Проповеди | Противостояние легиону (Мк. 5:1-15)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи
1 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.
2 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,
3 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,
4 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
5 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;
6 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,
7 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
8 Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.
10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.
11 Паслось же там при горе большое стадо свиней.
12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.
14 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.
15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.
 
 
      Чего больше всего боятся наши современники?
     Больше и чаще всего боятся смерти. С утратой веры в Бога, люди утратили и веру в загробную жизнь. Теперь все, что у них остается – это несколько десятков лет земной жизни, а дальше – мрак, неизвестность, пустота. Это очень страшно. Замечательно сказал о таком состоянии Екклесиаст: «Живому псу лучше, нежели мертвому льву». Да не только псу. Если нет жизни после смерти, то живой свинье, крысе, вороне все лучше, чем небытие. Поэтому люди часто и ведут себя как псы, свиньи и крысы: лишь бы жить!
     Еще боятся боли. Всякого рода – телесной и душевной. Люди нашего времени, похоже, даже не думают, что в боли и страдании может быть что-то полезное. Самые продаваемые лекарства в аптеках – обезболивающие и антидепрессанты. Страх перед болью порой побеждает даже страх перед смертью. Поэтому во многих странах ведутся споры об эвтаназии – узаконенном убийстве. Если человек страдает от боли и просит помочь ему уйти из жизни, может ли врач оказать такую «помощь»?
     А чего больше всего боялись люди времен Иисуса Христа? Одним из самых сильных страхов был страх одержимости. И было отчего. Если болело тело, это, конечно, плохо, но болезнь могла пройти, боль можно было приглушить. С инвалидностью смириться и приспособиться. А здесь внутри вас поселялась страшная, безжалостная личность, которая регулярно вас мучила. Не мог помочь ни один врач, ни одно средство. Ни спасения, ни надежды.
     У нас вызывают внутреннее напряжение некоторые страшные болезни нашего времени: рак, СПИД. В те времена люди напрягались, слыша об одержимости. Это была худшая из напастей, злейшее из всех несчастий, которые могли приключиться с человеком. Да и мы сейчас, рассудив здраво, что бы выбрали: тяжелую болезнь или одержимость бесом? Я бы ни минуты не сомневался, потому что в свое время соприкоснулся с этим жутким миром, и никогда и ни за что не захочу снова повторить этот опыт.
 
