Проповеди | Врач и Жених
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их.
Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.
И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.
Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?
Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?
И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,
но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.
 
Мк. 2:13-22

     Мне с детства нравились фокусы и фокусники. Даже сам пытался что-то показывать, но получалось, конечно, неуклюже. Ловкость рук неразвита, пыль в глаза пускать не умею, поэтому мои фокусы вызывали только снисходительные улыбки у почтенной публики. Зато сам я с восхищением смотрел, как фокусники, казалось бы, из пустой шляпы или коробки извлекают кроликов, голубей, бесконечные гирлянды, фонтаны блесток и массу всего другого. Плохо себе представляю, как они все это делают, но, когда смотрю на появляющиеся один за другим предметы, то думаю: «Когда же это кончится? Неужели у него еще там что-то припрятано?»

     Нечто подобное делает евангелист Марк. Конечно, он не фокусник, и не создает иллюзий. Но он обращает наше внимание на, казалось бы, обычного Человека, Иисуса Христа в Котором нет ни вида, ни величия. И вдруг, словно из шляпы фокусника одно за другим перед нами появляются удивительные проявления Его власти. Нашему ошеломленному взору предстают все новые чудеса, неожиданные грани Его божественного авторитета.

     Вначале мы увидели Его власть над людьми, когда Он призвал идти за собой четверых рыбаков, и они, оставив лодки, сети, рыбу и всю прежнюю жизнь, последовали за Ним (Мк. 1:18, 20). Затем проявилась Его власть над учением, когда, придя в синагогу, «Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» (Мк. 1:22). Тут же была продемонстрирована власть над нечистыми духами, Христос изгнал беса из одержимого (Мк. 1:26). Позже в этот день открылась Его власть над болезнями. Вначале Он исцелил тещу Петра, а затем весь город собрался к дверям, неся больных, и все получили исцеление. Наконец, в прошлый раз мы видели власть Спасителя над грехом. Когда Он сказал несчастному парализованному: «Прощаются тебе грехи», присутствовавшие книжники начали было возмущаться, но Иисус твердо сказал им: «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мк. 2:10).

     Казалось бы, куда дальше? Что еще можно достать из этой чудесной шляпы? Уже столько много всего было показано! Но Марк только вошел во вкус. Впереди нас ждут новые удивительные проявления власти Божьего Сына. Мы еще не раз подивимся тому, что может Христос. Сегодня мы увидим два новых проявления Его величия. Две встречи и два случая, когда Он нарушил общепринятые установления, потому что имел на это право. А, кроме того, мы еще услышим два звания, которые Господь Сам Себе дал. Он назвал Себя врачом и женихом.

 

     Первый случай: врач.

     Повествование начинается с того, что Христос идет к морю. Он часто отправлялся туда и на берегу учил собравшихся людей. Возможно, с Геннисаретского озера веяло прохладой в жаркие дни. Вероятно, там была хорошая слышимость, а, может быть, красота и спокойствие этого места способствовали учительству. За Господом уже ходили толпы желающих послушать Его. Так было и в этот раз: Он шел во главе, а за Ним шествовало множество народа. И тут по дороге случилась остановка. Господь увидел мытаря.

     Нам тоже нужно остановиться ради короткой исторической справки. Кто такие мытари, и почему в Новом Завете это звание особо выделяется? Говоря современным языком, «мытари» – это сборщики налогов. В белорусском языке сохранилось слово «мытня», то есть таможня, место, которое вызывает самые неприятные ощущения у путешественников. Я слышал шутливую поговорку: «Чем больше я узнаю таможенников, тем больше люблю ГАИшников».

     Налоговиков и в наши дни никто не любит, даже законопослушные налогоплательщики. Однако в те времена дело обстояло куда хуже. Палестина была оккупирована римлянами, языческие ноги топтали святую землю. Отношение евреев к захватчикам было крайне отрицательным. Их считали идолопоклонниками, греховодниками, врагами Бога и Его народа. Во многом это было справедливо. Язычники того времени действительно вели жизнь распущенную и богопротивную. Так ладно бы еще они жили в своей Италии, так притащились сюда и собирали подати. За это их особенно ненавидели.

     Налоговая политика римлян строилась просто: они не хотели сами возиться со сборами и поэтому подыскивали среди местного населения тех, кто пошел бы к ним на службу. Этакие «полицаи» того времени. Это и были мытари – евреи на службе у римлян. Каждому такому мытарю, поручался участок, и с этого участка он должен был собрать определенную дань. Если собирать не удавалось, платил свои; если собирал больше, остаток брал себе. Само собой разумеется, что мытари собирали намного больше положенного, были богатыми и бессовестными.

