Проповеди | Великий Целитель (Мк. 1:29-45)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

Великий Целитель                   Мк. 1:29-45

 

     Христос являет миру Свою власть. В прошлый раз мы видели ее проявления над учением и над бесами, а сегодня перед нами самая волнующая сторона власти Божьего Сына: над болезнями. Самое дорогое для человека – это его здоровье. Нередко говорят: «Было бы здоровье, а остальное купим». На праздники желают вначале здоровья, а уж потом успехов в работе и личной жизни. И даже «мирное небо над головой» уступает место этой первостепенной нужде. Здоровье – предмет, ценность которого с годами не уменьшается, а увеличивается. В молодости мы его еще не особо ценим, потому что не знаем, как плохо быть больным. Но чем старше становимся, тем больше оно нас волнует.

     Болезни – бич человечества. Медицина достигла небывалых высот, но и болеть стали больше. Появляются новые болезни, о которых раньше и слыхом не слыхивали. «Число новых заболеваний за последние полвека возросло в 4 раза» – сообщается в докладе, опубликованном британским научным изданием Nature. Среди них много жутких и неизлечимых: СПИД, атипичная пневмония, лихорадка Эбола и птичий грипп. Возвращаются болезни, казалось бы, уже побежденные, например, корь, вспышка которой произошла в Курской области. Эпидемия распространяется и уже достигла Беларуси.

     Многие болезни стали следствием научно-технического прогресса. Самый яркий пример – рак. Ученые даже назвали его «платой за прогресс». В древности люди практически не страдали от онкологических заболеваний, они стали порождением современной цивилизации: загрязнения атмосферы, присутствия тяжелых металлов в почве и воде, радиоизлучений и канцерогенных продуктов. Кстати, о продуктах. Современное производство включает в состав приготовляемых продуктов столько вредных добавок, что почти все, что мы покупаем в магазине, разрушает здоровье. На Западе уже появились невообразимые формы аллергии, которые вскоре неминуемо придут к нам. Недавно, будучи приглашенным в лагерь для медиков, я узнал, что один из иностранных гостей этого лагеря, врач из Англии, не смог приехать из-за аллергии, на что бы вы думали? На молоко. Для того чтобы она проявилась, ему даже не нужно пить молоко или есть творог. Достаточно съесть булочку, в которой тесто было замешано на молоке – и все, он раздувается, как шар. Вот и в тот раз он чего-то недоглядел, раздулся и не смог приехать. Мне это обстоятельство было во благо: я поселился в его комфортабельном номере, но зато все это время думал об аллергии.

     Специалисты говорят, что в наши дни практически никто не умирает от старости. Смерть наступает от болезней. Вот главные причины смертности, согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения. «В странах с высоким уровнем доходов... люди умирают главным образом от хронических заболеваний: сердечно-сосудистых заболеваний, рака, деменции (склероз), хронической обструктивной болезни легких или диабета… В странах с низким уровнем доходов… люди умирают от инфекционных болезней: инфекции нижних дыхательных путей, ВИЧ/СПИД, диарейные заболевания, малярия и туберкулез».[1]

     Поэтому, когда мы читаем в Писании о болезнях и исцелениях, это, конечно же, волнует. У каждого из нас что-то болит. Каждый хотел бы избавиться от какого-то недуга. А тут перед нами чередой проходят люди, получившие исцеление от намного более тяжких недугов. Как не задаться вопросом: может быть, и я могу исцелиться? Христос исцелял всех, кто Его об этом просил. Так если я обращусь к Нему сейчас, почему бы Ему не сделать чудо и для меня?

