Проповеди | Что легче? (Мк. 2:1-12)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

1 Через [несколько] дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю [дома], где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному:
11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Мк. 2:1-12

 

     За Иисусом закрепилась слава Великого Целителя. Люди шли к Нему толпами, ища облегчения в страданиях. Но устраивало ли такое положение дел Самого Христа, был ли Он только Целителем? Конечно, помощь больным была великим благом. Но представим себе, что на этом все и остановилось, что Он ходил из города в город только для того, чтобы помогать больным. Возможно, большинству жителей Палестины этого бы хватило, как хватает и нашим современникам. Они ходят к чудотворным иконам, выстраиваются в очереди, чтобы прикоснуться к поясу «богородицы» или налить «святой воды» только для того, чтобы избавиться от своих болячек. Но Христос в роли Целителя перестает быть Христом, уменьшается, «съеживается» в наших глазах. Исцеления были всего лишь одним из проявлений великой и многогранной власти Божьего Сына. Хотя Он исцелил многих, но пришел Он не для того, чтобы продлить жизнь земную, а чтобы дать жизнь вечную. Не для того, чтобы, исцелившись, бывшие больные вернулись к прежней жизни, а чтобы Они последовали за Ним, посвятив Ему свою жизнь и самих себя. Думаю, в этом была главная причина, по которой Он запрещал больным рассказывать о совершившихся над ними исцелениях. Поэтому мы в прошлый раз оставили Его вне городов, в пустынных местах. Он был не просто Целителем и хотел, чтобы люди это поняли. Об этом наш сегодняшний текст.

     Сегодня перед нами откроется новая сторона власти Божьего Сына. Это власть над тем, что Он считал более важным и более серьезным, нежели болезнь тела. Я считаю этот текст одним из важнейших во всей Библии, потому что в нем поднимается самая главная проблема человечества в целом и каждого из нас в частности. К сожалению, люди редко это понимают. Если устроить опрос общественного мнения, и задать людям вопрос: «В чем ваша главная проблема?», то ответы будут самыми разными и в подавляющем большинстве неправильными.

     Кстати говоря, подобный опрос был проведен. В 2013г. ВЦИОМ опубликовал рейтинг проблем России. Вопрос звучал так: «Какую проблему вы считаете главной в нашей стране?». На первом месте оказались проблемы в сфере ЖКХ (64%). Далее по нисходящей: низкий уровень жизни (49%), инфляция и коррупция (по 44%), плохое здравоохранение (42%), алкоголизм (32%), пенсионное обеспечение (35%), безработица (34%), наркомания (31%). Радио «Маяк» в ответ на эту инициативу устроило опрос слушателей на предмет: «Какая главная проблема стоит лично перед вами?» На первое место среди личных проблем вышло «Жилье». Потом: «Нет детей», а у кого они есть, то: «Как устроить ребенка в детсад». Еще: «Не хватает денег», «Не берут замуж», «Отсутствуют нормальные дороги». Были оригинальные ответы: «Лежу в больнице; впечатление, что немцы ушли из города вчера: разруха и нищета»; «После сорока стареешь и понимаешь: перспективы-то отсутствуют»; «Проснулся – а вся комната в клопах».

     Почти все это действительно проблемы, с клопами в студенчестве я тоже однажды повстречался, однако действительно ли они «главные» и настолько «важные»? Действительно ли жилье и здоровье – самое главное? Неужели в самом деле «деньги решают все»? Насколько приземленное существо человек, насколько ограничено наше восприятие действительности! Неужели мы действительно думаем, что если будем богатыми и здоровыми, если нас вовремя возьмут замуж, дети будут устроенными, послушными и тоже здоровыми, дороги отремонтируют и клопов потравят, то мы будем счастливыми? Этот вопрос поднимается в нашем отрывке, и на него дается ответ, поэтому прочитанное нами место так важно. Здесь показана величайшая, с человеческой точки зрения, проблема – паралич. Хуже, кажется, быть ничего не может. И приводятся удивительные слова Спасителя, Который считал по-другому и нашел у этого несчастного проблему, несравненно более важную. Что это за проблема, есть ли она у нас, и может ли Христос помочь нам в ее разрешении? Об этом наш сегодняшний текст.

