Проповеди | Когда яйца учат курицу
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 

13  Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.
14 Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие.
15 Истинно говорю вам: кто не примет Царства Божьего, как дитя, тот не войдет в него».
16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их. 
 
     Когда я пришел к Богу, в начале девяностых, в бывшем Советском Союзе, да и вообще в мире наблюдался рост интереса к христианству. На Западе появились первые мегацеркви, у нас после семидесяти лет атеизма имело место значительное духовное оживление. Многие евангельские церкви заметно выросли, в том числе и наша.
     В то время кинематографисты, видимо, уловив этот интерес, начали снимать многочисленные фильмы на христианскую тему, в основном об Иисусе Христе. Большинство этих фильмов показывали по телевизору Я, как молодой христианин, конечно же, их смотрел. Говоря в целом, зря потерял время: от новозаветных жизнеописаний Христа эти фильмы были крайне далеки. С тех пор я не смотрю кино на библейскую тематику. Но тогда заметил одну интересную особенность.
     Фильмы, снятые в России, представляли Иисуса Христа почти что не человеком. Движимые православным богословием, авторы этих фильмов представили Спасителя бесстрастным и отстраненным. У Него там всегда одинаковое выражение лица – просветленное и не выражающее никаких чувств. Он всегда ровен, что бы ни случилось, Его мимика не меняется. В одном эпизоде злые иудеи бросили в Него камень и попали в грудь. Но ни один мускул не дрогнул на лице актера. Там, куда попал камень, стала проступать кровь. С тем же светлым выражением лица Он потрогал кровь и посмотрел на Своих обидчиков. У них на лицах отразилась целая гамма эмоций, а Он так и оставался отстраненным и одухотворенным.
     Фильмы, снятые на Западе, представляли Христа совершенно другим. Там Он был не просто человеком, но еще и экстравертом: масса чувств, и все наружу. Скажем, на браке в Кане Галилейской Он отплясывает вместе с гостями. В других сценах хохочет над шутками. А один эпизод меня прямо-таки добил: идя дорогой, Иисус решил подшутить над учениками. Исхитрившись, Он дал тычка одному из учеников, а когда тот захотел «дать сдачи», начал убегать, прикрываясь апостолами.
     Какой из этих кинематографических Иисусов ближе к настоящему, библейскому? Бесстрастный и просветленный, или веселый и игривый? Пожалуй, оба одинаково далеки. Господь, Которого мы видим в Новом Завете, ведет Себя с достоинством. Мы не находим Его, дошедшим до ребячества и игр в догонялки. Но, с другой стороны, библейский Христос – это не Будда, достигший просветления. Несомненно, Спаситель был очень человечен, и Его человечность особенно видна в Евангелии от Марка. Читая, мы регулярно видим во Христе различные эмоции, и наш сегодняшний текст – тому подтверждение. Здесь Господь обнаруживает два сильных чувства: одно по отношению к ученикам, другое – по отношению к детям. Рассмотрим их по порядку.
 
     Первое чувство – негодование.
 
