Проповеди | Безвкусие (Мк. 9:43-50)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 

43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть вверженным в геенну, в огонь неугасимый,
46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царство Божие, нежели с двумя глазами быть вверженным в геенну огненную,
48 где червь их не умирает и огонь не угасает.
49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.
50 Соль – добрая вещь; но если соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль...
 
       В мае 2003 г. 27-летний альпинист Арон Ралстон поднимался по склону каньона в штате Юта. Во время восхождения он оперся о непрочно стоявший валун и вместе с ним сорвался в расщелину. После падения правая рука оказалась зажатой под камнем, и Ралстон провел в таком состоянии 5 суток и 7 часов. Когда закончилась еда и вода, и перспектива смерти стала вполне реальной, он отрезал себе руку тупым ножом китайского производства. Перетянув культю, он еще прошел много миль под палящим солнцем, пока не наткнулся на туристов, которые вызвали спасательный вертолет. Впоследствии об этом была написана книга и снят фильм «127 часов». Зрителям во время просмотра становилось плохо, а когда главный герой, ампутируя руку, ломал себе кости некоторые теряли сознание. Я не рекомендую его смотреть. Он очень страшный.
       Что бы вы могли сказать об этом человеке? Некоторые сразу скажут: «Идиот! Зачем полез в этот каньон?». Так и про нас порой говорят: «Зачем вы пошли в эту церковь, зачем вам все это нужно?» Но если смотреть на качества характера этого молодого человека, то мы должны признать, во-первых, его мужество, а во-вторых, его замечательную рассудительность. Находясь в жутком положении, он трезво оценил свои шансы, обдумал варианты и пришел к единственному выводу: надо резать руку. 
       А теперь еще один вопрос: на что мы готовы ради нашего Господа и Спасителя? Насколько серьезен наш взгляд на Христа? Насколько мы посвящены Его служению? Какое место Он вообще занимает в нашем списке приоритетов?
 
       Современное христианство порой поражает своей слабостью и несостоятельностью. Приведу в качестве примера исследование, которое провела известная американская компания Barna Group. Тема исследования была такая: «Почему молодые люди уходят из церкви». По результатам работы вышла книга под названием «Вы меня потеряли». Саму эту книгу я не читал, а познакомился с кратким обзором. Молодых людей, бросивших церковь, спрашивали о причинах ухода. Меня эти причины поразили своей поверхностностью и легкомыслием. Вот некоторые из распространенных ответов: 
«В церкви скучно». Наверное, одного этого ответа хватит, чтобы понять, о чем думают эти люди и чего хотят. Но вот еще несколько: «Вера бесполезна для моей карьеры или интересов». «Церковь идет не в ногу с научным миром, в котором мы живем». «В моей церкви все слишком зациклены на том, что кино, музыка и видеоигры приносят вред». «Совершали ошибки и чувствовали, что в церкви их за это осуждают». «Учение церкви по вопросам половых отношений и контроля рождаемости устарело». «Заставляют выбирать между верой и друзьями». «Никак не помогает справиться с депрессией и другими эмоциональными проблемами».
       В нашей стране к этому можно добавить: «Хотелось замуж, а в церкви никого подходящего не нашлось, вышла за неверующего». «Отлучили (поставили на замечание), я обиделся и ушел». Нередки случаи, когда кто-нибудь скажет что-то обидное – и все: «Злые вы, уйду я от вас. Не любят, не ценят». Согласно американской статистике, из церквей уходит большая часть молодежи, которая в них была. Трое из пяти молодых людей.
       То есть, что получается: преследований нет, за веру не то что не расстреливают, но даже в тюрьму не сажают, с работы не увольняют и штраф не выписывают. И жизнь нормальная, не нищенствуют, не болеют смертельными болезнями. Не на что роптать – и все равно уходят! «Не нашли поддержки»! Неужели для того, чтобы быть со Христом нужна поддержка людей? Или так хочется замуж, что готова бросить Христа ради неверующего жениха?
       Все ответы авторы книги разделили на девять причин. Вот некоторые из них:
- Церковь придерживается слишком узких взглядов и негибка в моральных вопросах.
- Церковь бывает склонна к законничеству, вместо того чтобы проявлять доброту.
- Церковь изолирует себя от жизни людей и, таким образом, отрывается от реальности.
- Церковь антиинтеллектуальна, отвергает научные данные и современные реалии.
- Церковь пользуется устаревшими методами; когда-то они были эффективны, но теперь утратили свою действенность.
- В церкви не хватает любви, тепла; церковь не понимает, что люди хотят интимности – такой атмосферы, которая способствует созданию теплых взаимоотношений.
       С одной стороны, все это действительно имеет смысл. Некоторые церкви действительно бывают склонны к законничеству и пользуются устаревшими методами. Но вот в чем проблема: все это второстепенно. Если человек действительно обратился ко Христу, то из-за этих причин он не уйдет из церкви! Он останется и будет стараться положительно влиять на свою общину.
       Кевин Шрам (Kevin Shrum), пастор баптистской церкви, в ответ на вышеупомянутую книгу написал статью, в которой перефразировал ее утверждения следующим образом:
- Люди уходят из церкви, потому что евангельский путь слишком узок для них. 
- Люди уходят из церкви, потому что от них требуют святой жизни.
- Люди оставляют церковь, потому что больше любят этот мир и самих себя, а не Иисуса Христа. 
       Конечно, бывает, что в церкви не все в порядке. Разумеется, хорошо, если в церкви есть любовь, тепло, доброта и прогрессивность. Но если с этим всем проблемы, значит ли это, что нужно бросать церковь и уходить? Как мало нужно, чтобы соблазнить современного христианина!
       Кто-нибудь может сказать: «Но ведь это те, которые ушли. Другие же остались, вот они и есть верные и духовные». Хотелось бы так думать, и, конечно же, верные и духовные христиане были всегда и есть теперь. Однако, общая картина верности и духовности в наших церквах очень печальная. Христиане уделяют мало времени и сил своему христианству. Намного больше – телевизору, интернету, работе, дому, огороду и тому подобному. Наблюдая за христианской молодежью в социальных сетях, я вижу очень поверхностное, легкомысленное христианство на уровне воскресной школы. Оно заключается в открыточках с высказываниями: «Бог тебя любит» и «Ты особенный». На что готовы современные западные христиане ради Христа?
 