 

     После нескольких дней, проведенных «в местах пустынных», Христос снова появился в Капернауме. Тотчас весть об этом разлетелась по городу. Люди оставили свои занятия и устремились к дому, где Он находился. Помещение быстро заполнилось народом, все войти не смогли, поэтому подошедшие позже пытались протиснуться ближе к открытым дверям, чтобы, если не увидеть, то, хотя бы, услышать, что происходит внутри. В таких условиях Господь «говорил им Слово» (Мк. 2:2). Именно «Слово» было главным приоритетом Христа. Хочется остановиться здесь на минутку. К сожалению, многие христиане недооценивают важность «Слова». Конечно, есть много людей, которые «говорят и не делают» (Мф. 23:3), и в среде верующих встречается пустословие и словопрения, от которых нет пользы. И все-таки, именно слово производит величайшее действие в человеческом сердце. Правильно наученный человек будет и поступать правильно, а неправильно наученный навредит себе и людям.

     Именно Словом Бог касается человеческого сердца, дает новое рождение. Вера происходит от слышания, а слышание – от Слова Божия. Словом Он питает нас, словно молоком, пока мы вырастем и станем духовно совершеннолетними. А затем этим же Словом Он укрепляет нас для работы, утешает в переживаниях и направляет на верный путь. В Израиле было много работы, много нуждающихся и больных, но Христос первостепенное внимание уделял не совершению добрых дел, а учению. Впоследствии то же сделали и апостолы. Такие же приоритеты должны быть и у нас. И в жизни христианина, и в церкви Слово должно занимать центральное и ведущее место. Оно производит в нас благое действие, меняет мировоззрение, освящает и просвещает. Если у вас проблемы, то я, даже не спрашивая, даю первый и главный совет: поставьте Библию на правильное место в своей жизни. И она поможет вам преодолеть трудности, ответит на вопросы, утешит в скорби. Вначале должна идти теория, затем практика. Как говорили философы прошлого, сознание первично, бытие вторично.

     Иисуса Христа называли не Благотворителем и не Целителем, а Учителем. Многие приходили к Нему с проблемами, но еще больше, чтобы услышать Слово из Его уст. Так было и на этот раз. Люди собрались послушать Его. Чему учил Иисус – Марк не рассказывает, но этот пробел заполняют другие Евангелисты, в особенности Матфей. В Его Евангелии содержится наиболее полное изложение учения Спасителя. Вкратце говоря, оно сводилось к тому, что есть духовный мир. Есть Небесный Отец, Который благ и милосерден, но воздает каждому по справедливости. Есть жизнь после смерти, где нас ожидает одно из двух: либо жизнь вечная, либо геенна огненная, и здесь, на земле, нам нужно сделать выбор между этими двумя вариантами. Есть образ жизни мирской, греховный, и есть святой, угодный Богу. Этот путь узок, но он ведет в жизнь. Все эти вещи говорились и до Него, но Христос учил так, словно вчера там был и все видел. Поэтому люди слушали Его, дивясь.

     И вот, в то время как Он учил в доме, на улице тоже было на что посмотреть. К дому подошла примечательная компания: четыре человека несли на постели пятого. Лежавший был «расслабленным». Этим словом в Библии называются парализованные. По-гречески это «паралитик», вполне современное слово. Отчего он был парализован, неизвестно. Главные причины паралича – это травмы (возможно, он упал и сломал шею), инфекции (менингит, полиомиелит и др.) или заболевания центральной нервной системы. Даже в наше время большинство случаев паралича неизлечимо, и человек доживает свой век, лежа, страдая сам и причиняя неудобства близким. В то же время лечения паралича не существовало вовсе. Заболевший лишался всякой надежды. Но четверо друзей нашего бедняги, услышав о чудесах Христа, настолько поверили в Его силу и власть, что не только принесли больного к дому, но и, когда пробраться внутрь не удалось, решились на дерзновение.

