Проповеди | Жестокосердие (Мк. 10:1-12)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи
 
1  Отправившись оттуда, приходит в пределы иудейские за иорданской стороной. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.
2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: «Позволительно ли разводиться мужу с женой?»
3 Он сказал им в ответ: «Что заповедал вам Моисей?»
4 Они сказали: «Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться».
5 Иисус сказал им в ответ: «По жестокосердию вашему он написал вам эту заповедь.
6 В начале же творения Бог сотворил их как мужчину и женщину.
7 Поэтому оставит человек отца своего и мать
8 и прилепится к жене своей, и будут двое одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.
11 Он сказал им: «Кто разведется с женой своей и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует». 
 
       Христос направляется к Иерусалиму. В прошлый раз мы видели Его с учениками в Капернауме, это город на берегу Геннисаретского озера, в котором жили Петр, Андрей, Иаков и Иоанн. Теперь они двинулись на юг и достигли пределов Иудеи. Куда бы Христос ни приходил, собирались толпы. Туда же являлись и вездесущие фарисеи. Так было и здесь. Подойдя, они задали Ему каверзный вопрос: «Позволительно ли разводиться мужу с женою?» Марк прямым текстом говорит, что они Его искушали. В чем же состояло искушение? Чтобы это понять, нам нужно на некоторое время погрузиться в то время и понять обычаи того времени.
       Согласно Моисееву закону, развод был позволен. Нужно было только выдать женщине соответствующий документ – разводное письмо. «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего» (Втор. 24:1). Что это за письмо? В древнем мире строго относились к понятиям нравственности. Наш век – время повального разврата. Подавляющее большинство людей имели и имеют добрачные и внебрачные связи. На библейском языке добрачная связь называется «любодеяние», а внебрачная – прелюбодеяние. Для Бога эти грехи являются одними из самых отвратительных. Отсюда разгул венерических болезней, эпидемия СПИДа, множество незаконнорожденных детей, не имеющих отцов или вообще брошенных на произвол судьбы в детские дома. 
       В древнем мире люди были умнее и следили, с кем знакомятся и связывают жизнь. Свободных женщин было только три вида: девушки, разведенные и блудницы. Вот, встречает мужчина женщину, подумывает, чтобы свить с ней семейное гнездо, но оказывается, что она не девушка. Кто же тогда? Одно из двух: либо разведенная, либо блудница. А кто захочет связываться с блудницей? Нужно доказательство, что она разведенная. Вот для этого и писалось разводное письмо: чтобы доказать другому мужчине, что это женщина приличная и проституцией не занималась. В письме писалось, что такая-то и такая-то была законной женой, является порядочной женщиной и получила развод по такой-то причине. С разводным письмом женщина могла выйти замуж во второй раз. Без разводного письма никто бы ее не взял.
       Именно так и ответили фарисеи Христу, когда Он спросил: «Что заповедал вам Моисей?». Они сказали: «Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться». Но в чем же был подвох? Дело в том что существовала другая точка зрения. Письмо письмом, а в Ветхом Завете есть удивительные примеры супружеской верности. Например, пророк Осия имел гулящую жену, но, тем не менее, не развелся с нею, а, напротив, после того, как она, что называется, «походила по рукам», привел ее в дом и продолжал с нею жить. В книге пророка Малахии Господь говорит: «Ненавижу развод». И Сам Бог сохранял верность Своему народу, называя Израиль Своей женой, а Себя мужем. Несмотря на многие грехи, Господь не «разводился» с Израилем.
       Как раз перед приходом Христа в Израиле жили два знаменитых раввина Гиллель и Шаммай. Шаммай был суров и строг, не допускал никаких облегчений в исполнении Моисеева закона и добавлял к нему еще много других правил. Гиллель, напротив, был кроток и миролюбив. Он часто говорил: «Люби мир и водворяй его везде, люби людей и приближай их к Закону Божьему». Нам бы, конечно, больше понравился Гиллель – мягкий и дружелюбный человек. Так вот, хотя эти два великих раввина были друзьями, их взгляды по многим вопросам радикально отличались. Так было и с их взглядами на брак. Шаммай был категорически против развода, а Гиллель по мягкосердечию разрешал. Оба эти раввина были фарисеями, и когда они умерли, среди фарисеев возник раздор. Одни стали последователями Шаммая, другие – Гиллеля. Одни считали, что разводиться нельзя, другие – что можно. С этим своим спором они и пришли ко Христу. Но они пришли не для того, чтобы Он их рассудил, а чтобы Его искусить. В чем состояло искушение? А вот в чем: за многие годы они хорошо поднаторели в аргументах. Они долго спорили между собой и знали, как возразить на любой довод. Что бы ни сказал им Иисус, они были готовы опровергнуть Его слова.
Но Христос сказал то, чего они не ожидали. Он обратил их внимание не на Гиллеля и Шаммая и даже не на Моисея, а на них самих. Когда они уверенно сказали: «Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться», Господь ответил: «По жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь».
       Христос показал настоящую причину разводов. Дело не в том, можно или нельзя. Дело в жестокосердии. Жестокосердие – вот корень всех зол. Давайте представим себе две картины. Первая: двое неверующих молодых людей, парень и девушка, решили пожениться. И первое время, пока они были влюблены, все было хорошо: медовый месяц, свадебное путешествие, воркование под луной и милые подарочки на всякие праздники. Но потом, как в любой семье, начались размолвки. Затем ссоры, дальше скандалы. И, поскольку они не ходили в церковь и не были связаны никакими запретами, то подали заявление в ЗАГС и развелись. В чем состояла их проблема? Не в том, что не сошлись характерами, не совпали по знаку зодиака и не справились с жилищными условиями. Христос говорит: их проблема – жестокосердие. Это были два эгоиста с каменными сердцами, не умевшие прощать, не хотевшие снисходить, не готовые жертвовать собой. 
       Но вот другая картина: решили пожениться двое молодых людей из одной церкви. И вновь все то же самое. Пожили немного, а потом, как в любой семье, у них начались размолвки, затем ссоры, слезы, взаимные претензии и обвинения. Но, поскольку у них в церкви за развод полагалось отлучение, а отлучения они боялись, то разводиться не стали. Но начали жить каждый своей жизнью. Дети – пожалуй, единственное, что их связывает. А потом дети вырастают, и они живут в одной квартире, но в разных комнатах. У них у каждого свои деньги и в холодильнике свои продукты. Они не развелись, исполнили букву закона, но семьей по Божьему замыслу не являются. Хорошо еще, если живут вместе, а то я знавал, что и жили раздельно.
       Так вот, кто лучше: первые, которые развелись и разошлись, «как в море корабли», или вторые, которые формально женаты, но тяготятся друг другом и в одном доме живут, «как кошка с собакой»? Ответ: никто не лучше. Ни у той, ни у другой пары нет брака по Божьему замыслу. Ни одна не исполнила Божью волю. И проблема их – жестокосердие.
 
