Проповеди | Трагедия (Мк. 6:14-29)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи
14  Царь Ирод, услышав об Иисусе,– ибо имя Его стало известно, – говорил: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».
15 Другие говорили: «Это Илия», а иные говорили: «Это пророк или как один из пророков».
16 Ирод же, услышав, сказал: «Это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых».
17 Ибо этот Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
18 Ибо Иоанн говорил Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твоего».
19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его, но не могла,
20 ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, сделал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам галилейским.
22 Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: «Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе»;
23 и клялся ей: «Чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства».
24 Она вышла и спросила у матери своей: «Чего просить?» Та отвечала: «Головы Иоанна Крестителя».
25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя».
26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
29 Ученики его, услышав, пришли, и взяли тело его, и положили его в гробницу. 
 
 
     Сегодня 26 апреля – день рождения величайшего английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира. Его пьесы ставятся во всем мире чаще, чем пьесы любого другого драматурга. Одаренный удивительным талантом, он сумел перешагнуть барьеры времени, создать пьесы, которые больше четырехсот лет с неизменным успехом покоряют сердца читателей и зрителей. Особую славу Шекспиру принесли трагедии. Среди них «Гамлет», «Отелло», «Ромео и Джульетта».
     Чем он так привлекает? Прекрасным поэтическим языком? Увлекательными сюжетами? Вечными темами? Все это, конечно же, присутствует в его пьесах. Но главное – Шекспир обнажает чувства своих героев, и в них мы узнаем себя. Они рассуждают о смысле жизни, о добре и зле точно так, как рассуждаем мы. Они испытывают такую же любовь и ненависть, радость и горе, надежду и разочарование, что и мы.
     «Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье», – это вопрос о смысле жизни, который в свое время задавал и я. Думаю, именно этим велик Шекспир.
     Наш сегодняшний рассказ – это тоже повесть, достойная быть увековеченной в пьесе. Впервые за все время в повествовании Марка мы теряем Спасителя из виду. Чем Он занимался, что делал, пока ученики ходили по городам и проповедовали покаяние, мы не знаем. Вместо этого евангелист переводит наш взгляд на тогдашнее общество и рассказывает одну историю. Это история о богатом царе и нищем пророке, о злобной женщине и ее распутной дочери, о немых свидетелях и послушном исполнителе. Этот рассказ, конечно же, реален, и, все же, он напоминает театральную постановку с яркими персонажами и драматическими событиями. Хотя все это произошло две тысячи лет назад, нам ничего не нужно объяснять. Подобные люди живут вокруг нас, а в ком-то, может быть, мы узнаем себя.
     В каком жанре написан наш рассказ? Конечно же, это трагедия. Вероятно, все мы слышали двустишие из пьесы Шекспира: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Уж не знаю, печальнее ли наш рассказ трагедии Шекспира, но уж не веселее, это точно. Чем больше я о них читаю, тем печальнее на душе. И особенно печально – что это не вымысел великого драматурга, а скорбная действительность. Все это произошло на самом деле две тысячи лет назад, и все это происходит сейчас вокруг нас.
     Наш сегодняшний текст – это своего рода снимок тогдашнего общества. До сих пор мы смотрели только на Иисуса Христа. Его светлый и чистый образ, Его великая сила и необычайная доброта увлекли нас. Глядя на Него, мы и сами просветлели. Но вот, Марк переводит взгляд на мир, в котором жил Господь – и у нас мрачнеет на душе. Мы видим грешных людей, терзаемых страстями и пороками. Мы видим слепых и глухих, которые, может быть, чуть-чуть различают контуры добра и зла, но не узнают Божьего Сына и не понимают Его слов. Мы видим царство мира сего и, читая, нам хочется, чтобы этот рассказ скорее закончился, и мы снова могли вернуться к Спасителю. Но иногда нужно присмотреться к этому миру, чтобы понять, как хорошо с Богом. Нужно побывать во тьме, чтобы начать ценить свет. Увидеть зло, чтобы полюбить добро.
 