     Слово «вознегодовал», с одной стороны, нам понятно, а, с другой, нуждается в пояснении. Какие бы мы могли подобрать к нему синонимы? Рассердился? Разгневался? Близко, но не то. «Негодование» – это справедливое возмущение или праведный гнев. Рассердиться или разгневаться можно по разным причинам. Например, недавно моя Даша готовилась к экзаменам, засунула карандаш в волосы и забыла о нем. Через некоторое время карандаш понадобился – искала по всей квартире, злилась. Потом цап – нашла у себя в голове. 
     А негодование – это реакция человека на что-то кощунственное, безнравственное. Если гнев может быть злым и греховным, то негодование всегда праведно. Мы негодуем, когда притесняют слабых, обижают пожилых или больных, наживаются на чужом горе. Это вызывает в нашей душе бурю протеста, сердце требует другого отношения.
     В этом году исполняется 500 лет Реформации. Пятьсот лет назад Мартин Лютер прибил на дверях церкви в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов. Эти тезисы горели негодованием. А негодовал Мартин Лютер на торговлю индульгенциями. Один из распространителей этих индульгенций, расхваливая свой товар, утверждал, что индульгенции настолько хорошо, что даже если бы кто обесчестил деву Марию, и тому было бы прощено. Это настолько возмутило Лютера, что он не смог молчать. В результате этого негодования возникли мы – евангельские христиане.
     Подобным негодованием исполнился Иисус по отношению к ученикам. Они были Ему дороги, Он их любил, но тут воспылал на них праведным гневом. Они совершили что-то очень нехорошее. Что же они сделали? Кого-то обманули, что-то украли, где-то набедокурили? Оказывается, нет. Они просто кое-кого к Нему не пустили. Кого же они не пустили? Это были представители синедриона, посланники от первосвященников, которые решили провозгласить Иисуса царем? Нет. Тогда, может быть, это была делегация от Ирода с приглашением посетить его роскошный дворец и рассказать о небесном учении? Опять мимо. Тогда, может быть, это были люди со срочными нуждами: больные, голодные, умирающие? Опять-таки, нет. Это были дети.
     Какого возраста были эти дети? Прямо об этом не говорится, но есть два слова, которые могут послужить подсказкой. Первое слово – «приносили». Детей к Иисусу не привели, а принесли. Детей носят, пожалуй, лет до пяти. Потом они становятся уже тяжелыми, да и сами могут ходить на сравнительно большие расстояния. А второе слово – «обняв». Христос обнял детей, значит, они могли стоять, и были не грудными. Исходя из этого, можно предположить, что детям было от двух до пяти лет – тот самый забавный возраст, который описал Корней Чуковский в своей знаменитой книге.
     Почему ученики «не допускали приносящих»? Перед этим к Иисусу пришло много народа, о чем говорится в начале главы. Он их учил, и обычно это занимало много времени. Потом произошел напряженный разговор с фарисеями, после чего Господь с учениками вошли в дом, надо полагать, для отдыха. Вот, в это время и пришли родители со своими отпрысками. Спаситель устал, Его человеческая природа нуждалась в покое. А дети в возрасте от двух до пяти – известные непоседы. Что характерно: на улице, когда нужно немного пройти, они быстро устают и просятся «на ручки». Но дома, когда они «ходят на голове», усталости в принципе не бывает. Родители немного отдыхают только когда дети спят, хотя какой-то остроумный человек сказал, что дети не спят – они «подзаряжают батарейки». Вспоминается старый советский мультфильм про маму-обезьяну, у которой целый выводок непоседливых ребят:
     В каждом маленьком ребенке: и мальчишке, и девчонке
     Есть по двести грамм взрывчатки или даже полкило;
     Должен он скакать и прыгать, бегать и ногами дрыгать,
     А иначе он взорвется: трах-ба-бах – и нет его!
     В наше время есть мультфильм, который мне не нравится, но который довольно наглядно показывает, что такое маленькие дети. Называется «Маша и медведь». В нем Маша – гиперактивный ребенок, у нее масса идей, и все катастрофические. Она регулярно устраивает у медведя в берлоге взрывы, пожары, наводнения и тому подобное, несчастный зверь не знает, как от нее избавиться.
     Итак, что мы видим? Во-первых, детей, которые, собственно, не очень-то и сознавали, к Кому их принесли. Во-вторых, учеников, заботившихся о Господе и охранявших Его покой. И, в-третьих, Иисуса, Который при виде всего этого вознегодовал.
Что же вызвало Его праведный гнев? В чем была причина негодования? Причина в том, что Христос очень высоко ценил детей. Они для Него были не менее, а, может, даже и более важны, чем делегация Ирода или представители синедриона. За что ценил детей Христос? Он Сам дал два ответа. Первый: «Таковых есть Царство Божье». И второй: «Кто не примет Царства Божьего, как дитя, тот не войдет в него».
     Слова «таковых есть Царство Божье» часто неправильно понимаются в том смысле, что дети автоматически входят в Божье Царство. Обратим внимание: Господь сказал не «их есть Царство Божье», а «таковых есть Царство Божье». То есть, в Царстве Божьем будут люди, похожие на детей, обладающие детскими качествами.
     Хотя мы верим, что умершие дети не пойдут в ад, все-таки, здесь Господь говорит не об этом. Он ставит нам детей в пример. Кого бы вы поставили в пример для себя? Обычно в пример ставят людей пожилых, которые повидали жизнь, набрались мудрости и теперь по многим вопросам могут дать хороший совет. Или людей чего-то достигших. Например, у кого большая и дружная семья, достижения в работе или духовной жизни. Но едва ли кто из нас станет подражать ребенку. Однако именно об этом говорит Христос: нам очень многому можно поучиться у детей. У них нет опыта и достижений, зато у них есть качества, которые у нас, взрослых, с возрастом выветрились. А, между тем, эти качества очень важны для отношений с Богом и жизни в Его Царстве.
 
