Проповеди | Главный вопрос (Мк. 10:17-27)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 

17  Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: «Учитель благой! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»
18 Иисус сказал ему: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
19 Ты знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать».
20 Он же сказал Ему в ответ: «Учитель! Всё это сохранил я с юности моей».
21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: «Одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мной, взяв крест».
22 Он же, смутившись от этого слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: «Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие!»
24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: «Дети! Как трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие!
25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».
26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собой: «Кто же может спастись?»
27 Иисус, взглянув на них, говорит: «Людям это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу».
 
 
     С самых первых лет осмысленной жизни мы задаем много вопросов. Самый известный детский вопрос, который, наверное, задавали все дети: Как я появился? Фантазии взрослых на эту тему наводят на тревожные мысли об их душевном состоянии: купили в магазине, нашли в капусте, принес аист.
     Этот вопрос далеко не единственный. Дети часто спрашивают: Почему? Почему светит солнце? Почему нужно ходить в садик? Почему нужно есть кашу и ложиться спать? Все это элементы одного важнейшего вопроса, который формулируется позже: В чем смысл жизни? Для чего я живу, встаю по утрам, иду на работу, слежу за здоровьем, завожу семью? Есть ли в этом хоть какой-то смысл, или я просто, как животное, движим инстинктами?
     Есть много вопросов бытовых, но тоже важных: Куда пойти учиться? Где устроиться на работу? Вступать ли в брак? Заводить ли детей? Каждый человек носит в душе с десяток, а то и больше вопросов без ответа, и порой эти вопросы причиняют мучительные переживания.
     Но есть один вопрос, который можно назвать самым главным вопросом на свете. Если бы люди могли понять, как устроен наш мир, если бы их глаза смогли видеть невидимое, если бы раскрылось перед человеком, что земная жизнь – это не конец, что после смерти людей ожидают две вечности: либо в бесконечно прекрасном Божьем Царстве, либо в бесконечно ужасном аду, то, без всякого сомнения, любой человек задал бы самый главный вопрос: Как войти в Божье Царство?
     Именно этот вопрос (не «Как продлить жизнь» или «Как найти счастье») является важнейшим для любого человека. Жизнь закончится, счастье как пришло, так и уйдет. А вечность не закончится никогда, и наша судьба там – самое важное, что есть во всей вселенной.
     И в связи с этим в нашем обществе ходят самые разные предубеждения и заблуждения.
     Вот некоторые распространенные ответы на вопрос «Как войти в Божье Царство?»:
- Нужно принадлежать к правильной церкви.
- Нужно поучаствовать в правильных обрядах: крещение, евхаристия, соборование.
- Нужно, чтобы добрые дела перевесили злые.
- Своеобразный ответ: нужно кого-то спасти от смерти (ведь «Нет больше той любви…» и т.д.).
- Нужно исполнять Божий закон, соблюдать Его заповеди. Это самое распространенное мнение. Так считает множество людей, называющих себя христианами.
 
     Именно об этом наш сегодняшний текст. Хочу обратить внимание, что у Марка многое происходит исподволь, постепенно. Так и этот важнейший вопрос начинает подниматься еще в предыдущей, девятой главе. Христос говорит ученикам: «Лучше тебе с одним глазом войти в Царство Божье, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает». Затем, уже в десятой главе Он снова говорит апостолам: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царства Божьего, как дитя, тот не войдет в него». Это выражение, «войти в Царство Божье», несомненно, зацепило учеников. И вот, теперь этот вопрос встает ребром. К Спасителю подбегает некий человек, падает перед Ним на колени и задает самый главный, основополагающий вопрос на всем белом свете: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»
     Именно этот вопрос звучит в нашем тексте, и поэтому я считаю его одним из важнейших не только в Евангелии от Марка, но и во всей Библии. Нам нужно ясно понимать, что здесь происходит, потому что от этого зависит наша собственная судьба, и не только в этой жизни, но и после нее.
 
