Проповеди | Евангелие Царствия Божия (Мк. 1:14-15)
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

Евангелие Царствия Божия

14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия

15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

Мк. 1:14-15

 

     Перед нами один из самых известных текстов Библии. Его пишут большими буквами на стенах церквей, У пожилых христиан его можно встретить дома, вставленным в рамку. Молодые такого обычая не имеют, зато они носят его в виде плаката по улицам. Действительно, эти слова поражают простотой и величием, трогательностью и огромной силой. В них говорится о грандиозных, невероятных событиях, и одновременно содержатся ясные и прямые указания о том, что нам необходимо делать.

     Впрочем, мы должны обратить внимание и на предысторию. В стихе 14 говорится, что «предан был Иоанн», и что после этого «пришел Иисус в Галилею». Речь идет об Иоанне Крестителе, великом предшественнике Христа, благодаря которому изменили свою жизнь и обратились к Богу тысячи, возможно, десятки тысяч людей. Такая деятельность, конечно же, не могла остаться безнаказанной, поэтому Иоанн был «предан». Из дальнейшего повествования мы узнаем, что его заключил в темницу царь Ирод. Причина проста: Ирод был прелюбодей, который завел любовную связь с женой своего брата. Иоанн Креститель сурово обличал этот грех, видимо, как перед самим Иродом, так и перед людьми. За это он и поплатился. Его схватили и через некоторое время казнили. В дальнейшем мы вернемся к этому случаю. Марк подробно рассказывает о судьбе Крестителя в шестой главе.

     Далее наш текст говорит, что после ареста Иоанна Крестителя Иисус отправился в Галилею. Трудно сказать, связаны ли эти события между собой. С одной стороны, Иоанн проповедовал и крестил в Иудее. Очевидно, там его и взяли. В этом случае создается впечатление, что Христос решил уйти из опасного места. Однако Евангелие от Луки сообщает, что тот самый Ирод, который расправился с Иоанном, как раз в Галилее и жил! (Лк. 3:1). Когда Христос совершал служение в этой области, Ирод хотел убить и Его, о чем Иисусу сообщили некоторые из фарисеев. На это Он ответил: «Пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий [день] кончу; а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» (Лк. 13:32). Из этого ответа видно, что Христос не боялся мстительного царя, а кроме того, знал, что Ему суждено погибнуть в Иерусалиме. Поэтому Он пошел в Галилею явно не из страха.

     Тогда, может быть, Он нарочно отправился прямо в змеиное гнездо, чтобы показать ученикам пример бесстрашия или лично противостать нечестивому монарху? Опять-таки, нет. Он не проводил агитацию против Ирода, не искал с ним встречи, вообще, вел Себя так, словно никакого Ирода не существует. Кстати говоря, в этом я усматриваю важный принцип христианского отношения к политике. Христиане на все смотрят по-другому. То, что в мире кажется важным и значительным, для нас немного значит. Деньги и роскошь, слава и известность, власть и политика – все это высоко у людей, но перед Богом это мерзость. И Христос, и апостолы вели себя так, словно власть имущие находятся где-то далеко-далеко, словно все земные дела – это такая мелочь, что на нее не стоит обращать внимания. А, с другой стороны, то, что для мира ничтожно и незначительно, для нас важно. Мы удаляемся от грехов, не только больших и разрушительных, но и мелких. Кажется: что здесь такого, если немного соврать, малость украсть, чуть-чуть посплетничать? Но для нас это важно. Даже самый маленький грех – это великое зло. Мы придаем большое значение общению с Богом и церковной жизни. Для внешних людей это чепуха, пустое времяпровождение, а для нас это важнейшие из занятий.

     И, наконец, наша главная задача в этом мире – проповедь Евангелия. Вот это, как раз, и есть то, для чего Христос пришел в Галилею. Он не спасал Свою жизнь и не шел свергать злого правителя. Он пришел туда, «проповедуя Евангелие Царствия Божия» (Мк. 1:14). Как-то раз Господь призвал одного из Своих слушателей последовать за Ним. Тот человек, вроде бы, согласился, но сказал: «Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Это подразумевало, что он хотел участвовать в долгом погребальном обряде и оплакивании. На это Иисус сказал ему: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лк. 9:59-60). Люди мира сего мертвы в глазах Божьих. Они занимаются мертвыми делами, то есть бессмысленными, бесполезными вещами. По моему мнению, политика – это одно из таких мертвых дел, не имеющее ценности перед Богом. Пусть занимаются ею те, кто считает это важным. Пусть мертвые погребают своих мертвецов. А мы живы, и у нас есть живое занятие, несущее жизнь другим. Ты пробиваешься во власть? Ты борешься за права человека? Ты стоишь на Майдане, сидишь в Окрестино, пишешь открытые письма, агитируешь за своего кандидата? Это ли надлежащее занятие для христианина? Лучше «иди, благовествуй Царствие Божие», а не пытайся установить очередное человеческое.

