Проповеди | Не все так просто (Мк. 10:17-25)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 

17  Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: «Учитель благой! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»
...
21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: «Одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мной, взяв крест».
22 Он же, смутившись от этого слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: «Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие!»
24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: «Дети! Как трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие!
25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».
 
     При чтении этого отрывка у многих читателей возникает один и тот же вопрос: «Что, и мне тоже, чтобы наследовать вечную жизнь, нужно продать все, что я имею?» Слова, сказанные Христом этому богатому человеку, звучат слишком радикально. Движимые ими, многие богатые люди в первые века христианства действительно продавали все имущество, раздавали деньги нищим, а сами отправлялись в далекие пустыни, где доживали свой век в нищете, занимаясь чтением и молитвами.
     На этот вопрос обычно звучит ответ: «Это был частный случай, не тревожьтесь, ничего вам продавать не нужно». В принципе, это действительно был частный случай, но не все так просто. Задумаемся: почему Христос дал этому человеку такое строгое поручение? И что Он хочет через это событие сказать нам?
     Прежде всего отметим, что в Библии нет такого условия, чтобы для получения вечной жизни нужно было продать все, что имеешь, и раздать нищим. Когда к Спасителю обратился другой богатый человек, мытарь Закхей, он сказал: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». И на это Христос ответил: «Ныне пришло спасение дому этому» (Лк. 19:8-9). То есть, Закхей отделался половиной с хвостиком и был спасен. В другом месте мы знакомимся с Марфой и Марией – женщинами, которые, несомненно, веровали во Христа и любили Его. У них был дом, хозяйство, но им Христос отнюдь не велел это все продавать. Да и вообще, никто, кроме этого богатого человека, не получал такого приказания. В книге Деяний и апостольских посланиях тоже нет такого условия спасения. Христиан призывали быть щедрыми и жертвенными, некоторые продавали землю ради помощи нуждающимся, но таких радикальных шагов никто не требовал.
     Почему же в этом случае, единственном на всю Библию, Христос, обратившись к весьма высоконравственному человеку, дал ему такое тяжелое поручение? Почему не велел продать хотя бы половину? И, в конце концов, мы ведь знаем, что спасение получается не делами и не заслугами. Даже если бы юноша продал все, что имел, и раздал нищим, все равно он этим не мог бы спасти себя. В чем же здесь было дело?
 
     Согласно Библии христианин – это человек, у которого на первом месте в жизни стоит Христос. Все остальное – семья, работа, учеба, личная жизнь – находится на порядок ниже. Христианин – это человек, который больше всего любит Христа, превыше всего надеется на Христа и готов пожертвовать ради Христа всем вплоть до собственной жизни. «Кто не берет креста своего и следует за Мною, – говорит Он См, – тот не достоин Меня».
     Почему Он велел этому богатому человеку продать все имущество и раздать нищим? Причина проста: Он видел его сердце. И на главном месте в этом сердце стоял не Христос и не Бог, а идол под названием «богатство». Этот молодой человек любил свои деньги больше, чем Бога, и не был готов с ними расстаться.
 
     Хочу задать непростой вопрос: он поверил Христу или нет?
     С одной стороны, он Ему поверил. В каждом из Евангелий, где рассказывается эта история, подчеркивается, что  «он отошел с печалью». Если бы этот человек не поверил, то просто махнул бы рукой и сказал: «Ерунда это все». Но нет, он действительно считал Иисуса высшим авторитетом и действительно понял, что богатство стояло между ним и Богом. Но слишком оно было ему дорого. Слишком тесными показались ему врата спасения, слишком узким представился путь в Божье Царство.
     А с другой стороны, он, все-таки, не поверил Христу. Он поверил словам, но не смог Ему довериться сердцем. Когда опечаленный молодой человек ушел, Господь сказал ученикам: «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божье!»
     Этот молодой человек надеялся на свое богатство. Давайте немного порассуждаем о надежде на деньги. Все мы боимся трудных времен. Сейчас по сравнению с другими временами в истории живется более или менее нормально. Но ведь может так случиться, что нас уволят, мы окажемся без работы и, соответственно, без денег. Что мы будем есть, во что одеваться, где жить? Мы можем заболеть, станем нетрудоспособными, потребуются лекарства, лечение. Это вопросы, которые возникают у любого человека. И вот, если нет денег на черный день, тогда ничего не поделаешь, человек живет, как живется. Но если есть сбережения, тогда надежда возлагается на эти сбережения. Это у меня гарантия, страховка. Теперь я чувствую себя спокойнее. Если что-нибудь случится, я знаю, куда пойти и где взять!
     Если у христианина нет запасов, если у него только хлеб насущный, то у него только одна надежда: что Бог позаботится о нем, сохранит и прокормит. Собственно, ничего другого не остается. Зато если есть кубышка или чулок под матрасом или счет в банке, то надежда сама собой возлагается на это, земное, материальное. Почему так происходит? Наверное потому, что деньги можно увидеть и потрогать, а Бога – нельзя. Деньги, я точно знаю, что есть, а Бог… Конечно, хочется верить, что Он есть, но к каждому, даже опытному христианину порой приходят сомнения. И, кроме того, деньги находятся в моей власти, а Бог… Кто знает, как Он Себя поведет? Тут я сам руковожу своей судьбой, а там надо довериться, а это страшно. И наше сердце само собой тяготеет к чему-то более твердому, более зримому, более осязаемому, чем Бог, Которого нельзя ни увидеть, ни услышать, ни потрогать.
     И, вероятно, поэтому Господь не дает Своим детям богатства. Подавляющее большинство настоящих христиан, почти все они ведут скромный образ жизни, зарабатывают небольшие суммы и не могут позволить себе многих благ этого мира. Почему так? Потому что Бог знает: в противном случае мы перестанем надеяться на Него и начнем надеяться на деньги.
     И, обратите внимание, как Христос называет учеников: «Дети!» Чтобы войти в Божье Царство, нам нужно умалиться и стать как дети. Только что Он сказал об этом ученикам, когда они не допускали к Нему детей. Дети не надеются на богатство. Дети не надеются на свой ум или предприимчивость. Дети надеются только на родителей. Так и настоящий христианин надеется только на Небесного Отца. Такое состояние прекрасно описано в Псалме 32.
 
