Проповеди | Схождение с рельсов (Мк. 7:1-23)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 

И сказал им: «Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
Ибо Моисей сказал: „Почитай отца своего и мать свою“ и „Злословящий отца или мать смертью да умрет“.
А вы говорите: „Кто скажет отцу или матери: "Корван – то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался"“, –
тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,
устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое, тому подобное». 
 
     Не так давно в Светлогорске произошла авария на железной дороге: с рельсов сошел товарный поезд. Говорят, вышла из строя одна из колесных пар, вагон пошел в сторону и потянул за собой остальные. Зрелище впечатляющее: огромные емкости, груженые щебнем, разбросало, как детские игрушки, тяжелые рельсы погнуло, словно проволоку. Ущерб исчисляется миллиардами, благо еще, что не пострадали люди.
     Подобные явления – не редкость. Сходят с путей поезда метро, пассажирские или снаряженные цистернами с горючими материалами, и тогда последствия бывают действительно катастрофические. Чтобы устранить разрушения после аварий на железной дороге, требуется много сил, времени и денег.
     В духовном мире также нередко случаются катастрофы. Бог предназначил для нас прямой путь, но так уж устроена жизнь, что нас кренит то в одну, то в другую сторону, и многие, нетвердо держащиеся на ногах, сбиваются с истинного пути и увлекаются туда, где их ждет крушение.
     В нашем тексте мы видим людей, которые сошли с Божьих рельсов, хотя еще об этом не знают. Их поезд тяжел и массивен, скорость высока, и они думают, что успешно двигаются вперед, но на самом деле стремительно летят под откос, и страшный конец неизбежен. Таков Божий путь: на нем непросто удержаться, но с него легко слететь.
     То, что произошло с этими людьми – книжниками и фарисеями – может произойти с нами. Это случается с миллионами людей по всему миру, и вероятность, что мы тоже можем сойти с Божьих рельсов велика. Почему нам грозит опасность «схождения»? Несколько причин. Первая и главная причина – наша природа. Мы склонны ко греху, нас тянет во зло. Как та поврежденная колесная пара, ставшая причиной крушения товарного поезда, так и наше сердце содержит изъян. Из-за той греховной склонности наше путешествие не проходит гладко, время от времени нас трясет и мотает. Другая причина – сильные ветры различных учений, дующих в мире. Многие люди сходят с духовных рельсов, потому что где-то кого-то наслушаются, чего-то начитаются, насмотрятся. Глядишь – уже летят в бездну. И еще одна причина – пренебрежение своим состоянием. Нам нужно регулярно проверять свое духовное состояние, подобно тому, как обходчики осматривают подвижной состав и проверяют его работоспособность.
     Эта тема очень важна. Рассказ о встрече с фарисеями в Евангелии от Марка занимает почти целую главу. Звучат веские слова: «книжники, пришедшие из Иерусалима», «предание старцев», «заповедь Божья», перечисляются страшные грехи. Христос говорит резко. Все это создает чувство серьезности и важности происходящего. 
 
     В понимании фарисеев произошел важный сдвиг:
I.  От искренней любви к красивым словам.
II.  От Божьей заповеди к человеческому преданию.
III. От доброты к исполнению обрядов.
 
     От искренней любви к красивым словам.
 