       Почему Бог в Ветхом Завете, с одной стороны, сказал: «Ненавижу развод», а с другой, разрешил его? Потому что Бог решил так: чем жить и смотреть друг на друга волками, так лучше пусть разводятся. Проблема была в жестокосердии людей. Бог отрицательно относился к разводу, но Он видел, что если его запретить, то последствия могут быть хуже, чем при разводе, и поэтому сказал: Ладно, разводитесь. Лучше развестись, чем жить в ненависти. Лучше развестись, чем ругаться и драться на глазах у детей. Лучше развестись, чем каждый день жалеть, что женился или вышла замуж.
       У нас в стране один из самых высоких в мире уровень разводов. Но давайте представим, что наш президент посмотрел на эту печальную статистику, подумал, посоветовался и издал декрет: разводы запрещаются. Христос запретил развод, я православный атеист, и поэтому разводы тоже запрещаю. И вот, у нас уровень разводов в один день с самого высокого упал до нуля. Но станет ли от этого лучше? Прежде всего, люди с этим запретом еще меньше станут жениться. И так этих сожительств теперь, наверное, больше, чем браков, а тогда и вообще в ЗАГС ходить перестанут. Потом, если нельзя разводиться, а жить вместе тоже не получается, станут жить раздельно. Начнут ссориться и драться из-за дележа имущества, которое теперь по суду не разделишь. В прежние времена, когда разводы были запрещены, нередки были случаи, когда супруги тайком травили один другого, чтобы «смерть разлучила». То же и теперь начнется. Проблема не в том, что разводы разрешены или запрещены. Проблема – в жестокосердии человека.
 