     В нашем тексте находится самая страшная из картин, изображенных Марком. Здесь есть ряд слов, производящих сильное впечатление: «горы», «гробы», «цепи», «камни». Глаголы, характеризующие бесноватого: «разрывал», «разбивал», «кричал», «бился». И довершает картину страшное имя, прозвучавшее из его уст: «Легион имя мне, потому что нас много». Все это создает мрачную и жуткую картину.
     Понимаем ли мы, насколько все серьезно? Какие страшные силы находятся за границами видимости материального мира? Задумаемся об этом.
     Кто такие бесы? Прежде всего, заметим, что они реально существуют. Это духи, невидимые глазу и необнаруживаемые приборами, но такие же живые, как мы. Древние, но не стареющие, сильные и неослабевающие. В настоящее время множество их обитает среди людей, и, возможно, некоторые находятся прямо здесь. Другое их название – «падшие ангелы» или «ангелы сатаны». Некогда эти существа были ангелами, но затем увлеклись обольщением дьявола и стали демонами. Одно место в книге Откровение (12:4) позволяет предполагать, что падшими стала третья часть ангелов. После падения бесы сохранили свою великую силу, но утратили все доброе и светлое, что в них было. Они стали абсолютным злом. Даже самый падший человек все-таки носит в себе крупицу добра. Гитлер, например, рисовал картины и кормил белочек. Сталин часто бывал мягок, весело смеялся над кинокомедиями. А у бесов нет даже частицы доброты. Они – само зло. У них нет жалости и сострадания, нет мягкости и снисхождения. Лишь безудержная жестокость, сплошная ненависть, неизмеримая злость.
     Христос сказал, что бесы ищут покоя, но не могут его найти. То есть, эти духи постоянно страдают и от этого становятся еще злее. Единственное, чем они могут облегчить свое состояние, – это войти в человека и поселиться в нем. В этом случае несчастный становится одержимым или бесноватым. Демоны полностью или частично завладевают его телом и начинают проявлять через него свою беспокойную сущность. Жертва страшно мучится, громко кричит, бьется, обретает нечеловеческую силу, в ней начинают проявляться признаки присутствия другого, постороннего существа.
     Принято считать, что люди становятся одержимыми из-за оккультных увлечений. И хотя там, несомненно, происходит соприкосновение с миром демонов, Библия нигде не утверждает, что одержимость – следствие оккультизма. В Израиле времен Христа оккультной практики не было, там жил весьма религиозный народ, который знал, что это большой грех. И все же там было множество одержимых людей. Почему они такими стали – загадка.
     Можем ли мы представить, как страшно быть одержимым? В книге Откровение рассказывается о последних семи годах этого мира – Великой Скорби. Где-то ближе к середине этого времени на землю выйдет огромная армия бесов, по численности сравнимая с тучей саранчи. «И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Откр. 9:5-6). То есть, по сравнению с одержимостью даже самый главный страх нашего времени – страх перед смертью – меркнет. Люди захотят умереть, чтобы избавиться от бесовского кошмара, но и этого не смогут.