     Они «раскрыли кровлю [дома], где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный» (Мк. 2:4). Об устройстве кровель палестинских домов того времени хорошо пишет Уильям Баркли: «Крыши палестинских домов были плоскими, на них обычно отдыхали или искали покоя и тишины. Поднимались на них по наружной лестнице. Сама конструкция дома натолкнула этих людей на выдумку. Крыша состояла из плоских балок, уложенных от одной стены до другой на расстоянии около одного метра друг от друга. Расстояние между балками заполняли связками хвороста, спрессованного с глиной, и замазывали все сверху известняковой глиной. В основном все крыши были земляными, и часто на крыше палестинского дома буйно росла трава… И вот эти четверо выкопали одну связку хвороста между двумя балками и опустили своего друга прямо у ног Иисуса» (Комментарий на Евангелие от Марка).

     Это действие можно было бы назвать дерзостью, нарушением порядка, проявлением неуважения. Мало того, что был нанесен ущерб недвижимому имуществу, так еще и собравшимся внизу были причинены неудобства. Вначале сверху послышался шум от раскапывания крыши, а потом на головы собравшихся стал сыпаться мусор. Понятно, что уже никто не слушал Христа, все смотрели наверх, отчасти, возмущаясь, а отчасти любопытствуя, чем все закончится. Но Спаситель увидел в этом не акт вандализма, а проявление веры. Думаю, это была вера не только четверых друзей, но и самого парализованного. Надо полагать, с его согласия, а то и по его просьбе были устроены раскопки на крыше.

     И, «видя веру их», Христос сказал расслабленному особые слова. Он перешел на другой уровень, заговорил о более важном. Не все были готовы услышать такое, но эти имели веру, и поэтому были готовы. Господь заговорил о том, что было самым важным для парализованного. Остановимся на минуту и задумаемся: в чем же заключалась главная проблема этого бедняги? Казалось бы, что может быть хуже паралича?

     Паралич – это, во-первых, неподвижность. Невозможно сделать абсолютно ничего: ни вытереть слезу, ни согнать муху, ни просто почесаться. Прибавим к этому постоянно плохое самочувствие. Организм предназначен для движения, от неподвижности атрофируются мышцы, засоряются сосуды, появляются пролежни. Попробуйте полежать хотя бы один день дома без движения: к вечеру вам будет конкретно плохо просто от лежания. Плюс нищета. Парализованный, хотя и не двигается, по-прежнему нуждается в пище, белье, многих бытовых мелочах, которые стоят денег. А где их взять? Тем более в те времена, когда не было ни пенсий, ни вообще никакой социальной защиты. Наконец, нравственные страдания оттого, что приходится быть бременем. Тебя кормят из ложки, и ты даже в туалет сам не можешь сходить. Парализованные испытывают глубочайшие душевные муки, многие просят сиделок, чтобы те их отравили, потому что ведь и руки сами на себя наложить не могут. Спросить любого, хотя бы частично парализованного, чего он хочет больше всего – и ответа можно не дожидаться, все и так ясно. Какая главная нужда у такого человека? Конечно же, здоровье. Пусть не полное, пусть болит все, что угодно, но лишь бы можно было двигаться, что-то делать! Лишь бы не лежать бесконечные часы, дни, месяцы и годы, полные самых мрачных и тоскливых мыслей.

     Знал ли Христос, как тяжело быть парализованным? Несомненно, знал. Будучи всезнающим, Он прекрасно видел, каким тяжелым было положение этого человека, какой мрак был у него в душе. Более того, Он видел время, когда Сам станет парализованным: когда Его руки и ноги прибьют ко кресту, и Он Сам окажется в ужасающе беспомощном, неподвижном состоянии. И тем не менее Он видел, что у этого несчастного есть проблема намного большая, чем паралич. И поэтому, видя не только нужду, но и веру пришедших к Нему, Он сказал то, что было самым важным для лежащего у Его ног человека: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои».

     Грехи, а не болезнь, были главной бедой этого человека. Грехи – главная проблема всех людей на земле. Своими грехами мы раним свои души и калечим судьбы. Грехами отравляем жизнь себе и окружающим. Грехами оскорбляем Бога. Любая болезнь прекращается со смертью, а грехи идут за нами в вечность, где за каждый грех, даже за каждое бездумно произнесенное слово, похотливый взгляд, злую мысль грешников ждет суд, а затем мука вечная и геенна огненная, где плач и скрежет зубов, где червь не умирает и огонь не угасает.