     Христос назвал фарисеев лицемерами. Слово «лицемер» буквально означает «примеряющий лица», то есть, человек, носящий маску. Попробуем показать, что такое лицемерие, на примере семьи. За свою жизнь я слышал много советов, касающихся отношений между супругами. Вот некоторые из них. 
- Уходя из дома (и приходя домой), целовать жену.
- На праздники дарить ей подарки: цветы, украшения, романтический ужин.
- И самое главное – говорить побольше красивых слов. Женщины любят ушами. Не реже раза в неделю нужно говорить, что вы ее любите. С другой стороны, жены, почаще хвалите своих мужей, не ходите по квартире в чем попало и не забывайте вовремя их кормить.
     Беда нашего времени: многие супружеские пары соблюдают эти ритуалы, но отношения давно угасли, между супругами стена, оба надоели друг другу до смерти, но ритуал соблюдается: поцелуи перед уходом из дому, подарки на 23 февраля, 8 марта и дни рождения. Называют один другого: «Дорогая» и «Милый». И в то же время между сердцами ледяная пропасть, хотя внешне – идеальная пара.
     Почему люди это делают? Для спокойствия: все же лучше быть вежливыми, чем ссориться и скандалить. А еще ради окружающих: пусть все думают, что у нас все хорошо. Вот и создают имидж, а на деле превращаются в лицемеров. 
     В Библии нет психологических советов по созданию атмосферы в семье. Там говорится просто: «Мужья, любите своих жен». А уж как вы эту любовь выражаете – дело второстепенное. Вы можете говорить ей ласковые слова, встречать ее с работы, ходить с ней по магазинам (для многих мужей это величайший подвиг). По моему скромному мнению, выражения любви должны быть не навязчивыми, не демонстративными. Сейчас среди молодежи модно писать признания на асфальте: «Аня, я тебя люблю!» Да не мелом, а масляной краской. Кто-то изрек по этому поводу: 
     Любите люди втихомолку, храните тайны грез своих;
     Я ж не пишу на тротуаре, что я люблю еду и спать.
     Главное – искренняя любовь. Есть она – все приложится; нет ее – все впустую. Но люди склонны подменять искренность вежливостью, настоящие чувства внешним этикетом, а порывы души красивыми словами.
     Отношения с Богом во многом похожи на отношения между супругами. Господь так же хочет, чтобы мы неразрывно и навсегда связали с Ним свою жизнь. Он желает поселиться в нашем доме и жить вместе с нами, а не просто чтобы мы приходили к Нему в гости в церковь по воскресеньям. Он хочет, чтобы мы искренне и глубоко любили Его. На вопрос: «Какая наибольшая заповедь в законе?» Иисус ответил: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим. Это первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:36-37).
     Любим ли мы нашего Господа всем сердцем, душой и разумением? Вот важнейший вопрос. А вот еще один, тоже важный: Что делать, если вы чувствуете, что ваша любовь к Богу начинает охладевать? Это явление свойственное нашей природе. Мы люди, и наши чувства непостоянны. Может охладеть наша любовь к супругам, к братьям и сестрам в церкви, и также к Богу. Но не стоит отчаиваться. Угасающая свеча может вновь ярко вспыхнуть, остывающую любовь можно снова возгреть. Вот несколько советов:
     1. Устраните все, что мешает вашей любви к Богу. В семье любовь нередко угасает из-за того, что кто-то или что-то встает у нее на пути: красивая соседка, увлекательное хобби, друзья. Так же и в нашей духовной жизни могут появиться разного рода идолы, вредящие отношениям с Богом. Вот некоторые из них: телевизор и интернет, дача и огород, машина и рыбалка, вредные привычки и сомнительные компании.
     2. Проводите с Ним больше времени. Читайте Его Слово, открывайте перед ним свое сердце в молитве, обсуждайте все, что произошло в течение дня. Чем больше времени мы проводим с Богом, тем больше привязываемся к Нему.
     3. Вспоминайте о том, что Он для вас сделал. Здесь поистине нет предела и конца. «Много соделал Ты, Господи, Боже мой! О чудесах и помышлениях Твоих о нас – кто уподобится Тебе! – хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число» (Пс. 39:6). Он создал нас, Он каждый день заботится о нас, Он так возлюбил нас, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы мы не погибли, но имели жизнь вечную. Он посылает нам самое лучшее в земной жизни и приготовил для нас небесные обители в будущем. Вспоминайте об этом, благодарите Его за это – и ваша любовь к Богу будет разгораться все ярче.
     Это так, как правильно. Но есть и неправильный путь: делать вид, что ничего не произошло. Говорить красивые слова, произносить красивые молитвы при людях, и ничего не делать с сердцем. Если мы поступим так, то скоро огрубеем и совсем сойдем с рельсов. Ни в коем случае не прячьтесь за красивыми словами, не делайте вид, что у вас все хорошо. Сокрушайтесь, плачьте, рыдайте, призывайте на помощь других, возгревайте свою любовь. Иначе вы станете лицемерами, подобно фарисеям.
 
     От Божьего Слова к человеческому преданию.
 