     Исцеляет ли Христос сейчас так, как Он делал это во дни Своей земной жизни? Если вы соприкасались с верующими из пятидесятнических или харизматических церквей, то, вероятно, слышали, что баптисты, якобы, не верят, что Бог сегодня может исцелять больных. Сразу скажу: мы верим во всемогущего Бога, Который может все: разделять море, посылать манну с неба и воду из камня. Мы верим, что и в наши дни Его рука не сократилась, и сила не иссякла, и, конечно же, Он может исцелять. И все-таки, мы верим, что в наши дни такие массовые исцеления, какие происходили во времена Христа и апостолов, совершаться не должны. Ведь сейчас Бог не «одождяет» нам манну с неба, не умножает чудесно пищу и не воскрешает скоропостижно умерших. У Бога есть особый замысел, и Он последовательно претворяет его в жизнь. На разных этапах Он действует по-разному. А, самое главное, мы считаем, что духовное исцеление намного важнее телесного. Бог может послать выздоровление, может и не послать. Намного важнее то, что Он совершает в сердце человека, когда преображает старую, греховную природу, делает нас новым творением, изменяет жизнь. По сравнению с этим исцеление от болезни немного значит. Тело в любом случае истлеет и умрет. Привязываться к нему бессмысленно. Нам нужно помышлять о горнем, а не о земном.

 

     И все-таки, почему Христос производил массовые исцеления, а теперь этого нет? Почему всякий больной, обращавшийся к Нему, уходил здоровым, а теперь в церквах множество больных людей, и притом именно таких, какие получали исцеления: слепых, глухих, хромых? Чтобы разобраться во всем этом, нам нужно, прежде всего, ответить на вопрос: для чего исцелял Христос? Мне приходилось слышать несколько ответов. Вот некоторые из них:

     Версия первая: Для того чтобы сделать жизнь людей лучше. Даже песня есть: «Иисус Христос, Сын Божий шел больным здоровье дать». Сторонники этой версии считают, что болезни неугодны Богу, и поэтому должны быть исцелены. Но это неверно. Болезни часто приходят в жизнь людей по Божьей воле. Господь сказал Моисею: «Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли Господь?» (Исх. 4:11). Хотя Христос исцелил многих, еще большее число не получили исцеления. Перед Ним не было такой задачи: исцелить всех больных в Израиле. Если к Нему приносили страдающих от болезней, Он исцелял, но Сам нарочно не шел к ним. Придя в очередной город, Он не посылал учеников с объявлением: «Завтра будут совершаться исцеления». Да и вообще, если бы Он действительно хотел исцелить всех больных, Он бы мог просто Своей божественной силой сделать так, чтобы все повсюду стали здоровыми.

     Тогда версия вторая: Через исцеления Он хотел привлечь людей к Богу. Ведь если просто говорить, то кто-то уверует, а кто-то и нет, но если совершить чудо, то сразу сбегутся толпы. Но Христос не искал такой славы. Снова и снова Он приказывал исцеленным: «Никому ничего не говори!» И, кроме того, исцеления не привлекают к Богу, это факт. В девяностые годы страны бывшего Советского Союза захватила эпидемия целительства. Рухнула идеология атеизма, и вначале к нам хлынули экстрасенсы и «народные целители», толпы повалили к ним. А за ними явились «христианские целители», и не меньшие толпы устремились к этим новоявленным чудотворцам. Но в абсолютном большинстве эти люди искали не Бога и не спасения. Они хотели оздоровиться. Как-то у меня произошел разговор с одним из бывших членов харизматической церкви. У него были проблемы со спиной, и он в подробностях рассказывал мне, какие ощущения пережил во время сеанса исцеления: как у него там стало тепло, и он почувствовал движение в позвоночнике. Но это и все! Он ничего не говорил о возрождении, об освобождении от греха, о новой жизни во Христе. Он ничего этого не пережил. Теперь он ведет греховный образ жизни, и самое яркое, что у него произошло за время пребывания в церкви – это шевеление в позвоночнике. Во времена Христа было то же самое. Люди шли за Ним, чтобы исцелиться, или поесть, а потом, когда Он говорил о духовной пище, уходили.