     Давайте попробуем посмотреть на происходящее глазами учеников. Они все время находились там, все видели и, наверное, испытали целую гамму эмоций. Я считаю, что подобную гамму эмоций должны испытать и мы, чтобы понять, что такое человек и что такое спасение.
     Итак, Господь с учениками отправляется в путь. Они собрали свои скромные пожитки и уже выходили из селения, когда к Иисусу подбежал хорошо одетый молодой человек и пал перед Ним на колени. Мы с полным основанием можем предположить, что этот посетитель произвел на учеников очень благоприятное впечатление. Если бы там оказались мы, он бы и нам понравился. Каждый его поступок, жест и слово невольно вызывают одобрение. Вначале обратим внимание, что этот человек «подбежал» к Иисусу. Он не просто проходил мимо и подумал: «Дай-ка подойду да спрошу у Него, как попасть в рай». Судя по всему, этот человек спешил, очень хотел увидеться с Христом. Возможно, он находился далеко, или, может быть, ему сообщили слишком поздно, когда Господь уже уходил. И вот, этот человек оставил все дела и бегом кинулся догонять Иисуса. Он очень хотел Его увидеть, очень важной была для него эта встреча. Если человек так торопится, бежит ко Христу, это, конечно же, хорошо. Тут, бывает, зовешь людей, приглашаешь в церковь – не хотят, всякие занятия себе придумывают. Уже предлагаешь и заехать, и подвезти – нет, у нас расписание, мы в воскресенье спим, отдыхаем после трудовой недели. А тут сам пришел, да еще и прибежал.
     Впрочем, это только начало. Подбежав к Иисусу, этот человек незамедлительно пал перед Ним на колени. Только два раза перед Христом становились на колени. Первым был прокаженный, который умолял его очистить, и вторым – этот человек. Был, правда, еще третий раз, когда на колени становились римские воины, насмехаясь и издеваясь над Ним. Но это не в счет. Обычно к Иисусу обращались, как к простому человеку. Если хотели о чем-то попросить, то кланялись. А этот человек не разменивался. Он сразу бухнулся в своей хорошей одежде на колени в дорожную пыль. И ученики, глядя на него, наверняка подумали: «Какой молодец!»
     Затем прибежавший заговорил, и его речь тоже производит самое благоприятное впечатление: «Учитель благой, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Во-первых, прекрасное обращение: «Учитель благой». Как только Христа ни называли: и обманщиком, и бесноватым, и пьяницей, и развратителем. А тут такое прекрасное обращение. И после этого самый главный, и самый важный вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» В этом вопросе целых две добродетели: 1) Этот человек думал не о земной жизни, а о вечной; 2) Он был готов к действиям. Сказал бы ему Господь пожертвовать большую сумму – он бы пожертвовал. Сказал бы выучить наизусть все 613 заповедей – он бы выучил. Сказал бы построить синагогу – он бы построил.
     И, наконец, когда Иисус сказал ему о заповедях: «Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать», этот человек уверенно ответил: «Учитель, все это сохранил я от юности моей». То есть, у него не было внебрачных связей, он ничего не украл, никого не обижал, любил и слушался родителей. Кто из нас может похвастаться такой праведной жизнью? Притом, обратите внимание: этот человек сказал, что сохранил себя в чистоте «от юности». Согласно Библии, юность – это время грехов. Это возраст, когда страсти кипят в молодом человеке, и ему крайне трудно их сдерживать. Именно в юности начинается активное погружение в грех. А этот сумел преодолеть себя даже в непростом юношеском возрасте. Когда другие ругались с родителями, он их почитал. Когда другие искали удовлетворения своей похоти, он хранил целомудрие. После таких слов даже Сам «Иисус, взглянув на него, полюбил его». Что уж говорить об учениках. Они, наверняка, благоговейно притихли, опасаясь, что сейчас Христос всех их отправит прочь, а на их место возьмет одного этого красавца.
 