     Существуют ли одержимые в наше время? Несомненно. Только они не разгуливают по улицам и не прячутся в гробах, как в Евангелиях. Появись такой человек у нас в городе, его быстро упрятали бы в соответствующее заведение. Признаки одержимости часто похожи на проявления психические болезни, и поэтому их считают сумасшедшими. Обычные люди редко сталкиваются с ними, но такие «неизлечимые» люди есть, и их много. Они закрыты на всю жизнь, живут в специальных палатах под строгим надзором. Общество берегут от психологических травм. А если бы эти люди находились среди нас, как знать, может быть, и мы больше всего боялись бы не рака и не СПИДа, а их состояния.
     Действительно, бесы чем-то похожи на саранчу. Они тоже «господствуют в воздухе», они многочисленны, неистребимы и неудержимы. Им чужды человеческие чувства, их бесполезно упрашивать или умолять. Их нашествие страшно и неотвратимо. Мучение от них непередаваемо.
     В нашем тексте нет слова «саранча», зато есть другое: «легион». Такое имя дали себе сами демоны, поселившиеся в несчастном человеке: «Легион имя мне, потому что нас много». Легион – римское военное подразделение. Это что-то вроде нашей дивизии. В легионе было около 6.000 солдат.
     Конечно, бесы – это невидимые духи. Но давайте попробуем взглянуть на эту картину через духовные очки. Вот он, скалистый пустынный берег, начинается новый день. На берегу один Иисус (ученики, разумеется, не в счет), и против Него выдвинулась целая бесовская дивизия – шесть тысяч остервенелых, злобных демонов. Это очень страшно. Страшнее, чем шесть тысяч вооруженных до зубов солдат. Хорошо, что мы их не видим, иначе здесь все бы сразу стали седыми.
 
     Но вот что характерно: Иисус при встрече с этим бесовским легионом не обнаруживает ни малейшего признака страха. Он спокоен и невозмутим. Только что, во время страшной бури Он спал в лодке, а теперь, когда прибежал дикий бесноватый, Он просто стоит, смотрит на него и спокойно с ним разговаривает.
     Часто случается, что за невзрачной внешностью скрывается могучий характер, острый ум, недюжинная сила или исключительный талант. Вспоминаю одного литературного героя, Порфирия Петровича, следователя из романа Достоевского «Преступление и наказание». Внешность у него была, прямо сказать, никудышная: «Лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого... Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье...»
     Но за этой клоунской внешностью скрывался острейший ум, мощный интеллект под стать Шерлоку Холмсу. Он очень быстро «раскусил» Раскольникова и вывел его на чистую воду. Надо сказать, что и сам Достоевский, величайший писатель всех времен и народов, выглядел весьма неказисто. 
     «Сутуловатый, небольшого роста, с усталыми глазами, с какими-то нерешительными жестами и тихим голосом. Некрасивое, болезненно-бледное лицо (кожа будто восковая) с русой редкой бородкой. Светло-каштановые, слегка рыжеватые волосы, мягкие, тонкие, напомажены, тщательно прилизаны.»
     Отрывок из книги: Эдвард Станиславович Радзинский. «Александр II. Жизнь и смерть.» ООО «ЛитРес», www.litres.ru. 
 
