Проповеди | Контрастный душ (Мк. 6:1-6)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи
 
1 Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.
2 Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: «Откуда у Него это? Что за премудрость дана Ему и как такие чудеса совершаются руками Его?
3 Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли между нами Его сестры?» И соблазнялись о Нем.
4 Иисус же сказал им: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем, и у родственников, и в доме своем».
5 И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. 
6  И дивился неверию их...
 
     В последние годы мы с братьями из соседних церквей полюбили ходить в баню. Мне особенно бывает приятно, выйдя из горячей парилки, окунуться в ледяную воду или, хотя бы, вылить на себя ведра два. Чувство потрясающее, бодрость и оживление во всем организме.
     Если нет бани, можно устроить некое подобие под названием «контрастный душ». Говорят, это весьма полезная процедура: вначале включаете горячую воду, тело разогревается, раскрываются поры. И потом горячая сменяется холодной, из жара вы попадаете в холод. Тут же происходит обратное: сосуды сжимаются, поры закрываются, внутри вам еще жарко, а снаружи – холодно. Так вот, нечто подобное делает с нами Марк. Только что мы видели удивительной силы чудеса, и вдруг – полная противоположность. Из жаркого пламени, которое горело вокруг Спасителя, мы вдруг попадаем в ледяное безмолвие. Нам полезно будет пройти через этот «контрастный душ», понаблюдать за происходящим в Назарете и применить это к своей жизни, к своему состоянию.
 