       В нашем тексте Христос говорит то, во что трудно поверить. Он побуждает отрубить руку и ногу, а еще вырвать глаз. Многие задавались вопросом: «Неужели Он действительно, буквально советует это сделать?» Многие пытались найти здесь аллегорию, иносказание. Мол, Господь на самом деле советует вырвать искушение. Мое мнение следующее: на этом ярком примере Христос показывает, насколько все серьезно. О каких важных и великих вещах идет речь. Как дорого стоит следование за Христом, и как много оно значит. Христос говорит о том, на что мы должны быть готовы ради Божьего Царства. Мы должны быть готовы на все, вплоть до того, чтобы отсечь руку, отрубить ногу и вырвать глаз.
       В нашем тексте важное значение имеет слово «соблазн» или, точнее, «соблазняет». В Новом Завете «соблазнить» означает «увести с пути». «Соблазниться» значит «отойти от веры». Вот два примера. На последней вечере Иисус сказал ученикам: «Все вы соблазнитесь о Мне» (Мк. 14:27). Что это значит? «Все вы оставите Меня, бросите и уйдете». Или вот что Он говорит о последнем времени: «Тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга» (Мф. 24:10).
       В нашем тексте Христос называет три самые дорогие для человека вещи: руку, ногу и глаз. Ничего дороже у человека нет. Только жизнь дороже. У меня есть несколько вещей, которые для меня важны. Например, ноутбук, на котором я работаю и в котором хранится нужная мне информация. Но если бы кто сказал: «Либо отдавай ноутбук, либо мы тебе руку отрежем», то я ни секунды бы не колебался. Забирайте вместе с сумкой, только руку оставьте! Или сказали бы: «Отдавай машину, или мы тебе глаз вырвем». Хоть я, конечно, к машине уже привык, но отдал бы вместе с документами и зимней резиной. Потому что как бы хороша машина ни была, глаз лучше!
       Но есть то, что лучше рук, ног и глаз, и даже самой жизни. Это Божье Царство. Ради него можно расстаться со всем. Христос, фактически, говорит: «Божье Царство лучше всего вашего имущества, оно дороже здоровья, за него можно отдать руки, ноги и глаза». Поэтому если что-то мешает спастись, если что-то уводит нас от Божьего Царства, с этим нужно распрощаться бесповоротно и окончательно.
 
