуду, было 480 синагог. А население Иерусалима во времена Христа, согласно Иосифу Флавию, было 80 000 человек – примерно, как в нашем Светлогорске. Представьте себе, что в нашем городе не 12 церквей (это всех столько), а 480! А при синагогах были школы, в которых дети учились читать и писать, а также изучали Ветхий Завет. Естественно, что большая часть населения была религиозной. И среди них было много богатых.
     Как же относились к богатым людям? А относились к ним с уважением. Апостол Иаков в своем послании описывает частое явление в синагогах: «Если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в убогой одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: «Тебе хорошо сесть здесь», а бедному скажете: «Ты стань там или садись здесь, у ног моих», – то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?» (Иак. 2:2-4). Иаков описывает распространенную проблему. Если бы богатым не отводили лучшие места, он бы так не писал. Характерно, что в оригинале слово «собрание» – это «синагога». Богатство считалось признаком Божьего благословения. Ведь писал же Давид: «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» (1 Цар. 2:7). Ему вторил Соломон, богатейший из людей: «Благословение Господне – оно обогащает и печали с собой не приносит» (Прит. 10:22).
     Но не только это. Евреи времен Христа считали, что богатому войти в Божье Царство легче, чем остальным людям. Подобно большинству наших современников, иудеи считали, что вход в Божье Царство нужно заслужить. А как заслужить? Добрыми делами, милостыней, пожертвованиями на Божье дело. И кто же может дать больше милостыни: богатый или бедный? Кто больше пожертвует: нищий или состоятельный? Конечно, тот, у кого больше денег. 
     Джон Макартур пишет:
     «Большинство евреев считали даяние милостыни, фактически, способом купить спасение. Подобно индульгенциям в Средние века, милостыня буквально считалась средством приобретения привилегированного места в Царстве… Богатые люди могли позволить себе самых больших и самых отборных жертвенных животных. Они могли пожертвовать много денег для храма и для местной синагоги. У них всегда были деньги, чтобы опустить их в тринадцать сосудов, имевших форму трубы и находившихся в женском дворе храма. Эти сосуды специально располагались на виду, чтобы щедро дающих Господу могли видеть другие поклоняющиеся». (Дж. Макартур, Толкование на Евангелие от Матфея).
     Богатые евреи щедро жертвовали. Рассказывая, как люди жертвовали деньги в Иерусалимском храме, Марк отмечает: «Многие богатые клали много» (Мк. 12:41). И тут вдруг Иисус, посмотрев вокруг, говорит: «Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божье!» Ученики были уверены в обратном: они считали, что имеющим богатство как раз-таки легко войти в Царство Божье! И от страшного предчувствия у них похолодело внутри. Если богатому трудно, то что же с нами будет? А Иисус, словно уничтожая последнюю надежду, повторяет, да еще и усиливает: «Дети! Как трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».
 
     Есть популярное в христианском мире объяснение этих слов. Якобы, игольное ухо – это узкий проход (калитка) в одном из створов ворот Иерусалима. На ночь ворота закрывались, но этот проход оставляли открытым, чтобы запоздавшие путники могли войти в город. Проход был таким узким, что только развьюченный верблюд без груза и наездника мог на коленях проползти в эти ворота. Однако, исторических свидетельств или доказательств, что такой проход существовал нет.
     Речь идет о настоящем верблюде и настоящем игольном ухе. Иоанн Златоуст писал: "Сказав, что неудобно богатому войти в царство небесное, Господь далее показывает, что и невозможно, не просто невозможно, но и в высшей степени невозможно, что и объясняет примером верблюда и игольных ушей". Иисус просто взял самое большое животное, которое видели ученики, и самую маленькую дырочку, которую они знали. Верблюд – это богатый человек, а ушко – райские ворота. И даже верблюду удобнее было бы в пролезть в иголку.
     Те, кого ученики считали главными кандидатами на рай, оказались не у дел. И тогда из их уст вырвался естественный, единственный, изумленный вопрос: «Кто же может спастись?» И вот тут Иисус и устремил на них Свой последний взор. 
 
     В общем, и первые два взгляда Христа были важными и дают обильную пищу для размышлений. Но последний взгляд Господа на учеников был самым многозначительным. Надо сказать, что в Своем учении Христос много говорил о деньгах и материальном служении. Возьмем, например, Нагорную Проповедь. Господь говорил и про милостыню, и про собирание сокровищ на небе, и про принесение дара к жертвеннику, и про то, что просящему нужно дать. Все это связано с деньгами, и все вписывалось в понимание учеников.
     Но здесь Христос смотрит в на них и говорит, что богатому, у которого имеются все возможности для исполнения учения Христа, труднее войти в Божье Царство, чем верблюду в игольные уши. Изумленные ученики спрашивают, кто же тогда вообще может спастись, и здесь Христос устремляет на них Свой многозначительный взгляд и говорит то, от чего действительно впору прийти в ужас: «Человекам это невозможно». Я учил вас, как нужно поступать. Я показывал, какими вы должны быть посвященными, жертвенными, усердными, верными. А теперь слушайте самое главное: Человекам это невозможно.
     Ни богатому, ни бедному, ни праведному, ни грешному, ни злому, ни доброму, ни воспитанному ни бескультурному спастись невозможно. Никто из людей не сможет войти в Божье Царство. Почему? Потому что Божьи требования слишком высоки, а наши возможности слишком ограниченны.
     Читаю слова Христа: «Одного тебе недостает» и думаю: мне бы Он так не сказал. Я и сам знаю, что мне недостает далеко не одного, а этак одной-двух сотен. Мне не хватает мудрости, терпения, смирения, послушания, посвященности, жертвенности… И мне точно так же невозможно достичь Божьего Царства, как верблюду пролезть в игольное ушко. Суть не в том, что нам нужно что-то оставить, чтобы протиснуться в тесные ворота. Суть в том, что это в принципе невозможно.
 