     В предыдущей части, можно сказать, на наших глазах произошли события, поражающие своей грандиозностью. Великая буря на Галилейском море умолкла по одному слову Иисуса Христа. Легион бесов вышел из одержимого. Неизлечимая болезнь, двенадцать лет иссушавшая женщину, отступила. Наконец, мертвая девочка вновь ожила. Казалось, нет ничего невозможного для великого Учителя, ходившего по Галилее. Там, где были бессильны врачи, ничего не могли сделать профессионалы, теряли надежду оптимисты, Он приходил и одним словом разрешал неразрешимое, исправлял неисправимое. Глядя на Него, люди дивились.
     И вот, после всего этого наступает время полностью противоположное. В прочитанном нами тексте Христос оказывается удивительно бессильным. Марк говорит, что, придя в Свое отечество, то есть в город Назарет, Он «не мог сотворить там никакого чуда». Это первый раз, когда начинают дивиться не люди, а Он Сам. Казалось бы, что может удивить Его, всезнающего Господа? Но Он дивился. Как раньше люди удивлялись Его великой силе и потрясающим чудесам, так теперь Он дивился великому неверию Своих соотечественников.
     Это был «контрастный душ» для Христа, а еще больше для Его учеников. Совсем недавно они были свидетелями великих проявлений веры. И вдруг – полное неверие, отвержение и презрение. Первые стихи нашего отрывка могут создать впечатление, что на жителей назарета произвели впечатление мудрость Господа и Его чудеса. На самом деле это не так. Они были наслышаны о Его деятельности в других местах, но сами этого не видели. И вот, Он входит в синагогу, начинает учить, и они изумляются не тому, что слышат и видят, а тому, что все это имеет отношение к их старому знакомому.
     «Односельчане» Иисуса Христа изумлялись не Его удивительной мудрости и не Его потрясающим чудесам. Они не могли поверить, что все это делает их бывший деревенский плотник, сын Марии. Перед ними предстали два варианта. Первый вариант: признать, что этот Иисус, Которого они знали с детства, Которому многие из них заказывали работу по дереву, стал умнейшим учителем и сильнейшим чудотворцем. Либо второй вариант: решить, что все это какая-то хитрость. Что Он где-то подцепил несколько умных слов, научился фокусам и теперь ищет Себе дешевой славы. Что было более вероятно для них? Конечно, второй вариант, к которому они и склонились: что это все ненастоящее, что Он хитрец и попросту водит людей за нос.
     Обратим внимание, как они рассуждают. «Не плотник ли Он?» – говорят они. Сразу видно, что в их устах слово «плотник» звучит уничижительно. Он же ремесленник, – говорят они, – обычный мастеровой. Ладно бы Он с детства был отдан в обучение знаменитым раввинам, прочитал много книг, побывал в дальних странах, научился премудрости египетской. А Он же до тридцати лет жил среди нас, махал топором. Вон, у нас в половине домов продукция Его изготовления. Разве может стать учителем рабочий? Откуда было взяться премудрости? Значит, самозванец. 
     Дальше их рассуждения затрагивали родственников. «Сын Марии», – говорили они о Христе. По благословенному совпадению мою маму тоже зовут Мария, и в своей деревне я был известен как «Марусин сын». Повзрослев, я приезжал на родину, высокий, культурный молодой человек. Иду по улице, бабушки на лавочках спрашивают одна другую:
     – А кто это такой?
     – Да Марусин сын!
     – А-а-а, понятно.
     Типа, знаем мы этого красавца. Бегал тут у нас белобрысенький, копался в грязи. В глазах этих бабушек я был все тем же деревенским мальчишкою, каким они меня знали в прежние годы.
     О, эта человеческая память! Как трудно нам поверить, что люди меняются. Мы вспоминаем их прежнюю жизнь и судим не по тому, какие они сейчас, а по тому, как мы их запомнили. Поэтому так трудно быть пророком в своем отечестве. Если нового человека еще не знают, присматриваются и прислушиваются, то о старом уже сложили представление и уже не воспринимают всерьез. Так что и мой Господь среди своих односельчан, как и я, был «Марусин Сын».
     Наконец, они начинают перечислять Его братьев: Иаков, Иосия, Иуда и Симон, а еще и сестры. Почему они вспомнили родню? Потому что все это были обычные люди. Такие же как и все. Если Он такой особенный, так и родня должна быть семи пядей во лбу. Так нет же, нормальные люди. С чего тогда вдруг Он должен быть особенным? И вот, из-за всего этого жители Назарета «соблазнялись о Нем». Слово «соблазнялись» можно перевести как «претыкались» или «разуверялись». Они смотрели на Него со скептицизмом, даже свысока. 
     В ответ на это Господь сказал им слова, вошедшие в пословицу: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем». Читая эти слова, я вспоминаю двух молодых людей из Ветхого Завета, великих героев веры, пророков, высоко стоявших перед Богом, но среди своих домашних не пользовавшихся уважением.
Первый – Иосиф, предпоследний из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Его братья были уже взрослыми, а он еще мальчик. Через него Бог решил совершить великие дела, дал ему удивительный дар, со временем он занял высочайший пост в древнем мире. Но дома им пренебрегали. Вот короткий рассказ:
     «И видел Иосиф сон, и рассказал его братьям своим, и они возненавидели его еще более. Он сказал им: «Выслушайте сон, который я видел: вот мы вяжем снопы посреди поля, и вот мой сноп встал и стал прямо, и вот ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу». И сказали ему братья его: «Неужели ты будешь царствовать над нами? Неужели будешь владеть нами?» И возненавидели его... И видел он еще другой сон и рассказал его братьям своим, говоря: «Вот я видел еще сон: вот, солнце, и луна, и одиннадцать звезд поклоняются мне». И он рассказал отцу своему и братьям своим, и побранил его отец его и сказал ему: «Что это за сон, который ты видел? Неужели я, и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?»» (Быт. 37:5-10).
     Интересное наблюдение: впоследствии, когда Иосиф уже был правителем Египта, и братья пришли-таки к нему на поклон, он их сразу узнал, а они его – нет. Почему? Может быть, он вырос и изменился. Возможно, годы суровых испытаний наложили на него свой отпечаток. Но мне хочется думать, что они просто представить не могли, что их Иосиф мог так вознестись. Ведь даже потом, когда он им открылся, они не могли поверить, что это он.
     Другой пример – Давид. Он был младшим в семье, и вначале, когда пророк Самуил пришел в дом его отца Иессея, то Давида даже не позвали, он оставался в поле с овцами. Но мне больше нравится другой эпизод. Перед тем как Давид убил Голиафа, страшного филистимского единоборца, отец послал его проведать братьев в армии. Давид приходит, а в это время Голиаф расхаживает перед строем и вызывает желающих на бой. Все разбегаются в страхе. Давид ходит и расспрашивает, в чем дело.
     «И услышал Елиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и рассердился Елиав на Давида и сказал: «Зачем ты сюда пришел и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел посмотреть на сражение»» (1 Цар. 17:28).
     Впоследствии Давид стал величайшим царем Израиля и грозным воином, пророком и псалмопевцем. Однако старшие братья поступали с ним так же, как поступают, наверное, все старшие братья с младшими.
     И вот, теперь по следам ветхозаветных героев веры пошел Божий Сын. И встретил такое же отношение. Его не воспринимали всерьез. Люди помнили Его ребенком, знали Его родителей и братьев, были невысокого мнения о роде Его занятий, и поэтому пренебрегали Им. Из-за этого Он не мог сотворить там никакого чуда.
     Здесь нам нужно остановиться и подумать, как это происходило. Неужели к Нему, скажем, приносили больных, Он возлагал на них руки, и ничего не происходило? Или, может быть, приносили бесноватых, Он повелевал бесам выйти, а они так и оставались в людях? Мне в это не верится. Некоторый свет проливает конец пятого стиха: «Лишь на немногих больных возложив руки, исцелил их». Судя по всему, люди просто не шли к нему. Не приносили больных, не приводили одержимых. Только немногие пришли и, конечно же, получили исцеление. Но большинство больных так и остались лежать по домам. Одержимых так и оставили под замками. Люди не верили в Него, и поэтому не утруждали себя Его поисками.
     И тот самый Христос, Который раньше не мог войти в город из-за осаждавших Его толп и вынужден был уходить в пустынные места, теперь ходил по Своему родному городу, где все Его знали, и никто к Нему не обращался ни за исцелением, ни за поучением. И Он дивился их неверию.
 
