Проповеди | Четыре повода для радости. Послание к Филиппийцам
Новые проповеди
Мои аудиозаписи

 

     В прошлый раз мы посмотрели на Послание к Филиппийцам, можно сказать, с высоты птичьего полета. Пора бы уже спуститься с небес и рассмотреть поближе драгоценные слова. Но так хочется еще немного остаться в горних пространствах. Очень уж замечательные виды отсюда открываются, и мы останемся ненадолго еще и посмотрим на это послание немного под другим углом. Раньше мы обращали внимание на самые яркие и известные стихи, так сказать, на достопримечательности. Когда летишь на самолете, то некоторые объекты словно приковывают к себе взгляд. Например, при подлете к Минску можно увидеть «Раубичи», известный лыжный комплекс. Там есть большой трамплин для «летающих лыжников», его хорошо видно, смотришь и думаешь: как это они там прыгают. А если подлетать к большим городам Америки, то взгляд останавливается на небоскребах. С самолета низкие постройки неразличимы, земля кажется ровной и гладкой. Но небоскребы устремляются ввысь, словно башни. Вот на такие башни и небоскребы Послания к Филиппийцам мы и смотрели в прошлый раз. Эти «золотые стихи» уже живут независимой жизнью. Верующие порой вспоминают эти стихи, и даже не думают, что они из этого послания. Но, конечно, лучше читать их в контексте, знать, по какому поводу Павел написал их, к кому обращался, какую проблему пытался решить. Мы посмотрели на три главных небоскреба. Во-первых, стих «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». Во-вторых: «Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь». И, в-третьих: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Эти горные пики, выступающие над поверхностью Павловой речи, могут многое сказать о теме этой книги, об обстоятельствах жизни Павла и его мыслях.

А сегодня мы обратим внимание на «географию» этого послания, попробуем составить его план. Это будет нетрудно, текст разделен на четыре главы, как раз на четыре части. Каждая часть имеет свою тему, Павел по очереди переходит от одной к другой. Впрочем, есть тема и объединяющая, проходящая красной нитью через всю книгу. Она есть во всех четырех главах, и ее невозможно не заметить. Это тема радости. Какую бы главу мы ни взяли, везде найдем радость. Только радуется Павел о разных вещах. Пройдем кратко главу за главой и посмотрим, чему радуется апостол. Может быть, и мы порадуемся вместе с ним.

 

     Первая глава – первая часть. Ее можно назвать «Радость от благовестия». Бог послал Павла благовествовать, и апостол усердно исполнял это поручение. Для некоторых христиан благовестие – это «принуждение тяжкого долга», как поется в песне. А вот Павлу оно было не в тягость, а в радость, несмотря на все злоключения, лишения и скорби. Вот его слова: «Я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян. 20:24). В первой главе нашего Послания эта радость видна неоднократно.

     Начать с того, что Павел с радостью благодарит Бога за филиппийцев: «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас, принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне» (1:3–5). Самая первая причина для радости апостола – участие филиппийцев в благовествовании. Кстати говоря, как они участвовали? С первого взгляда кажется, что они просто были благовествующей церковью: много свидетельствовали, распространяли Слово Божье. Но Павел имеет в виду немного другое: филиппийцы собрали пожертвования для того, чтобы поддержать служение Павла. В конце послания Павел указывает, что они это делали регулярно. Когда он создал у них церковь и отправился дальше, они узнавали, где он и что с ним, и посылали ему средства, чтобы он мог продолжать свое служение. Так что их «участие в благовествовании» выражалось, прежде всего, в материальном служении: они усердно жертвовали на поддержку миссионерского служения. С другой стороны, можно задать вопрос: а сами они совершали «труд благовестника»? Было ли у них желание не только жертвовать на служение Павла, но и самим участвовать в деле Евангелия? И хотя в тексте подтверждения тому нет, сам собой напрашивается вывод, что да, они и сами были делателями на Божьей жатве. Ведь если сердце горит, тогда мы будем не только жертвовать, но и сами участвовать по мере сил. Видимо, и Павел так думал, и это очень обрадовало его.

     Но это только начало главы. Пойдем дальше: «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования» (1:12). Обстоятельства Павла мы знаем: он был в тюрьме. Но как эти обстоятельства могли послужить к успеху благовествования? Объясняется просто: возле Павла постоянно находился стражник. Каждые шесть часов он менялся, заступал другой. И вот, Павел каждые шесть часов получал в свое распоряжение нового человека. Говорят даже, что их сковывали цепью, так что даже если стражнику не нравилось то, что говорил Павел, уйти он не мог. А Павел не мог молчать. Темница стала для него полем деятельности, и его сторожа один за другим обращались к Богу. Вот так скорбь обернулась радостью, поражение стало успехом. Власти думали ограничить деятельность Павла такими жесткими мерами, а вместо этого напротив, способствовали ей. И Павел радуется.

