Проповеди | Правила этикета (Мк. 7:1-23)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 

1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,
2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли.
3 Ибо фарисеи и все иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук.
4 И, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.
5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: «Почему ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?»
6 Он сказал им в ответ: «Хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: „Люди эти чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, 
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим“.
 
     Думаю, нам всем знакомо понятие «правила этикета». Это принятые в культурном обществе нормы поведения на людях. Среди этих правил, например, есть такое, что женщину нужно пропускать в дверь первой. Циники, правда, утверждают, что этот обычай появился в доисторические времена, когда мужчина первой запускал в пещеру женщину, чтобы проверить, нет ли там медведя. Но мы в эти времена не верим, и женщин вперед пропускаем из любезности. А в лифт, например, первым входить должен мужчина, потому что это место небезопасное, он должен убедиться, что все в порядке и уж потом приглашать даму. Или правила поведения за столом. Когда доедаете суп, тарелку нужно наклонять не к себе, а от себя. Вторые блюда едят вилкой и ножом, причем нож должен быть в правой руке. Это, конечно, минус. Зато курицу можно есть руками, это плюс. Правил этикета много, мы обычно знаем несколько основных, а по поводу остальных не особо заморачиваемся, справедливо считая, что достаточно просто быть приличным человеком, а чрезмерное увлечение этикетом до добра не доведет.
     И это правильно, ведь запросто можно быть утонченным внешне и испорченным внутри, соблюдать высокий этикет, но иметь низкую, лживую душу. Эталоном этикета стали королевские дворы Европы XV-XVI вв. Изысканность этих людей достигла небывалых высот. Титулованные особы ели, пользуясь приборами из двенадцати вилок, ложек и ножей. Они умели изящно наклонять голову, улыбаться и раскланиваться, помахивая перьями на шляпах. Целовали дамам руки и говорили любезности. Глядя на них, казалось, что эти люди – образец утонченности и высокой культуры. Но в то же время они были исполнены скрытых пороков. Среди них господствовал блуд и венерические болезни, у каждого было по десятку любовников или любовниц. Они были жадны, завистливы и мстительны. Напивались до беспамятства дорогими винами и плели подлые интриги. Об их извращениях ходили легенды, и сами они стали стали вечным примером внешнего лоска и внутреннего разложения.
     Известный и любимый многими д’Артаньян – на самом деле человек низкой морали. Совратил жену несчастного галантерейщика, хозяина комнаты, которую снимал, Миледи была его любовницей, устраивал дуэли и убивал без зазрения совести, а в свободное время пьянствовал в кабаках с Атосом, Портосом (известным обжорой и хвастуном) и Арамисом (блудником). Но при этом безупречные манеры. А как же: дворянство, знать!
     Те времена минули, нам они кажутся сказочными, нереальными. Но и до них, и после, всегда были люди прекрасные внешне, но ужасные внутри. И сейчас среди так называемой «элиты», людей воспитанных и культурных, много низких, нечистых на руку, лживых и бессовестных. За внешней утонченностью скрывается прогнившая сущность. Конечно, не все такие. Но во всем этом кроется важный урок: внешнее и внутреннее состояние человека может разительно отличаться. Человек может быть привлекательным снаружи и отвратительным внутри. Он может привести нас в восхищение своим поведением, но если мы узнаем мысли, таящиеся в его сердце, то придем в ужас.
 