     Будучи на земле, Христос не имел ни вида, ни величия. Он не обладал ни исполинской силой Самсона ни нежной красотой Давида. Его лицо не сияло, как у Моисея, и ростом Он не был, как Саул, на голову выше всего народа. Внешность у нашего Господа была самая заурядная. Но за невзрачной внешностью скрывалось такое могущество, величие и власть, что когда они каким-то образом проявлялись, пробивались наружу, видевшие приходили в изумление и ужас.
     Вот и теперь, вместе с учениками Он приплыл на другой берег озера и вышел из лодки. И в тот же час к Нему со всех ног устремился страшный человек. Внешность его была жуткая: без одежды, нестриженый и немытый, возможно, с остатками разбитых оков на руках и ногах. Ужасный легион бесов теснился у него внутри. Как повели себя ученики? Нам не сказано, но, думаю, они испугались. У меня бы точно душа ушла в пятки. Наверняка они отступили назад, если вообще не бросились наутек. А Христос стоял невозмутимо. И затем случилось удивительное: дикий бесноватый пал на колени и поклонился Ему. Еще не было никакого диалога, еще Христос ничего не сказал, но уже стало ясно, кто есть кто.
     Затем из уст одержимого раздался громкий крик, от которого у нас, наверное, застыла бы кровь в жилах, и зазвучали слова: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!» 
     Интересное развитие откровения о Христе можно увидеть в том, как к Нему обращаются нечистые духи. Самый первый одержимый, находившийся в Капернаумской синагоге, воскликнул: «Что Тебе до меня, Иисус Назарянин?.. Знаю Тебя, Кто Ты – Святой Божий». Это была правда, но далеко не полная. Позже в этой главе, когда к дому Петра принесли многих бесноватых, Господь освободил их «и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос». Уже не просто святой, а Христос. Затем в третьей главе нечистые духи, видя Его, падают перед Ним и кричат: «Ты Сын Божий!» Это уже почти вся правда. И вот, самый страшный бесноватый, в котором сидит легион демонов, восклицает: «Иисус, Сын Бога Всевышнего!»
     А Тот, о Ком были все эти речи, не кричал громким голосом, не совершал никаких действий. Он просто сказал: «Выйди, дух нечистый, из сего человека». И именно эти простые слова доставили легиону бесов невообразимые мучения. Если бы их произнес первосвященник, во всем своем роскошном, шитом золотом и украшенном драгоценными камнями облачении, что случилось бы? Ничего. Бесы, разве что, посмеялись бы. Если бы их произнес Понтий Пилат или царь Ирод со своего престола, эффект был бы тот же. Даже всемогущий римский кесарь со всеми своими легионами ничего бы не сделал. А тут невзрачный галилейский Плотник сказал несколько слов – и бесы умоляют Его не мучить их.
     А между тем, наш текст позволяет увидеть, насколько страшны и неудержимы были бесы. Когда Христос разрешил им войти в свиное стадо, две тысячи голов свиней, что называется, взбесились и ринулись на слом головы с крутого обрыва в море. На каждую свинью пришлось примерно по три демона, и животные не смогли удержать в себе эту неистовую силу. Каково же было «суммарное» влияние легиона!
     Но Христос при виде всего этого ужаса и бровью не повел. Приказав бесам выйти, Он, словно между прочим, спросил: «Как тебе имя?» По сути, Он спрашивает бесноватого: «Как тебя зовут?» Этот вопрос мы задаем, когда не чувствуем угрозы. Недавно я поставил машину у себя во дворе и пошел не домой, а мимо, в бассейн. И тут человек из соседнего подъезда решил, что я, видимо, чужак. «Ты что это машину здесь поставил? Где живешь?» Признаюсь, хоть он мой сосед, и я его не знал, я не стал спрашивать его имя. Тоже принял петушиную позу и ответил: «Тут я живу, а что?» Теперь-то уже думаю, что надо было быть подружелюбней. Но в тот момент я почувствовал волну агрессии и инстинктивно предпринял меры к обороне. Думаю, поток агрессии от этого бесноватого был несравненно сильнее. А Господь, как ни в чем не бывало, спрашивает: «Как тебя зовут?»
     Интересно было бы посмотреть, как вели себя в это время ученики. Наверняка держались на почтительном расстоянии. Может быть, даже жались один к другому. Они и так только что натерпелись страху во время бури, а тут еще этот жуткий бесноватый. Но тут произошло что-то еще более невообразимое. Дав страшный ответ, что их там целый легион, бесы принялись просить Иисуса не высылать их вон из страны, а позволить войти в свиней. Марк употребляет выражение «много просили». Возможно, они долго просили Его. Хотя это вряд ли, тем более что после просьбы послать их в свиней, «Иисус тотчас позволил им». Более вероятно, что они усиленно просили Его, упрашивали. Они не спорили с Иисусом, отстаивали свое желание остаться в своей жертве. Они понимали, что это безнадежно. Тот, кто разрывал цепи и разбивал оковы, теперь умолял не раскрывать страшную бездну и позволить хотя бы войти в свиней.
     Недавно видел в интернете картинку: Иисус и сатана меряются силами в армрестлинге. Оба сильны и мускулисты. Каждый старается победить. Но в том-то и дело, что эта картинка совершенно не соответствует действительности. Сатана в сравнении с Христом – как моська рядом со слоном. Да даже и это сравнение недостаточно. Как микроб рядом с китом – опять не то. Христос всемогущ! То есть, Его сила и власть бесконечны. Каким бы сильным ни был враг, он – ничтожная букашка рядом с Божьим Сыном.
     Но в Своем земном теле Господь выглядел как среднестатистический человек. И вот, этот «человек» спокойным голосом спрашивает у самого страшного и сильного из всех, кого видели ученики, как его зовут. А потом милостиво разрешает войти в свиней. И тут снова начинается ужас: свиной визг (кстати, по-моему, это самый душераздирающий визг во всем животном мире), топот восьми тысяч копыт, головокружительное падение с крутизны в море, пузыри, агония – и потом оглушительная, жуткая тишина. И невозмутимо стоящий Христос.
 