     Итак, вначале перед нами открывается общий план, мы видим массовку. Много людей и много мнений об Иисусе. Имя Господа стало гласно, слава о Его учении и делах распространилась по земле. О Нем заговорили в царских палатах и бедных лачугах, на базарах и на кухнях, в купальнях, и у ворот. Вот Ирод, утверждающий, что это Иоанн Креститель воскрес из мертвых. Вот другие, считающие, что это Илия, древний пророк и вершитель чудес. Ветхий Завет заканчивается предсказанием, что Илия снова должен прийти на землю, поэтому многие решили, что Иисус – и есть тот самый Илия. Наконец, третьи не вдавались в подробности, а просто говорили: «Это пророк или как один из пророков». Общее мнение о Господе было положительным. Однако радоваться не стоит. Будучи положительным, это мнение было, все же, ошибочным. Он не был пророком, как бы лестно это ни звучало. Он Сам посылал пророков, Его Дух говорил через пророков, включая Илию и Иоанна Крестителя, насколько небо выше земли, насколько Он был превосходнее самых лучших представителей рода человеческого. Поэтому, как бы хорошо ни говорили о Христе, общая картина остается мрачной: люди не узнали Его.
     Что же дальше? А дальше Марк представляет нам одну семью и одно происшествие. Перед нами предстает ряд «персонажей», действующих лиц трагедии под стать Шекспиру. У них разные характеры, разные действия, но все они вызывают печальные чувства. На кого бы мы ни посмотрели в этой «пьесе», нет ни одного, о ком можно было бы порадоваться. Это мир, в котором мы живем, мир, в который послал нас Христос. Это люди, с которыми мы встречаемся каждый день. Это снимок любого общества, любого времени, любого народа. Когда я читаю эту печальную повесть, мне хочется, чтобы этот мир скорее прошел. Чтобы исчезли Ироды и Иродиады, закончились пьяные пиры и развратные зрелища, прекратились интриги и перестала литься невинная кровь. Насколько лучше быть со Христом! Такие чувства хочет пробудить в нас евангелист.
 