     Но, к удивлению учеников, Иисус не выказал особой радости. Более того, Его отношение можно назвать скептическим. 
Началось с того, что на уважительное обращение «Учитель благой» Он ответил: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Эти слова у многих вызывали недоумение. Свидетели Иеговы используют их, чтобы подтвердить свое ложное учение, что Христос – не Бог. Вероятно, и ученики, услышав это, растерялись. Что же означает этот ответ Христа? Я нахожу здесь три важных указания.
     1. Иисус Христос – Бог. Этот богатый человек назвал Его учителем. Надо полагать, он и видел в Нем всего лишь учителя, который может научить чему-то полезному – но на этом и все. И, конечно, он видел во Христе удивительную доброту, поэтому и сказал: «Учитель благой». На это Господь отвечает ему: Если ты считаешь Меня просто учителем, тогда Я не могу быть благим. Если Я – просто учитель, то Я – такой же грешный и злой человек, как вы все. Зато если Я благой, то Я – не просто учитель. Действительно благой только Бог. И если Христос благой, значит, Он – Бог.
     Это интересно. Мы обычно приводим в доказательство божественности Христа Его всезнание, могущество и власть прощать грехи. А здесь приводится аргумент иного рода. Скажите, был ли Христос добрым? Да Он был воплощением доброты! Какой из этого вывод? Он – Бог. Потому что только Бог действительно добр. 
     2. Этот человек – грешен. Как мы уже видели, он производил очень хорошее впечатление. И ученики, и окружающие люди, наверняка, подумали: «Какой хороший молодой человек!» А что он думал о себе сам? Судя по всему, тоже считал себя хорошим. Ведь он от юности соблюдал Божьи заповеди, и теперь прибежал и пал на колени перед добрым учителем. Конечно же, он молодец. Но Христос быстро остудил его пыл. Не мечтай о себе, – словно бы говорит Он, – не считай себя добрым. Никто не благ, как только один Бог. Ты – грешник, и в твоем теперешнем состоянии ты пойдешь не в жизнь вечную, а в геенну огненную. Каждый человек, даже самый нравственный и добрый по земным меркам, носит в себе греховное зерно, злую силу. Если и вы считаете себя добрыми, то не обманывайтесь. Только Бог добр, а мы злые, и заслуживаем осуждения.
     3. Надежда – на Бога. Этот человек явно считал, что вечную жизнь можно заработать. «Что мне делать?» – спрашивает он. Он не спросил: «Кто мне поможет?» или: «К кому мне обратиться?» Он спрашивает: «Что мне делать?» То есть, вся надежда у него – на себя. На это Христос отвечает: Твоя надежда тщетна. Ты не можешь надеяться на себя, потому что ты грешник. И ты не можешь понадеяться на других людей, потому что «никто не благ». Единственная твоя надежда – на Того, Кто единственный является добрым: на Бога, что Он помилует, что Он пожалеет, и что Он спасет. Тебе нужно не зарабатывать жизнь вечную, а пасть перед благим Богом и просить милости.
 