     В прочитанном нами эпизоде тоже идет речь о том, что по современным понятиям входит в правила этикета, а именно о чистоте рук во время еды. Здесь тоже фигурирует «культурная элита», чистоплотные фарисеи, следившие за омовением не только рук, но и «чаш, кружек, котлов и скамей». И все же, истина этого текста намного глубже. Здесь говорится не о чистоте рук, а о состоянии сердца, о разнице между внешним и внутренним, и о выборе между мнением людей и волей Бога.
     Чтобы понять этот текст, нам нужно перешагнуть через культурный и исторический барьер, перенестись на две тысячи лет назад и посмотреть на понятие чистоты не с точки зрения современного человека, а так, как ее понимали в то время.
     Дело в том, что мы теперь знаем намного больше, чем иудеи первого столетия. Мы знаем, что такое гигиена и санитария, а также что такое микробы, бактерии, вирусы и бациллы. Нас с детства приучили мыть руки перед едой, это стало уже не частью этикета, а неотъемлемым элементом жизни. Что бывает с теми, кто не моет руки? Вот что: дизентерия, холера, брюшной тиф, гепатит А, диарея, сальмонеллез и глисты. С этой точки зрения, фарисеи и книжники выглядят очень даже прогрессивно. Более того, говорят, в Средние века, когда чума, холера и прочие болезни уничтожили половину населения Европы, евреи, жившие отдельными поселениями, практически не пострадали. А все потому, что соблюдали чистоту и каждый раз перед едой мыли руки. Думаю, когда евангельское повествование читают врачи, то они внутренне возмущаются: что за нечистоплотные апостолы. И Спаситель тоже хорош. Ладно уж они, непросвещенные, но Он-то должен был знать про микробов! Так нет же, одобрил прием пищи с немытыми руками!
     Но здесь речь совершенно не идет о гигиене. Фарисеи заботились не о здоровье нации, а о чистоте ритуальной, обрядовой. Ветхозаветный Моисеев закон содержал ряд предписаний на эту тему. Например, животные там разделялись на чистых и нечистых. Вот некоторые из чистых: корова, коза, овца, олень; нечистые: свинья, лошадь, кошка, собака. Есть их было нельзя, а если человек прикасался к трупу такого животного, то становился обрядово оскверненным. Он должен был выстирать одежду, вымыться сам, и все равно считался нечистым до захождения солнца. Женщина после рождения ребенка несколько недель считалась нечистой. Некоторые кожные болезни, например, проказа, тоже делали человека нечистым.
     Для чего Бог дал эти заповеди? Было три главных цели, начнем с менее важных и закончим главной. Цель первая: профилактика болезней, что и послужило к сохранению израильского народа в Средние века. Цель вторая: отделение от окружающих языческих народов. Иноземные соседи Израиля любили свинину, конину и мясо других нечистых животных. Введение «чистой» диеты предохраняло Божий народ от контактов с развращенными язычниками. Сестры, вы хотели бы выйти замуж за корейца, который ест собачатину? А вы, братья, взяли бы в жены француженку, которая любит лягушачьи лапы? Вот так и Израиль сохранял свою национальную самобытность. И, наконец, третья цель: через обрядовую чистоту Господь приучал Свой народ к чистоте духовной. Благодаря всем этим омовениям, иудеи должны были полюбить святость и понять, что духовная чистота тоже намного лучше греховной грязи.
     Но увы, уберегшись от чумы и холеры, Божий народ заболел другой опасной болезнью под названием законничество. 
 
