Проповеди | Спасительный ужас (Мк. 1:21-28)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

Спасительный ужас             Мк. 1:21-28

 

И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.
И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.
В синагоге их был человек, [одержимый] духом нечистым, и вскричал:
"Оставь! Что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
Но Иисус запретил ему, говоря: "Замолчи и выйди из него".
Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: "Что это? Что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?"
И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
 

     Мы находимся в начале большого раздела, в котором показана великая власть Божьего Сына. О власти Христа говорится во всех четырех Евангелиях, но здесь, у Марка, эта власть производит наибольшее впечатление, Господь здесь величествен и могуч. Окружающие Его люди то дивятся, то приходят в ужас. Никто не мог оставаться равнодушным, видя, что Он делал. В прошлый раз мы рассмотрели одну из сторон власти Спасителя – власть над сердцами и душами людей. Он призвал первых апостолов – Симона, Андрея, Иакова и Иоанна – и они беспрекословно последовали за Ним. Сегодня мы увидим еще два проявления Его верховной власти. Во-первых, это власть над учением, во-вторых, власть над бесами.

 

     Власть над учением.

     Наше повествование начинается с того, что Господь с учениками приходят в город Капернаум и в субботу отправляются в синагогу. Капернаум был небольшим, но успешным городком на берегу Геннисаретского озера. По преданию, отсюда происходил пророк Наум, поскольку название города буквально означает «деревня Наума». Теперь от него остались лишь развалины, уцелевшие, вероятно, только потому, что здесь был Христос, да еще два монастыря, православный и католический. А тогда здесь шумели люди. Город процветал, благодаря рыбной ловле и еще потому, что здесь проходили торговые пути. Рыба Геннисаретского озера крупная и вкусная. Ее ловили, солили и отправляли в разные места. Есть сведения, что эта рыба поставлялась даже в императорский дворец в Риме.

     Именно в Капернауме Христос явил наибольшее количество чудес, а также много учил. Но Его Слово не было принято, и, когда Господь укорял города, в которых Его отвергли, Он поставил Капернаум на особое место: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» (Мф. 11:23). В Капернауме жили первые апостолы, в частности, Симон и Андрей, в чей дом Христос и ученики направились из синагоги. Туристам и паломникам теперь показывают развалины этого дома.

     А неподалеку от развалин дома Петра сохранились развалины и самой синагоги. К сожалению, это не та синагога, в которой проповедовал Спаситель. Но, вероятно, она была построена на развалинах более древней синагоги, и уж там Он точно был. «Синагога» – слово греческое и означает «собрание». По-еврейски это место называлось «бейт кнесет», то есть «дом собрания». Первые синагоги появились в Израиле после Вавилонского плена. Оставшись без храма, благоверные иудеи вначале собирались по домам друг у друга, а потом начали строить специальные помещения для собраний. Обычно синагоги строились на возвышенных местах, и каждую субботу богобоязненные евреи до сих пор направляются туда.

     Чем занимались в синагогах? Там читали Священное Писание и разъясняли прочитанное. Кроме этого, происходило еще только одно: молитва. Но молились сравнительно недолго, а все оставшееся время посвящали Библии. В центре находилось возвышение, с которого читалось Божье Слово. Можно сказать, центром собрания в синагоге было чтение и изучение Священного Писания. Синагоги строили по образцу Иерусалимского храма, и в задней части, где в храме было расположено святое святых, стоял большой шкаф, а в нем хранились свитки Торы – самое священное достояние синагоги.

     Евреи высоко ценили и ценят Священное Писание. Оно считается самой великой святыней и драгоценностью, которая только может быть. Раввины заучивали тексты наизусть, писали толкования. Самой важной обязанностью для евреев было сохранить Божье Слово неизменным. Моисей от имени Божьего написал: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую» (Втор. 4:2). «Соблюдайте» значит «сохраняйте». И в этом отношении еврейские книжники преуспели. Вот небольшой материал с еврейского сайта www.evrey.com:

 

     К Свитку Торы предъявляется более двадцати требований, и только тот свиток, который удовлетворяет всем этим требованиям, считается "кошерным". Это – встроенная в Тору своеобразная система безопасности. Если хоть одно из двадцати условий нарушено, данный Свиток Торы не может считаться священным и зачитывать по нему текст Торы во время публичных чтений нельзя.