     Для чего же исцелял Христос? Для того чтобы показать, что Он Божий Сын. Через чудесные исцеления Он являл Свою верховную власть. По одному Его слову боль уходила, увечья исправлялись, любая немощь отступала. Чудесные исцеления призваны были показать, что Он – Господь и Владыка над всем, в том числе и над болезнями. Поэтому нужно Его слушать и делать, что Он говорит. Совершенные Иисусом чудеса были словно печатью под удостоверением, что Он – Божий Сын, Господь неба и земли. Ему повинуются люди и бесы, ветер и море, болезни и смерть. Поэтому и вы поклонитесь Ему, признайте Его власть и начните Ему служить. Вот что хочет сказать нам Марк.

     Пройдем вслед за Христом из синагоги в дом Петра, где лежит в горячке его теща. Дождемся вечера, когда к дверям дома соберется весь город, неся больных и ведя одержимых. Встанем рано утром и удалимся за Спасителем в пустынное место для молитвы. Пройдем по Галилейским селениям и, в заключение, встретимся с прокаженным, несчастным, заразившимся самой страшной из известных тогда болезней. При этом будем наблюдать, прежде всего, за Христом: как Он Себя ведет, что делает и говорит. Пусть наше внимание будет всецело поглощено Им.

 

     Событие первое. Исцеление тещи Симона. Дело происходит в субботу, у людей выходной, а теща новопризванного апостола лежит с высокой температурой. «Горячка» – это старинное название лихорадки. Скорее всего, она где-то подхватила вирус, и теперь находилась в бредовом состоянии. Тело горело, крупные капли пота выступали на лбу, хотя, скорее всего, от высокой температуры пот высох, и лицо было красным от жара. Воспалившиеся губы жаждали воды. Страшные видения представали воспаленному мозгу, и бедная женщина металась на постели. Вероятно после чуда, совершенного в синагоге, кому-то пришла мысль, что Иисус может помочь и этой несчастной, и поэтому, прежде чем предложить поесть, Ему рассказали о ней.

     Дальнейшее поражает своей простотой и легкостью. «Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее» (Мк. 1:31). Выглядит так, словно Христос просто помог ей встать. Оказал, так сказать, любезность даме. Он не сказал ни слова, не совершил никакого священнодействия, не вознес молитвы, не возложил рук. Он просто взял ее за руку и поднял. В те времена медицина находилась на низком, знахарском уровне. Врачи знали целебные растения, для обработки ран пользовались маслом и вином. Главным лечением был покой и уход. Болезни либо заканчивались смертью, либо проходили сами собой. В случае лихорадки выздоровление занимало недели. А здесь «горячка тотчас оставила ее». Притом это была не какая-нибудь простуда. Лука уточняет, что теща Симона «была одержима сильною горячкою» (Лк. 4:38).  И еще более изумителен тот факт, что «она стала служить им», то есть прислуживать за столом. Когда человек находится в жару, его организм работает в усиленном режиме. Жизненные силы тратятся в ускоренном ритме, поэтому, когда жар спадает, наступает расслабление. Одновременно с облегчением человек чувствует усталость и изнеможение. Его оставляют в покое, и он спит, набирается сил. А теща Симона, как ни в чем не бывало, сразу взялась за работу.

     И так было всегда. Когда Христос исцелял, болезнь не просто отступала, она исчезала, словно и не было. Человек мгновенно становился здоровым и полным сил. В современной продвинутой медицине даже в случае успешного лечения, поправляющиеся должны еще пройти период восстановления, когда организм приходит в себя, усиленно питается и крепнет. Но когда исцелял Христос, никакого восстановления не требовалось. Бывшие хромые и парализованные не должны были заново учиться ходить. Они вставали и уверенно топали домой. Исцеление было полным и окончательным, организм не нуждался ни в какой реабилитации.

 

     Событие второе. Нашествие больных. Новости об освобождении одержимого в синагоге и исцелении тещи Симона облетели город. Вечером, когда заходило солнце, пространство перед домом оказалось заполненным людьми. Одни больные смогли добраться самостоятельно, других принесли родственники или друзья. Сюда же привели бесноватых. Они собрались так поздно, потому что в субботу запрещалось носить ноши, а суббота заканчивалась с заходом солнца. Также пришли любопытные, сочувствующие, и в результате «весь город собрался к дверям» (Мк. 1:33).