     В этой главе можно найти и еще одну причину для радости апостола, связанную с благовестием. Когда братья, находившиеся на свободе, узнали о его подвигах в тюрьме и о том, что уже вся претория, так сказать, евангелизирована, это послужило для них стимулом, и они тоже «начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие» (1:14). То есть, не только Павел в темнице развернул бурную благовестническую деятельность, она и на свободе обрела второе дыхание. Братья, которые до этого не были слишком ревностными, стали проповедовать. Правда, не все было так хорошо. Некоторые позавидовали успеху Павла и захотели его превзойти. Но апостол не смотрел на такие мелочи. Для него главным было благовестие: если оно осуществлялось, то все остальное отступало на второй план. Он пишет: «Что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (1:18).

     Итак, первая часть говорит о благовестии и о том, какое это радостное дело. Мне хочется верить, что когда мы будем читать эту главу подробно, в нас тоже проснется ревность о Евангелии, и мы тоже начнем с большею смелостью проповедовать Слово.

 

     Но это только первая глава, за ней идет вторая. Здесь тоже звучит тема радости, но это уже радость о другом. Это «Радость от смирения». Вообще, Бог так усмотрел, что ни одна книга в Библии не писалась от нечего делать или от хорошего настроения. Каждая книга затрагивает какую-то проблему. Что-то было не так в Божьем народе, и вдохновленные Богом авторы своими книгами пытались решить эти проблемы. Это очень утешительно. С одной стороны, мы убеждаемся, что не только мы такие. Те же неприятности, которые мы переживаем, случались и тогда, в библейские времена. А с другой стороны, мы можем найти в Библии ответы на наши вопросы, способы решения наших проблем. Была, к сожалению, проблема и в Филиппийской церкви. Братья и сестры не хотели смиряться, не хотели уступать друг другу. Между ними были разногласия и разномыслия. В четвертой главе можно найти двух сестер, Еводию и Синтихию, которые, с одной стороны, были усердны в благовестии, но, с другой, не могли прийти к согласию друг с другом. Павел умоляет их «мыслить то же о Господе». Но не только эти двое. Судя по всему, в церкви это был больной вопрос, и поэтому апостол уделяет ему так много места.

     Вначале он убеждает филиппийцев: «Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (2:2–3). Видно, что наблюдалось среди них и любопрение, и тщеславие, то есть соперничество и хвастовство. И Павел призывает их к смиренномудрию и взаимному уважению. А затем он ставит в пример Иисуса Христа. Не было во всем мире существа более достойного чести и хвалы, но как Он поступил? Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (2:7–8). Толкователи считают, что эти слова принадлежат не самому Павлу, а он приводит несколько строк из гимна, который пели первые христиане в честь Спасителя. Действительно, здесь чувствуется особый настрой и торжественность.

     А в конце этой части апостол ставит в пример двух служителей, в которых такое смиренное и жертвенное отношение проявлялось ярко и прекрасно. Это, во-первых, Тимофей, замечательный пример смирения и послушания. Что Павел ни говорил ему, Тимофей делал. Куда он ни посылал его, Тимофей шел. «Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании», – пишет он (2:21–22). Второй служитель – это брат из самой Филиппийской церкви по имени Епафродит. Когда филиппийцы сделали сбор для Павла, Епафродит либо сам вызвался, либо охотно согласился пожертвовать своим временем и силами и отправился за многие километры к апостолу в тюрьму. Более того, он там остался, чтобы служить ему в нужде. А потом обстоятельства сложились так, что Епафродит тяжело заболел, едва не умер. Филиппийцы об этом узнали, разволновались, и Павел, когда Епафродит выздоровел, решил отправить его назад, чтобы церковь не тревожилась. Это был брат, который очень любил церковь, и церковь отвечала ему взаимностью. Его Павел ставит в пример и пишет: «Я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален. Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении» (2:28–30).

     Во всей этой части прослеживается мысль, что повиноваться и смиряться – это не тягость, а радость. Это не унизительно, потому что Сам Христос смирился. Напротив, это приносит славу, потому что Бог возносит смиренных. И, кроме того, смиренных любит не только Бог, но и люди. Нам порой кажется, что если мы смиримся, будем почитать друг друга выше себя, то нас перестанут уважать, начнут на нас ездить. Но, оказывается, нет. Вот два примера: Тимофей и Епафродит, братья, которые служили другим и делали то, что им поручали другие. Было ли это унизительно? Напротив, их все любили и уважали. Смиренное послушание приносит радость. Власть и слава портят человека, а кротость и покорность делает счастливым.