     В прочитанном тексте Христос произносит два слова, которые очень хорошо передают суть этого явления. Если мы их усвоим, то поймем и сущность законничества, а также то, чего ожидает от нас Господь.
     Первое ключевое слово – «многое». Вначале Марк, рассказав об омовении рук среди фарисеев, сообщает: «Есть и многое другое, чего они приняли держаться» (ст. 4). Затем Сам Христос говорит: «И делаете многое другое, тому подобное» (ст. 8), а потом повторяет еще раз: «И делаете многое, тому подобное» (ст. 13).
     Законник – это человек, который живет среди множества правил. И список этих правил постоянно пополняется. Давайте представим себе, как появились фарисейские предания об омовении. Первоначальное правило гласило: ничто нечистое не должно входить в уста. Фарисейский ум рассуждает: как нечистое может попасть мне в рот? Во-первых, через нечистую пищу: свинину, например. Поэтому нужно четко знать, что можно есть, а что нельзя. Во-вторых, я могу оскверниться через руки. Скажем, потрогал деньги, а к ним прикасался кто-нибудь нечистый. Значит, нужно тщательно вымыть руки. Идем дальше. Вот, я пью из кружки, но мало ли где эта кружка стояла, и кто до нее дотрагивался. Значит, нужно еще вымыть и кружку. Продолжаем. Во время обеда я сижу на скамье, но мало ли кто сидел на ней до меня? Вдруг человек с каким-нибудь истечением из тела? А я нечаянно рукой до нее дотронусь, и потом этой рукой буду есть – вот и осквернился. Поэтому нужно тщательно вымыть скамью. И так каждый раз перед едой, и это только что касается приема пищи. А ведь жизнь богата и разнообразна. Человек не только ест, он еще и работает, и спит, и общается с другими, и путешествует. А еще есть праздники, а еще похороны, а еще всякие непредвиденные обстоятельства. В результате вся жизнь превращается в бесконечное соблюдение множества мелких предписаний. Как те столовые приборы со множеством ложек, вилок и ножей.
     Почему правила умножаются? Потому что человек придумает одно правило, пособлюдает его некоторое время, и чувствует душой: что-то не то. Тогда он придумывает еще одно правило, потом еще, и так без конца. Вот до чего додумались со своей чистотой современные ортодоксальные евреи: некоторые из них летают в самолете, «упаковавшись» в целлофановый мешок. Спросите: зачем? А затем, что ортодоксальному иудею нельзя заходить на кладбище: там покойники, значит, земля нечистая, значит они там тоже осквернятся. Зачем же пакет в самолете? А затем, что самолет может пролетать над кладбищем, так что формально они там находились, а на какой высоте – неважно, и что у самолета герметичная обшивка – тоже неважно. Кто-то подсчитал, что каждый день они соблюдают минимум 613 правил. Пророк Исаия, наблюдая эту болезнь, писал с печалью: «И стало у них словом Господа: «Заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило – тут немного, там немного» (Ис. 28:13). В еврейском языке это звучит, словно детская считалочка. Эти люди действительно, как дети, играют в странные игры, мало кому понятные и никому не нужные.
     Но мало того, что человек сам тратит время и силы на эти бесполезные игры, так он еще требует, чтобы и другие в них играли. Ладно бы фарисеи и книжники мыли свои руки, чаши, кружки, котлы и скамьи, да никого не трогали. Но они, увидев, что ученики Христа не совершили перед едой обряда омовения, принялись укорять: «Почему ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?»
 
     Именно поэтому Христос противостал иудеям. Конечно же, Он был не против гигиены, но Он знал, что законничество – намного худшая болезнь, чем диарея, и поэтому решительно пошел в наступление. «Вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, тому подобное», – сказал Он.
     Не увлекаемся ли мы «многим другим, тому подобным»? Вот один пример, как простое и светлое дело может обрасти правилами: Вечеря Господня. От разных людей я слышал много разных заявлений, нередко высказываемых в суровой форме, как должна проводиться вечеря. Вот список самых интересных требований: 1) Хлеб должен быть пресным; 2) Вино должно быть не из магазина; 3) Хлеб должен ломать пресвитер; 4) Разносить вечерю должны дьяконы; 5) Немного пригубить – неправильно, нужно приложиться по-настоящему; 6) Перед вечерей желательно назначить пост (исключение: проблемы со здоровьем); 7) Если сестра недавно родила или имеет гинекологические проблемы, участвовать нельзя. О самом интересном правиле рассказала наша ныне почившая сестра Евгения Григорьевна. Она долгое время жила в Сибири, и в тамошней церкви, если в чаше оставалось вино, пресвитер его выпивал до дна и переворачивал чашу, демонстрируя, что вечеря закончена. Сестра прозрачно намекала, что хорошо бы и мне эту практику перенять, но я как-то не решился.
     Что же мы имеем в результате? Набор правил, непонятно зачем введенных. Совершенно неважно, какой хлеб: пресный, квасной или на дрожжах. И так же неважно, ломает его пастырь, или каждый отламывает себе кусочек. Разносят ли дьяконы, или мы сами передаем друг другу чашу, и женские проблемы никак не влияют на участие в вечере. Сущность вечери в том, чтобы вспоминать Иисуса Христа, напоминая себе, что мы спасены Его благодатью, чтобы испытывать себя, проверять свое духовное состояние и, наконец, устремляться мыслями вперед, к тому времени, когда мы со Спасителем будем пить новое вино в Царстве Божьем. А как мы это делаем – неважно. Должно быть все прилично и благоговейно – вот и все правило.
 