     Такова была цель Христа, и выбрал Он Галилею, думаю, потому что Иудея, Иерусалим и заиорданская окрестность уже слышали проповедь Иоанна и приготовились к наступлению Божьего Царства, то есть покаялись и крестились. А Галилея была областью непросвещенной. Там было много людей, нуждающихся в спасительной вести. Надо сказать, что эта область в те времена пользовалась дурной славой. Там было много людей безбожных, грешных. Живя вдали от Иерусалима, многие не ходили в храм, пренебрегали духовной жизнью. В Евангелии от Иоанна есть две фразы, характеризующие отношение иудеев к Галилее. В первой главе, когда Филипп говорит Нафанаилу: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета», тот недоверчиво отвечает: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:45-46). Назарет находился в центре Галилеи, и именно там жил Спаситель до того, как начал Свое служение. Другую фразу сказали члены синедриона Никодиму, когда тот попытался вступиться за Иисуса. Они сказали: «И ты не из Галилеи ли? Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» (Ин. 7:52).

     В общем, место было не из лучших, но именно туда отправился Христос, оправдывая сказанные Им позже слова: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17). Матфей вспоминает древнее пророчество Исаии: «Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:15-16). Думаю, в этом тоже важный урок. Христос шел к грешникам, общался с теми, кого гнушались святоши Его времени. И нас Он призывает обращаться к духовно больным людям, которые далеко не всегда вызывают приятные чувства. Больной человек – это всегда сложно. Он унывает, жалуется, у него много проблем и нужд, да и внешне он не особо привлекателен. Болезни часто обезображивают людей. Конечно, со здоровыми общаться намного приятнее, но по примеру Христа, нам тоже нужно обращать свое внимание и сердце к тем, кого искалечил грех.

 

     Чем занимался Христос в Галилее? Он проповедовал. К сожалению, это слово в нашем понимании утратило свой первоначальный смысл, а, между тем, нам важно понимать, что оно значит. Для современных евангельских христиан проповедь – это то, чем занимается пастор и проповедники. Это выступление, речь, к которой нужно долго готовиться, и которая требует наличия определенных навыков и таланта. На такое способен далеко не каждый, и как бы это элегантно и легко ни выглядело, служение проповеди – тяжелая работа. Павел, давая наставления Тимофею, говорит: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17).

     Церковь должна уделять серьезное внимание служению проповеди. Проповедники должны действительно усердно и самоотверженно трудиться в этом деле. Однако когда речь идет о благовестии, в Новом Завете употребляется особое слово: керигма. Оно переводится, как «проповедь», но буквально означает «возвещение», «провозглашение». Как если бы глашатай или вестник прибыл в город и сообщил важную новость. Для советских людей, пожалуй, самым известным «глашатаем» был Юрий Левитан, диктор всесоюзного радио. Едва ли кто-нибудь не слышал его самую известную «проповедь» – объявление о начале войны.

     Видеовставка.

     Чем отличается его речь от моей? У меня она намного длиннее, в ней много рассуждений, примеров. Кстати, Левитан – один из них. Мою «проповедь» лучше было бы назвать выступлением, а у него керигма, то есть «возвещение, провозглашение, сообщение». Именно с такой проповедью Иисус Христос пришел в Галилею. Он не произносил длинных речей, не подражал красноречивым ораторам древнего мира. Его весть была короткой, емкой и сильной: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие».

     И когда мы разговариваем с неверующими людьми, от нас не требуется красноречие. Бог не послал нас сочинять длинные, витиеватые выступления. Он вложил в наши уста короткую, простую весть и послал сообщить ее всем людям. Это может каждый. Чтобы благовествовать, не нужно быть оратором, не нужно учиться. Провозглашать может всякий. Приведу еще один пример, как однажды таким «возвещателем» стала моя мама. Жарким августовским днем мы копали картошку. Мне эта работа не особо нравилась, и я часто разгибал натруженную спину и смотрел по сторонам. Поэтому и увидел первым, что на ферме загорелся стог сена. Мальчишки играли со спичками и случайно подожгли. «Мама, – говорю, – гляди: стог горит». Мама глянула и вдруг как завопит на всю деревню: «Люди! Пожар!» Минуты не прошло, я гляжу: уже бегут с фермы люди с ведрами, лопатами, огнетушителем. Давай этот стог тушить, хотя какое там потушишь. Уже не помню, спасли ли другие стога, или несколько их сгорело, впрочем, речь не об этом. Сообщить новость может каждый. А тем более у нас хорошая новость.

 

     Христос провозглашал «Евангелие Царствия Божия». Слово «Евангелие» переводится именно как «добрая весть». Причем, эта добрая весть настолько хороша, что содержит в себе целых три хороших новости. У нее словно три грани, три стороны, и одна лучше другой.

