Проповеди | Вера по сердцу Божьему (Мк. 5:21-23, 35-43)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи
21  Когда Иисус снова переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря.
22 И вот приходит один из начальников синагоги по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его,
23 и очень просит Его, говоря: «Дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива».
24 Иисус пошел с ним...
 
35 ...приходят от начальника синагоги и говорят: «Дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?»
36 Но Иисус, услышав эти слова, тотчас говорит начальнику синагоги: «Не бойся, только веруй».
37 И не позволил никому следовать за Собой, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.
38 Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение, и плачущих, и вопиющих громко.
39 И, войдя, говорит им: «Что смущаетесь и плачете? Девица не умерла, но спит».
40 И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собой отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.
41 И, взяв девицу за руку, говорит ей: «Талифа куми», что значит: «Девица, тебе говорю, встань».
42 И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.
43 И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть. 
 
     Что такое настоящая вера? Какого человека можно назвать действительно верующим? Несмотря на атеистическое время, в нашем мире много людей, которые считают себя верующими. В Америке - от 80 до 90%. В России - от 60 до 70. Но все ли они после смерти окажутся в раю? Богу угодна далеко не всякая вера. Какой же веры Он ожидает от нас? Что значит верить по-настоящему? На этот счет есть разные мнения. 
     Для одних вера – это особенное состояние, когда они ни в чем не сомневаются и прямо-таки чувствуют распирающую их изнутри силу веры. Как-то мне попало в руки письмо одного читателя книги «Хлеб Наш Насущный». Этот человек считал себя глубоко верующим, но при этом был далек от церкви, плохо знал Библию. Впрочем, все это компенсировалось громадным самомнением. Письмо у меня не сохранилось (собственно, хранить там было нечего), но писал он примерно следующее: «Для меня Бог – такая же реальность, как и все, что можно увидеть и потрогать. Я просто знаю, что Он есть, сталкиваюсь с Ним каждый день, вижу Его во всех событиях. Чувствуете глубину веры?» Меня это письмо заставило улыбнуться, но больше, конечно, опечалило. Вера этого человека была мертвая, она не повлияла ни на его поведение, ни на характер. Такою верой «и бесы веруют», это не та вера, которую ценит Бог.
     Для других доказательство настоящей веры – это способность творить чудеса. В романе Достоевского «Братья Карамазовы» есть один неприятный персонаж, лакей по фамилии Смердяков. Он высмеивает христиан, заявляя, что никакой веры у них нет, и говорит так:
     «Сказано же в Писании, что коли имеете веру хотя бы на самое малое даже зерно и при том скажете сей горе, чтобы съехала в море, то и съедет ни мало не медля, по первому же вашему приказанию. Что же, Григорий Васильевич, коли я неверующий, а вы столь верующий, что меня беспрерывно даже ругаете, то попробуйте сами-с сказать сей горе, чтобы не то чтобы в море, но даже хоть в речку нашу вонючую съехала, вот что у нас за садом течет, то и увидите сами в тот же момент, что ничего не съедет-с, а всё останется в прежнем порядке и целости, сколько бы вы ни кричали-с. А это означает, что и вы не веруете, Григорий Васильевич, надлежащим манером, а лишь других за то всячески ругаете...»
     И опять-таки, это не та вера, которая угодна Богу. Христос Сам никогда не сдвинул ни одной горы, и когда фарисеи просили Его показать знамение, Он ничего для них не сделал. Апостолы также, хотя и совершали многие чудеса, но подобных «фокусов» не делали. О передвигании гор мы поговорим, когда дойдем до этого места в нашем Евангелии.
     Какой же должна быть настоящая вера? Согласно тому, что мы видим в Евангелии от Марка, угодная Богу вера имеет, по крайней мере, три качества. Это вера, во-первых, действующая, во-вторых, преодолевающая, и, в-третьих, это не просто вера, а вера в Иисуса Христа. Для того, чтобы это проиллюстрировать, вспомним два уже знакомых нам события и также обратимся к тому, которое перед нами сегодня. Итак, первое событие – четверо друзей приносят к Иисусу своего парализованного товарища (Мк. 2:1-12). О них сказано, что Иисус увидел их веру. Второе событие – то, о котором мы рассуждали в прошлый раз: страдавшая кровотечением женщина прикоснулась к Его одежде (Мк. 5:25-34). Господь сказал ей: «Вера твоя спасла тебя». И третье – наше сегодняшнее: начальник синагоги Иаир пришел просить о своей умирающей дочери. Во всех трех случаях это была вера действующая, преодолевающая и сосредоточенная на Иисусе Христе.