     По этим причинам мытарей ненавидели лютой ненавистью. При виде их сердце каждого иудея переполняла бессильная злоба. С ними не здоровались, не разговаривали, не обедали, их обходили стороной. В глазах народа это были продажные, коррумпированные хапуги, наживавшиеся на людском горе, и так оно было в действительности. Если люди и подходили к ним, то только для того, чтобы отдать полагающиеся пошлины, получить расписку и уйти поскорее прочь.

     И вот, Христос, проходя, видит одного из таких людей по имени Левий. Его другое имя – Матфей, впоследствии он стал апостолом, а затем автором Евангелия от Матфея. Но на тот момент он был поглощен земными интересами и жаждой наживы. Чем он занимался? Считал ли собранные деньги, проверял ли свои записи, мечтал о новых неправедных приобретениях или получал деньги от очередного налогоплательщика – неизвестно, но, скорее всего он был занят чем-то из перечисленного. Едва ли мытарь предавался благочестивым размышлениям и думал о Боге, как вдруг над его головой прозвучал голос: «Следуй за Мною». Удивительно короткий призыв. Христос ничего больше ему не сказал. Ни что он будет ловцом человеков, ни что он в пакибытии сядет на одном из двенадцати престолов судить колена Израилевы, ни что его имя будет начертано на основании небесного Иерусалима. Христос не убеждал и не уговаривал его. Возможно, Левий слышал о нем раньше, но не думаю, что он был слишком впечатлен. Он так и сидел со своими деньгами. Почему же теперь он, услышав всего три слова из уст Христа, встал, оставил все свое хозяйство и беспрекословно пошел за Ним?

     Думаю, объяснение здесь то же, что и в случае с призванием Симона, Андрея, Иакова и Иоанна. Такова была власть Божьего Сына. В связи с этим мне вспоминается известнейший евангелист XX в. Билли Грэм, кстати говоря, баптист. Сейчас ему 96 лет, он еще жив, хотя уже не проповедует. Мне приходилось читать его проповеди. Они удивительно просты. Он читал несколько стихов из Библии, добавлял несколько слов от себя, и люди сотнями обращались к Богу. Он проповедовал по всему миру, но нигде не приспосабливался к культурным особенностям тех стран, куда приезжал, везде говорил одинаково просто, и его слова производили удивительное действие. Если бы я произнес одну из его проповедей, то, я уверен, ничего особенного не произошло бы. Но в Билли Грэме было что-то особенное, из-за чего люди верили ему. В голосе Иисуса Христа, в самой Его личности тоже были власть и сила, причем намного большие, чем у Билли Грэма. Это была власть Божьего Сына. Когда Он призывал кого-то следовать за Собой, то люди все бросали и шли вопреки всем доводам здравого смысла. Вот и Левий: оставил насиженное место, деньги. Уж не знаю, сторожил ли их кто-нибудь там, или прохожие растащили. В любом случае это был поступок невероятный. Но такова была власть Христа.

     Впрочем, мы об этом уже говорили, когда читали о призвании первых апостолов. И Марк уже не уделяет много внимания тому факту, что мытарь все бросил и стал учеником. Главная деталь сюжета еще впереди. После проповеди у моря Левий пригласил Иисуса и учеников к себе в дом, куда собрались «многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним» (Мк. 2:15). Судя по всему, ко времени призвания Левия за Христом уже ходили некоторые мытари. Кроме того, новопризванный ученик позвал других своих друзей, так что компания, в которой оказался Спаситель, была, мягко говоря, сомнительной.

     Трудно сказать, кто подразумевается под словом «грешники». Возможно, среди них были любители выпить. Вероятно, тут были люди «легкого поведения». В общем, те, кто замарал свою честь, запятнал репутацию. Что их влекло к Спасителю? Может быть, то, что Он не чуждался их, как другие. А может быть, в Его проповедях они находили надежду. Их сердца искали исцеления, они ощущали глубокую душевную пустоту, и поэтому ходили и слушали вначале Иоанна Крестителя, а затем и Христа.

     А, поскольку в небольшом городке все происходило на виду, эта трапеза не укрылась от внимания окружающих. «Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: «Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?»» (Мк. 2:16). В самом вопросе, заданном этими людьми видно неподдельное изумление. Похожие слова мы говорим, глядя на вышеупомянутых фокусников: «Как это он делает?» Так и фарисеи не могли поверить, что благочестивый иудей связался с такими отбросами. Как это возможно? Сами они никогда бы не сели с ними за один стол. Да не только они, а и все другие люди обходили мытарей и грешников стороной. Они были «неприкасаемыми» в благопристойном обществе.