     Подумаем еще над одним вопросом: вскоре после освобождения нашего бесноватого к Иисусу собрались жители города и окрестных деревень. Придя в ужас от происшедшего, они просили Его уйти, и тогда Он вошел в лодку и переправился обратно. То есть все это путешествие имело лишь один результат: освобождение несчастного бесноватого. Знал ли Господь, что все будет именно так? Должен был знать. И все же, Он предпринял такое путешествие. Почему? Некоторые считают, что Он отправился в страну Гадаринскую единственно, чтобы спасти одержимого. Конечно, Христос пожалел, или, как Он Сам сказал, «помиловал» этого несчастного. И все же, в Его путешествии была иная цель. Он поехал туда специально, чтобы показать Свое могущество и власть.
     В этой части Евангелия от Марка Христос одно за другим совершает три грандиозных, невообразимых чуда. Об одном – усмирении жестокой бури – мы читали в прошлый раз. Еще одно – воскрешение мертвой девочки – у нас впереди. А между ними находится противостояние легиону – самое страшное из всех событий этого Евангелия. Мы видим Иисуса Христа на вершине Его силы и величия.  Господь совершил эти непостижимые чудеса, явил Свою невероятную силу, чтобы показать ученикам, Кто Он есть на самом деле. 
 
     Какое отношение имеет все это повествование к нам?
     Прежде всего, нам нужно понять, кто такой Иисус Христос. Так много людей видят в Нем просто доброго Человека, Учителя, Целителя. Но здесь даже бесы признали, что Он – Сын Бога Всевышнего, и поклонились Ему. И уже тем более мы должны это сделать.
     Когда люди не поняли Его, Он стал совершать чудеса великой силы. Так же Он может начать проявлять Свою власть и в нашей жизни. На нас может обрушиться великая буря, к нам может приблизиться легион темных сил, и затем Он Своей могучей рукой остановит это страшное нашествие. Это происходит регулярно в нашем мире. Во время войн, стихийных бедствий, аварий многие люди свидетельствуют, что были спасены «чудом» и нередко приписывают это чудо Богу. И действительно, это Господь являет Свое могущество, чтобы мы обратились к Нему. Но, к сожалению, далеко не все делают это. То есть, когда страшно, они молятся, а потом забывают о своих молитвах.
     Когда случился известный захват театра, в котором шло представление мюзикла «Норд Ост», свидетели говорят, что все в зале молились о спасении. А потом, когда пустили усыпляющий газ и предотвратили взрыв, спасенные стали подавать в суд на спасителей за то, что газ причинил ущерб их здоровью. Мне интересно, многие ли из них обратились к Тому Богу, Которому молились в часы опасности?
     В жизни таких людей Господь еще раз явит Свое могущество. Но это случится уже на последнем суде, и тогда будет поздно. В тот день Он явится не в том скромном облике, в котором ходил по земле, а во всей славе Своего величия. Тогда земля и небо убегут от Его лица, и кто не был записан в книге жизни, тоже, подобно тем свиньям, попадет в озеро, но не в прохладную пресную воду, а в огонь неугасимый.
 
     А во-вторых, на этом примере видно, что Христос может справиться с любыми нашими проблемами.
     Мы не знаем, что было причиной одержимости многих людей в те времена, зато нам известно, как они освобождались от нее. Одна лишь встреча с Иисусом Христом – и они вновь свободны! И для того, чтобы бесноватый человек сегодня избавился от своего несчастья, ему достаточно встретиться со Спасителем. Не пройти обряд изгнания бесов, не встретиться с каким-то особо духовным экзорцистом. Нужно прийти к Иисусу Христу – и освобождение произойдет.
     Точно так же Христос сможет решить и все другие наши проблемы. Местные жители, вышедшие посмотреть, что случилось, нашли, что бесновавшийся спокойно сидит у ног Иисуса, одетый и в здравом уме. Все проблемы решились в одночасье. Христос дает покой и освобождение. И все, что нужно, – это быть рядом с Ним. В тот день у ног Иисуса сидел успокоившийся бесноватый. Через некоторое время у тех же ног склонилась грешная женщина, плача и вытирая их волосами – и тоже нашла покой. А потом у тех же ног села Мария, оставив кухонную суету, чтобы послушать Его драгоценные слова.
     Теперь наша очередь прийти к Его ногам. У Него есть ответ на все вопросы, решение всех проблем. И пусть Его церковь порой выглядит неказисто, как выглядел Он Сам. Решение здесь
 
     Перед нами две яркие картины. Первая: неистовое бешенство вначале одержимого, а затем стада свиней. Большинство окружающих нас людей не одержимы, но, думаю, это беспокойство, смятение и тревога хорошо им знакомы. Неверующие люди тоже в известной мере находятся под властью сатаны и живут по его воле. Порой они, словно стадо свиней, несутся, не зная куда, на волнах очередной революции. Порой в остервенении пытаются разорвать незримые цепи и разбить невидимые оковы, которые постоянно чувствуют на себе. Я регулярно слышу, как кричат мои соседи то ссорясь друг с другом, то от собственного бессилия и отчаяния. Такова жизнь в царстве тьмы.
     И другая картина: спокойный и умиротворенный Христос. Внешне простой, внутри могучий и величественный. У Его ног может найти покой самая смятенная душа. Он может разрешить любые проблемы, избавить от любой напасти, дать одежду праведности нагим и опозоренным. Нужно лишь прийти и поклониться Ему.
     Два пути. Какой вы выбираете?
ФайлЗагрузить: Противостояние легиону (Мк. 5:1-15)

Размер файла: 18 300 Кб

Загружено: 54