 
     Действующая вера. 
     Практически все случаи проявления веры в нашем Евангелии связаны с какого-то рода действиями. Четверо друзей не сидели по домам, напрягая внутреннюю силу веры, и не представляли в воображении, как их расслабленный товарищ поднимается на ноги. Они сделали то, что могли: раздобыли носилки, положили на них больного и понесли к дому, где был Иисус.
     Их вера не сделала ничего сверхъестественного. Помня о передвижении гор, я думаю: если у них была такая сильная вера, почему они не повелели носилкам, чтобы они летели по воздуху, как ковер-самолет? Почему силой веры не раздвинули толпу? Или могли бы, скажем, взять, да и убрать стену, чтобы пройти к Иисусу. Так нет же, тащили его через город, потом лезли на крышу, разбирали кровлю. Но именно в этом евангельская вера и проявляется: человек делает то, что может.
     Или женщина, страдавшая кровотечением. Она тоже не сидела, пытаясь верой получить исцеление. Она пошла за Иисусом, протянула руку и прикоснулась к Его одежде. Настоящая вера – не умозрительное явление. Она всегда сопряжена с действиями. 
И точно так же произошло в случае с начальником синагоги. Во-первых, Иаир отправился искать Иисуса. Во-вторых, увидев Его, он пал к Его ногам. И, в-третьих, он начал усиленно просить Господа прийти и возложить руки на его больную девочку. Все это были действия веры. Иаир был убежден, что Спаситель может исцелить Его дочь, и эта вера побудила его оставить ее, лежащую при смерти, врачей, которые наверняка пытались что-то сделать, и пойти искать великого Целителя.
     Опять-таки, хочу подчеркнуть, что в этом не было ничего чудесного. Люди, которых Христос хвалил за веру, не сделали ничего необычного. Они не разделили воды морские своей верой, не свели огонь с неба, не заставили солнце остановиться. Они сделали то, что было под силу любому. Большего от их и не требовалось.
     В Послании к Евреям есть глава, которую называют галереей героев веры (Евр. 11). Там перечисляются имена многих ветхозаветных персонажей. И каждый из них что-то сделал, движимый своей верой. Это были обычные, посильные для других людей дела, и все же, другие этого не сделали, поскольку не имели веры, а эти смогли. Авель принес угодную Богу жертву, Ной построил ковчег, Авраам пошел в неведомую даль, Моисей отказался называться сыном дочери фараоновой и предпочел страдать с народом Божьим, блудница Раав укрыла у себя израильских разведчиков. И так далее, и тому подобное. Библейская вера – это вера действующая. Настоящий верующий что-то делает в соответствии со своей верой.
     Многим известно имя Уильяма Карея, первого миссионера Индии. Обычный сапожник, служитель скромной баптистской церкви, хотел послужить Господу. На стене его мастерской висела карта мира, и он часто молился возле нее. Когда появилась возможность поехать в Индию, Карей был первым желающим. Приехав в эту языческую страну, он начал делать то, что мог: стал управляющим на плантации, выучил местный язык и начал переводить на него Новый Завет. Он не совершал чудес, не собирал огромных толп. Он просто делал то, что было в его силах. Теперь его называют отцом миссионерства.
 
     Что мы можем сделать по вере? То, что в наших силах. Мы можем делать добрые дела. Помогать нуждающимся, посещать больных, заботиться о попавших в беду. И Христос в великий день скажет нам: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:34-36). Далее, мы можем участвовать в служении Богу, делать что-то для Божьего дома, в который приходим. Взяться за какую-то работу во имя Господа. Если мы не можем быть миссионерами, как Карей, то можем жертвовать средства на совершение служения. Если сами не можем проповедовать, то можем молиться за проповедников. Но если наша вера заключается в том, что мы приходим сюда и только сидим да критикуем тех, кто хоть что-нибудь делает, то это не живая, не угодная Богу вера. Спросим себя: как действует моя вера? В каких делах она проявляется? И если ни в каких, то мы обманываем сами себя. Неважно, что мы там чувствуем или какими себя считаем. Важно, что мы делаем. Отвечая своим читателям, которые рассуждали о вопросах обрезания, апостол Павел написал: «Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). Поэтому в глазах Бога только та вера стоящая, которая действует в любви.