     Пойдем дальше. Христос говорит молодому человеку, что ему нужно исполнить заповеди: «Не прелюбодействуй, не убивай, не кради» и так далее. Вопрос: почему Он это сказал? Ведь мы же знаем, что соблюдением заповедей невозможно спастись. Ответ прост: Господь хотел показать этому человеку, что он вовсе не так хорош, как о себе думает. И поэтому вначале он озвучил заслуги Своего гостя: он действительно не крал, не обижал и почитал родителей. Это было хорошо по человеческим меркам. А потом Христос показал ему мерку Божью: «Пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мной, взяв крест». 
     Как много людей занижают Божью планку! Миллиарды считают, что для того, чтобы попасть в рай, достаточно быть приличным человеком: не красть, не обманывать и уважать старших. Хотя даже этого не делают. Но Божья мера несравненно выше. Христос говорит этому человеку: Если хочешь своими заслугами войти в Божье Царство, продай свое имущество и раздай нищим, а потом живи, как Я, и добровольно умри мученической смертью. Тогда будет тебе вечная жизнь.
     Хочу привести немного детский пример. В некоторых мультфильмах герои, оказавшись над пропастью, начинают от отчаяния быстро махать руками, и у некоторых получается таким способом полететь. Кто-то умный решил подсчитать, с какой скоростью человеку нужно махать руками, чтобы действительно подняться в воздух. И вышло что-то около  1 млн. взмахов в секунду. То есть, теоретически, можно. Но на практике, как бы мы ни махали, никуда не взлетим. Такая скорость для человека недосягаема. И Христос ставит перед этим посетителем планку зримую, но недосягаемую: отказ от всего земного, жизнь по примеру Самого Иисуса и мученическая смерть. Другими словами, Он говорит: «Ты можешь спастись, если станешь таким, как Я». Только так.
     Пожалуй, стоит сказать несколько слов о замечании Марка: «Иисус, взглянув на Него, полюбил его». Эти слова немного непонятны. Скорее всего, имеется в виду, что Христос посмотрел на него с любовью, добротой и нежностью. Марк подчеркивает, что Господь сказал все эти суровые слова не потому, что этот молодой человек Ему не нравился. Нет, Христос его жалел и любил. Но юноша, стоявший перед Ним на коленях, находился в обольщении. Он считал себя достойным, хорошим, угодным Богу. На его глазах лежала пелена, и ее нужно было снять. Господь полюбил его и поэтому сказал ему горькую правду: ты не войдешь в Божье Царство, всех твоих стараний недостаточно, цена за вход слишком высока.
     Услышав такие слова, молодой человек помрачнел. Именно это в оригинале означает слово «смутившись». На его лицо нашла туча. До этого он был светел и полон надежд. Но Иисус безжалостно разбил эти надежды вдребезги. Почему? Потому что это были надежды на себя, на свою праведность, на собственные заслуги.
     Он так же любит нас, но так же безжалостно развенчивает нашу самоправедность. Когда мы начинаем считать себя достойными, Он допускает, чтобы мы, как Петр, согрешили, и не раз, чтобы мы поняли, что мы – никто, и наши заслуги – ничто, и надежды у нас нет, кроме как на Его милость.
 
     Вспомним, что мы смотрим на происходящее глазами учеников. Изумленные и потрясенные, апостолы задали Христу единственный вопрос: «Кто же может спастись?» Такой прекрасный молодой человек! Он же лучше всех нас! Таких днем с огнем не сыщешь. Все заповеди сохранил от юности! Еще и богатый, а ведь богатство считается признаком Божьего благословения. И Ты говоришь, что он погиб?!? Кто же может спастись? И Христос словно последний гвоздь в крышку гроба забивает: «Человекам это невозможно!»
     Нам нужно уяснить раз и навсегда: ни один человек никогда не сможет спастись от вечного осуждения собственной праведностью. Как бы мы ни старались, и как бы ни преуспели, мы никогда не достигнем, не достанем, не дотянемся до Божьего стандарта, настолько он высок. Для того, чтобы попасть в Божье Царство, нам нужно прожить свою жизнь так, как прожил ее Иисус Христос. Есть среди нас такие? Нет! И, значит, все! Нам нужно оставить свои пустые надежды, тщетные мечты и беспочвенные ожидания. Приговор Библии суров: «Не стало милосердных на земле, нет правдивых между людьми… Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло… Лучший из них – как терн, и справедливый – хуже колючей изгороди» (Мих. 7). «Все мы сделались, как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас» (Ис. 64:6). «Все согрешили и лишены славы Божьей… Нет праведного ни одного» (Рим. 3).
 