     Какие же великие добродетели есть в детях? Чему нам нужно у них поучиться? Я вначале назову несколько второстепенных, а затем две самые важные.
     Второстепенные добродетели: 
     Простота. За две тысячи лет существования церкви богословы выстроили множество сложных богословских систем, ввели массу труднопроизносимых терминов. Люди, которые эти термины выучили, свысока поглядывают на остальных и тешатся сознанием собственной значимости. Думая об этом, я вспоминаю слова апостола Павла: «Боюсь, чтобы как змей хитростью своей прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор. 11:3). Несомненно, нам нужны и богословское образование, и семинарии, и глубокое погружение в Слово. Но при этом нам еще больше нужна простота. 
Недавно в одном видеоролике я видел маленькую девочку, которая говорит, если не ошибаюсь на семи языках. Организаторы пригласили семерых носителей разных языков: англичанина, немца, француза, испанца, даже араба. Сама девочка русская. Она переходила от одного к другому, каждый разговаривал с ней, задавал вопросы, и она прекрасно все понимала и отвечала. Но при всем этом она оставалась маленькой девочкой и вела себя просто и непосредственно, по-детски. Я смотрел на нее и думал: «Однако же, можно быть умным и простым. Можно много знать и не гордиться этим. Можно заткнуть за пояс взрослых полиглотов и оставаться ребенком». В мире много высокомерных, гордых людей. Христиане призваны быть простыми, как дети.
     Альтернативный пример: 
     Однажды богач решил взять своего маленького сына в деревню, чтобы показать, какими бедными бывают люди. Они провели день и ночь на ферме, в кругу очень бедной семьи. 
     Вернувшись домой, отец спросил сынишку, понравилось ли ему путешествие. 
— Было замечательно, папа! — сказал он. 
— И что ты об этом думаешь? 
— Я думаю, что у нас одна собака в доме, а у них – целых четыре. У нас бассейн в саду, а у них – бухта, из которой видно бескрайнее море. У нас в саду горят лампочки, а им светят звезды. 
Отец от такого ответа лишился дара речи, а сын добавил: 
— Спасибо, папа, что показал мне, какими богатыми бывают люди!
     Часто бывает, что дети, когда получают подарок, вместо дорогой игрушки начинают играть с коробкой. Это и есть простота.
 