 
     Преодолевающая вера
     Так получалось, что у героев веры, о которых пишет Марк, на пути возникали препятствия. Дорога к победе не была простой, им приходилось встречать сопротивление и преодолевать преграды.
     Четверо друзей с парализованным наткнулись на плотное скопление людей, пробиться через которое было невозможно. Они попытались раз, два – бесполезно. Будь у них меньше веры, они бы махнули рукой, развернулись и ушли. Но они так верили, что Иисус может помочь, что решились на дерзкий поступок: проделали в крыше дыру и спустили постель с больным вниз, к ногам Иисуса. Они знали, что люди будут возмущаться, что хозяева потребуют возмещения ущерба, что, скорее всего, им придется потом эту дыру заделывать. Но все это было для них не таким важным, как спасение товарища. Целеустремленная вера подсказала решение и помогла дойти до конца.
     Женщина с кровотечением тоже преодолела ряд препятствий. Первым препятствием были двенадцать лет безуспешного лечения. Надежда на врачей оказалась тщетной. Многочисленные неудачи держали ее за руки и за ноги, словно говоря: «Куда ты идешь? Тебе не помогли лучшие специалисты, так неужели Он сможет?» Но она верила, и вера помогла преодолеть сомнения. Толпа преграждала ей путь, а она была нечистой и по Моисееву закону не имела права прикасаться ни к людям, ни к Иисусу. Опять же, женская скромность, робость. Как это: пойти и толкаться среди мужчин. А вдруг на нее обратят внимание? А вдруг Иисус почувствует прикосновение? Но она так в Него верила. Поэтому отвергла все сомнения и страхи, подошла и прикоснулась.
     А наш Иаир? Что преодолела его вера? Прежде всего, она преодолела, как теперь говорят, социальный статус, или, проще, общественное положение. Он был одним из начальников синагоги. Значит, человеком уважаемым. Скорее всего, он не работал сам, а имел работников. Когда приходилось идти по улице, то не он кланялся людям, а люди кланялись ему. Он привык к почету и высокому положению в обществе. Носил чистую и дорогую одежду, а в синагоге, конечно же, председательствовал. То есть, когда все сидели на полу, он находился в центре, на особом возвышении.
     Но вот, случилась трагедия. Тяжело заболела любимая дочь. Ни деньги, ни положение, ни власть, ни связи не могли помочь. Безжалостное колесо судьбы повернулось в его сторону, холодная рука смерти протянулась к дорогому существу. Спасения нет. И вот, Иаир услышал, что Иисус вернулся в Капернаум. Вероятнее всего, он был в синагоге, когда произошло освобождение бесноватого. Скорее всего, он был там же в другой раз, когда Христос вывел на середину человека с сухой рукой и одним словом исцелил его от болезни. И в своей отчаянной нужде он понял, что Иисус – его единственная надежда.
     Он встал и пошел к морю. Чем ближе к берегу, тем больше народа. И все знакомые лица. Эти люди каждую субботу приходили в синагогу и садились перед ним. Он смотрел на них, они на него. Теперь они расступались перед ним, давали дорогу. Он шел среди них, уважаемый человек в дорогой одежде. Иисус все ближе, вот, они уже стоят лицом к лицу, народный начальник и деревенский плотник. Как повести себя, как заговорить с Ним? А все вокрг смотрят, ждут, что он сделает. О, это общественное мнение, этот престиж, этот статус. Какой огромной силой они обладают, каким непреодолимым препятствием являются для многих на их пути к Богу! И если бы не было все преодолевающей веры у несчастного отца, то он повел бы себя по-другому. Но, к счастью, эта вера у него была. Долой спесь, прочь самомнение, нет никакой толпы вокруг, только я и Он, Тот, в Кого я верю! И уважаемый человек в дорогой одежде «падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: «Дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива»». Вот преодолевающая вера.
     Увы, как много значит для современного «свободного и независимого» человека мнение окружающих! Как трепещет он от мысли, что его могут унизить, над ним могут посмеяться! В наше время это одно из главных препятствий для веры. Но вера должна быть преодолевающей. Пусть все смотрят и все видят, как мы падаем к ногам Иисуса Христа и поклоняемся Ему, нашему Господу и Спасителю. Пусть все знают, что мы – Его ученики, безоговорочно следующие за Ним, любящие Его и верующие в Него. Пусть наши уши будут глухими к тому, что говорят люди, и чуткими к тому, что говорит Он.