     Псалом 32:
«С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их. Не спасется царь множеством воинства, исполина не защитит великая сила. Ненадежен конь для спасения, не избавит великой силой своей. 
Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода прокормит их. Душа наша уповает на Господа: Он – помощь наша и защита наша; о Нем веселится сердце наше, ибо на святое имя Его мы уповали. Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя».
 
     Христос Своим всевидящим оком проник через телесную оболочку и заглянул в душу этого богатого человека. И эта душа была оплетена золотой сетью. Господь смотрел на его сердце, и в этом сердце царствовал не Бог, а золотой телец, маммона. При этом молодой человек, вероятно, и не осознавал своего состояния. Возможно, он думал, что его большое имение – это Божья награда за праведность. Ведь он соблюдал заповеди: не прелюбодействовал, не убивал, не крал, не лжесвидетельствовал, не обижал, почитал отца и мать. Вот, – думал он, – Бог меня и благословил. И не понимал, что Бог для него стал всего лишь средством для достижения благополучной жизни, а не смыслом и целью. И поэтому Господь указал ему на единственное средство, которое могло избавить его от этого идола: «Пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мной, взяв крест».
     Но молодой человек ушел с печалью. И куда он ушел? К себе домой, к родственникам, к друзьям? Нет, он ушел в погибель. При раскопках города Помпеи была найдена женщина, судорожно прижимавшая к себе во время страшного извержения вулкана Везувия шкатулку с золотыми вещами. Вместо того, чтобы бежать из погибающего города, она стала заботиться о том, что было ей всего дороже и что погубило ее. Сколько людей повторило ту же ошибку! Временные сокровища удержали их от вечного спасения.
 
     Теперь поговорим о нашем состоянии.
 
     У этого молодого человека был конкретный идол: его богатство. Идол распространенный в наше время, но далеко не единственный. Не только богатому трудно войти в Божье Царство. Есть и многие другие явления, которые могут стать непреодолимым препятствием на спасительном пути. Посмотрим на трех таких идолов.
 
     Увлечения.
     Большинство людей чем-то увлекаются. Без увлечений жить неинтересно, а если увлечение приносит пользу, то оно становится прекрасным оправданием на все случаи жизни. Вот, скажем, увлечение многих женщин и некоторых мужчин: огород (порой даже два огорода). И вот, приглашаешь в церковь – нет, нужно на огород. Зарплаты и пенсии нынче маленькие, надо как-то жить, без огорода никуда. Огород становится предметом гордости: вот, какая я хозяйка, как все красиво обустроила, какие премудрости из журнала внедрила. 
     Для других женщин увлечением может стать общественная жизнь. Некоторые любят выступать на сцене, петь или танцевать. А поскольку такие мероприятия часто устраиваются по воскресеньям, то, конечно же, церковь уходит на второй план. Плюс гастроли, репетиции и так далее. И человек не понимает, что вся эта самодеятельность – это смешно и глупо, что время, силы и талант, которые лучше было бы отдать на служение Богу, тратятся на потеху толпе, которая сегодня на вас смотрит, а завтра забудет.
     Ну, это, преимущественно, женские увлечения. У мужчин популярно другое: рыбалка, футбол, подвал или гараж с железками. Если мужчина поинтеллектуальнее, то что-нибудь умное: радиоэлектроника, музыка, моделирование, спорт. Но суть одна: увлечения мешают общению с Богом. Конечно же, увлечения – не грех. Богатому трудно войти в Царство Божье, но деньги у всех нас сколько-нибудь да есть. Точно так же могут быть и огород, и удочка, и гараж с железками. Важно – какое место это занимает, не вытесняет ли Бога. И если вытесняет, то Он начинает ревновать и лишает наше дело благословения.
     В книге пророка Аггея показывается Божье отношение к чрезмерному увлечению земными делами: «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька… Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. За что? – говорит Господь Саваоф. – За Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому» (Аг. 1:6-9). 
 