     Это второй сдвиг, который произошел у фарисеев. Скажем несколько слов о том, что такое «корван», и что за предание установили фарисеи. Согласно Моисееву закону, дети должны «почитать» родителей. Это означает не только любить и слушаться, но и содержать их в старости. Так вот, фарисеи рассуждали следующим образом. Кого нужно почитать больше: родителей или Бога? Конечно, Бога. Так если я возьму деньги, которые предназначены на содержание родителей, и пожертвую их в храм Богу, то это будет лучше, чем если я потрачу их на каких-то стариков! Так они и делали, вынуждая бедных стариков просить милостыню. А все из-за чего? Из-за того, что Божье было заменено человеческим.
     Подобные замены неоднократно происходили у христиан. В этом отношении особенно отличились исторические церкви: католическая и православная. Вот несколько примеров того, как Божья заповедь была устранена человеческим преданием.
Пожалуй, первое, что приходит на ум – это иконы. Бог прямо сказал во второй заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5; Втор. 5:8-9). Тем не менее в этих церквах полным-полно разного рода кумиров и изображений, которым они поклоняются и служат. В православной церкви на самом видном месте устраивают иконостас – целую стену, увешанную изображениями «того, что на небе вверху, и что на земле внизу», поклоняясь и служа им. Хорошо еще, что не нарисовали ничего, «что в воде ниже земли». В католической церкви такого иконопочитания нет, зато они питают слабость к статуям и не только расставляют их по всему храму, но и выносят на улицу. Православные, кстати говоря, осуждают католиков за статуи, и приводят в доказательство ту же вторую заповедь. У меня был небольшой разговор с одной православной женщиной на эту тему. «Эти католики со своими статуями вообще обнаглели, – говорила она, – и мы с иконами немного перегнули, но они уж совсем!» Нашли, понимаешь, тех, кто хуже их самих.
     Или вот еще: Бог категорически запретил общение с мертвыми. «Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Лев. 20:27). А в исторических церквах сплошь и рядом обращаются к умершим святым, просят у них покровительства, защиты и помощи. Ходит много «свидетельств», как эти якобы «святые» являлись молящимся и передавали свои сообщения. Самое известное из таких явлений – откровение о мытарствах блаженной Федоры. Некий молодой монах получил его прямо из уст духа этой самой Федоры: ни дать ни взять, спиритический сеанс.
     Как они это оправдывают то, что отменили заповедь Божью, чтобы установить свое предание? Да очень просто. Они говорят, что наивысшим авторитетом является Церковь: ею руководит Святой Дух, и Он дает новые откровения. В свое время Церковь написала Библию, а потом дала предания – они тоже богодухновенны. Логика железная, хотя, конечно же, неправильная. Не Церковь, а Бог однажды дал Своему народу Библию, как мерило (канон) истины на все времена. И все, что может ввести Церковь в свою практику, не должно противоречить этому стандарту. Если противоречит – значит, заблуждение и ересь. Апостолы много говорили о том, что в Церковь будут проникать ереси, и призывали держаться истины Писания.
     Но это дела давно минувших дней. Сегодня новые времена и новые предания. Новомодное явление – гомосексуальные отношения. И вновь, Бог однозначно высказал Свое отношение к этом извращению. «Не ложись с мужчиной, как с женщиною. Это мерзость» (Лев. 18:22). Павел с возмущением пишет: «Мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1:27). И тем не менее, сейчас существуют церкви из гомосексуалистов и лесбиянок. Как они оправдывают себя? Поверьте, если человек хочет грешить, он найдет себе оправдание. Они попросту говорят, что эти грязные связи запрещаются в храме, при поклонении Богу, а в обычной жизни это вполне дозволено.
     Теперь важный вопрос: а какие у нас предания? Предчувствую, многие торжествующе объявят: «У нас преданий нет!» Как бы не так! Без этого дела обойтись невозможно. Они просто не так ярко выражены. Один брат пастор как-то беседовал с дружелюбно настроенным православным священником на тему преданий. Брат говорит, мол, вот вы сколько всего небиблейского учредили. А священник задает ему вопрос: «Сколько лет вашей конфессии?» Тот отвечает: «Примерно триста». Священник говорит: «А нашей церкви почти две тысячи. Вот когда вам исполнится столько же, посмотрим, как много вы всего накопите».
     Над этими словами действительно стоит задуматься. Далеко не все, что мы делаем, предписывается Библией. Скажем, ход наших богослужений – изобретение человеческое. Он хороший и, думаю, угодный Богу, но в Библии нигде не сказано, что время и очередность того, что бы здесь делаем должно быть именно таким. Воскресная школа – тоже явление, появившееся не так давно. Домашние группы, молодежные собрания, массовые евангелизации, скамейки и стулья в церкви, музыкальные номера, чтение стихов, испытание перед крещением, порядок Вечери Господней – все это и многое другое является нашим преданием, которое мы установили.
     Без преданий не обойтись, Библия не оговаривает всех деталей и мелочей церковной жизни, поэтому нам волей-неволей приходится что-то изобретать. Но при этом важны два вопроса. Первый: не противоречат ли наши установления Библии? Предания фарисеев противоречили Библии. Они отменяли Божье Слово своим преданием. И нам нужно тщательно исследовать все, что мы учреждаем и вводим: не отменяем ли мы какой-то библейской заповеди? (может быть, сказать о пятидесятническом мнении, что все должны заговорить языками. Не может все тело быть глазом или ухом).
     А второй вопрос: насколько наши предания для нас важны? Мы в нашей церкви несколько раз меняли ход богослужений. Наши сборники духовных песен – человеческое изобретение. И проектор с экраном – тоже. Было одно, пришло другое. И это нормально: жизнь меняется. А если мы из-за этого начнем спорить и враждовать, то человеческое установление стало для нас важнее Божьей заповеди о мире и единстве. Если мы держимся за человеческое установление, боремся за него, ссоримся и разделяемся, значит, оно заняло в нашей жизни не надлежащее место, и мы начали сходить с рельсов Божьего Слова на зыбкую почву человеческих учений. Стоять твердо нужно за Слово Божье, а не за то, что мы когда-то придумали.
 