       Что нас может соблазнять? 
       Неверующие друзья. Что нужно с ними сделать? Нужно с ними расстаться. Если вы чувствуете, что сильны и можете им свидетельствовать, то давайте, делайте это. Но если они сильнее вас, плохо на вас влияют, вовлекают в грех и уводят от Спасителя, порвите с ними. Лучше потерять друзей, чем Божье Царство. Лучше одинокому войти в жизнь, чем вместе с друзьями быть вверженым в неугасимый адский огонь!
       Алкоголь. В нашем братстве мы решили полностью отказаться от спиртного. В нашей стране это бедствие национального масштаба. Мы – самый пьющий народ в мире. Но если эти бутылки влекут нас, если мы не можем на них равнодушно смотреть, что делать? Порвать с ними раз и навсегда, вырвать из сердца, искоренить из жизни. То же касается курения, азартных игр и всего остального, что вызывает зависимость.
       Работа. Я слышал об уверовавшем гинекологе. Обратившись ко Христу, он почувствовал, что его работа рождает в нем греховные мысли. Он был квалифицированный специалист и ничего другого не умел. Однако уволился и пошел работать то ли сторожем, то ли еще кем подобным. Божье Царство для него было дороже работы. Грех – страшнее безденежья.
 
       Призыв Христа звучит радикально, но он не нов. Такой же радикальный призыв содержится в Моисеевом законе: «Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: „Пойдем и будем служить богам иным“… то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа. Побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего» (Втор. 13:6-10). Конечно, мы живем в Новом Завете и не должны никому желать и причинять смерти. И, тем не менее, наше отношение к тем, кто пытается отвратить нас от веры должно быть таким же радикальным. Лучше разорвать отношения с братом, другом, женой и детьми и остаться со Христом, чем поддаться их уговорам и отступить от Бога.
       И пусть это нам дорого, нужно пойти на разрыв, потому что спасение дороже. Отсечение руки или ноги – это самая крайняя мера. Думаю, мы сможем справиться с грехами намного раньше, чем дело дойдет до рук и ног. Но если дойдет, настоящий христианин должен быть готов распроститься с дорогими вещами, друзьями и родственниками, работой и увлечениями, а если потребуется, то и руками, ногами, глазами и самой жизнью, чтобы сохранить свое спасение.
 
       Проведем короткий разбор иллюстрации с членовредительством.
       - Троекратное повторение. Слова об отсечении членов и огненной геенне повторяются три раза. Как правило, в Библии для усиления мысли она повторяется два раза. Например, Христос говорил: «Истинно, истинно говорю вам». Но иногда, в случаях особой важности мысль повторялась три раза. Тогда читатель понимал, что все не просто серьезно, а очень серьезно. Три раза спросил Христос у Петра: «Любишь ли ты Меня?», и в третий раз Петр опечалился. В первом Псалме есть известная нам триада: «Блажен человек, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей». Автор настойчиво предостерегает читателей от общения с грешниками. Так и в нашем случае Христос повторил Свою мысль три раза, и ученики поняли, что им нужно обратить на нее особое внимание.
       - Усиление. Нога важнее, чем рука. Глаз дороже, чем все предыдущее. В первом случае «идти в геенну», во втором – «быть ввержену». В первых двух «в жизнь», в третьем – «в Царство Божье». Это известный прием в музыке, когда громкость и сложность мелодии нарастает. Или в поэзии, когда следующий столбик стихотворения звучит торжественнее или трогательней. Так и в словах Христа каждая последующая фраза звучит страшнее, производит более сильное впечатление и проникает глубже в сердце. 
       - Особый акцент на огонь. В Библии огонь – выражение Божьего гнева. Современный человек имеет весьма смутное представление о Боге. Люди рассуждают о Божьей любви и доброте и практически не думают о том, как страшен Бог в гневе. Возможно, вы слышали высказывание, что Бог ненавидит грех, но любит грешника. Нигде в Библии нет такого утверждения. Напротив, несколько раз говорится, что Бог ненавидит тех, кто не желает раскаиваться и ведет греховный образ жизни.
       Гнев Бога в Библии чаще всего сравнивается с огнем. Одна из самых частых фраз в Ветхом Завете: «Воспылал гнев Господа» или «Возгорелся гнев Господень». Вот несколько цитат:
       «Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля» (Пс. 77:21).
       «Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий» (Ис. 30:27).
       «Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и негодование Свое – с пылающим огнем» (Ис. 66:15).
       «Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников… Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. 10:26-31).
Многие люди склонны воспринимать ад отдельно от Бога. Даже есть высказывание, что ад так страшен, потому что в нем нет Бога. Это неправильно, Бог есть везде. Это Он сотворил ад, и неугасимый огонь, который там горит, – это выражение Божьего гнева.
       Живя в довольно спокойное время, мы склонны расслабляться и засыпать, мы теряем серьезность, вера становится для нас разновидностью увлечения, а не смыслом жизни. И поэтому Христос встряхивает нас. Он показывает нам яркие картины с отсеченными руками, отрубленными ногами, вырванными глазами и страшной геенной, где не умирает червь и не угасает огонь, чтобы мы пришли в себя и бодрствовали.
 