     Иисус ничего не сказал, Он просто пошел с Иаиром. Он знал, что главное испытание еще впереди. И действительно, после небольшой заминки с женщиной, «приходят от начальника синагоги и говорят: «Дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?»» Поздно! Сегодня не твой день, Иаир. Не утруждай Учителя, уже никто не поможет. Но произошло невероятное. «Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: «Не бойся, только веруй»». Эти слова впоследствии, на протяжении сотен и тысяч лет повторяли друг другу последователи Спасителя. «Не бойся, только веруй». Настоящая вера – это вера, которая преодолевает страх, побеждает отчаяние, изгоняет безнадежность. 
     Вышеназванный Уильям Карей может служить и примером преодолевающей веры. Когда он с женой и детьми прибыл в Индию, суровая действительность быстро развеяла идеалистические грезы. Его жена и дети заболели от местного нездорового климата. Младший, ясноглазый мальчик, умер. Жена вообще была категорически против Индии, а впоследствии повредилась рассудком. Целых семь лет его благовестие не имело никакого результата, ни один индус не обратился ко Христу. Только многие годы спустя пришел успех, и число обращенных стало исчисляться сотнями. Все это нужно было пережить, преодолеть. Но для этого и нужна вера. Если все идет хорошо, то вера бесполезна. Она начинает умирать.
     Я слышал о многих случаях, когда успешные служители впадали в грех. И главной причиной был именно успех. Слишком все хорошо было у них, вера оказалась ненужной и поэтому не развивалась. Для того, чтобы мышцы были в форме, нужно давать себе нагрузку, преодолевать сопротивление. Так и с верой. Она должна встречать препятствия, преодолевать преграды. Конечно, это неприятно, но без этого преодоления не будет и настоящей веры. Поэтому Бог и допускает в нашей жизни трудности, а затем ждет, что мы их преодолеем силой веры.
     Что приходится преодолевать вам? Возможно, сопротивление неверующих родственников. Это серьезное испытание, когда врагами человека становятся его домашние. Когда приходится жить в атмосфере враждебности и неприятия. Возможно, вам приходится преодолевать болезнь, которая каждый день напоминает о себе досадными симптомами. Или вы преодолеваете трудные условия жизни, когда приходится подсчитывать копейки, растягивая то немногое, что есть, чтобы выжить и прокормить семью. Если вы при всем этом остаетесь верными Богу, умеете радоваться во Христе и жить духовной жизнью, то у вас преодолевающая вера.
     А есть ли то, чего вы не можете преодолеть? С какими препятствиями не можете справиться? Какие трудности вам еще непосильны? Возможно, вам трудно заговорить с неверующим человеком об Иисусе Христе. Трудно решиться жертвовать на Божье дело десятую часть. Трудно уделить полчаса в день для общения с Создателем. Трудно не раздражаться, когда выматывают нервы непослушные дети или сотрудники на работе. Что делать в таком случае? Просить у Бога сил и преодолевать эти препятствия. Потому что если мы верующие, то вера у нас должна быть преодолевающей, побеждающей. 
 
     Вера, сосредоточенная на Иисусе Христе
     Вероятно, вы слышали высказывания типа: «Если верить, то сбудется», или: «Если очень сильно захотеть, то желание исполнится». Эти выражения – не просто наивные детские сказки, как может показаться. Это древние языческие верования, до сих пор распространенные на Востоке. Люди в этих лжерелигиях убеждены, что если человек сильно во что-то поверит, то, например, сможет летать, перемещать предметы, не прикасаясь к ним, и вообще творить разные чудеса. Вера, – считают они, – сама по себе обладает огромной силой. Неважно, во что ты веришь. Если вера крепкая, то сама эта вера совершает чудеса.
     Однако в Библии мы видим совсем другую веру. Это не вера творила чудеса, описанные в Евангелиях. Не вера подняла парализованного, остановила кровотечение у женщины и воскресила умершую девочку. Это сделал Иисус Христос, от Него исходила сила и исцеляла всех. Если бы не эта сила, то ничего не произошло бы. Парализованный так и остался бы парализованным, больная женщина страдала бы своим кровотечением до самой смерти, а умершую девочку похоронили бы. Наша вера имеет ценность только потому, что у нас есть всемогущий Божий Сын, Который творит чудеса.