     Главное – не то, что происходит снаружи, а то, что совершается внутри. И вот здесь мы переходим ко второму ключевому слову нашего текста. Это слово – «сердце».
     Вначале Христос цитирует пророка Исаию: «Люди эти чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня». И затем Он еще раз обратил внимание учеников на сердце: «Ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища». Далее сказал: «Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство – всё это зло изнутри исходит и оскверняет человека»». Как три раза повторяется слово «многое», так же три раза звучит и слово «сердце».
     Что самое важное в человеке? Ответ – сердце. «Больше всего хранимого храни сердце твое», – советует древний мудрец (Притч. 4:23). Конечно, имеется в виду не физический орган, в Библии сердце – средоточие чувств и переживаний. Сердце радуется и печалится, сердце жалеет и сочувствует, но также может вынашивать и коварные замыслы. В сердце живет величайшее чудо – любовь. Но в нем также может гнездиться и ненависть. «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое», – сказал Христос (Лк. 6:45).
     Так вот, что характерно для законничества: увлекшийся им человек перестает обращать внимание на сердце и сосредотачивается на внешней стороне дела. Фарисеи занялись очищением рук, кружек и скамей, и это поглотило все их внимание. Духовная чистота оказалась в полном пренебрежении. Среди христиан есть та же печальная склонность к исправлению внешнего и пренебрежению внутренним. На что обращают внимание современные законники?
     Прежде всего, на одежду. Скажем, то, как я одет сегодня, у ряда верующих вызвало бы негодование. Во-первых, на мне тенниска, рубашка с короткими рукавами. А во-вторых – галстук, что для многих братьев прошлого века было камнем преткновения. Посмотреть на фотографии семидесятых годов: стоит ряд служителей в пиджаках и застегнутых до верха рубашках, и без галстуков. Смотрится ужасно, но зато по правилам. Хотя, конечно, одежда сестер в этом отношении подвергается куда более пристальному вниманию. Рукава – только до запястья, юбки – только ниже колен, а лучше и вообще до щиколоток. А слово «брюки» и вовсе не должно даже упоминаться между сестрами. Делая небольшую паузу, скажу, что мне, как мужчине, намного приятнее смотреть на свою жену в платье или юбке, а штаны у меня самого есть. Но здесь, за кафедрой, я лучше буду говорить о сердечном целомудрии, о внутренней стыдливости, которая должна быть у сестры христианки, и если будут эти качества, то она сама додумается, как ей одеться. А если не будет этих качеств, то хоть в монашку оденься – пользы не будет.
     Во-вторых, современные законники уделяют значительное внимание культуре речи. Что можно говорить, а что нельзя. В некоторых церквах вполне нормальные слова вошли под запрет. Например: «Молодец» – мол, в прошлом это было что-то неприличное. «Будь здоров» после чихания – якобы в этом что-то оккультное. И даже простые слова «круто», «классно», «супер» тоже нельзя говорить: этих слов нет в Библии. Отступая в сторону, скажу, что в Библии есть такие слова, которых в приличном обществе произносить точно нельзя. Но в любом случае главное – что у нас в сердце, а как это выражается – вопрос второстепенный. Однажды я проповедовал в Минской церкви «Свет Евангелия, и среди слушателей был Александр Черпаков, бывший уголовник, а теперь тюремный благовестник. После собрания подходит ко мне и говорит: «Брат, я от твоей проповеди прибалдел!» Он еще не совсем избавился от тюремного жаргона, но я понял, что он хотел сказать и воздал славу Богу. Не призываю, чтобы мы переходили на жаргон, но если отношение сердца будет правильным, то и речь будет постепенно очищаться сама собой. Начинать нужно изнутри. Христос говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:25-26).
 