     Процесс тщательного переписывания свитка вручную занимает около 2000 часов (целый год работы в обычном режиме). За века еврейские переписчики выработали следующие принципы:

     Свиток Торы считается непригодным для чтения, если к тексту добавлена хоть одна буква;

     Свиток Торы считается непригодным для использования, если в тексте не хватает хоть одной буквы;

     Переписчиком может быть лишь образованный, религиозный еврей, который прошел специальную подготовку и получил аттестацию…

     Переписчик обязан произносить вслух каждое слово, прежде чем записать его;

     Между буквами и рядами букв должен быть определенный интервал. Если одна буква касается другой, свиток считается испорченным;

     Если хоть одна буква повреждена настолько, что ее невозможно прочесть, весь свиток недействителен…

     Если в каком-нибудь Свитке Торы обнаружена ошибка, то в течение 30 дней она должна быть исправлена (все это время использование Свитка для публичных чтений запрещено), в противном случае данный Свиток следует хранить в специальном архиве или захоронить в земле».

 

     Это лишь семь из двадцати требований, остальные из того же разряда. Серьезнейшие требования. Для того, чтобы сохранить Писание в неповрежденном виде, каждая буква в Пятикнижии была пронумерована. Их там 304805

     В Талмуде содержится следующая история. Знакомятся два раввина. Ишмаэль и Меир.

     Ишмаэль спрашивает:

     – Чем ты занимаешься, сын мой?

     – Я переписчик,

     Тогда рав Ишмаэль сказал:

     – Будь осторожен со своей работой, сын мой, ибо это – священный труд. Пропустив или добавив одну букву, ты можешь разрушить весь мир.

     Рав Меир сказал:

     – Я не совершаю ошибок с буквами, будьте в этом уверены. Я только беспокоюсь из-за того, что муха может сесть на страницу, когда чернила еще не высохли, и повредить одну из линий букв, и тогда вся моя работа пойдет насмарку...

     Таким было благоговейное отношение к Писанию в Божьем народе. В наши дни, когда в синагоге совершается чтение Ветхого Завета, на вышеупомянутом возвышении стоит чтец и громко читает. А внизу на скамье сидят еще двое раввинов со своими свитками и тщательно следят за тем, чтобы он не пропустил ни одной буквы. Для этого даже есть специальные указки, часто выполненные в форме руки, поскольку непосредственно пальцем тыкать в священный текст нехорошо.

     Понимая это, мы можем представить себе, как толковали Писание книжники времен Христа. Это было страшное дело, огромная ответственность. Поэтому они рассуждали осторожно, чтобы ни в коем случае не сказать чего-нибудь не соответствующего Торе. Часто они цитировали авторитетных раввинов. Мол, равви Гиллель сказал так, а равви Шаммай по-другому.

     Но вот, в синагогу Капернаума входит Христос и начинает учить. Слушатели вначале недоумевают, а затем удивленно переглядываются между собой. Он учил совсем не так, как они привыкли. В Евангелии от Марка нам не приводятся слова Иисуса, говорится лишь, что «Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» (Мк. 1:22). Но, благодаря Матфею, у нас сохранился прекрасный образец учения Спасителя, а именно Нагорная проповедь. Давайте прочитаем коротко, как Он обращался с законом:

     «Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной… Вы слышали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем… Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Еще слышали вы, что сказано древним: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя…» (Мф. 5:21-35).