     Еще учась в школе, я играл в нашем городском оркестре под названием «Геликон». Начинал с альтов, потом поднялся до тенора и, наконец, дали баритон. Баритон – очень уважаемый инструмент в оркестре. У него красивые партии и звучный голос, часто бывают ведущие отрывки. Я с удовольствием играл и до сих пор помню потрясающее чувство единства с оркестром, тем более, оркестр был очень хорош, мы занимали первые места на конкурсах.
     Но жизнь шла своим чередом, я уехал в Минск учиться. Через два года случился кризис, я обратился к Богу, меня исключили из университета, и я вернулся домой в Светлогорск. Пришел в церковь, начал участвовать в служении, и тут меня нашел руководитель оркестра. «Пойдем, – говорит, – Саша, в оркестр. У нас как раз баритона нет, ты нам очень нужен». Я пошел. Приняли меня там прекрасно. Я разыгрывался, нарабатывал технику и как-то раз проговорился в церкви, что играю в оркестре. Были там две сестры, которые страшно за меня встревожились и стали отговаривать: бросай и не ходи. У них были свои соображения, что меня, мол, там какие-нибудь девушки-артистки соблазнят или я сопьюсь с другими музыкантами, что не редкость. По правде, я не думаю, что мне грозило именно это, однако я задумался. Чем мне придется пожертвовать ради этого увлечения? Прежде всего, временем. Частые репетиции, поездки, выступления по выходным. Я не смогу бывать на многих церковных собраниях, я не смогу участвовать во многих служениях. Кроме того, у меня будет меньше сил, внутренней энергии, которые я мог бы отдать Богу. Меня озаботило это, а не какие-то возможные искушения. Но так было неприятно отказывать доброму руководителю. После долгой борьбы, в скверном настроении я позвонил ему и сказал: «Простите, я не смогу играть». Он было решил, что это по религиозным соображениям, долго меня уговаривал. Я и так оторвал этот оркестр от сердца, а он еще соль на раны сыпал. Но я уже определился. 
     Признаюсь: я до сих пор время от времени представляю, как играю в оркестре. Мне это очень нравилось, очень. Но в моей жизни появился Христос и сказал: «Следуй за Мной». Оставь свои сети, свои трубы, свои деньги. Служи Мне, отдай Мне свои силы, свое время и свою жизнь. Можете представить, братья и сестры, что я и в церкви пастор, и в городском оркестре играю? А чем я отличаюсь от вас? Что, я больше всех должен? Мы все – цари и священники Богу. И хотя, конечно же, можно время от времени сходить на рыбалку, съездить на огород и даже поиграть на трубе, все это должно занимать крайне мало места по сравнению с Богом.
 
     Семья.
     Мы живем во время, когда крепкие семьи стали редкостью. Да что там говорить, даже настоящие семьи становятся редкостью. Все больше людей живут в сожительстве. Есть множество матерей одиночек, которые где-то «нагуляли» ребенка и теперь, как стало модно говорить, «воспитывают». Еще и страдальческие лица делают, мол, вот я какая героиня. Но на библейском языке никакая не героиня, а блудница и любодейка. Конечно же, бывают и среди неверующих хорошие и крепкие семьи, но, согласимся, это редкость. И если мы встречаем такую благополучную семью с воспитанными детьми, то хочется искренне порадоваться за них.
     Но помним ли мы, что семья может стать препятствием человека на пути к Богу? И часто становится! Нередко бывает, что когда один из членов семьи обращается ко Христу, другие восстают против него. Сам Господь по этому поводу сказал: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:34-37). Кто из нас испытывал давление со стороны неверующих родственников, мужей, жен, родителей, детей? Бывает, не только давление, но и хуже. И, как нашему богатому человеку нужно было выбрать: либо богатство, либо Христос, так многим приходится выбирать: либо семья, либо Христос.
     Но даже если родственники относятся лояльно, если даже они верующие, не всем удается найти здоровое равновесие между семьей и церковью. Многие христиане имеют хорошие семьи и даже гордятся этим, но это в ущерб Христу! Время, которое нужно было бы отдать церкви, отдается семье. Внимание, которое следовало бы отдать Богу, отдается мужу или жене. Силы, которые хорошо было бы пустить на служение, пускаются на очередной ремонт. Большинство из нас женаты или замужем. И, конечно же, нужно печься о своих и о домашних. Но давайте спросим себя: в хорошей ли пропорции находятся у нас семья и церковь, супруг и Бог?
 