     И вот, теперь нам нужно задать себе важнейший вопрос: правильно ли поступали люди, что не сообщались с мытарями и грешниками? Нас это может удивить, но верный ответ будет: «Правильно». В Ветхом Завете оставлено множество предостережений и запретов на общение с грешниками. В Псалме 1 сказано, что благочестивый человек «не ходит на совет нечестивых, не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей». Из-за общения с развращенными окружающими народами израильтяне начинали делать те же грехи и подвергались небесной каре. Да и в Новом Завете говорится об этом. Самое известное место – 2 Кор. 6:14-17: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? … «И потому выйдите из среды их и отделитесь, – говорит Господь, – и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас».

     В другом месте сказано: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Народная мудрость гласит: «С кем поведешься, от того и наберешься». На молодежном общении я спросил ребят, какое у них главное препятствие в духовной жизни. Первое место занял ответ: «Неверующие друзья». Библия совершенно справедливо говорит, что от таких людей нужно удаляться. Их влияние разрушительно, общение с ними вредно. И то, что люди не общались с мытарями и грешниками, было правильно. Честный, благородный человек не мог стать мытарем. Можно было работать на земле, заниматься ремеслом. Но они пошли самым худшим путем, и явно не оттого, что умирали с голоду.

     Обратите внимание: Христос не укорил книжников и фарисеев за то, что они не общались с мытарями и грешниками. Не осудил, не сказал, что они неправы. Более того, говоря о брате, который грешит и не слушает обличений церкви, Он сказал: «Да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Другими словами, от такого человека нужно отдалиться и не общаться с ним. Тогда естественным образом возникает другой вопрос: почему Он Сам ел и пил с этими людьми? И вот здесь кроется главная истина нашего отрывка. Он общался с грешниками, потому что Он был не такой, как другие люди. Услышав изумленный вопрос книжников, Иисус сказал им «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17). Они совершенно правильно считали грех заразной болезнью и поэтому старались держаться подальше от грешников. В Ветхом Завете символом греха стала страшная болезнь проказа. Прокаженные изгонялись из общества, с ними нельзя было сообщаться, чтобы не заболеть. Так же воспринимали и грешников: их грехами можно было заразиться.

     Но Христос сказал: Я не обычный человек, Я – врач. Я знаю, как обращаться с этой болезнью. Вам к этим людям вход закрыт, но Мне с ними самое место. Я пришел, чтобы их вылечить! Большинству обычных граждан люди в белых халатах внушают благоговейный трепет. Ну еще бы: вы страдаете, мучаетесь и понятия не имеете, что у вас там внутри происходит и что с этим делать. А тут приходит врач, уверенно осматривает, задает такие грамотные вопросы и так точно описывает вашу боль, что вы изумляетесь: неужели возможно столько всего знать? И он не только знает, но и делает: дает вам какое-то лекарство, и вам тут же становится легче.

     Помню песню советских времен:

 

Смерть не хочет щадить красоты

Ни веселых, ни злых, ни крылатых.

Но встают у нее на пути

Люди в белых халатах.

 

И дыхание станет ровней,

И страданья отступят куда-то,

Лишь нагнутся к постели твоей

Люди в белых халатах.

 

И на свете тебя еще нет,

И едва лишь откроешь глаза ты,

Твою жизнь охраняют от бед

Люди в белых халатах.

 

Вечный подвиг - он вам по плечу,

Ваши руки бессонны и святы.

Низко вам поклониться хочу,

Люди в белых халатах.

 

     Мне выпало счастье повстречать многих добрых врачей. Совершенно чужие люди, они проявляли ко мне заботу и участие, говорили ласковые и утешительные слова. Если бы меня спросили, где найти добрых людей, то я первым делом направил бы в церковь, а уж если там не найдется, то в больницу. В интернете довелось прочитать много добрых отзывов в адрес врачей, и я готов подписаться под всеми. Впрочем, есть и другое отношение, потребительское, капризное и наглое. Есть люди, которые считают, что врач обязан дуть на их болячки, прибегать в три часа ночи по первому зову и рассыпаться в любезностях. Есть такое отношение и к Богу: от Него требуют, на Него обижаются, Его обвиняют. Но за Него нужно хвататься, как за единственную надежду. К Нему нужно бежать, как больной бежит к врачу, перед Ним нужно открыть все отвратительные и неприглядные стороны жизни, и Он, не брезгуя, прикоснется к ним Своей исцеляющей рукой и излечит все недуги души.