     От добрых дел к исполнению обрядов.
 
     Перечислив различные грехи, распространенные среди людей, Иисус сказал ученикам: «Все это зло изнутри исходит и оскверняет человека». Пожалуйста, обратите внимание на слово «зло». Христос часто говорил о добре и зле. Ранее, обращаясь к фарисеям в синагоге, Он сказал: «Должно ли в субботу добро делать или зло делать?» (Мк. 3:4). «Итак, можно в субботу делать добро» (Мф. 12:12). Говоря о последнем времени, Он сказал: «Наступает время, в которое все, находящиеся в могилах, услышат глас Сына Божьего и выйдут: творившие добро – в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5:28-29). Обратите внимание: не соблюдавшие церковные праздники воскреснут для жизни, не те, которые постились два раза в неделю, и не те, кто был ревностен в исполнении обрядов, а «творившие добро». Библия – высоконравственная книга, и наш Бог – это Бог добрый и любящий добро. «Возненавидьте зло, и возлюбите добро», – говорит Он через пророка Амоса (Ам. 5:15). «О человек! Сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим», – пишет пророк Михей (Мих. 6:8). «Перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1:16-17). «Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33:15; см. Пс. 36:27).
     Христос учил, что по-настоящему верующий человек будет добрым. Я очень рад, что в моей жизни регулярно встречались добрые христиане, которые проявляли ко мне искренний интерес и заботливое участие. Это признак, что у них настоящая, живая вера. Благодаря таким людям я пришел в церковь и остался в ней. Но встречалось немало и других: требовательных и жестких, осуждающих и попросту злых. Эти люди выглядели весьма духовными и пользовались уважением, но такими были и фарисеи, которых Христос сурово обличал и о которых негодовал.
     Они были злыми. Их предание о «корване» – еще одно тому подтверждение. Снаружи все выглядело благочестиво: они жертвовали большие суммы на храм, а на деле оказывалось жестоко и бесчеловечно: брошенные старики были вынуждены побираться. Это общая черта людей, сошедших с духовных рельсов: они становятся жестокими и бессердечными. Исполнение ритуала для них становится важнее доброты, установленное ими же самими предание – дороже милосердия и сострадания. Это важный признак: когда мы видим, что верующий человек теряет сердечность, теплоту и сочувствие, это значит, что он сходит с рельсов. И пусть у него хоть нимб над головой светится, впереди его ждет крушение.
     О Божьем законе говорится, что он добр. Павел пишет: «Закон свят, и заповедь свята, и праведна, и добра» (Рим. 7:12). В основе каждой из Божьих заповедей лежит доброе намерение. Возьмем несколько примеров:
     «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай» (Лев. 9:9-10).
     Для чего это было? Там же и написано: «Оставь это бедному и пришельцу». Нужно помогать нуждающимся. Бог хочет, чтобы я позаботился о бедных. Если я это пойму, то буду не только дожинать до края поля, но еще буду давать милостыню, помогать малоимущим соседям, жертвовать средства на благотворительность. Это называется поступать по духу.
     А если я сошел с духовных рельсов и заразился законничеством, то, прежде всего буду рассуждать: сколько не дожинать: один метр, два или три? Дальше, с какого края поля нужно оставить: с того, что ближе к дороге, или что ближе к дому? Затем: в прошлом году я не дожал с одного края, а в этом мне не дожинать снова здесь, или теперь в другом месте? Еще: не дожинать ровной линией, или сделать изгиб по форме поля? Таких вопросов в конце концов накопится множество, и за ними мы совершенно забудем об этих нуждающихся, став рабами обряда. Так и было с фарисеями.