     И началось. Словно в сеансе одновременной игры Христос переходил от носилок к носилкам, от одного калеки к другому, и болезни отступали. Врожденные и приобретенные дефекты исправлялись. Неправильно сросшиеся переломы выравнивались, шрамы разглаживались, прозревали незрячие глаза и отверзались уши глухих. Не было такой болезни и немощи, которые бы не подчинились власти удивительного Целителя.

     Марк сообщает: «Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос» (Мк. 1:34). Слова «многих» производят впечатление, что из пришедших многие получили исцеление, но некоторые остались больными. Однако это не так. Матфей говорит, что Господь «исцелил всех больных» (Мф. 8:16). Лука дополняет: «Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их» (Лк. 4:40). Слова «исцелил многих» и «изгнал многих бесов» означают, что больных и одержимых было много. Не каких-то десять человек приковыляло. Их было множество, и ни один не ушел домой неисцеленным, и не было такого нечистого духа, с которым бы Иисус не совладал.

     День выдался утомительный, а вечер загруженный, поскольку больных было много. Но Иисус «утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк. 1:35). Это была единственная власть, которой подчинился Господь – Бог Отец. Перед Ним Он смирил Себя, быв послушным до смерти. Но со всем остальным Он вел Себя как власть имеющий. К одному Богу Он обращался с просьбами, а во всех остальных случаях повелевал. И никто и ничто не смели ослушаться.

     Симон и другие ученики через некоторое время пошли за Ним «и, найдя Его, говорят Ему: «Все ищут Тебя». Он говорит им: «Пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел»» (Мк. 1:37-38). Обратим внимание: Христос Сам говорит, что пришел не исцелять, а проповедовать Евангелие. Он возвещал Божью милость погибающим грешникам, провозглашал наступление Божьего Царства для тех, кто покаялся в своих грехах. Исцеление души для Него было важнее исцеления тела. Спасение от власти греха важнее спасения от болезни. Вечная жизнь важнее кратковременного земного странствования. «И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее» (Мк. 1:39).

 

     Событие третье. Исцеление прокаженного. Этот случай особо выделяется среди других. Проказа была намного страшнее тещиной горячки. Болезнь смертельная, жуткая и обезображивающая человека. Бедный больной гнил заживо. Все его тело покрывалось словно бы шелухой (греческое название проказы – «лепра» – происходит от слова «чешуя»). Вылезали волосы, образовывались гноящиеся язвы. Отмирали нервные окончания, и человек терял чувствительность. Он мог сжечь руку на огне, поранить ее до кости, сломать или вывихнуть ногу – и ничего не чувствовать. Исцелить такого больного было не легче, чем сотворить его заново. Это была вершина исцеляющей власти Христа, самое удивительное из всех исцелений.

     Но, кроме этого, случай с прокаженным содержит множество других важных уроков, достойных отдельной, большой проповеди. Мы посмотрим на них коротко. Взглянем вначале, как этот несчастный обращается к Спасителю. «Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить» (Мк. 1:40).

     Сразу бросается в глаза удивительное смирение этого человека. В других случаях люди, имевшие язвы, бросались на Иисуса, чтобы прикоснуться к Нему (Мк. 3:10). А этот человек падает перед Ним на колени и умоляет. Он не пришел с требованием: «Иисус, Ты всех исцеляешь. Чем я хуже? Давай, исцели и меня! Иначе нечестно будет». Он сказал: «Если хочешь, можешь меня очистить». Прокаженный признавал, что, возможно, на его исцеление нет Божьей воли, и смиренно соглашался с любым исходом. Произнося свое «если хочешь», он подразумевал: «Если не хочешь, я не буду требовать, настаивать, ходить за Тобой, пока Тебе не надоест, и Ты не исцелишь меня. Я подчинюсь Твоей воле и приму ее такой, как есть. Я прошу Тебя об исцелении, но не моя воля, а Твоя да будет. Не как я хочу, а как ты». Какой прекрасный пример! Мы не имеем права ничего требовать у Бога. Даже если Он обещал, с нашей стороны будет греховным нахальством обращаться к Нему со словами: «Ты обещал, значит, должен исполнить».