       Однако тут же встает другой вопрос: почему в Новом Завете Христос стал так категоричен? Ведь это Он являлся Моисею на горе Синай, с Его божественного позволения был узаконен развод среди ветхозаветных заповедей. А здесь Он сказал твердо: никаких разводов. Вначале фарисеи услышали от Него: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». А потом ученики наедине получили развернутое объяснение: «Кто разведется с женой своей и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует».
       Да и не только это. Вы замечали, что заповеди Христа намного суровее и требовательнее, чем заповеди Моисея. Вот короткий отрывок из Нагорной Проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: „Не убивай; кто же убьет, подлежит суду“. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… Вы слышали, что сказано древним: „Не прелюбодействуй“. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем… Вы слышали, что сказано: „Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего“. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 6). Там же, в числе прочих, есть и заповедь Христа о разводе, где повторяется то, что мы уже прочитали у Марка. Ни одну заповедь Моисея Христос не облегчил, напротив, все сделал еще тяжелее.
 
       Почему же в Новом Завете все стало настолько строго? Потому что та, самая главная проблема – жестокосердие – теперь может быть устранена.
       Христос не только дал Своим последователям более трудные заповеди, но еще и оказал им Божественную, сверхъестественную помощь. В чем заключается эта помощь? В двух благословениях:
       1. Первое благословение – рождение свыше.
       Пророк Иеремия, предвидя удивительное время Нового Завета, писал: «Вот, наступают дни, – говорит Господь, – когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… Вот завет, который Я заключу … Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:31-33).
       Ему вторит Иезекииль: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36:26-27). На нас, христианах, это обетование исполнилось. Когда человек обращается к Иисусу Христу, он получает новое сердце. Если в Ветхом Завете Бог с помощью заповедей сдерживал злую, греховную природу человека, то в Новом Завете Он изменил эту природу. В Ветхом Завете человек хотел грешить, но упирался в заповеди. Мы теперь не хотим грешить, напротив, мы любим Бога и «от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя» (Рим. 6:17).
       2 Второе благословение – Святой Дух.
       Вместе с новым сердцем и новыми желаниями у христиан появились и новые силы. Появилась способность исполнять заповеди Христа. Откуда это? Это действие Святого Духа. Библия говорит, что в тех, кто уверовал во Христа, поселяется Святой Дух и начинает менять жизнь человека. «Вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1:13). «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).
       Благодаря этим двум явлениям, мы получаем сверхъестественные способности. Сейчас среди подростков популярны фильмы из серии «Люди Х» про мутантов с удивительными способностями. Там один человек читает мысли, другой мгновенно излечивает любые раны, третий управляет огнем. Так вот, наша способность удивительнее: Бог «дал нам способность быть служителями Нового Завета». Благодаря Божьему действию, мы избавляемся от жестокосердия и можем делать то, чего не могут другие люди. В частности, жить в браке безо всяких разводов. И не только жить, но и быть счастливыми, и любить своих супругов с каждым годом все больше. В мире такое бывает крайне редко. А у нас это должно быть нормой.
 