     И так далее, и тому подобное. Шесть раз Христос повторил: «Вы слышали… А Я говорю вам». Где они все это слышали? Здесь же, в синагоге, с этого самого места, на котором теперь стоял Он. За этими словами они следили своими указками, их с детства знали наизусть. Но пришел Иисус, и все стал говорить по-своему. Одни заповеди Он изменял, другие вообще отменял. Моисей велел не прелюбодействовать, а Христос запретил даже смотреть с вожделением. Моисей разрешил развод, Христос запретил. Моисей заповедал соблюдать клятвы, а Христос сказал: «Не клянись вовсе». Конечно же, Он не отменял закон, не ухудшал его, а наоборот, возводил на новый уровень. И естественно, у слушателей возникал вопрос: Кто это Такой, что позволяет Себе так обращаться с законом Божьим? Кто вообще имел право изменять Священное Писание? Только Тот, Кто Его дал. Христос вел себя с Божьими заповедями не как исполнитель (хотя, конечно же, Он исполнил закон), но как Законодатель. Он вел Себя, «как власть имеющий», и поэтому люди, слушая Его, дивились.

     Попробуем посмотреть на Иисуса непредвзятым взглядом. Кто мог вести себя подобным образом? Так по-хозяйски обращаться с Писанием, править Божьи заповеди? Возможны только три варианта: либо Он был лжец и обманщик, выдававший Себя за Бога, либо Он был психически больной человек с манией величия, либо Он действительно был Божьим Сыном, и имел право так говорить и так действовать. Был ли Христос обманщиком? Обманщик не вел бы такую жизнь, какую вел Он: не имея где приклонить голову, владея только одной одеждой, ходя из селения в селение и везде получая отвержение. Будь Он обманщик, Он собирал бы деньги и разбогател. Он бы льстил людям, говорил то, что им хочется услышать. Но Он, напротив, говорил такое, что они уходили от Него. И, наконец, обманщик никогда не пошел бы на распятие, не согласился бы на столь ужасную смерть ради обмана!

     Был ли Христос больным человеком, искренне заблуждавшимся и страдающим от Своего непомерного «эго», как те, что считают себя Наполеонами или Кутузовыми. Кстати, некоторые из таких больных называют себя Его именем, говорят: «Я Иисус Христос». Один врач попробовал свести вместе трех таких больных в надежде, что они прозреют. Новоявленные Мессии вначале конфликтовали, а затем довольно мирно ужились, каждый придумал себе какое-то объяснение происходящему. Так может быть, и Иисус из Назарета был психически нездоровым, когда взошел в синагоге на возвышение и начал учить собравшихся, как власть имеющий? Опять-таки, этот вариант не подходит. Больной человек не мог бы придумать учение, которым на протяжении уже двух тысяч лет восхищаются сотни миллионов людей. Величайшие умы Его времени пытались с Ним спорить, и проигрывали. Кто-то сказал, что если бы собрать вместе величайших философов и мудрецов всех времен и дать им задание написать лучшее, на что они способны, то в результате вышло бы некое подобие Нагорной проповеди. Мог ли безумец такое создать? Конечно же, нет.

     Остается один вариант: Иисус действительно был Тем, за Кого Себя выдавал. Он был Божьим Сыном, и с этим нужно считаться. Нас Он тоже учит, «как власть имеющий». Он имеет власть над нашими жизнями, временем, силами и душами. Если мы игнорируем эту власть, то восстаем против Господа неба и земли.

 

     Власть над бесами

     Тут же, в синагоге произошло событие, продемонстрировавшее еще одну власть Иисуса Христа, а именно Его власть над нечистыми духами, то есть бесами. Среди слушателей находился одержимый человек. Некоторое время он молчал, но затем, не в силах выдержать присутствия Христа, закричал: «Оставь! Что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий» (Мк. 1:24). К этим словам мы вернемся чуть позже, а сейчас напомним себе несколько фактов об одержимости.

     Факт первый: бесы действительно существуют. Это падшие ангелы, злые духи, беспокойные и жестокие. У них нет рогов и копыт, и находятся они не в аду среди котлов, а в окружающем нас мире среди людей. Мы их не видим, но, думаю, это и хорошо, потому что если бы наши глаза каким-то образом обрели способность их видеть, мы пришли бы в ужас от их количества и глубины их падения.