     Четверо друзей парализованного верили в исцеление. Но это была не просто вера, что их товарищ сможет ходить. Они верили, что Иисус Христос может вернуть ему здоровье, и поэтому всеми силами стремились пробраться к Нему, если не через толпу, то через крышу. Женщина с кровотечением надеялась не на свою веру, а на Него, поэтому пробралась через толпу и прикоснулась к Нему. И, наконец, Иаир. Бедный отец понимал, что только Иисус может ему помочь, и поэтому пошел к Нему на берег, пал перед Ним, просил Его, а потом повел Его к себе в дом.
     Библейская вера – это не вера сама по себе. Это обязательно вера во что-то или в кого-то. Вообще, с точки зрения Библии, невозможно верить в веру, надеяться на надежду. Должен быть объект веры. Мы можем верить, например, в себя, убеждать самих себя: «Я смогу, я особенный, я самый лучший». Можем верить в начальников и правителей. Кстати, сейчас у нашего и российского президентов весьма высокие рейтинги, многие люди испытывают к ним едва ли не религиозные чувства. Ничего, что цены растут, а зарплаты уменьшаются, без них было бы еще хуже. Среди наших людей неистребима вера в колдовство, «народное целительство» и заговоры. Такие люди ездят к шарлатанам за многие километры, тратят на них последние деньги. Наконец, есть те, которые верят в чудотворные иконы, мощи и поэтому совершают паломничества, отстаивают длиннейшие очереди, чтобы поцеловать кусок дерева или проползти под саркофагом. Конечно, все это заблуждения, и такая вера неминуемо терпит кораблекрушение.
     Есть только одна истинная вера, которая не подведет. Это вера в Иисуса Христа. И чем крепче в нас такая вера, тем сильнее нас будет влечь к нашему Спасителю. Если мы верим, что только Иисус Христос может снять с нас бремя грехов, разрешить проблемы, наставить на правильный путь, то будем искать Его, стремиться к Нему, льнуть к Нему, подобно тому, как это делали герои Евангелия от Марка.
     Мы сегодня много говорили о четырех друзьях, о женщине, о начальнике синагоги. У них действительно есть чему поучиться. Но главный герой всех этих повествований – Он, Иисус Христос. Это Он простил грехи и поднял на ноги расслабленного. Это из Него вышла сила и излечила женщину. Это Он взял девочку за руку и сказал всего два слова: «Талифа куми», «девица, встань». Он один был причиной того, что «девица тотчас встала и начала ходить».
     И как же Его, все-таки, недооценивали! Короткий, но яркий эпизод из нашего повествования служит тому иллюстрацией. Когда Христос, Иаир и трое апостолов пришли в дом, перед ними предстало всеобщее смятение, громкие вопли и плач. По Моисееву закону покойника следовало похоронить в тот же день, поэтому скорбь родных сопровождалась суетливыми приготовлениями к похоронам. Уже пришли свирельщики и плакальщики, неизменное сопровождение тогдашних похорон. Собрались соседи и присоединились к плачущему хору. Думаю, слезы если не у всех, то у большинства были искренние: умер ребенок. Но вот, пришел Иисус. Заметили ли Его? Если и заметили, то не обратили особого внимания. А когда Он возвысил голос и сказал: «Что смущаетесь и плачете? Девица не умерла, но спит», они, тут же забыв про свою печаль, начали над Ним смеяться. Все это говорит об одном: Его не воспринимали всерьез, в Него не верили. Потому и относились так легкомысленно к Его словам.
     А как мы к ним относимся? Оцениваем ли мы по достоинству Иисуса Христа? Ведь именно Он – средоточие нашей веры. Мы верим не в церковь, не в пастора, не в стратегии и методы. Мы верим в Иисуса Христа. И сегодня мы пришли сюда не друг ко другу, мы пришли к Нему, потому что Он сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Именно поэтому нас должно сюда влечь. 
     А если не влечет? Если нам интереснее какие-нибудь сомнительные компании, телевизор, интернет, мода? Если нас больше заботит, где добыть денег да как получше устроиться в жизни? Тогда у нас нет настоящей веры. И может быть, в нашей жизни тоже должна случиться беда, чтобы мы начали искать Его, как искали друзья парализованного, больная женщина, несчастный отец... Он должен быть превыше всего, важнее всего, интереснее всего, желаннее всего. Только такая вера угодна Богу, только такая вера творит чудеса. И только такая вера сама является чудом.
ФайлЗагрузить: Вера по сердцу Божьему (Мк. 5:21-23, 35-43)

Размер файла: 21 200 Кб

Загружено: 142