       Вопрос совместной жизни касается не только брака. Те же принципы распространяются на церковную жизнь. Если мы живем по духу, являемся возрожденными и зрелыми христианами, то и в церковь мы будем вносить гармонию и согласие. Мы будем вразумлять бесчинных, утешать малодушных, поддерживать слабых, будем долготерпеливы ко всем. Человек с новым сердцем не станет сеять в церкви разногласия и разделения, напротив, он будет залечивать раны, улаживать конфликты. Он будет миротворцем, потому что наречен чадом Божьим.
       Идея Христа проста: если нам невыносимо нахождение в каком-то обществе: в семье, церкви, рабочем коллективе, с соседями – значит, проблема не только в них, но и в нас. Разумеется, есть исключения. Например, если муж психически болен, или если церковь впала в серьезную ересь, или на работе нас заставляют грешить. Но это, согласимся, случается редко. В подавляющем большинстве случаев если мы не можем с кем-то ужиться, если у нас постоянные конфликты, если не получается найти общий язык и договориться, это проблема наша – нашего жестокосердия.
 
       Вот часто возникающий вопрос: Если один супруг – хороший христианин, а другой – жестокосердный? Если вы вступили в брак, когда были неверующими, может быть, по глупости? Если теперь живете с пьяницей или неуравновешенным человеком? Здесь ответ простой: ничего не меняется. Слова Христа распространяются на всех. Апостол Павел комментирует учение Спасителя в Первом Послании к Коринфянам: «Если какой брат имеет жену неверующую и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7:12). Здесь мне на ум приходят две мысли. Одна смиряющая, а другая вдохновляющая.
       Смиряющая мысль такая: За свои решения приходится платить. Если вам не хватило ума в свое время и вы вышли замуж за негодного человека, теперь терпите. Нам часто приходится нести последствия своего неразумия. Давид однажды посмотрел с балкона на купающуюся женщину – потом страдал всю жизнь, терял детей, и трон под ним шатался. В Храковичской церкви есть дьякон с искалеченной рукой – без нескольких пальцев. Эта рука у него такая с войны. Играл с боеприпасами – вот что-то и взорвалось у него в руке. С тех пор так и живет. Хорошо еще, что только руку покалечил, а не голову. И если вы в свое время были столь неразумны, что вышли замуж за плохого человека, то теперь терпите. Его поведение будет вам напоминанием, чтобы впредь вы были рассудительней. И не считайте себя жертвой, вам никто не виноват.
       Но есть и вдохновляющая мысль. У прочитанного текста есть продолжение: «Ибо неверующий муж освящается женой верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор. 7:13-14). Апостол Павел прибегает к языку Ветхого Завета. Там было особое понятие святости. Святым мог быть не только человек, но и предмет. Например, великой святыней в храме был жертвенник. Бог сказал Моисею: «Будет жертвенник святыней великой; все, прикасающееся к жертвеннику, освятится» (Исх. 29:37). 
       В новозаветное время нет буквального храма и материальных святынь, но мы сами являемся Божьим храмом. Мы являемся источником освящения. Настоящий, духовный христианин будет положительно влиять на всех, с кем соприкасается, и уж тем более на своего неверующего супруга. Если в нас действует Святой Дух, то Его благодати должно хватить на двоих. Мы сможем угашать вспышки гнева своего супруга. Мы сможем терпеть и покрывать любовью его греховное поведение. Мы сможем подавать ему добрый пример. Мы сможем изменить атмосферу в наших семьях с негативной на положительную, потому что «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4). 
       Кто-то спросит: «А если я не могу эту атмосферу изменить?» Значит, ваша духовность слабовата. Вам нужно укреплять связь со Христом, нужно пребывать в Его Слове, нужно общаться с Ним в молитве, нужно быть активным, живым христианином, жить полной духовной жизнью. И тогда вы не только сможете изменить «погоду в доме», но Бог через вас может привести в церковь вашего супруга. Проблема подавляющего большинства сестер (да и братьев), живущих с неверующими супругами, не в этих супругах, а в верующих. Их духовное состояние слабое, зрелости никакой, жизнь проходит в суете. В результате какое христианство, такое и влияние.
       Популярный в последнее время проповедник Пол Вошер изображает перед слушателями следующую ситуацию (пересказываю своими словами):
       Представьте, что я пришел домой усталый и раздраженный. На работе мне взвинтили нервы, я готов вспыхнуть как спичка. И вот, придя, я обнаруживаю, что ужин не готов. За это жена получает от меня нагоняй: «Я весь день пахал, как лошадь, зарабатывал деньги, мне взвинтили нервы, я промок под дождем, едва волоку ноги – и что же: ты не удосужилась даже приготовить мне ужин?!»
       А теперь представьте, что жена мне отвечает: «Дорогой, прости меня, пожалуйста, я правда виновата перед тобой. Я сегодня весь день убирала в доме, стирала, ходила за продуктами, а потом мне позвонила женщина из церкви, у которой ребенок недавно умер, я долго ее утешала и не заметила, как пролетело время. Когда посмотрела на часы, было уже поздно. Давай, я помогу тебе раздеться, подожди буквально двадцать минут, я тебе обязательно что-нибудь приготовлю. Прости меня».
       Знаете, что я сделаю после этого? Я выйду из дома и отправлюсь в сарай на заднем дворе. Там у меня есть большая, толстая палка. Я возьму эту палку и стану бить себя по голове!
       Скажите, сестры, вы так поступаете со своими мужьями? Нет? А почему? Слишком много чести? Вот оно! Причина не в нем, а в вас – в вашем жестокосердии. Вам трудно смириться, трудно стерпеть обиду, трудно быть на второй позиции, хотя она ведь вам Богом определена.
       А вы, братья, благоразумно ли поступаете со своими женами? Понимаете ли, что они – немощные сосуды, что вам нельзя требовать от них столько, сколько от себя? Жалеете ли вы своих жен, снисходите ли к ним?
 