     Из этого повествования мы можем извлечь два применения. Во-первых, оно учит нас, как относиться друг ко другу. Слова Господа «Нет пророка в своем отечестве» относятся не только к Нему, но и к любому из нас. Это нас не будут принимать в нашем отечестве, и мы тоже склонны не принимать друг друга всерьез.
     А во-вторых, этот текст учит нас, как относиться к Иисусу Христу. Здесь мы видим пример удивительного маловерия. И, возможно, в нашей жизни Господь не проявляет силы Своей благодати только потому, что в нас нет веры. Как укрепиться в вере, как среди всеобщего неверия исполняться силой Христовой – об этом мы тоже скажем несколько слов.
 
     О нашем отношении друг ко другу
     Византийский богослов XII века блаж. Феофилакт Болгарский, комментируя слова Христа, писал: «Люди всегда имеют обычай заботиться о редком и странном и ему дивиться, а общее и обычное – презирать. Поэтому ни один пророк не ценится в своем отечестве, но если он придет из какой-нибудь другой страны, ему удивляются».
     А вот слова англиканского епископа XIX в. Джона Райла: «Люди склонны приуменьшать ценность того, с чем они давно знакомы... Назарет был самым благословенным местом на земле. Тридцать лет Сын Божий жил в этом городе, ходил по его улицам. Тридцать лет Он... перед глазами назаретян вел непорочную и совершенную жизнь. Но все было напрасно: жители Назарета так и не смогли поверить в Евангелие, которое стал проповедовать Господь Иисус Христос в синагоге. Они не поверили, что человек, с которым они долго жили, вместе ели и пили и которого они очень хорошо знали, имеет право на их внимание. Они «соблазнялись о Нем». И в этом нет ничего удивительного. Подобное происходит вокруг нас каждый день» (Дж. Райл. «Размышления над Евангелием от Марка»).
     Современный писатель Сергей Довлатов сказал по этому поводу: «Всем понятно, что у гения должны быть знакомые. Но кто поверит, что его знакомый – гений?!»
     «Мы редко верим в талант или истинность слов человека, который находится рядом с нами. Предполагается, что все настоящее, правильное, мудрое, не здесь, а где-то там далеко и у другого. Мы не научены ценить заслуги своих близких, друзей, единоверцев, отдавая предпочтение другим.
     Вероятно по этой причине духовность, порядочность, верность и искренность оцениваются по достоинству только спустя время и, как правило, уже после потери человека. Воспоминания современников и потомков умерших великих людей практически одинаковы: «Он опередил свое время», «Ей просто не повезло родиться в это время и в этом месте» и т.п.» (Игорь Малин, статья «Нет пророка в своем отечестве», www.protestant.ru).
 