     Один из величайших пророков Даниил имел твердое обетование, что вавилонский плен продлится семьдесят лет. Но когда подошел назначенный срок, он молился так: «Мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие. Господи! Услыши; Господи! Прости; Господи! Внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем» (Дан. 9:18-19). На такие прошения Господь отвечает милосердием. Он противится гордым, а смиренным дает благодать.

     Кроме того, Марк указывает, что Христос «простер руку» и «коснулся его». А между тем, прокаженные были своего рода кастой неприкасаемых в Израиле. Во-первых, они считались обрядово нечистыми. Человек, прикоснувшийся к прокаженному, тоже становился оскверненным и уже не мог принимать участия в священнодействиях. А во-вторых, проказа была в высшей степени заразной. Талмуд запрещал еврею подходить к прокаженному ближе, чем на два метра, а в ветреную погоду – на пятьдесят метров. При прямом прикосновении угроза заражения становилась очень высокой. Поэтому Моиссев закон предписывал прокаженным следующее:

     «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: «Нечист! Нечист!» Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (Лев. 13:45-46).

     Но Христос не просто исцелил, а, протянув руку, коснулся больного. С одной стороны, так Он показал Свое милосердие и сострадание к этому несчастному. За все время болезни никто не прикасался к нему. Он уже забыл, как это: почувствовать человеческое прикосновение. А ведь даже в наши дни прикосновение означает расположенность. Мужчины обмениваются рукопожатиями, женщины поцелуями. Утешая, мы обнимаем, ободряя, хлопаем по плечу. Христос коснулся прокаженного, показывая тем, что этот человек Ему не противен, что Он не чувствует брезгливости и отвращения от вида и запаха безобразных, гнойных язв и шелушащейся кожи. Прикосновением Он показал Свое расположение к отверженному всеми прокаженному.

     В этом великий и прекрасный образ. Христос касается всякого грешника, приходящего к Нему. Он коснулся нас, не погнушавшись нашими грехами и внутренней нечистотой. Когда мы каялись перед Ним, то были противны самим себе, а Он простер руку с небес, коснулся нас, принес облегчение и утешение. Я никогда не забуду этого прикосновения, когда невыносимая сердечная боль сменилась облегчением, тоска превратилась в радость, вместо тяжелого бремени за спиной словно выросли крылья. А вы ощутили прикосновение Его руки?

     Но есть и другая сторона, более важная, хотя и не такая трогательная. Этим прикосновением Христос показал Свою верховную, божественную власть. Иоанн Златоуст писал, что Спаситель прикоснулся к больному, чтобы продемонстрировать что Он «исцеляет не как раб, а как Господь прикасается». Другой толкователь А.П. Лопухин об этом эпизоде пишет так. «Рука Господня через прикосновение к проказе не сделалась нечистою, между тем тело прокаженного от святой руки стало чисто».

     И оно действительно стало чисто тут же, на месте. Джон МакАртур пишет: «Зрелище, должно быть, было потрясающим – видеть, как изуродованное, сморщенное, покрытое язвами и струпьями тело отверженного всеми человека вдруг разглаживается, его руки и ноги становятся здоровыми, лицо – гладким и чистым, исчезают шрамы, появляются волосы, восстанавливается голос, глаза приобретают живой блеск. Чудеса современной медицины блекнут рядом с подобным чудесным выздоровлением».

     Встреча закончилась тем, что Христос запретил исцеленному рассказывать о происшедшем, а отправил его к священнику, чтобы принести скромную жертву, и тот официально объявил бы его чистым. Здесь тоже есть важный элемент. Почему Иисус запретил больному рассказывать о случившемся, пока не будут соблюдены формальности? Причину назвал Он Сам: «Во свидетельство им». Господь знал, что скоро у Него появятся противники. Книжники, фарисеи и те же самые священники, назовут Его обманщиком. Поэтому Он хотел дать им твердое свидетельство, чтобы они сами подтвердили, что проказа исчезла и больной исцелился.