     Незлобивость. Конечно же, дети ссорятся, но быстро мирятся. Легко забывают зло. Они не могут месяцами держать камень за пазухой, вынашивать планы мести. Даже если обидятся, то, конечно, надуваются, показывают, что обиделись, но готовы тут же помириться, ждут, что у них попросят прощения. А если и не попросят, то через пару дней и так забудут и снова будут играть, как ни в чем не бывало. Апостол увещевал коринфян: «Братья! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцами, а по уму будьте совершеннолетними» (1 Кор. 14:20). 
     Как-то я стал свидетелем ссоры в детской поликлинике. Взрослые, приведшие детей, не поладили между собой и принялись ругаться. Вскоре так разошлись, что в ход пошло сквернословие – и это при детях. Как вели себя при этом дети? Они растерянно и испуганно смотрели на взрослых, им было страшно и неприятно. На их глазах совершалось зло, и оно им не нравилось.
А как часто христиане обижаются всерьез и надолго, перестают разговаривать друг с другом. Травят себя изнутри своими обидами, жалуются друг на друга, враждуют. Нам нужно вернуться в детство в этом отношении, стать младенцами на зло.
     Оптимизм. Другими словами, вера в лучшее. Дети – народ оптимистичный. Об этом поется во многих детских песенках: «К новым приключениям спешим, друзья; Эй, прибавь-ка ходу машинист!», «Только небо, только ветер, только радость впереди». Дети по самой своей природе больше радуются, чем грустят. Взрослея, мы становимся серьезнее и печальнее. А дети беззаботны и веселы. Они верят в светлое будущее. Хотя в этом мире светлого будущего не бывает. Эти дети вырастут, и даже если их судьба сложится хорошо, все равно их ждет много переживаний, душевных травм, сердечной боли. Их ждут тяжелые утраты и горькие разочарования. А потом болезни, а потом смерть, а потом ад. 
     Единственные, кто имеет право на оптимизм – это христиане. Древний псалмопевец писал, обращаясь к Богу: «Я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу. Кто мне на небе? И с Тобой ничего не хочу на земле» (Пс. 72:23-25). Даже если случаются неприятности, мы «знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). У христиан все складывается: и в этой жизни, и в следующей. Если у кого и есть основания для надежды, так это у нас. Но мы взрослые люди, у нас много забот, и мы забываем об оптимизме христианской веры, и нам Христос говорит: Будьте как дети. Таковых есть Царство Божье.
     Любовь к родителям. Вы замечали, как дети льнут к своим родителям? С ними и «за ручку», и «пожалеть», и «моя мама самая красивая», и «мой папа самый умный». А когда с друзьями, то «мой папа твоего папу победит». И пусть папа – любитель «закладывать за воротник», а мама иногда устраивает истерики. Все равно это мои мама и папа, я их очень люблю. Потом дети растут, наступает подростковый период, и дети начинают стыдиться своих родителей, воевать с ними. А потом становятся взрослыми и родителей забывают. Такова человеческая природа. Но всякий взрослый время от времени вспоминает детство и то время, когда мама была самая красивая, а папа самый умный. Если бы взрослые христиане так любили Бога, льнули к Нему, надеялись на Него, обращались к Нему по любому поводу, то современные церкви были бы совсем другими.
 
     И еще два, самых важных детских качества я приберег напоследок. Они самые важные, потому что именно благодаря им человек может войти в Божье Царство. «Кто не примет Царства Божьего, как дитя, тот не войдет в него», – сказал Христос. Как же так его нужно принять, чтобы точно получить?
     С доверчивостью. Дети доверчивы и охотно верят всему, что говорят им взрослые. Они верят в деда Мороза, бабу Ягу. И безо всяких вопросов принимают то, что им говорят об Иисусе Христе. Им не трудно поверить в библейские чудеса и в будущее Божье Царство. И верят дети не потому, что им это доказали, привели убедительные аргументы. Они верят, потому что признают авторитет взрослых. Так сказал папа – и, значит, это правда.
     Не так давно ко мне обратился один молодой человек с жалобами на сомнения. Он уже довольно давно в церкви, но продолжает сомневаться. Он все время думает: А что, если это не так? Что, если Библия – это не истина? Что, если Иисуса никогда не было, или был, да ошибался? Что, если нет никакой загробной жизни и никакого Божьего Царства? Этот молодой человек просил у меня доказательств, которые бы его убедили. Я, конечно, ему кое-какие привел, но я точно знаю, что сомневающегося человека никакие доказательства не убедят. Потом что библейская истина – это то, что принимается верой, на веру. Если мы примем учение Христа, станем жить по нему, то оно исполнится в нашей жизни, но доказательств, математических формул, теорем христианства просто не существует. «Мы ходим верой, а не видением».
     И поэтому нам нужно просто, по-детски поверить, что Божье Царство существует, и что Бог по такой детской вере нас туда впускает. 
     С пониманием своей слабости. Может ли ребенок от двух до пяти что-нибудь заработать? Ничего. Он может только принять. Ему можно дать награду, например, что убрал игрушки. Но работать дети не умеют и не могут. И нам нужно понимать, что в вопросе получения Божьего Царства мы – дети. Мы не то, чтобы можем, да мало. Мы вообще ничего не можем.
Дети пользуются тем, что заработали родители. Папа с мамой покупают им еду, одежду, игрушки, дают кров над головой и лекарства, если заболеют. И ребенок от двух до пяти никак не может помочь своим родителям. Он может «поиграть» в помощь, но настоящей помощи оказать не может. Меня маленького брали в лес по ягоды. И взрослые собирали кто в большую банку, а кто прямо в ведро. Мне давали стакан. Так я даже стакана набрать не мог! Соберу немного на дне, а потом не удержусь, да и съем все собранное. 
     Так и в вопросе спасения нам нужно понять, что мы не можем ничего. Все для нас сделал Христос. Своей святой и праведной жизнью Он заслужил нам вход в Божье Царство, а Своей смертью на кресте заплатил за наши грехи. Он все это сделал Сам, никто Ему не помогал, и никто не мог помочь. Нам нужно принять Божье Царство, как дети принимают подарки от взрослых: с радостью и благодарностью.
 