       И вот, изложив такое красочное описание адского огня, Христос сделал важнейшее заявление, на которое нам обязательно нужно обратить внимание. Он сказал: «Ибо всякий огнем осолится». То есть, каждый человек пройдет через огонь. Либо это огонь здесь, на земле, либо огонь после земной жизни. Либо это пламя испытаний, либо это пламя ада. Человек, который хочет избежать огня здесь, попадет в огонь там.
       Какой огонь ждет христиан на земле? Это, во-первых, гонения и преследования. С помощью неверующих злых людей дьявол хочет отвратить нас от веры. Каждый настоящий христианин даже в лояльном окружении что-то потерпит. Это могут быть насмешки, оскорбления, подтрунивания. Как белую ворону все черные клюют, так и нас. А возможно, это и настоящий огонь. Первых христиан часто сжигали на кострах. Поэтому апостол Петр писал: «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь» (1 Пет. 4:12). В наше время то же самое делают исламские радикалы на Ближнем Востоке. Вот короткая заметка: «Мусульмане вошли в дом женщины христианки и потребовали, чтобы она уехала, иначе умрет. Мать просила о милости. Мусульмане взяли ее дочь и сожгли заживо. Верующая девочка, умирая, кричала: «Прости им!»»
       А если это не огонь настоящий, то это огонь испытаний, искушений, соблазнов. Всякий должен будет пройти через него. «Всякий огнем осолится», не избежит никто. И либо мы перетерпим огонь здесь и останемся верными Христу, либо будем ввержены в огонь вечный.
 
       И затем Христос употребляет последнюю иллюстрацию в нашем тексте.
       «Всякая жертва солью осолится». О чем Он говорит? Что за жертва, что за соль? Господь напоминает ученикам о ветхозаветном богослужении. В древние времена Богу приносились жертвы. Согласно ветхозаветному обряду, жертвы, которые сжигались для Бога, посыпались солью. Долгие годы священники совершали эту церемонию, не зная, на что она указывала. А Христос объяснил, что это была иллюстрация нашей христианской жизни. Жертва – это мы. Огонь – это все, что мы терпим ради Спасителя и Его Царства. А соль – это наша стойкость, мужество, решимость. 
       Настоящий христианин должен иметь внутри силу, скрытую пружину, твердый стержень. То, что не даст согнуться, поможет противостоять давлению извне. В нас должны быть сила и мужество. Должны быть стойкость и твердость, решимость и целеустремленность. Все это Христос называет одним коротким словом: «соль».
       «Соль – добрая вещь; но если соль не солона будет, чем вы ее поправите?» Вероятно, всем нам приходилось пробовать недосоленную, а то и вообще несоленую пищу. Хозяйки – люди занятые, и время от времени забывают посолить свою стряпню. Если это суп, то еще не беда, можно посолить и на столе. А вот если это что-то более твердое: картошка или мясо, то есть их неприятно. Блюда, которые забыли посолить, не вызывают аппетита, и мы с удовольствием поменяем их на что-нибудь менее вкусное, но зато соленое.
       Наше время – это время пресного христианства, безвкусных христиан. Конечно же, и сегодня есть те, кто имеет в себе соль, кто готов противостать враждебному окружению, отразить искушения, преодолеть соблазны. Есть те, которые готовы за веру в Иисуса Христа расстаться не только с руками, ногами и глазами, но и с самой жизнью. А на что мы готовы ради Христа? Сколько в нас соли?
 