     Факт второй: бесы могут входить в людей. Человеческое тело является для них своего рода домом (см. Мф. 12:43-44), где они чувствуют себя немного спокойнее. В одном человеке может жить один бес, как в нашем случае, семь, как в Марии Магдалине, и даже несколько тысяч, как в Гадаринском бесноватом. Живя в человеке, нечистый дух подавляет его волю и пользуется его телом. Он может говорить его языком, и у человека наблюдается некое подобие раздвоения личности. Он придает ему нечеловеческую силу, и жертва разрывает путы и разбивает оковы. Если бесов было много или они были слишком свирепые, то бедные жертвы вели полузвериный образ жизни, находя обиталище в пещерах или на кладбищах. Но порой одержимые вели себя более или менее мирно, лишь временами выходя из себя. В таких случаях они жили среди родственников, периодически причиняя им беспокойство своими выходками.

     Одержимость похожа на психическую болезнь, хотя это не одно и то же. Человек может заболеть психическим расстройством, но не иметь в себе беса. И, с другой стороны, одержимый может вести себя, как психически больной. Почему так происходит? Потому что нечистый дух, поселяясь в человеке, отрицательно действует на его психику, подавляет волю, разрушает разум. В результате симптомы оказываются схожими. В Библии проводится различие между психическими расстройствами и одержимостью. Например, есть понятие «сумасшествие» (Втор. 28:28), как болезнь, не связанная с действием злых духов.

     И, наконец, факт третий: из всех несчастий иудеи времен Христа больше всего боялись одержимости. Бесы представлялись им страшной, злой, невидимой и непобедимой силой. Из всех зол люди тех времен выбрали бы одержимость в последнюю очередь. Все лучше: война, болезнь, стихийное бедствие. Все это можно пережить, если в сердце спокойно. Но если там поселяется страшная, падшая личность, которая лишает покоя, невыносимо мучит и терзает, то ничего хуже и представить нельзя. Одержимые были самыми несчастными из всех людей, и едва ли кто пожелал бы такой участи даже врагу.

     Но вернемся в синагогу. Привычный ход собрания вдруг нарушился жутким криком бесноватого. С первого взгляда видно, что это крик отчаяния и ужаса. Дух почувствовал, что пришел конец его владычеству над этой душой. И едва ли ему удастся войти в кого-то другого, потому что «Иисус Назарянин… пришел погубить» все их демоническое сообщество, уничтожить их злую власть.

     Здесь нам будет нелишне остановиться и обратить внимание на то, как нечистый дух называет Спасителя. Он говорит: «Знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий» (Мк. 1:24). Вообще, Марк уделяет бесам много внимания в своем Евангелии. Это яркая линия в его повествовании. Я проследил за этой линией и сделал интересное наблюдение. С каждой последующей встречей бесы говорят о Христе все больше и больше. Вот как это происходит:

     Мк. 1:24: «Оставь! Что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий».

     Мк. 1:34: «Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос».

     Мк. 3:11: «И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: «Ты Сын Божий»».

     Мк. 5:7: «И, вскричав громким голосом, сказал: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!»».

     В первом случае дух сказал, что Иисус – «Святой Божий». Это уже само по себе высокое звание. Святых было не так уж и много. Например, евреи называли святыми авторов Священного Писания (2 Пет. 2:21). Но, согласимся: хотя это описание и верно, и Иисус действительно «Святой Божий», этого, все же, недостаточно. Десятью стихами ниже бесы говорят, что Он Христос. Это уже существеннее. Святых много, а Христос только один. Это долгожданный Мессия, Которого Божий народ ждал на протяжении веков. В третьей главе нечистые духи кричат: «Ты Сын Божий». Это уже скачок в заоблачные дали, потому что «Христос» – это звание перед людьми, а «Сын Божий» – это положение в небесной славе, высшая, божественная сущность Спасителя. И, наконец, словно окончательный вывод из всего сказанного звучат слова самого страшного из всех одержимых в Библии: «Иисус Сын Бога Всевышнего». Это было произнесено громким голосом, словно во свидетельство перед небом и землей. Так перед нами постепенно раскрывается полная картина. Как мы увидим, Марк пользуется этим приемом и в дальнейшем.