     Было бы хорошо, если бы современные «целители» так же позаботились о свидетельстве и документально, в присутствии врачей зафиксировали хотя бы одно исцеление. Но до сих пор ни одного такого случая не зарегистрировано. Есть только слухи, ажиотаж и много шума, но на поверку все это оказывается пустым.

 

     Недавно прочитал в Интернете обращение бывшего харизматика, а теперь пастора «Церкви Добрых Перемен» в Мариуполе. Он обратился «ко всем «особо помазанным» служителям исцеления» со следующим предложением: оплатить авиабилет бизнес класса до Мариуполя, арендовать лимузин, лучший номер в отеле у моря и отменный завтрак.

     И дальше он пишет:

     А потом едем к инвалидам в моей Церкви на выбор…

     а) В общество детей инвалидов прикованных к постели и скрюченных болячками

     б) В нашу дочернюю Церковь для глухонемых христиан

     в) К моим друзьям — инвалидам колясочникам

     Если вы поднимаете ОДНОГО из детей инвалидов, или ОДНОГО из взрослых, если отверзаются уши ОДНОГО из моих глухонемых друзей с меня вам супер-приз…

     В качестве благодарности за ваш труд продаю хату и отдаю вам пожертвование…

     Но если вы это не можете сделать… Или не хотите… То позвольте мне остаться при своем и считать что ваши стадионные проекты и претензии на особую силу от Господа — пшик и пустой звук…

     И еще…, чтобы я не выглядел неверующим радикалом… Я верю, видел много раз и вижу периодически исцеляющую силу Господа в своей жизни, в своем служении и в жизни моих друзей. Но я убежден, что эта сила не в кармане человеческом и не в стадионных шоу-проектах претендующих на ее особое там проявление…

     Геннадий Мохненко.[2]

 

     Исцеляет ли Бог сейчас? Да. Правда, здесь есть несколько отличий. Поскольку сейчас Христос не на земле, Он исцеляет по молитве. Порой исцеление может произойти мгновенно, но чаще больной просто выздоравливает намного быстрее, чем другие. А порой болезнь остается, потому что такова Божья воля, и болезнь для этого человека полезней, чем здоровье.

Но вот что важно: главное в нашем сегодняшнем тексте – это не исцеление. Главное – это Христос. Если все, что нам нужно, – это избавиться от страданий, то это неправильная цель. Христос несравненно дороже здоровья. Исцеление от греха намного важнее исцеления тела. Жизнь вечная несопоставимо выше жизни земной. И исцеления, о которых рассказывает Марк, приводятся им, прежде всего, чтобы обратить наше внимание на великого Врача и Целителя человеческих душ.

 

     Какие из всего этого выводы?

     Первый и главный вывод: нам нужно занять правильное положение по отношению к Иисусу Христу. А именно: Прийти к Нему такими, как есть, как пришли со всеми своими проблемами, жители Капернаума. Искать Его с раннего утра, как искал Симон и бывшие с ним. Пасть перед Ним на колени, как пал прокаженный. И начать служить ему, как теща Симона после исцеления.

     Второй вывод касается исцелений. Если мы сами или те, кто нам дорог, больны, то нужно обратиться к Нему, Властелину над всеми явлениями во вселенной, в том числе и над болезнями. Помня о Его милосердии, просить об исцелении или выздоровлении. Но вслед за прокаженным повторить: «Если хочешь». Возможно, Господь и нам ответит: «Хочу, очистись». Возможно, Он скажет: «Хочу, но нужно, чтобы прошло время, эта болезнь еще нужна и Мне, и тебе». А возможно, Он ответит: «Хочу дать тебе нечто большее, лучшее, чем исцеление. Но для этого нужно потерпеть. Сила Моя совершается в немощи». И Он ниспошлет нам благодать, чтобы все перенести и преодолеть. У Него есть на это власть.

 

ФайлЗагрузить: Великий Целитель (Мк. 1:29-45)

Размер файла: 21 600 Кб

Загружено: 51