     Первая хорошая новость заключалась в том, что «исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие». Что это за время и что это за Царство? «Время» – это время, назначенное Богом, а «Царство» – это Царство, обещанное Богом.

     В Ветхом Завете Господь дал людям много различных обетований. Важно заметить, что обетование – это не то же самое, что обещание. Обещания могут касаться мелких и незначительных вещей. Мы порой обещаем перезвонить, прийти, помочь, а потом забываем и не особо тяготимся. Обетование несравненно выше и важнее. Корень этого слова – «обет», то есть торжественно произнесенное обязательство, которое нужно выполнить любой ценой. Другими словами, Бог дал обет, и значит, Он обязательно исполнит его. Даже если бы Он просто пообещал, мы вполне могли бы рассчитывать, что Он сдержит слово, но Он «обетовал», поставив исполнение обетованного в Свою святейшую обязанность.

     Обетований был целый ряд. Например, Бог неоднократно говорил, что сохранит Израиль. И Он держит слово. Исчезли, растворились в небытии халдеи и филистимляне, идумеи и моавитяне – народы, которые в свое время были больше и могущественнее Израиля. Но теперь и память о них исчезла бы, если б не Библия. А Израиль живет и процветает. «Ибо дары и призвание Божие непреложны», – говорит Павел (Рим. 11:29).

     Но наибольшим, величайшим Божьим обетованием было обетование Божьего Царства. Через многих пророков Бог многократно говорил, что настанет время, когда мир, который мы знаем и в котором живем, исчезнет. Низвергнутся структуры власти, рухнет мировая экономика, исчезнет культура. Страшные катастрофы произойдут на земле, миллионы людей погибнут. Вода будет красной от крови, воздух непроницаемым от дыма. Солнце померкнет, звезды падут с неба. Это будет День Господень, великий и страшный. Но после этих ужасов, в которых погибнут грешные и нечестивые люди, Бог установит Свое Царство – Царство Божие. Настанет новая эра, удивительное и великое время. Те, кто был верен Богу и умер, не дожив до того времени, пробудятся и войдут в это Царство в новых, воскресших телах. На земле утвердится мир и процветание. Люди «перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4).

     Об этом Царстве говорят почти все пророки, но лучше всех – Исаия. Его пророчества написаны как песня, как гимн: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис. 25:8-9). «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35).

     Поколения сменялись поколениями, а люди ждали и ждали этого Царства. У любого другого народа эта надежда, возможно, давно бы рассеялась и исчезла, превратилась в миф, несбыточную мечту. Но Израиль верил и ждал, потому что это было Божье обетование. И вот, приходит Христос и возвещает: ««Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие!» Срок подошел, назначенный час близок, скоро все изменится. Конечно же, это добра весть для обиженных и оскорбленных, для тех, кто терпит нужду и боль, кто тяжело работает и воздыхает от творящегося в мире зла.

 

     Есть и вторая хорошая новость, она заключается в слове: «Покайтесь». Это слово одновременно грозно и светло. Оно внушает страх и облегчение. Во-первых, если нам нужно покаяться, то, это значит, что мы грешники. Христос призывал к покаянию всех, без исключения. Не только Ирод со своей прелюбодейкой-женой были грешниками в Галилее. Все, кого встречал Христос, слышали от Него слово: «Покайтесь». Это слово грозно, оно показывает, что обычный человеческий образ жизни не угоден Богу. Есть препятствие, мешающее нам войти в Божье Царство. Это препятствие – грех. Именно на грешников обрушатся все ужасы и бедствия Великой скорби. Бог будет наказывать грешников перед наступлением Своего Царства, и в числе этих грешников мы! Многие люди, читая Апокалипсис, испытывают страх, и это правильно, это то, что их ждет. Это и было написано, для того, чтобы устрашить, чтобы люди начали бояться.

     Но в то же время призыв Христа «Покайтесь» светел и полон надежды. Он означает, что есть шанс и грешнику войти в Божье Царство. Что и тому, кто жил без Бога, и не сможет устоять перед Ним, есть надежда. Если вы воровали и обманывали, если блудили и пьянствовали, если оскорбляли и богохульствовали, вы все равно можете спастись. Что нужно для этого сделать? Покайтесь! Чтобы убрать грех, не нужно наказывать себя самоистязаниями. Не нужно искупать его великими подвигами, не нужно покрывать его добрыми делами. Нужно только одно: покаяние.

     Что такое покаяние? Мне приходят на память времена пророка Иоиля. В те дни Израиль постигло бедствие. Полчища саранчи уничтожили урожай. Засуха иссушила всю зелень. Пожары выжгли поля и сады. Пророк говорит, что это было наказание от Господа, и призывает к покаянию. Вот его слова:

     «Но и ныне еще говорит Господь: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии…» И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой» (Иоиль 2:12-18).