     Посмотрим теперь, как Иисус совершает изгнание. Одержимые были во всех народах, и попытки изгнать бесов включали в себя длинные и сложные ритуалы, которые, впрочем, едва ли много помогали. Экзорцисты одевались в специальные одежды, пользовались особыми «священными» предметами, произносили таинственные заклинания. Простым смертным все это казалось чем-то запредельным, поэтому изгоняющие бесов вызывали благоговейный трепет и пользовались особым уважением.

     Но Христос не произносит таинственных формул, не пользуется святой водой, не одевается в священные одежды, даже не молится. Он просто и спокойно говорит нечистому духу: «Замолчи и выйди из него» (Мк. 1:25). Реакция беса была бурной: «Дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него» (Мк. 1:26). Должно быть, это был разительный контраст: Иисус твердо, но спокойно, без крика и экспрессии сказал несколько слов, и бесноватого сотрясает от головы до ног, громкий крик раздается под сводами синагоги, оглушая присутствующих, и освобожденный бессильно опускается на пол. Произошло явление невиданное, небывалое.

     Присутствующие повели себя соответственно: «Все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: «Что это? Что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?»» (Мк. 1:27). Вначале, когда Он говорил, они «дивились», а теперь «ужаснулись». До них стало доходить, что на их глазах совершается нечто небывалое, великое и славное. Перед ними вершилась история, и происходило то, чего не видел никто прежде.

     Здесь уже второй раз звучит слово «власть», и это слово как нельзя лучше показывает сущность Христа, Его природу и характер. Он – «власть имеющий», Он – Божий Сын. Хотя люди в синагоге еще «не дозрели» до таких выводов. Они пока еще спрашивают только: «Что это за новое учение?». Они еще думают, что дело заключается в учении. Но пройдет совсем немного времени, и они станут спрашивать: «Кто же Сей?» (Мк. 4:41).

     А теперь вопрос к нам: дозрели ли мы? Что нас интересует больше: учение Иисуса Христа, или Он Сам? Знаем ли мы, Кто Он, и для чего Он пришел? Осознаем ли Его власть над Собой и покоряемся ли этой власти? Многие сейчас «дивятся», читая о Христе, глядя на Его последователей. Но нужно «ужаснуться» перед Ним, осознать, Кто Он такой, и какое Он имеет право на нас. Нужно прийти в страх и трепет от осознания Его величия и преклониться перед Ним всем сердцем, душой, крепостью и разумением. Он один этого достоин.

     Думаю, проблема многих христиан в том, что они не пришли в ужас в свое время. Они услышали о любви Иисуса Христа, им понравились Его слова и спасение, которое Он дарует. Им еще, возможно, предлагали «подружиться» с Иисусом Христом, и они подумали: «Почему бы и нет?» Они приняли Его, как Спасителя, Учителя, Друга, но не как Господа. Они не подчинили Ему всех себя, они с Ним считаются, но Ему не покоряются. У них своя жизнь, и в ней какая-то часть выделена для Него. Может быть, десятая или седьмая. Но Он имеет право на все, Он имеет власть над всем. Нужно подчиниться Его владычеству, покориться Его власти. Нужно вострепетать великим трепетом и убояться великим страхом. Познать Его, как всевластного и могущественного Сына Божьего, все сложить к Его ногам и самим стать Его покорными слугами. Это настоящее христианство и настоящая духовная жизнь.

ФайлЗагрузить: Спасительный ужас (Мк. 1:21-28)

Размер файла: 19 700 Кб

Загружено: 52