       Признаки жестокосердия:
       1. Ослабление совести. И это не связано с нашим христианским стажем. Мы все много согрешаем. Если человек редко чувствует угрызения совести, не умеет просить прощения, это признак того, что его сердце ожесточилось.
       2. Ослабление сострадания. Мы перестаем видеть боль людей, находящихся рядом. Когда супруги разводятся, то дети страдают всегда. Но разводящиеся готовы пойти на это. И если вспоминают о детях, то либо для того, чтобы настроить их против отца или матери, либо требуют, чтобы ребенок проводил с ними какое-то время, и они могли удовлетворять свои родительские потребности. А многие вообще не вспоминают.
       3. Неуживчивость. Если у нас часты разногласия в разных местах – в семье, в церкви, с соседями, на работе – это признак ожесточения сердца. 
       Когда я работал на светской работе, Бог миловал меня и, хотя характер у меня непростой, конфликтов не возникало. Я с первого дня заявлял, что христианин, и вел себя не так, как все, но при этом отношения были достаточно мирными и уважительными. Но на моем последнем месте работы, в плотницком цеху, со мной работал другой верующий из другой церкви. Звали его Василий. Он меня считал братом, и с ним тоже были хорошие отношения, но другие плотники его почему-то не любили. Как-то вел он себя не так. В конце концов однажды дошло до драки, так что один из крепких парней его кулаками и ногами выпинал из цеха. После этого он ко мне подошел и сказал: «Вот так христианам приходится страдать». Я ничего ему не сказал, хотя подумал: «Я-то ведь тоже христианин, но почему-то меня ногами не бьют…» Впоследствии я узнал, что у него не только на работе, но и дома конфликты. Через некоторое время он развелся с женой, и его отлучили от церкви. 
       Как часто у нас возникают трения? Апостол Павел писал: «Если между вами… споры и разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Кор. 3:3). То есть, споры и разногласия, всякого рода конфликты – это признак духовной незрелости, мирского, ожесточенного сердца. Это симптом, по которому определяется наше духовное состояние.
Давайте проверим себя и будем возрастать во Христе. Давайте исполнимся мудрости, сходящей свыше, которая «мирна, скромна, послушлива». Пусть наше сердце будет мягким, кротким и незлобивым. Тогда нам везде будет хорошо: в семье, на работе, в церкви и наедине с самими собой. И заповеди Христа исполнятся сами собой.
 
ФайлЗагрузить: Жестокосердие (Мк. 10:1-12)

Размер файла: 19 700 Кб

Загружено: 101