     В церквах молодежь на праздник жатвы порой показывает сценку про арбузы. У хозяина богатый урожай арбузов, и он решил какую-то часть раздать даром. Привез на рынок, разложил и предлагает. Подходят разные люди, видят, что арбузы хорошие и дают деньги. Хозяин убеждает, что арбузы бесплатные, но никто не верит. Пока, наконец, не подбегает мальчишка. Происходит диалог:
МАЛЬЧИК: Почем арбузы? 
ХОЗЯИН: Просто так! Пускай друзья твои подходят. 
МАЛЬЧИК: Скорее! Дяденька дает арбузы нам покушать даром! Вот наедимся! 
Вбегает ватага детей и расхватывает все арбузы. 
ХОЗЯИН: Он берет их, как подарок! 
Должны и мы так поступать с дарами Господа. 
Спасение должны с доверьем принимать
По вере и с благодареньем!
 
     Из всего вышесказанного можно вывести два важных урока
 
     Урок первый: нам нужно относиться к детям так, как относился Христос. Обычно у взрослых нет времени даже на своих детей, не говоря о чужих. Мама на кухне, папа в телевизоре или в железках. У христиан, возможно, получше, но и они не находят времени на то, чтобы приводить детей ко Христу. Если бы Он сегодня поприсутствовал при том, как мы обращаемся с детьми, какой была бы Его реакция? Не вознегодовал ли бы и Он, увидев, что мы тоже не допускаем собственных детей приходить к Нему? Как мы можем приводить их к Спасителю?
     а) Ежедневно читать с ними Библию и молиться.
     б) Разговаривать с ними на духовные темы, задавать им вопросы.
     в) Водить в церковь. 
     Но не только к своим. К чужим детям у нас должно быть доброе и ласковое отношение. Давайте проявлять к ним внимание: улыбнемся, спросим, как дела, дадим конфетку. В глазах Господа дети были очень ценны. Пусть они такими будут и в наших глазах. Нам у них действительно есть, чему поучиться. Это тот самый случай, когда яйца могут научить курицу. И даже петуха.
 
     Урок второй: Нам самим нужно быть, как дети. Если мы настоящие христиане, то все перечисленные выше качества должны быть и у нас: простота, незлобивость, оптимизм, любовь к родителям. А, самое главное, нам нужно приходить к Богу с детской верой, каждый день благодарить Его за дар спасения, принимать Его благодать безо всяких заслуг и отработок, радуясь и славя Его, как славили дети при входе в Иерусалим.
 
     Мы посмотрели только на одно проявление чувств во Христе: негодование. Он вознегодовал на учеников. Но в нашем тексте есть и еще одно проявление чувств. 
 
     Второе чувство: нежность
 
     Перед тем как благословить детей, Господь обнял их. Негодование сменилось в Нем нежностью. Хорошо, если бы и у нас была такая нежность к детям. Но здесь скрыт еще более важная истина. Если мы приходим к Спасителю с детской верой, Он так же обнимает и нас. И благословляет. И вводит в Свое Царство. 
 
 
 

Аудиофайл скоро появится

ФайлЗагрузить: Когда яйца учат курицу

Размер файла: 20 200 Кб

Загружено: 102