     Позвольте нарисовать небольшую картину. Самая высокая горная вершина в мире – Эверест. Подняться на него – великий подвиг. Там холодно, нет кислорода, сильный ветер. Прямо на пути лежит множество замерзших альпинистов. Их не хоронят. Словно в морозильнике они сохраняются там в вечном холоде. Говорят, там около 120 замерзших трупов лежит на горе. Этот молодой человек дошел до вершины своего «Эвереста» и думал, что достиг. А Христос показал ему: вот еще вершина, в два раза выше. Поднимись-ка на нее. И он спасовал. 
     Давайте представим на минуту, что этот человек решился на подвиг и продал имение. Вот он, наш герой, бывший богач, теперь бедняк. Он последовал за Христом, был верным учеником, в Гефсимании не убежал с другими, претерпел бичевание вместе с Господом и был распят рядом с Ним на кресте. Мог ли бы он этими подвигами войти в Божье Царство? Нет! Как это ни странно, ни парадоксально звучит для людей нашего мира, он бы не спасся и пошел в ад. Почему? Потому что Христос говорит: «Человекам это невозможно!»
     Так каждый из нас не сможет подняться сам на Божье третье небо, если только не будет восхищен туда силой Божьей. Стандарты Христа настолько высоки, что ни один человек не сможет их достичь!
 
     И было бы действительно ужасно, если бы Иисус на этом остановился. «Воззрев» на учеников серьезным, глубоким и сострадательным взглядом, Он продолжил: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу». Что это значит? Что человек сам не может спастись, но его может спасти Бог! То, что не может исполнить человек, может исполнить за него Бог.      Там, где усилий человека не хватит, Свое всемогущество может применить Бог!
     Вы задумывались, почему Иисус три с половиной года ходил по земле? Почему Он переходил из города в город, спал под открытым небом, ел впроголодь, исцелял, проповедовал, благотворил? Это Он делал вместо нас. Это мы должны были прожить такую жизнь, но «человекам это невозможно», и поэтому Он прожил ее за нас. Как бывает на производстве, если кто-то не выходит на работу, за него выходит другой. Так Он вышел вместо нас – и прожил идеальную жизнь, которая теперь засчитывается верующим в Него. А в конце этой жизни Он добровольно отдал Себя на распятие и умер на кресте за наши грехи. Он совершил для нас то, чего сами мы никогда бы не смогли. Он прошел в эти игольные уши, и все Свои заслуги отдал нам.
 
     Спасение получают не праведные люди. Не герои веры, которые совершили подвиги. «Спасение — для тех людей, которые пришли в отчаяние от своих собственных усилий, которые осознали, что сами по себе они безнадёжно грешны и не способны исправить своё положение. Спасение — для тех людей, которые воспринимают себя как живое нарушение Божьей святости, которые исповедуют свои грехи, оставляют их и отдают себя на милость Богу. Спасение — для тех, кто признаёт, что у него нет ничего доброго, что он мог бы предложить Богу, и то доброе, которое он получает или достигает, может исходить лишь благодаря Божьей полновластной, милостивой заботе через Иисуса Христа» (Дж. Макартур, Толкование на Евангелие от Матфея).
 
     Как же войти в Божье Царство? Как протиснуться в это игольное ушко? Вот два простых шага, которые следуют из нашего текста:
     1. Признать, что вы сами этого не сможете. Что вы никогда не достигнете такого состояния, чтобы удостоиться Небесного Царства.
     2. Начать надеяться на Бога, и точнее, на Иисуса Христа, Который все совершил за вас. Не зарабатывать спасения, а принять Его, как дар.
     Если вы еще не приняли спасение из Его рук, то не медлите, не ждите. Не надейтесь, что вы когда-нибудь сможете его заслужить. Оно уже заслужено – не вами, а Христом. 
 
Как бы жизнь ты ни прожил –
Был бы ввергнут в ад,
Но Иисус все совершил
Много лет назад.
 
Он оставил Свой престол,
Мир земной любя,
И на страшный крест взошёл,
Чтоб спасти тебя.
 
Тщетной битвой утомлён,
Подними свой взгляд:
За тебя всё сделал Он
Много лет назад.
 
Ты к подножию креста
С верою склонись:
Все заслуги – пустота,
Лишь в Иисусе жизнь.
 
И великим судным днём,
Когда мир пройдёт,
Пусть в Иисусе, только в Нём
Бог тебя найдёт.
 
Совершилось! Кончен бой,
И лишь в этом суть!
Разве может быть другой
Ко спасенью путь?
 
 

Аудио:

ФайлЗагрузить: Необычное поведение (Мк. 10,17-27)

Размер файла: 17 400 Кб

Загружено: 63