     Ирод, главное действующее лицо нашей драмы. 
     Несомненно, яркий, драматический персонаж. Он – типичный мужчина, и у него две типично мужские проблемы. Первая – это слабость к женскому полу, вторая – мужское самомнение. А говоря проще, похоть и гордость. Начнем с первой. Как и подавляющее большинство мужчин, Ирод не мог устоять перед женскими чарами. История сохранила рассказ о том, как он женился на жене своего брата. Двоюродный брат Ирода Филипп и его жена Иродиада жили в Риме. И вот, в один прекрасный день туда приехал наш «казанова». Его вызвал к себе император для обсуждения государственных дел. Как сейчас мы, приехав в чужой город, останавливаемся у родственников, так поступил и Ирод: остановился у Филиппа с Иродиадой. Вот, во время этого постоя и завязалась тайная любовная связь. Когда Филипп на время отлучился, Ирод с Иродиадой тайно бежали из Рима. К ним присоединилась и дочь Иродиады по имени Саломея, которая решила, что лучше ей жить в царских палатах, чем в обычном доме, пусть и в столице. Вернувшись в Галилею, Ирод изгнал свою законную жену, дочь аравийского царя и стал жить «в новом браке», а если говорить прямо, в блуде.
     Не было ли ему стыдно перед братом? Думаю, было. Не грызла ли его совесть за содеянное? Думаю, и это присутствовало. Если бы ему было все равно, то когда Иоанн Креститель начал его обличать, он бы просто отмахнулся и не обращал внимания. Но нет, правда колола глаза, поэтому он «взял Иоанна и заключил его в темницу». Так почему же, если было стыдно, если обличала совесть, он решился на похищение и позорную связь? Потому что есть одно слово, которое сводит людей с ума, парализует волю, лишает самообладания. Это слово – «Хочу!»
     Увидев в магазине яркую игрушку или мороженое, ребенок начинает их требовать. А когда мама отказывает, закатывает истерику: вопит истошным голосом, падает на пол, стучит ногами. Бедная мать, сгорая от стыда, спешит купить вожделенный предмет, лишь бы чадо умолкло. Потом чадо вырастает и с тем же отношением идет по жизни. «Хочу!» становится его девизом. Если невозможно купить, значит, нужно отобрать или украсть. Если нельзя, но очень хочется, значит, можно. Хорошо еще, если родители в детстве проявят строгость и привьют дисциплину. Но таких мало, и в нашем обществе появляется все больше эгоистичных потребителей, единственным жизненным принципом которых является «Хочу». Таким был и Ирод. Что тут сказать? Царский сын.
     Попрать родственные чувства, наплевать на гостеприимство, пренебречь людским мнением, отвергнуть Божью заповедь – ничто не преграда для всемогущего «хочу». Именно это «хочу» не дает людям прийти к Богу. Путь Христа добр и мудр, в сердце идущих по нему покой и мир, жизнь с Богом чиста и светла. Почему же люди так настойчиво лезут во тьму, причиняют столько вреда и горя окружающим и себе самим? Потому что ими движет одна страсть: «Хочу грешить!» Таких людей Библия называет кратко: «рабы похотей и различных удовольствий» (Титу 3:3).
     Нужно отметить, что Марк относится к Ироду сочувственно. Хотя он и заключил Крестителя в темницу, однако «боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его». Слово «удовольствие» вызывает у меня в памяти другое место из Писания. В Послании к Римлянам Павел описывает бессилие человека в борьбе с грехом: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:22-23).
     В глубине души Ирод все понимал: и что он грешит, и что Иоанн прав. Но он был пленником, бессильным и безвольным рабом своей похоти. И когда дочь Иродиады вошла и стала исполнять свой танец, его голова снова закружилась от возбуждения, и из его уст снова зазвучали безрассудные слова: «Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе... Чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства».
     Давайте представим себе этот момент. Ему приятно, он чувствует себя превосходно! У него день рождения, только что получил удовольствие от танца, вокруг вельможи, тысяченачальники и старейшины галилейские, почтенные люди пришли почтить его. Он ощущает себя не только могущественным и уважаемым, но также добрым и щедрым: обещает падчерице дать ей все, чего она попросит. Зардевшаяся девушка выходит посоветоваться с матерью, но тут же с поспешностью возвращается и нежным девичьим голоском произносит: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя».
     И опечалился царь. Все благодушие как рукой сняло. Щедрость оказалась безрассудством. Красавица танцовщица стала марионеткой в руках кровожадной прелюбодейки. А почетные гости на пиру – свидетелями его нерассудительной клятвы. Если б не эти вельможи и старейшины, он, может быть, еще сумел бы уговорить двух женщин, задарить подарками. Но они же все видели и слышали. Как отказать? Я же царь, я же мужчина. Как там оно: «Мужик сказал – мужик сделал!» И этот царь, и этот мужчина, как многие до и многие после него, поступил и не как царь, и не как мужчина, а как раб: раб собственного положения, раб своей хитрой жены, раб этих почетных гостей, и самое главное – раб греха.
     Как мне хочется сказать Ироду: «Послушай, что для тебя значит твоя глупая клятва, твоя озлобленная жена, распутная падчерица и спесивые гости? Они же все думают только о себе, ты для них был никто и будешь никем. Они же бегают вокруг тебя только потому, что хотят что-то получить. Откажись от своей клятвы, покайся – при них покайся в своем безрассудстве. Скажи им, что боишься Бога, скажи, что убить Иоанна Крестителя – большой грех, и ты не посмеешь. Это же так просто, и ты понимаешь, что это правильно! Думаешь, они перестанут тебя уважать за это? Да совсем наоборот, после этого-то они, вероятно, и зауважают тебя по-настоящему. Потому что они тоже понимают, что грешники, и тоже внутренне сжимаются от мысли о Божьем суде. Скажи им об этом!»
     Но увы, Ирод меня не услышит. Да если бы и услышал, то едва ли бы послушал. А умеем ли мы удерживать свои страсти, владеем ли собой, можем ли сказать: «Нет» в ответ на внутреннее: «Хочу»? Побеждаем ли свои похоти и свою глупую гордость? Настоящая свобода – это не когда мы делаем все, чего хотим. Подлинная свобода – это если мы можем делать то, что правильно, к чему побуждает совесть, что подсказывает сердце.
 