     Об этом говорит наш текст. Не о том, какие несчастные мытари и грешники, и не о том, какие бессердечные фарисеи. А о том, какую великую власть имеет Божий Сын. Нынешняя медицина далеко шагнула вперед по сравнению с временами Христа, но и теперь есть много неизлечимых болезней. Самая же неизлечимая болезнь – грех, и над ней не имеет власти ни один врач и ни одно лекарство. Есть только один, величайший из всех врачей, Который пришел призвать грешников к покаянию. Его имя – Иисус Христос, и подобного Ему нет. Он исцелил нас от греха не в белом халате, а в терновом венце. И в руках у него был не фонендоскоп, а гвозди. «Ранами Его мы исцелились».

 

     Второй случай: жених.

     На этот раз поднялся вопрос о постах. Ученики Иоанна Крестителя, а также молодые фарисеи постились. Обычный пост означал полное воздержание от пищи и воды один день, от заката до заката. Бывал расширенный пост, например, Христос во время искушения ничего не ел сорок дней. Фарисеи постились два раза в неделю: в понедельник и четверг. По какой-нибудь особой причине мог устраиваться дополнительный пост. Мы не знаем, как постились ученики Иоанна: по расписанию или по велению сердца. Но, несомненно, аскетичный и суровый пример Крестителя побудил и их к упражнениям в воздержании.

     Согласно Библии, пост – это день, в который человек смиряет себя перед Богом (Ис. 58:5; Лев. 23:27-28). Это своего рода бескровная жертва, которую мы приносим на Его алтарь, чтобы приобрести благоволение. Герои Священного Писания много постились. Говорится о постах Моисея и Давида, Неемии и Есфири, пророков и всего народа. В Новом Завете церковь и ее руководители часто постятся по тому или иному поводу. Христос похвально отзывался о посте и посвятил ему значительную часть Нагорной проповеди.

     Теперь вопрос: хорошо ли поступали ученики Иоанновы и фарисейские, что постились? В нашем сознании фарисеи – отрицательный образ, поэтому нам кажется, что все их дела тоже были плохими. Однако это не совсем так. У фарисеев было неправильным состояние сердца, а многие их дела были достойны похвалы. Они изучали Писание, жертвовали Богу десятую часть, подавали нищим. И пост был весьма достойным занятием. Другое дело, что они показывались людям постящимися, выставляли себя. Но сам по себе пост был похвален.

     Так, если они поступали хорошо, почему не постились ученики Христа? Они были чревоугодниками и не хотели отказывать себе в удовольствии поесть? Или они не понимали, что пост важен и угоден Богу? Вероятно, эти вопросы и побудили каких-то людей прийти к Иисусу и задать вопрос: «Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?» (Мк. 2:18). Скорее всего, это спрашивал кто-то из тех самых Иоанновых или фарисейских учеников. Так, кстати, часто бывает. Когда мы приносим Богу какую-то жертву, то начинаем смотреть вокруг, мол, вот я какой молодец, а вы почему так не делаете?

     Ответ Христа замечателен и интересен. Он не осудил молодых фарисеев за посты. Он согласился, что пост – это хорошо и правильно. Но у Его учеников была важная причина, по которой они не постились. «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься», – сказал Он (Мк. 2:19).

     У большинства людей есть время, которое запоминается на всю жизнь. Это свадьба. В нашей культуре свадьбы коротки и суетливы: всего лишь два дня. На Востоке времен Христа свадьбы длились подолгу. Торжество растягивалось на неделю. Друзья жениха, подружки невесты, родственники, все оставляли привычный ход жизни и веселились. Свадьба – исключительное событие в жизни человека, ради него даже фарисеи оставляли свои еженедельные посты. Была уважительная причина, и Сам Бог участвовал во всеобщем празднестве, ведь это Он сочетал новобрачных.

     Так вот, Христос говорит: Я – Жених, а это мои друзья. У нас свадьба, Я пришел к Своей невесте. Может ли быть пост во время свадьбы? Конечно, нет. Попутно ответим на вопрос: кто невеста Христа? Мы привычно отвечаем: «Церковь». Хотя первоначально Господь пришел к израильскому народу. Но Израиль отверг Своего Спасителя, и тогда Он обратился ко всем другим народам. Теперь Его невеста – мы.

     Но вернемся к аллегории Христа. Образ, который Он представил Своим слушателям, не был новым. В Ветхом Завете вновь и вновь возникал образ супружеских отношений между Богом и Его народом. «[Как] жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой», – говорит пророк Исаия (Ис. 62:5). Когда Иисус назвал Себя Женихом, то перед Его слушателями тут же встал вопрос: «Кто же это?» Так мог назвать Себя только Бог. Ни царь, ни судья, ни пророк, ни священник – никто никогда не позволил бы назвать себя женихом Божьего народа. Это слишком дерзко, даже богохульно, если только это не Бог. Так Христос ясно дал понять, кто Он.