     Но пойдем дальше. Положение тела тоже важно для законников. Если я сижу «по стойке смирно», а руки положил на колени, то это поза благочестивая. А если немного развалился и ногу закинул на ногу, как я люблю, то это очень плохо и нужно немедленно пересесть, чтобы не было соблазна. Я не говорю, что все это совсем пустое и ненужное, но это внешнее. А внимание нужно уделять внутреннему: не одежде, словам и манерам, а сердцу. Как Христос говорил: «Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33), так и здесь: Ищите внутреннего, и внешнее приложится; меняйте сердце – и поведение изменится само. А если начнем с внешнего, то это будет косметический ремонт и не больше.
     Чтобы проиллюстрировать это, возьмем дерево. У него тоже есть видимая и невидимая части. Невидимая – это корни и внутренняя часть ствола, древесина. Представим себе что листья начали вянуть и желтеть. Что мы будем делать? Искать проблему в невидимой части: возможно, завелся какой-нибудь грибок в корнях, возможно, насекомые вредят древесине, или какая болезнь напала. Но в армии, если завтра приезжает генерал, а листья пожухли, все решается просто: бойцам раздается зеленая краска и кисточки, и они красят в зеленый цвет листья, а заодно и траву. Конечно, я утрирую, хотя подобные случаи действительно были. Так вот, если христианин стал допускать в своей речи неблагозвучные слова, стал одеваться вульгарно, то просто запретить ему говорить эти слова или заставить поменять одежду недостаточно. Это тоже самое, что покрасить листья. Проблема лежит глубже. У него, судя по всему, нарушились отношения с Богом. Возможно, завелся какой-то «горький корень», который отравляет его духовную жизнь. И если мы не можем помочь, то за дело должен взяться пастор, провести с ним несколько бесед, но не об одежде и не о поведении, а о духовном состоянии. И вот, когда сердце исцелится, тогда это и на внешности не замедлит сказаться.
     Кстати говоря, что легче: покрасить листья краской или найти действительную проблему и устранить? Конечно, покрасить легче. Но поможет ли это? Для посещения генерала, возможно, сгодится, однако потом все станет только хуже. Или другое сравнение. Среди нас многие имеют детей. Что легче: научить ребенка правильно себя вести при людях, или воспитать из него честного, доброжелательного, отзывчивого человека? Конечно, легче научить правильному поведению, потому что это внешнее, а характер лежит глубоко внутри, над ним нужно работать долго и упорно. К сожалению, во многих церквах идут по легкому пути (считая его при этом «узким»): говорят о внешнем виде, о поведении, а то еще и дисциплинарные меры применяют. В результате человек действительно внешне начинает выглядеть благочестиво. Но в сердце остается духовным младенцем, не имеющим настоящих плодов духа. Он обретает вид благочестия, но силы его не знает.
     Все мы сегодня совершили хорошее, с внешней стороны, дело: мы пришли в церковь. Но каждый пришел с каким-то особенным состоянием сердца. Кто-то с добрым расположением, а кто-то с раздражением и огорчением. Кто-то от души радуется встрече с братьями и сестрами, а у кого-то в сердце обида и недовольство. У кого-то в душе тишина и покой, а у кого-то кипят страсти и бушуют эмоции. Так вот, Бог намного больше заинтересован тем, что происходит у нас в сердце, чем как мы одеты, какие слова говорим и какое выражение у нас на лице. И мы должны этому уделять первостепенное внимание. 
     Сердце намного важнее лица, характер намного важнее поведения, отношение намного важнее слов, внутренее намного важнее внешнего. Это очень важно, поэтому Христос говорил об этом так много и так серьезно. Будем и мы опасаться фарисейской закваски и станем жить по духу, а не по букве.
ФайлЗагрузить: Правила этикета (Мк. 7:1-23)

Размер файла: 19 600 Кб

Загружено: 78