     Вот она, трагедия терзаемого совестью, преследуемого неумолимой фурией собственной вины. Услышав о Христе, Ирод не подумал, что это Илия или пророк. У него сразу возникла мысль: «Это Иоанн, которого я обезглавил!» Марк дважды приводит его слова: «Это Иоанн... Он воскрес из мертвых». Иоанн мерещился ему везде. Содеянное преступление преследовало его повсюду.
Этим он напоминает мне Раскольникова, героя романа «Преступление и наказание». Бедный студент убивает вредную старуху процентщицу. Это преступление. А каким было наказание? Не арест, не суд и не каторга. Муки совести, не дававшие покоя. Страх преследования, сознание высшей справедливости, которая не оставит его без возмездия. Он не мог уже ни о чем другом думать, он заболел, не находил себе покоя. Даже сознавшись, он не мог успокоиться. Лишь в конце, на последней странице автор сообщает, что Раскольников начал искать Бога, и свет Христа принес исцеление его душе. Началась «новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью», – пишет Достоевский. Увы, для Ирода эта новая действительность так и не настала. Он был сослан в Галлию и умер там.
 
     Иродиада – другой персонаж нашей драмы.
     Как Ирод – типичный мужчина, так Иродиада – типичная женщина. Она находится во власти чувств и эмоций. И в данном случае эмоция, переполняющая ее – это злоба, она снедаема ненавистью. Иоанн Креститель для нее – словно бельмо в глазу, словно камешек в обуви. Она настолько поглощена жаждой его крови, что не может думать ни о чем другом. Ненависть сушит и гложет ее.
Почему Иродиада так ненавидела Крестителя? Потому что он напоминал о ее грехе. Распутная женщина, она предала мужа и сбежала с любовником, но, как большинство людей, хотела об этом забыть. А тут появился этот Иоанн и без конца напоминал о ее падении. Перед ней, как и перед Иродом, было два пути. Первый: признать свой грех и покаяться. Это трудно, но если бы она это сделала, то сразу стало бы легче. И второй путь: устранить источник раздражения. К сожалению, большинство людей выбирают второе. И тогда на обличителя выливаются тонны ненависти, все накопившееся раздражение, внутренние комплексы, многолетняя неудовлетворенность. Почему многие люди ненавидят христиан? Потому что мы – Иоанны Крестители нашего времени, напоминающие миру о его пороках. Своими словами и образом жизни мы говорим: «Не должно тебе иметь жену брата твоего, не должно красть и наживаться за чужой счет, не должно сквернословить и пьянствовать, не должно быть таким эгоистом». Мы становимся для них, «что уксус для зубов и дым для глаз». Мы – соль для их ран и луч прожектора на их постыдные дела. Поэтому Иродиада не имела покоя. Ей не в радость была царская жизнь, роскошные покои, изысканные яства. Все другие желания ушли, уступив место одному, всепоглощающему: убить Крестителя.
     Давайте представим себе минуту, когда к Иродиаде пришла дочь и сообщила: «Царь пообещал дать все, чего я попрошу. Чего просить?» Какие широкие перспективы открылись перед ней, какие представились бескрайние возможности! Можно попросить романтическое путешествие, ежедневные ванны из молока, сказочной цены притирания и мази, тысячу новых нарядов, роскошный дом с фонтанами и павлинами. Чего хочет женщина? Вопрос-бездна! Женские запросы непостижимы и обширны. Три слова она сказала: «Головы Иоанна Крестителя». Все померкло, все фантазии угасли под толстым слоем ненависти. Такой «неженской» была эта просьба, такой кровожадной и жестокой. Душа этой женщины была в рабстве у ненависти и злости.