     Покаяние – это сокрушение перед Богом, сожаление о сделанных грехах и, разумеется, оставление этих грехов. Покаяние – это если вы крали, а потом вам стало стыдно и горько, и вы вернули украденное. Это если вы сквернословили, а затем вам стали противны все эти гнилые слова, и вы начали исправлять свою речь. Это если у вас был любовник или любовница, а затем вас заела совесть, и вы решили стать верным супругом.

     В Новом Завете есть много примеров покаяния. Это грешница, омывшая слезами ноги Иисуса, и блудный сын из притчи, разбойник на кресте и апостол Петр, отрекшийся от Христа, гонитель Савл и начальник мытарей Закхей. Люди, много и тяжело грешившие, но все они вошли в Царство Божье, потому что покаялись. Вот что говорил им Иисус. Грешной женщине: «Прощаются тебе грехи», сборщику налогов Закхею: «Ныне пришло спасение дому сему», Разбойнику на кресте: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 7:48; 19:9; 23:43).

     Это, несомненно, благая весть. Покаяние – ничтожная плата за Божье прощение. Ведь каждый грех – это плевок в лицо Бога, это преступление, наказание за которое – вечная мука в аду, это мерзость, отвратительная для Создателя, но Он готов простить, если мы покаемся. В земных судах искреннее раскаяние может смягчить приговор, но никогда не отменит его. Перед Божьим судом покаяние – это все, что нужно, чтобы навсегда уничтожить наше прошлое и устранить преграду, лежащую на пути в Божье Царство.

 

     Наконец, третья хорошая новость заключена в словах «веруйте в Евангелие». Для того чтобы войти в Божье Царство, мало избавиться от грехов. Вход туда нужно заслужить. Однажды к Иисусу Христу подошел молодой человек, который задал важнейший вопрос, волновавший всех людей, которые ждали Божьего Царства: «Учитель благой! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19:16). Такой же вопрос задавал Ему и один из законников: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10:25). Люди надеялись, что если они будут совершать добрые дела, а именно: подавать милостыню, жертвовать на храм, помогать попавшим в беду, прощать долги, трудиться на благо других, пресекать зло, то это им зачтется.

     Но, пытаясь заслужить вход в Божье Царство, они сталкивались с извечной проблемой. Сколько бы добрых дел они ни сделали, совесть им подсказывала, что этого недостаточно. Ведь Божье Царство – это вечная радость и счастье, каждодневное благоденствие и полнота жизни. Молодой человек из евангельского повествования соблюл заповеди, но чувствовал сердцем, что этого мало, и спрашивал Христа: «Чего еще недостает мне?» (Мф. 19:20). Так и мы: сколько бы ни служили Богу, мы будем понимать, что этого мало, что все наши заслуги ничтожны.

     И вот она, третья хорошая новость: веруйте в Евангелие! Это засчитается вам вместо всех добрых дел. «Не бойся, только веруй», – это призыв, с которым Христос обращается к каждому сомневающемуся. Это великая истина Священного Писания: «Праведный верою жив будет» (Рим. 1:17; Гал 1:3:11; Евр. 10:38). Для того, чтобы войти в Божье Царство, не нужны заслуги, нужна только вера.

 

     Конечно же, просто так ничего не бывает. Бог не может простить грехи просто так, за одно лишь покаяние. Он не может впустить нас в Божье Царство только потому, что мы уверовали. У всего есть своя цена. И у нашего спасения она тоже есть. Ее уплатил за нас наш Господь и Спаситель Иисус Христос. Это Он взял на Себя наши грехи и умер за нас на страшном кресте. Это Он заслужил нам вход в Божье Царство Своей безупречной и праведной жизнью. И поэтому Бог открывает его так дешево, даром. Придя в Галилею, Господь не говорил о той причине, по которой это стало возможным. Он не рассказывал этим людям, что умрет за них и отдаст им Свою праведность. Его Евангелие было простым и светлым: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». Но для Него Самого оно было мрачным и горьким.

     Мы теперь знаем больше, чем люди, слышавшие проповедь Христа. Но и для нас Его призыв остается тем же. К каждому человеку Он и теперь обращается с простыми и великими словами: «Покайтесь и веруйте». Божье Царство близко к нам. По Своей милости Бог отложил его наступление, но оно обязательно настанет. «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр. 21:27). Впрочем, не войдут туда и те, кто старался собственными усилиями заслужить право на вечную жизнь. Войдут туда только те, кто покаялся и уверовал. В этом Благая весть, «Евангелие Царствия Божия».

ФайлЗагрузить: Евангелие Царствия Божия (Мк. 1:14-15)

Размер файла: 17 900 Кб

Загружено: 82