 

     Следующая, третья часть и третья глава. Новый повод для радости, и эта радость особенная. Это «Радость о благодати» или, по-другому, радость о спасении во Христе, главная радость христианина. Бог дарует нам много благословений и много поводов для радости, но радость от того, что Бог нас спас во Христе, самая большая и самая великая. Именно она остается у нас, когда любая другая радость угасает. Она помогает нам не терять духа в самых отчаянных обстоятельствах.

     К сожалению, в среде христиан всегда появлялись люди, которые не понимали этой радости, которые считали, что христианская жизнь заключается в исполнении множества требований, законов, заповедей и постановлений. Вслед за апостолом Павлом практически по всем церквам, которые он создал, ходили люди, учившие «иному благовествованию». Они говорили примерно так: «Неужели вы думаете, что Бог вас просто так примет в Свое Царство? Вам нужно заработать свое спасение, оказаться достойными. Вот если вы окажетесь достаточно праведными, исполните должное число заповедей, тогда Он вас спасет, а если не исполните, то погибнете!» И, поскольку эти люди были иудеями, то под номером один в списке заповедей у них стояло обрезание. А потом шли законы о том, что можно есть, что одевать и так далее.

     Вот с этих людей и их учения Павел и начинает эту часть. Он пишет: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания» (3:2). Мы не знаем, насколько серьезно обстояло с этим дело в Филиппийской церкви. Возможно, там вообще еще не появились эти лжеучителя, но Павел знал, что рано или поздно они туда придут. И, заранее предостерегая филиппийцев о грозившей им опасности, он напоминает им сущность Евангелия. В чем заключается Благая Весть? В том, что мы можем предстать перед Богом «не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (3:9). Бог предлагает нам выбор: мы можем явиться к Нему на суд и предложить Ему все свои добрые дела, заслуги и подвиги. Это можно, но будем честными: много ли у нас таких дел? И какого качества эти дела? Исаия подводит итог: «Вся праведность наша – как запачканная одежда» (Ис. 64:6). «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3:20; Гал. 2:16). Но в том-то и заключается наша радость, что мы можем явиться к Богу и другим путем: не со своими делами, а с теми, которые совершил Христос, не со своей праведностью, а с тою, которую Он вменяет нам.

     Для самого Павла здесь не было никакого вопроса или сомнения. Хотя он мог бы похвалиться многими заслугами, он их все почел за сор по сравнению с тем, что предложил ему Христос. Он ухватился за праведность Христову так крепко, как только мог, и от всех своих дел отказался, как от тщетных и пустых.

     Есть особая радость и особое счастье. Это радость и счастье прощения. Я надеюсь, что мы ее испытывали и в отношениях с людьми. Когда мы обижали кого-то, причиняли зло, может быть, серьезное зло: обманывали, воровали, а потом совесть нас мучила и мы, терзаемые виной, шли и просили прощения. И вот, если нас прощали безо всяких условий, без возмещения ущерба и компенсаций, без аннексий и контрибуций, тогда мы испытывали радость от благодати. С одной стороны, нет никакого места для гордости, возношения или самохвальства: виноваты по уши. А с другой, неописуемое облегчение от прощения.

     Вспоминаю случай, который рассказал Джозеф Стоуэлл, пастор и автор многих книг. Однажды директор Воскресной школы попросил его заказать какие-то материалы для уроков. А пасторская жизнь разнообразна и многотрудна. В общем, пастор забыл. Наступает следующее воскресенье, до богослужения полчаса, он идет через зал в свой кабинет. В первом ряду уже сидит директор Воскресной школы и спрашивает: «Пастор, вы заказали материалы?» Брат рассказывал: «Что-то на меня нашло, я как-то механически, не думая, ответил: «Да» и пошел дальше». Он зашел в кабинет, и тут до него стало доходить, что он обманул. Что делать? Вообще, можно было бы заказать эти материалы прямо сейчас, и попросить ускоренную доставку, так что завтра эти материалы были бы уже у директора. И никто бы ничего не узнал, и выглядел бы пастор молодцом. О, как много это значит! Как нам хочется выглядеть хорошо перед людьми! Но именно это и мешает нам прийти к Богу грешниками. Нам хочется чувствовать себя значимыми, и мы обманываем не только других, но и себя, закрывая глаза на сделанные грехи и любуясь своими сомнительными заслугами. Пастор посидел несколько минут, а потом позвал к себе директора и обратился к нему с такой речью: «Брат, я только что сказал тебе, что заказал материалы для Воскресной школы. Я их не заказал. Прошу тебя, прости меня». Директор посмотрел на него, наверное, по глазам все понял и ответил: «Хорошо, брат, я прощаю тебя». Они обнялись, и пастор нисколько не потерял в глазах директора.