     Не только на женщину, но и на любого человека ненависть действует подобно наркотику. Вырабатываются там в мозгу какие-то вещества, которые заставляют забывать обо всем другом. Человек становится поглощен, одержим ненавистью, питается ею, получает удовольствие. Знали об этом диктаторы прежних лет, поэтому старательно изображали перед своими народами образ врага, чтобы людям было кого ненавидеть.
     Недавно мне попался старый документальный фильм 1930 г. о суде над так называемой «Промпартией». Вкратце дело обстояло так: в стране голод, экономика трещит по швам, народ ропщет. Нужно найти виноватых, «стрелочников», «козлов отпущения». И, предположительно, по сценарию Сталина, НКВД обвиняет группу видных ученых во вредительстве. Якобы они организовали «Промпартию», подрывали экономику и готовили иностранную интервенцию в СССР. Несчастных ученых под пытками заставили признать несуществующую вину и просить помилования. Но даже не это было самым страшным. Самое жуткое – это люди, которые на улицах устраивали шествия и пикеты с требованием расстрелять подсудимых, как бешеных собак. Они трясли кулаками и плевались. Глаза горели ненавистью, лица перекашивало от ярости. Дети несли плакаты с надписями: «Смерть вредителям».
     В это же время совсем недалеко, в нацистской Германии так же настойчиво насаждалась ненависть к евреям. Их обвиняли во всех бедах, выставляли отвратительными и гнусными, побуждали к погромам и грабежу. Эта антиеврейская пропаганда действовала даже здесь, когда немцы пришли и стали распространять листовки о евреях среди населения. Немцев не любили, но листовкам верили. В результате несчастных евреев ненавидели все – и немцы, и русские.
     Прошло много лет, но наши современники также полны ненависти. В российском интернете есть популярный сайт под названием «Стена ненависти». Люди выплескивают там свою агрессию. Вот заголовки их записей: «Ненавижу людей, ненавижу жизнь, ненавижу Россию, ненавижу нерусских, ненавижу одноклассников, ненавижу мужа, ненавижу мать». Хотел привести хоть одну запись в качестве примера, но не нашел ни одной, которую можно было бы озвучить в церкви, настолько все злобно и неприлично.
Ненависть открыто насаждают на телевидении, в средствах массовой информации. В России ненавидят украинских националистов, украинские националисты ненавидят Путина и всех, кто за него. Вездесущая пропаганда насаждает ненависть к Америке и Европе, к «сектантам», которые якобы подрывают устои православия. Подобно Иродиаде, большая часть современных людей живет в злобе и ненависти.
     К сожалению, христиане, особенно те, которые любят смотреть телевизор и активны в социальных сетях, заражаются этой пропагандой и тоже начинают ненавидеть, забывая о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную», и что «один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его» (Рим. 10:12).
 
     И, в заключение, посмотрим еще на одно действующее лицо, может быть, не такое яркое, но сыгравшее роковую роль в нашей драме.
 