     Склонность людей не ценить своего распространена повсеместно. Практически во всех странах, где я бывал, люди недооценивают отечественное и хотят заграничного. Был в Польше, остановился в гостинице при церкви. Сестра хозяйка показывала мне номер, стала открывать шуфлядку в тумбочке, и эту шуфлядку чуть-чуть заело. «А, – говорит, – это польское, плохое». Был в Америке. Американцы, оказывается, невысокого мнения о своих автомобилях, зато ценят японские машины, да еще немецкие «Мерседесы». Эти автомобили дорогие, их могут позволить себе только богатые. А свое – так, дешевый хлам.
     Но мебель и машины – ладно. Мы недооцениваем не только место, в котором живем, но и людей, с которыми поместил нас Господь. Нам кажется, что в других городах, странах, церквах люди лучше: умнее, достойнее, добрее. А нам не повезло, родились в тьму-таракани, живем в захолустье, вращаемся среди сброда. Если приедет кто-нибудь новый, он кажется нам и красивее, и воспитаннее, и авторитетнее. Правда потом, со временем, ореол растворяется, и он тоже становится своим, обычным. Как-то прочитал шутку на эту тему. Встречаются две соседки. Одна говорит другой: «Таня, я слышала, твой муж Нобелевскую премию получил!» А Таня отвечает: «Да этот лентяй что угодно сделает, лишь бы мусор не выносить». Такова закономерность. Для других это может быть человек с мировым именем, Нобелевский лауреат, а для жены – обычный человек.
     Вот таким «обычным» был Христос для своих земляков. Поэтому они не могли поверить в Него, принять Его. И если нам кажется, что мы живем среди посредственностей, что нам не повезло с окружением, что кругом нас одни плотники, то дело не в них, а в нас. Слова Господа: «Не бывает пророк без чести» буквально переводятся: «Не бывает пророк в презрении», разве только в отечестве своем. Так получалось, что пророкам оказывали честь в других, удаленных местах. А в своем доме, в своем селении, среди родственников их презирали. В этом слове заключена суть нашего отношения: мы «презираем» друг друга. То есть, невысоко думаем друг о друге, пренебрегаем один другим.
 
     Вот три Библейские истины о тех, кто находится рядом с нами.
     Первая истина: рядом с нами находятся люди, сотворенные по образу Божьему. Мы склонны восхищаться большими зданиями, дорогими машинами. Так вот, человек – это существо, к созданию которого приложил руку Сам Бог. Думаю, все мы хотели бы увидеть каменные скрижали, на которых Божий перст начертал Десять Заповедей. Но мы сами – творение Его перстов, в нас – Его дыхание.
     Вторая истина: рядом с нами находятся люди, которых послал в нашу жизнь Сам Бог. Это Господь приводит людей в церковь, и вот, Он решил, что в нашей церкви будут именно эти люди. Это те, кого Он лично подобрал и направил сюда. Осмелимся ли мы сказать, что выбор Божий был плохим? Что мы бы подобрали себе компанию получше?
     Третья истина: рядом с нами находятся те, кого Христос не стыдится называть братьями. Мы порой стыдимся друг друга, а Он не стыдится нас. И Он скажет в последний день: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Настоящие братья и сестры Божьего Сына – не «Иаков, Иосия, Симон и Иуда», это мы, верующие в Него. И если мы пренебрегаем друг другом, то мы пренебрегаем Самим Христом. Поэтому нам нужно ценить друг друга, как мы ценим Его, любить друг друга, как любим Его, служить друг другу, как будто служим Ему.
     Вот еще о «пророках». Современные пророки – это пасторы и проповедники. Во многих местах я наблюдал одно и то же печальное явление: члены церквей пренебрежительно относятся к своим пастырям. Вместо того, чтобы поддерживать и ободрять своего служителя, они критикуют его, обсуждают за глаза, а порой и в лицо. И Господь, может быть, хотел бы употребить этого служителя, да свои же не дают и сами себя лишают благословения. А стоит приехать какому-нибудь заезжему, да сказать что-нибудь яркое, как тут же загораются глаза: вот нам бы такого! Пренебрегали Христом в Назарете, пренебрегали апостолом Павлом в Коринфе. И мы склонны пренебрегать друг другом. Нужно видеть в себе эту склонность и побеждать ее.
     «Смотрите, не презирайте ни одного из малых этих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного», – сказал Христос (Мф. 18:10).
 