     И здесь же Его тон меняется. Он говорит: «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2:20). Он с самого начала все знал. Что Его народ Его отвергнет, что один из двенадцати апостолов предаст Его, что Его будут истязать и распнут. С Ним поступят не как с Женихом, а как с преступником, и к злодеям причтут. Он также знал, что после воскресения Он вознесется на небо, а они останутся на земле. В те дни они будут много поститься. В книге Деяний апостолов мы регулярно встречаем учеников Христа постящимися. К сожалению, современные евангельские церкви в значительной мере пренебрегают этим служением.

 

     А затем, словно подводя итог, Господь приводит два образа, которые поначалу кажутся не слишком важными, но при внимательном рассмотрении производят революцию. Он сказал: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые» (Мк. 2:21-22).

     Нам нужно ясно понимать, что такое ветхая одежда и ветхие мехи, а также новая ткань, молодое вино и новые мехи. Этими сравнениями Христос не просто ответил на вопрос о постах, Он провозгласил начало новой эры, смену порядка, наступление новозаветной эпохи. Ветхая одежда и ветхие мехи – это Ветхий Завет, то, что называется служением плоти. Это предписанные праздники и жертвоприношения, это указания о пище и одежде, это длинные списки правил, что можно и чего нельзя. А Христос принес новые заповеди, которые касаются не пищи и одежды, не поведения и обрядов. Он обратился к сердцу, учил о рождении свыше, без которого никто не может увидеть Царствия Божия.

 

     Вот, для сравнения, два места. Самый известный текст Ветхого Завета – 10 заповедей (Исх. 20:2-17):

 

Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения… не поклоняйся им и не служи им…

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…

Помни день субботний, чтобы святить его…

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои…

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего.

 

     Все это хорошо и правильно, но, как говорит молодежь, это прошлый век. Это заповеди для младенцев, ветхая одежда и ветхие мехи. А вот, что сказано в Новом Завете (Гал. 5:22-23):

 

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость (доброта), милосердие, вера (верность), кротость, воздержание.

 

     Вот жизнь по духу. Каждое наше решение нам нужно пропускать через него. Я поступаю по любви или без любви? Мои действия принесут радость или горе? Утвержу я мир или посею вражду? Видно во мне долготерпение или нетерпимость? Проявляется доброта или, наоборот, злость? Это Новый Завет, новая одежда и молодое вино, которое принес в мир Спаситель. Эти понятия невозможно вместить в список правил и предписаний, это жизнь по духу, а не по букве.

     К сожалению, многие церкви и многие верующие живут теперь по принципам Ветхого Завета. Они создали множество заповедей, которые, как в стопку наложили друг на друга, придумали ряд правил и предписаний, касающихся внешнего вида и поведения. Получилось, как у пророка Исаии: «Стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного» (Ис. 28:13). Характерно, что в аллегории Христа ветхая одежда порвалась и уже не годна к носке. Что же с нею делать? Оторвать кусок от новой одежды, да приладить на дыру, или лучше одеться в новую? Конечно, в новую.

     Христос принес эту новую одежду. Он призвал нас служить Ему в обновлении духа, а не по ветхой букве, дал нам способность быть служителями Нового Завета. Это великое дело, полный переворот в духовной жизни. Кто мог такое совершить? Только Бог.

 

     Применение здесь, как и вообще в Евангелиях, двоякое. Во-первых, для тех, кто еще не обратился ко Христу, во-вторых, для тех, кто уже с Ним.

     Если вы еще не пришли к Спасителю, то задумайтесь о Нем, осознайте, Кто Он такой. Он врач, Который может исцелить вашу грешную душу. Он жених, который зовет вас на брачный пир. Он Тот, Кто изменяет сердце и дает новую жизнь, одевает вас в новую одежду и вливает молодое вино в новые мехи. Не оставайтесь там, где вы есть, не водитесь с мытарями и грешниками и не будьте среди учеников фарисейских. Придите к Нему и станьте сынами Его чертога.

     А для тех, кто уже со Христом, все еще яснее. Радуйтесь! Могут ли печалиться сыны чертога брачного? Да, Жениха с нами уже нет, и мы время от времени постимся. Но Господь вернется, и главная часть пира еще впереди. Мы те, кого исцелил Небесный Врач. Истомившиеся прежде от греховной болезни, мы теперь здоровы и свободны. Это все Он, Христос. Ему принадлежит вся слава.