     И мы можем прийти к Богу такими, как есть, как пришел к отцу блудный сын, как явился в храм мытарь, бия себя в грудь, как не смея поднять глаз пришла ко Христу грешница, как обратился к Нему разбойник на кресте. Тогда и мы испытаем эту удивительную радость, о которой писал Давид: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Пс. 31:1–2).

     Это величайшее счастье: прийти к Богу ни с чем и получить от Него все. Даром, по благодати. И в этой радости нам нужно оставаться. Много ли мы потрудились или мало, был у нас бурный успех или одна неудача за другой, никогда не забудем: двери рая открыты для нас не потому что мы хорошо постарались, а потому что Христос подарил нам Свою праведность.

 

     И, наконец, последняя, четвертая часть, и четвертый повод для радости. Ее можно назвать «Радость от довольства». Павел снова возвращается к своим обстоятельствам. Обстоятельства были, хотя и благоприятные для благовестия, тем не менее, неблагоприятные для здоровья. Даже когда он был на свободе, ему было несладко: постоянное недоедание, недосыпание, труд, изнурение, наконец, болезни, «язвы Господа Иисуса на теле» и печально известное «жало в плоти». А уж о тюрьме и говорить нечего. К вышеперечисленному добавились железные цепи, натирающие руки и ноги, жесткая постель на холодном, каменном полу, сырые стены и постоянный мрак. И еще непрекращающийся голод. Как говорили те, кто пережил сталинские лагеря, всем им там каждую ночь снился один сон: пролетающие мимо на огромной скорости буханки хлеба.

     Думаю, большая часть из нас в подобных условиях не испытывала бы особого подъема настроения. А Павел, хотя и не ликовал, но и не падал духом. В последней части послания он рассуждает о том, что значит быть довольным. Он открывает филиппийцам секрет довольства. Он высказывает истину простую и очевидную, но, к сожалению, мало кто ее понимает или в нее верит. Истина такая: довольство человека не зависит от того, что у него есть или чего у него нет. Можно иметь все, чего душа пожелает, и быть недовольным, и хотеть еще больше. А можно иметь только скромную одежду и скудное пропитание, и быть довольным тем.

     Павел высказывает эту мысль в словах: «Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне… Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (4:10–13). Обратите внимание, что Павел не просто научился терпеть голод, он научился быть довольным тем, что у него было. Это слово «доволен» в четвертой главе встречается дважды. Павел был доволен, когда филиппийцы прислали ему немного денег, и он смог свободнее вздохнуть. Но и когда денег не было, он был доволен тем, что было.

     Умение быть довольным – великое мастерство. Об этом рассуждает, например, Екклесиаст, глядя на людей мира, вся жизнь у которых – «суета и томление духа». Человек работает день и ночь, собирает состояние, а потом умирает, и все сбережения идут неизвестно куда. «А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде… Все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя» (Еккл. 5:16; 2:23). Так живут миллионы, миллиарды людей. Но вот Павел, в худших и бесчеловечнейших условиях – доволен и ни в чем не нуждается. Это ему принадлежат великие слова: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным… Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6:6, 8).

     И это касается не только денег и зарплат. Это касается условий, места жительства. Например, молодые люди рвутся уехать из нашего города. Все им здесь не так: и места мало, и работа неприбыльная. А Бог призывает нас быть довольными и искать не земного, а небесного. Или церковь. Сколько есть христиан, которые недовольны своей церковью. Как там поется: «Плохой для них пресвитер, не нравится им хор, не так сказали слово, и не на месте сбор». Это не в церкви дело, это в сердце. Почему одна и та же церковь для одних самая лучшая, а для других – плохая? То ли это глаза и уши прочистить нужно, то ли сердце нуждается в очищении.

     Как же нам получить это довольство, этот мир, которого так не хватает? Павел отвечает: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе… Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами» (4:6–7, 9). Это радость особая, радость свободы от всего материального и земного, когда вы радуетесь не тому, что у вас все это есть, а тому, что вам это все не нужно. Что вам и так хорошо, и жизнь и счастье ваше не в том, что вы собрали, накопили, заработали, а в Боге.

 

Аудиозапись этой проповеди можно скачать по ссылке:

ФайлЗагрузить: Четыре повода для радости. Послание к Филиппийцам

Размер файла: 19 400 Кб

Загружено: 154