     Немецкий пастор Вильгельм Буш предлагает следующее сравнение:

     «Представьте себе, что от природы у нас железное кольцо вокруг шеи. И каждый раз, когда мы грешим, к нему приковывается еще одно звено. Появилась у меня нечистая мысль – добавилось одно звено, нагрубил матери – еще звено, сказал недоброе о других людях – еще одно звено. Нечестность, обман – звено.

     Представьте себе, какую длинную цепь мы волочим за собою!.. И мы повсюду ее тащим за собой. Я часто задаюсь вопросом: почему люди не могут быть по-настоящему радостными и счастливыми? Если Вы ни в чем не нуждаетесь, счастливы Вы? Вы не можете быть счастливыми. Вы не можете, потому что Вы всюду носите с собой цепь вины! И от нее Вас не освободит ни пастор, ни священник, ни ангел. И Бог ее не может удалить, потому что Он праведен: «Что человек посеял, то и пожнет».

     Но вот Иисус! Он единственный. Кто может справиться с самой большой проблемой в нашей жизни. Он умер за наши грехи. Он их оплатил своей смертью. Поэтому Он в состоянии снять с нас долговую цепь. Он единственный. Кому это возможно!.. Иисус прощает грехи! Это является самым большим освобождением из всех ныне существующих».

     «Прощаются тебе грехи» – это самые прекрасные из всех слов, которые может услышать человек, и именно эти слова Христос сказал парализованному. Джон МакАртур поясняет: «Глагол афиеми, переведенный как «прощаются», имеет основное значение «отсылать, прогонять». «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши», – провозглашает Давид (Пс. 102:12). Когда Бог прощает грехи, Он ввергает их «в пучину морскую» (Мих. 7:19)… Когда Иисус произнес эти слова, Он, должно быть, ощутил горечь и мучения Голгофы, зная, что Его слова могут стать действенными лишь потому, что Он возьмет грехи этого человека на Себя. Каждый раз, когда Он прощал грех, Он знал, какую цену Ему придется заплатить».

     А теперь подумайте: что бы вы предпочли: избавиться от жуткой болезни или получить полное прощение всех грехов? И если вы выберете исцеление, то вы слепы и глухи, и вам еще нужно пострадать от последствий собственных грехов, чтобы понять, в чем заключается ваша главная беда. Только тем, кто осознал величайшую нужду, Христос говорит величайшие слова: «Чадо, прощаются тебе грехи». Обратим также внимание на слово «Чадо». Буквально это значит «дитя». Удивительно милосердие Христа. В прошлый раз мы видели, как Он прикоснулся к прокаженному, сегодня Он обращается к парализованному с трогательным словом. Помню, как в смущенных чувствах и расстроенном состоянии пришел к своему старому пастырю поздно вечером. Он, уже встав с постели, открыл мне двери и сказал: «Сашенька, что с тобой?» Это «Сашенька» для меня было драгоценнее любых других слов. Так для каждого из нас у Христа есть ласковые слова и самое отрадное утешение.

     И все было бы хорошо, но тут оказались книжники – люди образованные и религиозные. В словах Иисуса они усмотрели богохульство. Исцеления не затрагивали их религию, поэтому они просто наблюдали, но здесь речь зашла о вещах духовных, и они, еще не смея высказать свои мысли вслух, размышляли про себя: «Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2:7). Остановимся на минуту и задумаемся: правильно ли они рассуждали? Может ли действительно кто-нибудь прощать грехи, кроме Бога? Что такое грех? Это не просто аморальный поступок, не действие против совести. Это нарушение заповедей, данных Богом. И кто может простить человека за это нарушение? Только Тот, Кто дал эти заповеди, то есть Бог. Поэтому, с технической точки зрения, книжники были правы. Но они заблуждались в одном: они не понимали, Кто Такой Иисус. И тогда Он донес до них эту истину простым и впечатляющим способом.