     И самый главный идол – наше собственное «я». Очень часто то, чего хочется нам, не совпадает с тем, чего хочет Бог. Нам хочется денег, а Богу нужна наша жертвенность. Нам хочется здоровья, а Богу нужно наше терпение. Нам хочется обеспеченного будущего, а Бог желает, чтобы мы надеялись на Него. Нам хочется красиво выглядеть, а Бог  желает, чтобы наша душа была прекрасной.
     И поэтому одна из самых великих, самых трудных и самых важных заповедей Христа гласит: «Отвергни себя». Господь должен занять главенствующее место в нашей жизни. Он должен стать главным интересом, увлечением, смыслом и целью. Его нужно любить больше, чем мужа или жену, Ему нужно служить больше, чем себе. Для Него нужно жить и с Его именем на устах умереть. На меньшее Он не согласен.
     Этому молодому человеку Христос велел продать все, что он имел, и раздать нищим. А что бы Он сказал нам? Что стоит между нами и нашим Господом? Кому-то, возможно, Он велел бы бросить высокооплачиваемую работу и поехать миссионером в деревню. Кому-то приказал бы пожертвовать дорогую машину на реабилитационный центр и ездить на «Жигулях». Возможно, кому-то из девушек Он сказал бы, что, если вы пойдете за Ним, то не выйдете замуж. А кому-то из братьев сказал бы, что ему предстоит умереть за Него, ведь сказал же Он этому юноше про крест. Впрочем, не буду гадать. Зададим себе вопрос: Есть ли такое задание, которое Христос может мне дать, после чего я тоже уйду от Него с печалью? Есть такие области в моей жизни, которые, если Он заберет, то я на Него обижусь и отвернусь? Готов ли я сделать все, что Он скажет?
     Особо трепещущих хочу успокоить: Христос не даст нам непосильного задания, которое мы не сможем выполнить. Он не прикажет нам привести в церковь весь Светлогорск или, хотя бы, половину. Он не велит остановить силы зла, наполняющие наш мир. Но Он ожидает от нас посвящения и верности.
     Согласно Библии, важнейшим величайшим условием спасения является полная, безусловная и беспрекословная покорность Иисусу Христу. Спасаются только те люди, которые назвали Иисуса Христа своим Господом, а себя – Его рабами. 
     К сожалению, в наше время широко распространено убеждение, что для спасения нужно просто верить, что Иисус – Божий Сын, и что Он умер за наши грехи. Что ж, это правда, но неполная. Мы действительно спасаемся верой во Христа и Его подвиг на кресте, но спасительная вера подразумевает покорность. Верить в Иисуса Христа означает не только верить умом, но и быть Ему послушным. Если Он действительно Божий Сын, значит, Он – хозяин мира, я принадлежу Ему и должен жить для Него. Вот трагедия современного христианства: множество людей говорят, что верят во Христа, считают Его своим Спасителем, но живут для себя!
     Из уст современных проповедников часто звучит фраза, которой нет в Библии, но ее пришлось ввести из-за этого распространенного заблуждения. Фраза такая: «Принять Иисуса Христа своим Спасителем и… Господом!» Что значит «Господом»? Это значит Господином! Это значит покориться Ему, подчинить Ему свои желания, посвятить Ему свою жизнь. Только такой человек может называть себя спасенным, все остальное – мякина.
     Христианин – это человек, у которого на первом месте стоит Христос. И дело Христово для него важнее собственных дел. Интересы Христа выше собственных интересов. «Для меня жизнь – Христос», – пишет Павел. «Уже не я живу, но живет во мне Христос». «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». Если мы не готовы к такому, если для нас достаточно просто быть богобоязненными, время от времени приходить в церковь, то мы обманываем самих себя. Для земной жизни, конечно, хорошо быть добрым семьянином, богобоязненным, соблюдать заповеди, не пить, не курить, не красть. В этом есть плюс. Но это не христианство, и в Божье Царство такие люди не войдут. А войдут туда только те, кто посвятил себя Христу.
 

 

ФайлЗагрузить: Не все так просто (Мк. 10:17-25)

Размер файла: 20 000 Кб

Загружено: 63