       Я задам несколько вопросов, просто для оценки. И эти вопросы не сложные. Я не буду спрашивать вас, готовы ли вы поехать миссионерами в Африку или продать все, что имеете, чтобы помочь больным и голодным. Для этого нужно особое призвание. Я спрошу о том, что под силу любому христианину, спрошу о маленькой жертве.
       - Готовы ли мы жертвовать Богу десятую часть своих доходов? Не так важно, куда вы ее потратите, главное, чтобы не на себя и не свою семью, а на Божье дело. Вы можете принести это в церковь, можете отдать человеку, терпящему бедствие. Можете пожертвовать на миссионерское служение или на издание христианской литературы. Главное, чтобы это было отдано Богу. Вы на это готовы? При этом я взял десятину как минимум. Десятина – ветхозаветное установление. Настоящий христианин будет жертвовать Богу больше, чем десятую часть. Но хотя бы на минимум мы готовы?
       - Готовы ли мы приходить на все собрания в церкви, если не на работе и не болеем? Перед настоящим христианином такой вопрос даже стоять не должен. Если мои братья и сестры сейчас находятся в доме молитвы и поклоняются Богу, а я сижу на диване и смотрю телевизор, то какой я христианин? При этом наши три собрания в неделю – это минимум. Есть еще домашние и молитвенные группы, есть посещения и другие мероприятия. В церкви есть люди, которые на каждое собрание спешат, и есть те, которые появляются только в воскресенье утром. Я не хочу никого осуждать или показывать пальцем. Мы все грешники, нам всем нечем хвалиться. Я лишь молюсь, чтобы Бог просветил, открыл, произвел доброе действие. Чтобы мы не были пресными, безвкусными христианами…
       - Готовы ли мы проводить полчаса в день за изучением Библии и в молитве? Сюда не входит время, которое мы проводим в церкви, это личное общение с Богом. Притом я опять взял самый минимум, настоящий христианин будет проводить больше времени за личным изучением Писания и в молитве перед Богом. Полчаса – это вообще ничего. Извините меня, мы больше времени проводим в ванной и туалете. Так неужели это важнее чем Писание и молитва?
       - Готовы ли мы при удобном случае говорить об Иисусе Христе и Боге? Некоторые в ответ на это говорят: «Ну, у меня на работе и все соседи знают, что я верующий(ая)». Это, конечно, замечательно, хвала вам и честь. Но неужели вы думаете, что этого достаточно? Если вам трудно самим завести разговор на духовные темы, то молитесь, просите Бога, чтобы Он давал такие возможности, чтобы у вас завязывались новые знакомства, чтобы люди задавали вопросы. Бог отвечает на такие молитвы.
«Имейте в себе соль», – говорит Христос. Если вы чувствуете, что в вас нет или мало этой духовной соли, то примите меры. Постарайтесь, чтобы она появилась. Верните первую любовь, возгрейте ревность. Поставьте перед собой цели и стремитесь к ним. Имейте в себе соль.
       Почему отважный альпинист Арон Ралстон смог сам себе сломать кость и отрезать руку? Потому что имел в себе соль. Понятно, что это не было духовное устремление, а простое человеческое желание жить. А есть ли в нас настоящая, небесная соль, сила Святого Духа, действие Божьей благодати? Приложим все старание, чтобы это было.
 

 

ФайлЗагрузить: Безвкусие (Мк. 9:43-50)

Размер файла: 20 300 Кб

Загружено: 98