     О нашем отношении к Иисусу Христу
     Интересно получалось: в одних местах земля сотрясалась от могущества Христа, а в других было затишье и даже штиль. В соседних городах наблюдались совершенно противоположные явления. Между Капернаумом и Назаретом расстояние – всего-то около 40 км., один день пути. Но такая разница в делах Христовых и в том, как Его принимали. Так получается, что и среди христиан одни исполнены силы Господней, твердо стоят на основании веры, преодолевают любые преграды. А другие бессильны и немощны, постоянно жалуются на свою судьбу, не могут решить малейших проблем и совершенно бесполезны для Божьего дела. Одни словно бы живут в Капернауме, видят дела Христовы и участвуют в них. А другие – в Назарете: постоянно соблазняются, рассуждают о ничего не значащих вопросах, и Христос не может совершить в них никакого чуда.
     Рука Господа и сегодня не сократилась, чтобы помогать, и Его ухо не отяжелело, чтобы слышать. Пусть мы не можем послушать учение Иисуса Христа, как слушали Его ученики, но мы можем найти Его учение на страницах Библии. Там оно звучит с не меньшей силой. Слова благодати в Священном Писании так же живы и действенны, как если бы они звучали из Его уст. Но часто ли мы обращаемся к этому живому источнику? Пусть мы не можем подойти к Нему, как подходили жители Капернаума, но мы можем прийти к Нему в молитве, а это еще лучше, потому что никто не мешает и далеко ходить не нужно. Но часто ли мы приходим к Нему таким способом со своими нуждами, переживаниями, заботами? Сколько времени мы проводим над Библией? Какое место в нашей жизни занимает молитва? 
     Не похожи ли и мы на жителей Назарета, которые, вроде бы, хорошо знали Христа, но не верили в Него и не обращались к Нему? Как и они, мы можем хорошо знать события Его жизни, ходить в свою «синагогу». Но не верить в Его силу, не приходить к Нему каждый день за благодатью. И, глядя на Своих учеников в наше время, Христос дивится тому, как мы Им пренебрегаем, как ходим с Ним рядом и не обращаем на Него внимания.
     Думаю, неверие современных христиан, главным образом, проявляется в их пренебрежении духовной жизнью. Они проводят много времени перед телевизором, в интернете, в магазинах, но так мало времени уделяют общению с Богом. И потом жалуются, что у них нет сил, нет радости, нет полноты. Откуда им взяться? Многие современные христиане пренебрегают Иисусом Христом почти так же, как пренебрегали Им Его соотечественники. Слишком уж мы привыкли к Нему, слишком уж «обычным» Он нам кажется.
     Может быть, настало время нам для «контрастного душа»? И Господь желает, чтобы мы из сонного состояния перешли в бодрствующее, после духовного охлаждения вспыхнули и загорелись огнем веры и следования за Ним. Чтобы дивился не Он, а дивились люди, глядя на нас и видя в нас живую веру и горячую любовь, а также великую силу Господа, действующую в нашей жизни.
 
ФайлЗагрузить: Контрастный душ (Мк. 6:1-6)

Размер файла: 18 800 Кб

Загружено: 54