     Или вот другая заповедь: десятина. «Всякая десятина на земле из семян земли и из плодов деревьев принадлежит Господу... И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под посохом пастуха, десятое должно посвящать Господу» (Лев. 27:30, 32). Какой за этим принцип? Нужно быть жертвенным и поддерживать служение Богу. Если не будет пожертвований, закроется храм, угаснет духовная жизнь. Люди погрузятся в грех, мрак и погибнут. Поэтому я не только десятину, я еще приду и что-нибудь полезное для храма сделаю, и священнику помогу, и людей буду в храм приглашать: вот для чего это было дано.
     Но посмотрим на десятину с точки зрения законника. Выросли у меня восемь тюльпанов. Я их срезал, они постояли в вазе и завяли. Но это ведь тоже прибыток. Нужно пожертвовать Богу десятую часть от восьми тюльпанов, то есть 0,8 тюльпана. Отнести оборванный тюльпан в храм я не могу, значит, нужно деньгами. Пойти на базар, узнать, сколько стоит один тюльпан, умножить на 0,8, и столько денег пожертвовать Богу. Но, по закону, если я меняю товар на деньги, то обязан приложить к  стоимости еще пятую часть. Пятая часть от 0,8 – это 0,16. Итого, я должен пожертвовать стоимость 0,96 тюльпана. Это было бы смешно, но именно так поступали фарисеи. Они жертвовали десятую часть с выросшей у них мяты. Это растение растет само собой, мы рвем листья и завариваем чай. Сколько стоит эта мята? Да нисколько. Но они высчитывали десятые доли копеек и аккуратно жертвовали. 
     И, увлекшись этими подсчетами, они забыли о доброте, милосердии, сострадании. Они стали жестокими и грубыми, людьми без совести, без сердца. Они составили заговор и убили самого доброго из всех когда-либо приходивших в мир людей – Иисуса Христа.
Мы сегодня сказали несколько негативных слов в адрес православной церкви (впрочем, заслуженных). Вот, в качестве противовеса, немного положительного. Недавно мне попалась на глаза проповедь православного, как они называют, владыки Антония Сурожского. 
     «Вчера вечером на службу пришла женщина с ребенком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребенке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм». Развернулся и ушел. Это была и вся проповедь.
     Не стал ли для нас внешний вид важнее сердечно доброты? Не вытесняют ли принятые в церкви правила искренней любви и заботы о людях? Трудно бывает сохранить этот баланс, совершая путь по Божьей колее.
 
     Путешествие веры интересно и увлекательно. В детстве мне нравилось ездить на поездах, смотреть, как меняются картины за окном, как горят огни ночных городов. Божий путь прям и ровен, и путешествие по ним намного интереснее, чем на земных поездах. Вот они, духовные рельсы: искренняя любовь к Богу, сохранение Его Слова и сердечная доброта. Этими понятиями пропитана Библия, за ними стоит Божий характер. И если мы чувствуем, что нас начинает кренить в ту или другую сторону, вспомним увещание из Послания к Евреям: «Укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромающее не совратилось, а лучше исправилось» (Евр. 12:12-13).
 
 

 

ФайлЗагрузить: Схождение с рельсов (Мк. 7:1-23)

Размер файла: 21 800 Кб

Загружено: 64