     Размышляя об этом молодом человеке, я вспомнил роман Достоевского «Бесы». Там разворачивается такой сюжет: В небольшой провинциальный городок приезжает молодой человек, выучившийся сын местного аристократа. За короткий срок Петр Верховенцев (так его зовут) очаровывает всех жителей городка. У него безупречные манеры, изящная речь, европейское образование и приятная внешность. Мужчины при его появлении одобрительно кивают головами, девушки строят ему глазки, а их мамы мечтают заполучить его в зятья. Но через некоторое время в городе начинают происходить странные вещи. Появляется шайка молодых безобразников, которые творят бесчинства. Раскрываются неприличные тайны то одного, то другого семейства. Наконец, начинают совершаться преступления. Следует череда смертей и убийств. И вот, когда проводится расследование, то выясняется, что главный зачинщик всего беспредела – этот самый изящный молодой человек. Он набрался революционных идей и мечтал повергнуть в хаос не только этот городок, но и весь мир. Автор представил все в таком виде, словно в этих молодых людей вселились бесы, мучают их и побуждают на бесчинства.
     Вот так в каждом благопристойном человеке живет, образно говоря, свой бес. У каждого есть своя темная сторона, которая время от времени проявляет себя. Внешне человек может казаться очень хорошим, даже святым. Но не забудем слов Иисуса Христа: «Никто не благ, как только один Бог». То есть, нет ни одного действительно доброго человека, «нет праведного ни одного».
 
     Многие люди думают, что, если очень поднапрягутся, то смогут исправиться. Смогут жить высоконравственной жизнью, делать добро, не делать зла. Нужно только постараться, нужно только захотеть. Это фатальное и безнадежное заблуждение. Хочу в качестве примера привести одну песню, которую я как-то случайно услышал:
 
Всё будет иначе, иначе, иначе; Я только прошу тебя, жизнь, повторись.
Я даром минуты теперь не растрачу На дело пустое, на праздную жизнь.
 
Теперь ни единого грубого слова Любимым моим никогда не скажу. 
Все буду сносить я и только с любовью, И впредь по следам Иисуса пойду.
 
О, жизнь, повторись, я теперь по-другому Пойду по нелегкой дороге твоей. 
В молчании листья трепещут на кленах И стаями наземь летят с тополей.
 
     Я, когда услышал эту песню в первый раз, не поверил своим ушам. Неужели этот человек действительно считает, что, если бы жизнь повторилась, то он бы не потратил даром ни одной минуты и не сказал бы ни единого грубого слова? Ага, счас! Да пусть бы она тысячу раз повторялась, он все равно проживал бы ее беспутно и греховно, потому что человек не может по-другому.
 
     Что же нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? 
     Ответ, пусть неявно, но уже следует из того, что мы прочитали.
- Признать себя грешником.
- Оставить попытки заслужить вход в Божье Царство своими усилиями.
- Возложить всю свою надежду на доброго Бога – что Он не по нашим делам, а по Своей милости дарует нам жизнь вечную. 
     Другими словами, нужно прийти к Богу не со своими заслугами, а с детской верой. Нужно уверовать в Его благость и довериться Его милости.
 
     В заключение хочу вспомнить еще одного «юношу», который также хранил заповеди и соблюдал Моисеев закон не хуже нашего сегодняшнего героя. Юношу звали Савл, и его достижения в области религии можно было бы выставлять на выставках. Но, встретившись со Христом, он написал о всех своих заслугах короткий текст, который, словно маяк, направляет и наш путь в гавань спасения и к пристаням Божьего Царства:
     «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетой. Да и все почитаю тщетой ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своей праведностью, которая от закона, но с той, которая через веру во Христа, – с праведностью от Бога по вере» (Флп. 3:7-9).
     Вот так и звучит ответ на самый важный в мире вопрос.
 

 

ФайлЗагрузить: Главный вопрос (Мк. 10:17-27)

Размер файла: 20 700 Кб

Загружено: 72