     Саломея, дочь Иродиады.
     Ее имя сохранилось в исторических документах. Ее изображали на многих картинах, держащей блюдо с окровавленной головой. Милое личико, детские глазки, легкий румянец на щеках и скромная улыбка. И рука, держащая за волосы отрубленную голову. 
По преданию, Саломея танцевала перед Иродом и его гостями распутный «Танец семи покрывал», древнюю пляску-раздевание, когда танцовщица в течение танца одно за другим сбрасывала с себя покрывала-вуали, все больше обнажаясь. Учитывая, что Ирод был человек, увлекающийся женским полом, это вполне вероятно.
     Но даже если и не так, даже если это был не стриптиз, все равно это был танец возбуждающий. Потому что любой танец, который девушка исполняет перед мужчинами, будет действовать на них разжигающе. Давайте попробуем заглянуть в душу этой девушки, угадать ее мысли. Что побудило ее выйти к незнакомым мужчинам и плясать перед ними, зная, что они будут на нее смотреть, изгибы ее тела будут вызывать у них страсть, ее движения будут их разжигать?
     Думаю, руководил ею простой девичий инстинкт. Как Ирод – типичный мужчина, а Иродиада – типичная женщина, так и Саломея – типичная девушка. Чего хочется девушкам? Чтобы ими любовались и восхищались, чтобы их любили, хвалили и дарили подарки. Любая девушка хочет нравиться, быть красивой, чтобы парни провожали ее взглядами и мечтали познакомиться. С детских лет девочки вертятся перед зеркалом, красят губы маминой помадой, надевают ее туфли и шляпки. Потом они подрастают, часами листают глянцевые журналы, учатся ходить на каблуках, чтобы выглядеть как модели на подиуме, фотографируют себя в соблазнительных позах. А которые могут, те тратят дикие деньги на пластические операции, солярии, спа-салоны.
     Я не женщина, мне об этом судить трудно, но я не раз слышал, что, стремясь быть привлекательными, большинство женщин и не думают о том, чтобы соблазнить мужчин. Им просто хочется быть красивыми. Что ж, может быть и так. Но вспоминаются мне слова Тертуллиана, обращенные к женщинам:
     «Известно, что украшения служат приманкой для мужчин. Стоит ли разжигать в них огонь похоти? Знайте же, женщины, что вы губите брата своего, если показываете его глазам свою красоту и рождаете в нем блудные желания. В душе он уже сотворил то, что пожелал, и вы делаетесь для него мечом смертоносным...
     [Я не стремлюсь] обратить вас к образу жизни, так сказать, мужицкому и отвратительному, или посоветовать вам не соблюдать опрятности в своей особе. Намерение мое состоит только в том, чтобы показать вам, до какой степени и до каких пределов может простираться заботливость ваша о своем теле, дабы целомудрие было неприкосновенно. Не должно выходить из границ скромной благопристойности и приличной опрятности. Надобно начинать с того, чтобы нравиться Богу» (О женских украшениях).
     Саломея – типичный пример девушки, которая живет чужим мнением и не умеет думать собственной головой. Она так же, как ее отчим и мать, идет на поводу своих желаний и инстинктов, а в результате совершает страшные вещи, даже не думая об этом.
Если бы ученики Иоанна Крестителя, которые за его телом, могли каким-то образом встретиться с нею и спросить: «Что ты натворила?», как бы она им отвечала? Думаю, скорее всего, сказала бы: «Я ни в чем не виновата! Я же девушка, я просто хотела быть красивой, хотела понравиться. Это ведь не моя была идея отрубить голову вашему учителю, это мама. И это не я отдала приказ, а отчим. Я просто танцевала и была послушной дочерью!»
     Что ж, всем хочется быть красивыми и дружелюбными. Но нужно иметь голову на плечах и страх Божий в сердце. У каждого из нас есть слабые стороны. Поэтому Писание говорит каждому из нас: смотрите за собою и берегитесь.
 
     Вообще это место наводит на многие размышления: и о праздновании дней рождения, и о танцах, и о женской красоте, и о мужских амбициях... Перед нами типичная семья, только что царская, поэтому и последствия их грехов масштабнее. Но те же страсти кипят вокруг нас. Те же чувства испытывают окружающие нас люди. Ими пропитан мир.
     А нас Бог зовет в другой мир, в новую, как сказал Достоевский, «доселе совершенно неведомую действительность», где нет тьмы, но есть свет, нет жадности, похоти, злости, а есть чистота и доброта, где нет Иродов и Иродиад, а есть Христос.
     Представьте себе, что кто-то захотел написать пьесу о вашей жизни. Что бы получилось? Мне кажется, что у многих христиан это была бы трагикомедия. И смешно, и грустно. Но пусть с нами будет не так. Пусть это будет пьеса о победе. О торжестве святости над грехом, света над тьмой, духа над плотью, Бога над этим миром.
 
ФайлЗагрузить: Трагедия (Мк. 6:14-29)

Размер файла: 21 700 Кб

Загружено: 51