     Вначале Он показал, что умеет читать мысли. Этой удивительной способностью не обладает ни одно сотворенное существо. Нет, не было и не будет человека, умеющего читать в чужом сердце. Ни один «экстрасенс» и «ясновидец» не может этого знать. Некоторые думают, что дьявол умеет читать мысли, но и от него это скрыто. Только Бог называется в Библии Сердцеведцем (Деян. 1:24; 15:8), Он «испытывает все сердца и знает все движения мыслей» (1 Пар. 28:10). Книжники подумали в своих сердцах: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога», и Христос на это словно бы ответил им: «А кто может читать мысли, кроме одного Бога?» Ответ очевиден: никто. И так же очевиден вывод: Христос – и есть Бог, поэтому Он имеет такую удивительную способность и такую великую власть.

     И, чтобы окончательно их убедить, Господь задает вопрос: «Что легче? Сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? Или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?» (Мк. 2:9). Давайте попробуем ответить. На первый взгляд может показаться, что «прощаются тебе грехи» сказать легче. Никто не видит, простились они или нет, и даже по словам выходит короче, а значит легче. Но речь не об этом. Христос не спрашивает, что легче сказать, а что легче в принципе: простить грехи или исцелить парализованного. И что же легче? Одинаково! Это одинаково невозможно для человека, и одинаково легко для Бога. Ни человек, ни дьявол, ни ангелы не могут ни простить грехов, ни исцелить парализованного. Это под силу одному только Богу. Почему-то это не приходило в голову образованным книжникам. Как и многим другим. Одни считали Иисуса пророком, другие – великим учителем, третьи даже думали, что это казненный Иоанн Креститель воскрес из мертвых. Но самое простое и очевидное решение не доходило до них. Кто имеет власть над нечистыми духами и неизлечимыми болезнями? Кто может читать мысли и прощать грехи? Только Бог. Кто же перед вами?

     И показав, что и прощение, и исцеление под силу только Богу, Христос обратился к расслабленному: «Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2:11). Окружающие, хотя и ждали исцеления, не могли не изумиться: человек, долгое время пролежавший на постели, с атрофировавшимися мышцами, разучившийся, а, возможно, и не умевший ходить, «тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми» (Мк. 2:12). Произошедшее повергло всех в изумление: «Все изумлялись и прославляли Бога, говоря: «Никогда ничего такого мы не видали»» (Мк. 2:12).

     Неизвестно, как отреагировали на чудесное исцеление книжники. Но, начиная с этого случая, против Иисуса начинает формироваться оппозиция, состоящая из книжников и фарисеев. Сегодня они всего лишь возмущались в сердцах, не решаясь высказать свой ропот вслух. Но скоро они откроют уста, вначале спрашивая, а затем и открыто обвиняя Господа. Христос начинает становиться камнем преткновения. Об этом мы поговорим в следующий раз.

 

     С тех пор прошло две тысячи лет. Давным-давно умер исцеленный паралитик. Не осталось ни могилы, ни праха. Умерли книжники, обвинявшие Господа в богохульстве, и те, кто прославлял Бога за чудесное исцеление. Сменились поколения. Теперь уже невозможно разобрать кровлю, чтобы спустить постель с парализованным. Но по-прежнему, самая главная проблема человека – это его грехи. И самая главная нужда – прощение этих грехов.

     Иисуса Христа давно нет на земле, но по-прежнему остается неизменной Его власть прощать грехи всякому, кто приходит к Нему с верой. Перед нами только два пути: либо мы склоняемся перед Ним и получаем прощение, либо уходим в оппозицию и начинаем подыскивать себе пустые оправдания. Но эти оправдания ничего не стоят, мы понимаем это сами, и понимает это Он, потому что Он знает наши сердца. От этого выбора не уйти, и пусть он будет правильным.

     А если мы уже с Богом, то и для нас есть важный урок. Многие верующие не вполне понимают, насколько страшным, губительным и разрушительным явлением является грех. Сколько зла, боли и горя он причиняет. Мы порой так легко раздражаемся и говорим не подумав. В наше сердце закрадывается то зависть, то злорадство, то похоть. Это все отравляет нашу жизнь, парализует внутреннего человека. Поэтому и нам нужно как можно чаще приближаться к Иисусу Христу, чтобы услышать Его слова: «Чадо, прощаются тебе грехи твои».

ФайлЗагрузить: Что легче? (Мк. 2:1-12)

Размер файла: 17 400 Кб

Загружено: 70